Рабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:
1. Литературное чтение: программа : 1–4 классы / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. : Вентана-Граф, 2012.
2. Литературное чтение. 4 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Омороко-ва. – М. : Вентана-Граф, 2014.
3. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение. 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2017.
4. Литературное чтение. 4 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средства её осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и оценки событий;
– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
– овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе являются:
– понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
– формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
– понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
– достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
– умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны достигнуть следующих результатов и научиться:
– читать осознанно, правильно, выразительно в соответствии с нормами литературного произношения вслух и про себя;
– использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодику речи).
Темп чтения: вслух – не менее 80 слов, про себя – не менее 110 слов;
– читать наизусть не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы;
– понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
– понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
– осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
– проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
– работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
– пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
– проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
– воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
– пользоваться чтением для решения различных учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
– читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча – не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
– читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
– пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
– различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
– ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; выделять сюжетную линию: устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
– работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
– понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
– пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
– выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;
– составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства;
– определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
– отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения художественного произведения;
– сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2–3 отличительные особенности;
– формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
– работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Ученик научится:
– различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
– сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
– использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор-герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;
– практически находить в тексте произведения средства выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры – и объяснять их роль;
– подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение;
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
– находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
– различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность».
Ученик научится:
– читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
– создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
– выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
– писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
– творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
– сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
– пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
– создавать собственные тексты (повествование – по аналогии; рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя или пейзаж).
Раздел «Чтение: работа с информацией».
Ученик научится:
– находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
– прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
– работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
– использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
– пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
– находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
– находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
– собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Содержание учебного предмета
Произведения фольклора: сказки («Иван-царевич и Серый волк», «Марья Моревна»), загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки, легенды («Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»), былины («Волх Всеславович», «Вольга Святославич», «Святогор»), героические песни («Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море»).
Басни. Русские баснописцы: И. А. Крылов («Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Крестьянин в беде», «Осёл и Соловей»), И. И. Хемницер («Стрекоза», «Друзья»), Л. Н. Толстой («Стрекоза и муравьи»), И. И. Дмитриев («Муха», «Петух, кот и мышонок»), А. Е. Измайлов («Кукушка», «Лестница»).
Произведения В. А. Жуковского: «Песня», «Ночь», «Вечер», «Загадки», «Спящая царевна» (сказка), «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери».
Произведения А. С. Пушкина: «Осень» (отрывок), «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» (в сокращении), «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о золотом петушке».
Произведения М. Ю. Лермонтова: «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины», «Утёс», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).
Произведения П. П. Ершова: «Конёк-Горбунок» (отрывки), «Кто он?» (в сокращении).
Произведения В. М. Гаршина: «Лягушка-путешественница» (сказка), «Сказка о жабе и розе».
Произведения русских писателей о детях: Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (глава IV, в сокращении), К. М. Станюкович «Максимка», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Произведения зарубежных писателей: В. Гюго «Козетта» (отдельные главы), Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки), «Приключения Гекльберри Финна» (главы из романа), Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» (в сокращении), «Самое невероятное», «Девочка со спичками», «Дети года» (стихотворение).
В мире книг: Детская Библия. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Мифы Древней Греции: «Арион», «Дедал и Икар». Мифы народов мира: «Ярило-Солнце» (славянский миф), «Творение», «Создание ночи» (древнеиндийские мифы), «Подвиги стрелка И» (древнекитайский миф). Книги Древней Руси: «Повести временных лет» (отрывки), «О князе Владимире» (отрывок из жития).
Произведения Л. Н. Толстого: «Акула», «Черепаха», «Русак» (рассказы), «Два брата» (сказка), «Мужик и Водяной» (басня), «Святогор-богатырь» (былина).
Стихи А. А. Блока: «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».
Стихи К. Д. Бальмонта: «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык» (в сокращении), «Золотая рыбка».
Произведения А. И. Куприна: «Скворцы» (рассказ), «Четверо нищих» (легенда), «Воспоминания об А. П. Чехове».
Стихи И. А. Бунина: «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Листопад» (отрывок).
Произведения С. Я. Маршака: «Словарь», «Загадки», «Зелёная застава» (стихотворения), «Двенадцать месяцев» (избранные картины), «Сказка про козла» (пьесы), «Ледяной остров» (повесть в стихах), перевод Р. Бёрнса «В горах моё сердце».
Стихи Н. А. Заболоцкого: «Детство», «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».
Произведения о детях войны: В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы), К. Симонов «Сын артиллериста».
Стихи Н. М. Рубцова: «Берёзы», «Тихая моя родина», «Ласточка».
Произведения С. В. Михалкова: стихотворения «Школа», «Хижина дяди Тома», «Как бы мы жили без книг?», басни «Зеркало», «Любитель книг», «Чужая беда», сказка «Как старик корову продавал».
Юмористические произведения: Н. Носов «Федина задача», И. Гамазкова «Страдания», В. Драгунский «Тайное становится явным», М. Горький «Пепе».
Очерки: И. Соколов-Микитов «Родина», М. Шолохов «Любимая мать-отчизна», А. Куприн «Сказки Пушкина», Н. Шер «Картины-сказки», М. Горький «О сказках», Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич», С. В. Михалков «Слово о Крылове», К. И. Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов», К. Г. Паустовский «Великий сказочник» (в сокращении), А. И. Куприн «Памяти Чехова», В. М. Рыбаков «О книге Дж. Свифта», В. М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» (в сокращении), Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди», М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь».
Путешествия. Приключения. Фантастика: Н. Вагнер «Фея Фантаста», «Берёза», «Сказка», «Руф и Руфина», Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипуто
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Дом. задание |
по плану | по факту |
1 четверть – 24 ч. |
Раздел 1. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7 ч) |
1 | 04.09 | | Малые жанры фольклора. Доп. чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна» | 1 | Хр. 1 с. 3-7 |
2 | 05.09 | | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Вопрос 8 с.18 |
3 | 07.09 | | Былина «Волх Всеславович» | 1 | Составьте план былины «Волх Всеславович» |
4 | 11.09 | | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже» | 1 | с. 24-26 - пересказ |
5 | 12.09 | | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | 1 | Вопрос 5 с. 32 |
6 | 14.09 | | Доп. чтение. Песня-слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море». Обобщение | 1 | Хр. 1 с. 8-11, сообщение о А. В. Суворове; презентацию «Защитники Отечества» |
7 | 18.09 | | Входная контрольная работа за 3 класс | 1 | Чтение доп. литературы |
Раздел 2. Басни. Русские баснописцы (6 ч) |
8 | 19.09 | | И. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» | 1 | с. 39-44 - наизусть по выбору |
9 | 21.09 | | И. Хемницер «Друзья». Доп. чтение. И. Крылов «Крестьянин в беде» | 1 | с. 45, хр.1 с. 117-119 - выразительно басню по выбору |
10 | 25.09 | | А. Измайлов «Кукушка». Доп. чтение. А. Измайлов «Лестница» | 1 | с. 47-48, хр. 1 с. 116-117 - выразительно басню по выбору |
11 | 26.09 | | Комплексная работа (по тексту) | 1 | Чтение доп. литературы |
12 | 28.09 | | И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Доп. чтение. И. Крылов «Осёл и Соловей». С. Михалков «Слово о Крылове» | 1 | с. 49-53, хр. 1 с. 119-120 - наизусть басню по выбору |
13 | 02.10 | | Обобщение по разделу «Басни». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | книги-самоделки «Любимые басни и баснописцы» |
Раздел 3. Произведения В. А. Жуковского (5 ч) |
14 | 03.10 | | В. Жуковский «Песня», «Ночь» | 1 | с. 58 - наизусть |
15 | 05.10 | | Доп. чтение. В. Жуковский «Вечер», «Загадки» | 1 | Хр. 1 с. 83-84 - наизусть по выбору |
16 | 09.10 | | Волшебные сказки в стихах. В. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | с. 60-73 – рисунок, выучите понравившийся эпизод |
17 | 10.10 | | Доп. чтение. В. Жуковский «Сказка о царе Берендее…» | 1 | Хр. 1 с. 85-114 - краткий пересказ сказки, рисунок |
18 | 12.10 | | Обобщение. Произведения Жуковского. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Составьте вопросы для викторины по произведениям В. Жуковского |
Раздел 4. Произведения А. С. Пушкина (5 ч) |
19 | 16.10 | | А. С. Пушкин «Осень». Доп. чтение. Г. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) | 1 | с. 74-76 - наизусть один из отрывков |
20 | 17.10 | | Контрольная работа за I четверть | 1 | Чтение доп. литературы |
21 | 19.10 | | А. С. Пушкин «И. И. Пущину», «Зимняя дорога» | 1 | с. 76, 79-80 – выразительно стих. По выбору |
22 | 23.10 | | Доп. чтение. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля | 1 | Творческая работа «Любимые герои сказок А. С. Пушкина» |
23 | 24.10 | | Доп. чтение. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Найдите в Интернете интересные факты из жизни А. С. Пушкина |
Раздел 5. Произведения М. Ю. Лермонтова (3 ч) |
24 | 26.10 | | М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...», «Парус» | 1 | |
2 четверть – 24 ч. |
25 | 06.11 | | Стихи о природе М. Ю. Лермонтова. М. Лермонтов «Горные вершины», «Утёс» | 1 | с. 85-87 - наизусть |
26 | 07.11 | | М. Лермонтов. Восточная сказка «Ашик-Кериб» | 1 | Найдите в Интернете интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова |
Раздел 6. Произведения П. П. Ершова (4 ч) |
27 | 09.11 | | П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки) | 1 | с. 88-97 - перечитать |
28 | 13.11 | | П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывки) | 1 | с. 88-97 - наизусть отрывок, рисунок |
29 | 14.11 | | П. Ершов «Кто он?» | 1 | Вопрос 2 с.99 |
30 | 16.11 | | Обобщение «Русские поэты». Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Подготовьте сообщение о лягушках |
Раздел 7. Произведения В. М. Гаршина (3 ч) |
31 | 20.11 | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Перескажите от имени лягушки один из эпизодов сказки с.102-110 |
32 | 21.11 | | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Хр. 1 с. 154-165 - прочитайте |
33 | 23.11 | | Доп. чтение. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Напишите отзыв: хр. 1 с. 154-165 |
Раздел 8. Произведения русских писателей о детях (3 ч) |
34 | 27.11 | | Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы») | 1 | Нарисуйте иллюстрацию «Жучка – собачка Тёмы» |
35 | 28.11 | | Доп. чтение. К. Станюкович «Максимка» | 1 | Подобрать интересные факты из жизни К. Станюковича |
36 | 30.11 | | Доп. чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Хр.2 с. 44-69 - прочитайте |
Раздел 9. Произведения зарубежных писателей (10 ч) |
37 | 04.12 | | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 1 | с. 124-142 - пересказ |
38 | 05.12 | | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 1 | Прочитайте книгу В. Гюго о детях и напишите отзыв |
39 | 07.12 | | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | с. 143- 154 - пересказ |
40 | 11.12 | | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Хр. 2 с. 3-15 - прочитайте |
41 | 12.12 | | Доп. чтение. Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | Напишите отзыв: хр. 2 с. 3-15 |
42 | 14.12 | | Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди» | 1 | с. 155-173, вопрос 4 |
43 | 18.12 | | Контрольная работа за II четверть | 1 | Чтение доп. литературы |
44 | 19.12 | | Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года» | 1 | Создайте книгу-самоделку «Дети года» |
45 | 21.12 | | К. Паустовский «Великий сказочник». Доп. чтение. Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками» | 1 | Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками» - пересказ |
46 | 25.12 | | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Чтение доп. литературы |
Раздел 10. В мире книг (7 ч) |
47 | 26.12 | | Библейские предания «Суд Соломона», «Блудный сын» | 1 | Вопрос 2 хр. 1 с.45 |
48 | 28.12 | | Древнегреческий миф «Арион», «Дедал и Икар» | 1 | |
3 четверть – 29 ч. |
49 | 15.01 | | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | 1 | Хр. 1 с. 66-69, 81 - пересказ мифа (по выбору) |
50 | 16.01 | | Доп. чтение. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И» | 1 | Хр. 1 с.69-81 – пересказ |
51 | 18.01 | | «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет»). «О князе Владимире» (отрывок из жития) | 1 | Мини-сочинение на тему: «Что я узнал о Ярославе», «Что я узнал о Владимире» (на выбор) |
52 | 22.01 | | Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке» | 1 | Составьте наставление для себя |
53 | 23.01 | | «Поучение Владимира Мономаха детям» (отрывок из «Повести временных лет») | 1 | Проект «Древнерусские слова», сообщение о Л. Н. Толстом |
Раздел 11. Произведения Л. Н. Толстого (7 ч) |
54 | 25.01 | | Л. Н. Толстой «Акула» | 1 | с. 4-8, вопрос 7 |
55 | 29.01 | | Л. Н. Толстой «Два брата» | 1 | с. 8-12, вопросы |
56 | 30.01 | | Л. Н. Толстой «Мужик и Водяной» | 1 | с. 12-14 - выразительно |
57 | 01.02 | | Л. Н. Толстой «Черепаха» | 1 | с. 15-17, вопрос 6 |
58 | 05.02 | | Л. Н. Толстой «Русак» | 1 | с. 18-20, вопрос 5 |
59 | 06.02 | | Былина Л. Н. Толстого «Святогор-богатырь | 1 | с. 21-23, вопрос 4 |
60 | 08.02 | | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Сообщение о жизни и творчестве А. А. Блока |
Раздел 12. Стихи А. А. Блока (2 ч) |
61 | 12.02 | | А. Блок «Россия» | 1 | с. 26-28 - наизусть |
62 | 13.02 | | А. Блок «Рождество» | 1 | с.28-30 – выразительно, сообщение о К. Бальмонте |
Раздел 13. Стихи К. Д. Бальмонта (4 ч) |
63 | 15.02 | | К. Бальмонт «Россия» | 1 | с.31-33 - выразительно |
64 | 19.02 | | К. Бальмонт «К зиме» | 1 | с.33-34 - наизусть |
65 | 20.02 | | К. Бальмонт «Снежинка», «Камыши» | 1 | с.34-36 - выразительно |
66 | 22.02 | | К. Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи». Доп. чтение. К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка» | 1 | с.37-39 - наизусть |
Раздел 14. Произведения А. И. Куприна (4 ч) |
67 | 26.02 | | А. Куприн «Скворцы» | 1 | с.41-54, вопрос 7 |
68 | 27.02 | | Доп. чтение. А. Куприн «Четверо нищих» | 1 | Хр. 2 с.71-76 - пересказ |
69 | 01.03 | | Доп. чтение. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк» | 1 | Хр. 2 с.91-101, 211-217 – задания |
70 | 05.03 | | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя» | 1 | Сообщение о жизни и творчестве И. А. Бунина |
Раздел 15. Стихи И. А. Бунина (3 ч) |
71 | 06.03 | | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство» | 1 | с.57-59 - наизусть |
72 | 12.03 | | И. Бунин «Листопад» (отрывок) | 1 | с.61-64 - отрывок наизусть, сообщение о С. Я. Маршаке |
73 | 13.03 | | Контрольная работа за III четверть | 1 | Чтение доп. литературы |
Раздел 16. Произведения С. Я. Маршака (6 ч) |
74 | 15.03 | | С. Маршак «Словарь» Доп. чтение. С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава» | 1 | с.66-67- наизусть |
75 | 19.03 | | Доп. чтение. С. Маршак «Загадки», «Зелёная застава» | 1 | Хр. 2 с.102 – наизусть, рисунки |
76 | 20.03 | | Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные картины) | 1 | с.67-102 – по ролям |
77 | 22.03 | | Пьесы-сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» (избранные картины) | 1 | |
4 четверть – 24 ч. |
78 | 02.04 | | Доп. чтение. С. Маршак «Сказка про козла» | 1 | Подготовьте инсценировку хр. 2 с.115-126 |
79 | 03.04 | | С. Маршак – переводчик. Р. Бёрнс «В горах моё сердце...» (перевод С. Маршака) | 1 | с.102-103 - наизусть, рисунок на тему «Любимый уголок моей Родины» |
Раздел 17. Стихи Н. А. Заболоцкого (2 ч) |
80 | 05.04 | | Н. Заболоцкий «Детство» | 1 | с.104-105 - наизусть |
81 | 09.04 | | Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке». Доп. чтение. Н. Заболоцкий «Весна в лесу» | 1 | Хр. 2 с.159-160 - выразительно |
Раздел 18. Произведения о детях войны (3 ч) |
82 | 10.04 | | В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 1 | Хр. 2 с.160-176 - выразительно |
83 | 12.04 | | В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 1 | Книги о детях войны |
84 | 16.04 | | Доп. чтение. К. Симонов «Сын артиллериста» | 1 | Хр. 2 с.126-135 – выразительно, сообщение о Н. М. Рубцове |
Раздел 19. Стихи Н. М. Рубцова (4 ч) |
85 | 17.04 | | Н. Рубцов «Берёзы» | 1 | с.108-109 - наизусть |
86 | 19.04 | | Н. Рубцов «Тихая моя родина». Доп. чтение. Н. Рубцов «Ласточка» | 1 | Хр. 2 с.177 – выразительно, сообщение об А. Платонове |
87 | 23.04 | | Доп. чтение. А. Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок» | 1 | Хр. 2 с.153-158 - пересказ от имени девочки |
88 | 24.04 | | Комплексная работа (по тексту) | 1 | Чтение доп. литературы |
Раздел 20. Произведения С. В. Михалкова (2 ч) |
89 | 26.04 | | С. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома». Доп. чтение. С. Михалков «Как бы мы жили без книг?». Книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» | 1 | с.116-118 - выразительно |
90 | 30.04 | | С. Михалков «Зеркало». Доп. чтение. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда» | 1 | Хр. 2 с.180-181 - выразительно |
Раздел 20. Юмористические произведения (4 ч) |
91 | 07.05 | | Н. Носов «Федина задача» | 1 | Отзыв о рассказе с.122-127 |
92 | 08.05 | | Контрольная работа за IVчетверть | 1 | Чтение доп. литературы |
93 | 14.05 | | И. Л. Гамазкова. «Страдания». Доп. чтение. В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | Хр. 2 с.183-187 – пересказ, детские журналы и газеты |
94 | 15.05 | | Контрольная работа за курс 4 класса | 1 | Чтение доп. литературы |
Раздел 21. Очерки (3 ч) |
95 | 17.05 | | И. Соколов-Микитов «Родина». Доп. чтение. М. Шолохов. «Любимая мать-отчизна» | 1 | с.129-130, хр. 2 с.219-220 – выраз. один из очерков |
96 | 21.05 | | Очерки о людях. А. Куприн «Сказки Пушкина». Н. Шер «Картины-сказки» | 1 | Очерк о знакомстве с картинами В. М. Васнецова, сообщение о М. Горьком |
97 | 22.05 | | Обобщение. Рубрика «Проверьте себя». Доп. чтение. Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Хр. 2 с.220-221 – выраз., сообщение о Н. П. Вагнере |
Раздел 22. Путешествия. Приключения. Фантастика (5 ч) |
98 | 24.05 | | Н. Вагнер «Фея Фантаста» | 1 | с.141-146 - пересказ |
99 | 28.05 | | Н. Вагнер «Берёза» | 1 | с.146-155 - выразительно один из эпизодов |
100 | 29.05 | | Доп. чтение. Н. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина» | 1 | Хр. 2 с.35-44 – выраз. один из эпизодов, сообщение о Дж. Свифте |
101 | 31.05 | | Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы) | 1 | |
Итого: 101 час
6