Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
У ученика будут сформированы:
- навыки составления небольшого текста о родном крае, о природе родного края;
- понимание своей принадлежности к определённому народу России; уважительного отношения к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
- умение размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- умение понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животными т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней.
Метапредметные результаты
- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
-осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и
иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметные результаты
Ученик научится:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
- чётко и правильно произносить все звуки;
- плавно читать по слогами целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
- соотносить иллюстрации и текст;
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить название рассказа с его содержанием;
- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
- задавать вопросы по прочитанному произведению;
- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
- пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
- определять особенности прозаического и поэтического текстов;
- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
- сравнивать разные произведения на одну тему.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Мир детства (8ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Раздел 2. Россия - Родина моя ( 9ч)
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Мир детства - 8ч.
«Я и книги» ( 2 часа)
Е.Н.Егорова. Нянины сказки.
Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею.
Л.К.Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.
«Я взрослею» (3 часа)
Пословицы.
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком
В.В. Бианки. Сова.
Б.В. Шергин. Плотник думает топором.
Е.А. Пермяк. Маркел-Самодел и его дети.
В.В. Голявкин. Этот мальчик.
С.П. Алексеев. Медаль.
Пословицы.
« Семья крепка ладом» (2 часа)
Л.Н. Толстой Отец и сыновья.
М.В. Дружинина. Очень полезный подарок.
С.Г. Георгиев. Стрекот кузнечика.
В.В. Голявкин. Мой добрый папа.
Пословицы.
« Я фантазирую и мечтаю» (1 час)
Н.К. Абрамцева. Заветное желание.
Е.В. Григорьева. Мечта.
Л.Н. Толстой. Воспоминания.
«Россия-Родина моя»- 9 ч.
Люди земли Русской(3 часа)
В.А. Бахревский. Рябово
М.А.Булатов,
В.И. Порудоминский
Собирал человек слова.
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь.
И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский.
« Народные праздники, связанные с временами года» (3 часа)
И.С. Шмелёв. Масленица. Песни-веснянки.
Л.Ф. Воронкова. Праздник весны.
В.А. Жуковский. Жаворонок.
А.С. Пушкин. Птичка.
А.А. Коринфский. Август-собериха. Спожинки.
« О родной природе» ( 3 часа)
Загадка.
И.С. Никитин. В чистом поле тень шагает.
Л.Ф. Воронкова. Подснежники.
Ю.И.Коваль. Фарфоровые колокольчики.
М.С. Пляцковский. Колокольчик.
В.А. Солоухин. Трава.
Е.А. Благинина. Журавушка.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№п/п | Тема | Количество часов |
Мир детства (8часов) Я и книги (2 ч) |
1 | Е.Н.Егорова "Нянины сказки". Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею". | 1 |
2 | Л.К.Чуковская "Памяти детства". "Мой отец Корней Чуковский". | 1 |
Я взрослею (3 часа) |
3 | Пословицы. Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком". В.В. Бианки" Сова". | 1 |
4 | Б.В. Шергин "Плотник думает топором". Е.А. Пермяк "Маркел- Самодел и его дети". | 1 |
5 | В.В. Голявкин "Этот мальчик". С.П. Алексеев "Медаль". | 1 |
«Семья крепка ладом» (2часа) |
6 | Л.Н. Толстой "Отец и сыновья".М.В. Дружинина. "Очень полезный подарок". | 1 |
7 | С.Г. Георгиев. "Стрекот кузнечика". В.В. Голявкин. "Мой добрый папа". Пословицы. | 1 |
« Я фантазирую и мечтаю» (1 час) |
8 | Н.К. Абрамцева "Заветное желание".Е.В. Григорьева "Мечта". Л.Н. Толстой "Воспоминания". | 1 |
Россия - Родина моя (9 часов) |
« Люди земли Русской» ( 3 часа) |
9 | В.А. Бахревский "Рябово". | 1 |
10 | М.А.Булатов, В.И. Порудоминский "Собирал человек слова". | 1 |
11 | М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь". И.К. Языкова "Преподобный Сергий Радонежский". | 1 |
« Народные праздники, связанные с временами года» ( 3 часа) |
12 | И.С. Шмелёв "Масленица". Песни-веснянки. | 1 |
13 | Л.Ф. Воронкова "Праздник весны". В.А. Жуковский. "Жаворонок". А.С. Пушкин. "Птичка". | 1 |
14 | А.А. Коринфский "Август-собериха". Спожинки. | 1 |
« О родной природе» ( 3 часа) |
15 | Загадка. И.С. Никитин. "В чистом поле тень шагает". | 1 |
16 | Л.Ф. Воронкова "Подснежники". Ю.И.Коваль "Фарфоровые колокольчики". М.С. Пляцковский "Колокольчик". | 1 |
17 | В.А. Солоухин "Трава".Е.А. Благинина " Журавушка". | 1 |