
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Срок реализкции рабочей учебной программы:2017-2018 учебный год. На изучение курса отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю. Ведущие формы обучения: фронтальная работа, индивидуальное обучение, работа в парах и группах.
Методы обучения:словесные,наглядные,практические,проблемно-поисковые,репродуктивные.
Технологии обучения: учебный диалог, проектная деятельность, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1. | Вводный урок. | 1 |
2. | Самое великое чудо на свете. | 4 |
3. | Устное народное творчество. | 15 |
4. | Люблю природу русскую. Осень. | 8 |
5. | Русские писатели. | 14 |
6. | О братьях наших меньших. | 12 |
7. | Из детских журналов. | 9 |
8. | Люблю природу русскую. Зима. | 9 |
9. | Писатели детям. | 17 |
10. | Я и мои друзья. | 10 |
11. | Люблю природу русскую. Весна. | 9 |
12. | И в шутку и всерьёз. | 14 |
13. | Литература зарубежных стран. | 12 |
14. | Резервные уроки. | 2 |
Результаты изучения курса.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 2 класса
Обучающиеся должны:
владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
составлять пересказ ( краткий, полный) прочитанного текста;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища;
Обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.
Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :
беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Список литературы:
Для учителя:
1.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,Л.А.Виноградская)Москва«Просвещение»2012
2.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч.Ч.2(сост.
Л.Ф.Климанова, Г.Горецкий ,Л.А.Виноградская)Москва«Просвещение»2012
3.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.-М.:ВАКО,1012.
Для учащихся:
1.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,Л.А.Виноградская)Москва«Просвещение»2012
2.Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2ч.Ч.2(сост.Л.Ф.Климанова, Г.Горецкий ,Л.А.Виноградская)Москва«Просвещение»2012
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Вид контроля,измерители |
план | факт |
1 | | | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | текущий |
Самое великое чудо на свете (4 часа) |
2 | | | Самое великое чудо на свете. Книги, прочитанные летом. | 1 | текущий |
3 | | | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | 1 | проверка техники чтения |
4 | | | Библиотеки. | 1 | текущий |
5 | | | Книги. Р. Сеф « Читателю». | 1 | текущий |
Устное народное творчество (15) |
6 | | | Устное народное творчество | 1 | текущий |
7 | | | Русские народные песни | 1 | текущий |
8 | | | Русские народные потешки и прибаутки | 1 | текущий |
9 | | | Скороговорки, считалки, небылицы | 1 | текущий |
10 | | | Загадки, пословицы, поговорки | 1 | тест |
11 | | | СКАЗКИ. Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | текущий |
12 | | | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | пересказ |
13 | | | Сказка «У страха глаза велики» | 1 | текущий |
14 | | | Сказка «Лиса и тетерев» | 1 | пересказ |
15 | | | Сказка «Лиса и журавль» | 1 | пересказ |
16 | | | Сказка «Каша из топора» | 1 | пересказ проверка техники чтения |
17 | | | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | текущий |
18 | | | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | текущий |
19 | | | Викторина по сказкам | 1 | текущий |
20 | | | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | тест |
| | | Люблю природу русскую. Осень.(8) | | |
21 | | | Люблю природу русскую. Осень. | 1 | текущий |
22 | | | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | чтение наизусть |
23 | | | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 | текущий |
24 | | | А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 | чтение наизусть |
25 | | | Осенние листья. | 1 | текущий |
26 | | | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | текущий |
27 | | | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | текущий |
28 | | | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1 | тест |
| | | Русские писатели.(14) | | |
29 | | | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | текущий |
30 | | | Стихи А Пушкина. | проверка техники чтения |
31 | | | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | текущий |
32 | | | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | текущий |
33 | | | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | текущий |
34 | | | Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | текущий |
35 | | | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | текущий |
36 | | | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | текущий |
37 | | | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | текущий |
38 | | | Л. Толстой «Филипок » | пересказ |
39 | | | Л. Толстой «Филипок |
40 | | | Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | пересказ |
41 | | | Весёлые стихи | текущий |
42 | | | Обобщение по разделу «Русские писатели» | тест |
| | | О братьях наших меньших(12) | | |
43 | | | О братьях наших меньших | 1 | текущий |
44 | | | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | текущий |
45 | | | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | текущий |
46 | | | Рассказы о животных. | 1 | текущий |
47 | | | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | пересказ |
48 | | | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | проверка техники чтения |
49 | | | Е Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | пересказ |
50 | | | Е Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | текущий |
51 | | | Б.Житков «Храбрый утёнок» | 1 | пересказ |
52 | | | В.Бианки «Музыкант» | 1 | пересказ |
53 | | | В.Бианки «Сова» | 1 | текущий |
54 | | | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | текущий |
| | | Из детских журналов(9) | | |
55 | | | Из детских журналов. Проект «Любимый детский журнал». | 1 | текущий |
56 | | | Д.Хармс «Игра» | 1 | текущий |
57 | | | Д.Хармс «Вы знаете?...» | 1 | текущий |
58 | | | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | текущий |
59 | | | Д.Хармс «Что это было?» | 1 | текущий |
60 | | | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | текущий |
61 | | | Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 | текущий |
62 | | | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 | текущий |
63 | | | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 | проверка техники чтения |
| | | Люблю природу русскую. Зима(9) | | |
64 | | | Люблю природу русскую. Зима | 1 | текущий |
65 | | | Стихи о первом снеге. | 1 | текущий |
66 | | | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | текущий |
67 | | | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 | чтение наизусть |
68 | | | Сказка «Два Мороза» | 1 | пересказ |
69 | | | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | текущий |
70 | | | А.Барто «Дело было в январе» | 1 | текущий |
71 | | | С.Дрожжин «Улицей гуляет». | 1 | чтение наизусть |
72 | | | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | тест |
| | | Писатели- детям(17) | | |
73 | | | Писатели- детям | 1 | пересказ |
74 | | | К.Чуковский «Путаница» | текущий |
75 | | | К.Чуковский «Радость» | текущий |
76 | | | К.Чуковский «Федорино горе» | текущий |
77 | | | К. Чуковский «Федорино горе» | текущий |
78 | | | С.Маршак «Кот и лодыри» | текущий |
79 | | | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | текущий |
80 | | | С.Михалков «Мой щенок» | текущий |
81 | | | А.Барто «Верёвочка» | текущий |
82 | | | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | текущий |
83 | | | А.Барто «Вовка добрая душа» | текущий |
84 | | | Н.Носов «Затейники» | пересказ |
85 | | | Н.Носов «Живая шляпа» | пересказ |
86 | | | Н.Носов «Живая шляпа» | пересказ |
87 | | | Н.Носов «На горке» | проверка техники чтения |
88 | | | Н.Носов «На горке» | пересказ |
89 | | | Обобщение по разделу «Писатели- детям» | текущий |
| | | Я и мои друзья(10) | | |
90 | | | Я и мои друзья | 1 | текущий |
91 | | | Стихи о дружбе и обидах | 1 | |
92 | | | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | 1 | текущий |
93 | | | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | пересказ |
94 | | | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | пересказ |
95 | | | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | текущий |
96 | | | В.Осеева «Хорошее» | 1 | текущий |
97 | | | В.Осеева «Почему?» | 1 | пересказ |
98 | | | В.Осеева «Почему?» | 1 | |
99 | | | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 | текущий |
| | | Люблю природу русскую. Весна(9) | | |
100 | | | Стихи Ф.Тютчева о весне | 1 | проверка техники чтения |
101 | | | Стихи А.Плещеева о весне | 1 | чтение наизусть |
102 | | | А.Блок «На лугу» | 1 | |
103 | | | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | чтение наизусть |
104 | | | И.Бунин «Матери» | 1 | текущий |
105 | | | А.Плещеев «В бурю» | 1 | |
106 | | | Е. Благинина «Посидим в тишине» | 1 | текущий |
107 | | | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | текущий |
108 | | | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | тест |
| | | И в шутку и всерьёз(14) | | |
109 | | | И в шутку и всерьёз | 1 | текущий |
110 | | | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | текущий |
111 | | | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 | текущий |
112 | | | Б.Заходер Песенка Винни-Пуха | 1 | текущий |
113 | | | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | текущий |
114 | | | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» | 1 | текущий |
115 | | | Стихи Э.Успенского | 1 | проверка техники чтения |
116 | | | Стихи В.Берестова | 1 | текущий |
117 | | | Стихи И.Токмаковой | 1 | текущий |
118 | | | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | текущий |
119 | | | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | текущий |
120 | | | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | текущий |
121 | | | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | текущий |
122 | | | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» | 1 | текущий |
| | | Литература зарубежных стран(12) | | |
123 | | | Литература зарубежных стран. Проект « Мой любимый писатель сказочник». | 1 | текущий |
124 | | | Американская и английские народные песенки | текущий |
125 | | | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» | текущий |
126 | | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | пересказ |
127 | | | Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
128 | | | Ш.Перро «Красная Шапочка» | пересказ |
129 | | | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | пересказ |
130 | | | Э.Хогарт «Мафин и паук» | |
131 | | | Э.Хогарт «Мафин и паук» | текущий |
132 | | | Любимые сказки зарубежных писателей. | текущий |
133 | | | Презентация проекта « Мой любимый писатель сказочник». | проверка техники чтения |
134 | | | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | текущий |
135 | | | Итоговый урок . | 1 | |
136 | | | Советуем прочитать. | | |
Итого: 136 часов