СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском ) языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском ) языке»



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

У ученика будут сформированы:

- навыки составления небольшого текста о родном крае, о природе родного края;

- понимание своей принадлежности к определённому народу России; уважительного отношения к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;

- умение размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

- умение понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животными т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней.


Метапредметные результаты

- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

-осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и

иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.


- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;


– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).



Предметные результаты

Ученик научится:

- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

- чётко и правильно произносить все звуки;

- плавно читать по слогами целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения

- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

- соотносить иллюстрации и текст;

- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.


Ученик получит возможность научиться:

- соотносить название рассказа с его содержанием;

- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

- задавать вопросы по прочитанному произведению;

- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

- пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

- определять особенности прозаического и поэтического текстов;

- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

- сравнивать разные произведения на одну тему.















































Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Мир детства (8ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.

Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Раздел 2. Россия - Родина моя ( 9ч)

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.



Мир детства - 8ч.

«Я и книги» ( 2 часа)

Е.Н.Егорова. Нянины сказки.

Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею.

Л.К.Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.

«Я взрослею» (3 часа)

Пословицы.

Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком

В.В. Бианки. Сова.

Б.В. Шергин. Плотник думает топором.

Е.А. Пермяк. Маркел-Самодел и его дети.

В.В. Голявкин. Этот мальчик.

С.П. Алексеев. Медаль.

Пословицы.

« Семья крепка ладом» (2 часа)

Л.Н. Толстой Отец и сыновья.

М.В. Дружинина. Очень полезный подарок.

С.Г. Георгиев. Стрекот кузнечика.

В.В. Голявкин. Мой добрый папа.

Пословицы.

« Я фантазирую и мечтаю» (1 час)

Н.К. Абрамцева. Заветное желание.

Е.В. Григорьева. Мечта.

Л.Н. Толстой. Воспоминания.

«Россия-Родина моя»- 9 ч.

Люди земли Русской(3 часа)

В.А. Бахревский. Рябово

М.А.Булатов,

В.И. Порудоминский

Собирал человек слова.

М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь.

И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский.

« Народные праздники, связанные с временами года» (3 часа)

И.С. Шмелёв. Масленица. Песни-веснянки.

Л.Ф. Воронкова. Праздник весны.

В.А. Жуковский. Жаворонок.

А.С. Пушкин. Птичка.

А.А. Коринфский. Август-собериха. Спожинки.

« О родной природе» ( 3 часа)

Загадка.

И.С. Никитин. В чистом поле тень шагает.

Л.Ф. Воронкова. Подснежники.

Ю.И.Коваль. Фарфоровые колокольчики.

М.С. Пляцковский. Колокольчик.

В.А. Солоухин. Трава.

Е.А. Благинина. Журавушка.
























Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

п/п

Тема

Количество

часов

Мир детства (8часов)

Я и книги (2 ч)

1

Е.Н.Егорова "Нянины сказки".

Т.А. Луговская "Как знаю, как помню, как умею".

1

2

Л.К.Чуковская "Памяти детства". "Мой отец Корней Чуковский".

1

Я взрослею (3 часа)

3

Пословицы.

Л.И. Кузьмин "Дом с колокольчиком". В.В. Бианки" Сова".

1

4

Б.В. Шергин "Плотник думает топором".

Е.А. Пермяк "Маркел- Самодел и его дети".

1

5

В.В. Голявкин "Этот мальчик". С.П. Алексеев "Медаль".

1

«Семья крепка ладом» (2часа)

6

Л.Н. Толстой "Отец и сыновья".М.В. Дружинина. "Очень полезный подарок".


1

7

С.Г. Георгиев. "Стрекот кузнечика". В.В. Голявкин. "Мой добрый папа".

Пословицы.

1

« Я фантазирую и мечтаю» (1 час)

8

Н.К. Абрамцева "Заветное желание".Е.В. Григорьева "Мечта". Л.Н. Толстой "Воспоминания".

1

Россия - Родина моя (9 часов)

« Люди земли Русской» ( 3 часа)

9

В.А. Бахревский "Рябово".

1

10

М.А.Булатов, В.И. Порудоминский "Собирал человек слова".

1

11

М.Л. Яковлев "Сергий Радонежский приходит на помощь".

И.К. Языкова "Преподобный Сергий Радонежский".

1

« Народные праздники, связанные с временами года» ( 3 часа)

12

И.С. Шмелёв "Масленица". Песни-веснянки.

1

13

Л.Ф. Воронкова "Праздник весны". В.А. Жуковский. "Жаворонок".

А.С. Пушкин. "Птичка".

1

14

А.А. Коринфский "Август-собериха". Спожинки.

1

« О родной природе» ( 3 часа)

15

Загадка. И.С. Никитин. "В чистом поле тень шагает".

1

16

Л.Ф. Воронкова "Подснежники". Ю.И.Коваль "Фарфоровые колокольчики".

М.С. Пляцковский "Колокольчик".

1

17

В.А. Солоухин "Трава".Е.А. Благинина " Журавушка".


1