СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению,4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Авторская программа Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», издательство «Вентана-Граф», 2015 г. в рамках образовательной системы обучения УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова.
  • Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Литературное чтение».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению,4 класс.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению 4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта); образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Иркутска гимназии №1

  • рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

  • авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», издательство «Вентана-Граф», 2012г. в рамках образовательной системы обучения УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф.Виноградова.

  • Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Литературное чтение».

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

  • дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-популярных произведений;

  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель курса «Литературное чтение» — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Организация проектной исследовательской деятельности

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей про­грамме, предполагает:

- ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они при­обретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

- использование критериальной системы оценивания;

- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их фор­мирования;

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необхо­димости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.

Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах (словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование), по результатам кото­рых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных навыков.

Тематический контроль может быть осуществлен в разных формах как по отдельности, так и в комплексе. Например, последовательно тестирование (для проверки теоретических знаний и умений), затем диктант (для проверки уме­ний и навыков по разделу).

Любая положительная отметка за задание означает учебный успех учащегося по системе «зачет-незачет» и является доказательством усвоения необходимого минимума сис­темы опорных знаний.

Для отслеживания уровня освоения универсальных учебных действий и метапредметных умений можно использовать проектную деятельность. С этой целью рекомендуется ис­пользовать специально предназначенные страницы учебника, а также комплексную кон­трольную работу, отдельные задания которой направлены на умение работать с текстом, проверку уровня овладения письменной речью.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.

Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик нау­чится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетвори­тельно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

Отметка "5" ("отлично”) ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.


К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.

При выставлении отметки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);

индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;

ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.


Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

замер скорости чтения;

ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

выполнение заданий по ориентировке в книгах;

наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

наблюдение за читательской деятельностью учащихся;

анализ читательского дневника;

анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотациях, презентациях;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).


Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс - 1/4 стр.

3 класс - 1/3 стр.

4 класс - 1/2 стр.

Отметки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности.


Отметка "5" ставится ученику, если он:

понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие);

читает целыми словами (2 полугодие);

читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передаёт содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

твёрдо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.


Отметка "4" ставится ученику, если он:

читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).


Отметка "3" ставится ученику, если он:

читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвёрдо, читает монотонно.


Отметка "2" ставится ученику, если он:

читает монотонно, по слогам (1полугодие);

читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

допускает более 6 ошибок;

искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

при чтении наизусть стихотворения текст воспроизводит не полностью.



Ценностные ориентиры содержания.

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм

и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Результаты освоения учебного предмета

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего
последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных
действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа
обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:

    1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
      за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
      национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
      российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
      ориентации;

    2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
      органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
      других народов;

    4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
      развивающемся мире;

    5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
      деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
      числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
      нормах, социальной справедливости и свободе;

    7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
      отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
      социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
      ситуаций;

    10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
      мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
      материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:

      1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

      2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

      3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

      4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

      5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

      6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

      7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

      8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

      9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

      10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

      12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

      13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

      14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

      15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

      16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты обучения

в результате изучения литературного чтения учащиеся должны:
знать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, имена,
    отчества и фамилии их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
    называть, приводить примеры:

  • сказок народных и литературных;

  • стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение,
    басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

  • виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча - в соответствии с
    индивидуальным темпом учащихся;

  • выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы,
    специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к
    тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
    оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой;

Содержание учебного предмета

Круг чтения:

Для чтения и обсуждения в классе.

Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из библии. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей- классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно- познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания. Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей- сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения.

  • Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

  • Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.

Жанрово- тематическое разнообразие.

  • Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки ( народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно- художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

  • Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения ( «день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

  • Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра- земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

  • Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

  • Рассказы: художественные, научно- популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально- образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя.

  • Отношение автора к своим героям.

  • Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

  • Научно- художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

  • Научно- популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

  • Очерк- повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями в жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

  • Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса- сказка, очерк, научно- популярное и научно- художественное произведения.

  • Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге.

Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрация, аннотация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников.

Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх - драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения:

-осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;

-выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;

  • использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика);

-использование сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;

  • чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе - не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом:

-установление смысловых связей между частями текста; -определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; -сопоставление поступков героев;

-понимание и различие значений слов в тексте;

-нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;

  • выделение в тексте эпитетов, сравнений;

  • составление простого плана к рассказу, сказке;

  • подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;

  • составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);

  • выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам. Читательские умения (работа с произведением и книгой):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему; -чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Контроль уровня обучения

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение,
беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа. Примерное
распределение КИМ (возможны коррективы):

КИМ

I

полугодие

II

полугодие

Итого

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

1

1

2

Навык чтения молча.

2

2

4

Начитанность

2

2

4

Выразительность чтения.

1

2

3

Литературная эрудиция — литературные диктанты

2

1

3

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания.

8

8

16

Итого:

16

16

32




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!