Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 30 августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Климцева Н.В. /__________/ 31 августа 2019г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 100/1-р от 31 августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«литературное чтение»
(102 часа)
4 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы Н.А.Чураковой , О.В.Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа»)
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
Предметные задачи:
-духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
-духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях /роды, виды и жанры литературы/ до понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект /художественные приемы/),
-библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи)..
1.1.Общая характеристика учебного предмета
Содержательные линии:
1. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование
Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.
Чтение вслух Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста [лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн — не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т.д.] и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений). Чтение про себя Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего пред ставления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.
Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)
Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать свое отношение (согласие/несогласие) к ним. Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции. Этическая сторона диалогического общения — использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне — рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.
Письмо (культура письменной речи) Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки). Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах. Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме минисочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) — весь этот круг задач решается в системе учебников «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык», 2, 3, 4 классы, часть 2).
Работа с текстом художественного произведения Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т.д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), прослеживать развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (учащиеся получат возможность научиться этому); выделять основную мысль текста (учащиеся получат возможность научиться этому); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.
Работа с учебными и научно-популярными текстами Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в системе учебников «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык», 2, 3, 4 классы, часть 2).
Формирование библиографической культуры Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений); навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составлять монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в систему учебников «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в образовательной деятельности для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.
Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации — все эти задачи в системе учебников «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».
2. Литературоведческая пропедевтика Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказки; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о басне и былине как пограничных жанрах (басни — авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины — фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворение, сравнение, гипербола, контраст, звукопись, фигура повтора.
Работа с текстами разных видов и жанров литературы Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей — коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т.д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т.д.). Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показывать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.
Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка) Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей. Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.
3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений) Чтение художественного произведения (или фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе с опорой на цветовое маркирование). Умение выразительно читать поэтический и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста). Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний. Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
4. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны). Литературные авторские произведения Произведения классиков отечественной литературы XIX–XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повести). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (журналы).
1.2. Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» представлен в предметной области «Филология». В 4 классе количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 102 часа (3 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; • перечислять
названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строками произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола [называем преувеличением], звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;
• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (мыслей и переживаний, выраженных в произведении).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
выпускник научится:
• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата. В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Содержание учебного предмета
Программа для 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, позволяет ученикам подняться на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит их с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (т.е. географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИСТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний. Программа для 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музыки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры. Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы. Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диалоговых отрывках из прозаических текстов. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Программа для 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы. Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение: — проблемы выражения авторской точки зрения в прозе
и поэзии; — проблемы выражения чувств лирического героя в лирике;
— проблемы несовпадения мировосприятия автора-рас сказчика и героя. Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы. Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для решения конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол. часов |
| Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | |
1-2 | Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры. Земной и волшебный миры в волшебных сказках. На материале древних книжных миниатюр | 2 |
3-4 | Отражение древних (мифологических) представлений о мире. На материале древнегреческого сказания о Персее, фрагмента картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда» и древнерусских икон с изображением Георгия Победоносца. | 2 |
5-6 | Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. На материале древнеегипетского папируса, фрагментов вышивок на русской праздничной одежде XIX века, древнерусской иконы «Христос спускается в ад» | 2 |
7 | Древние представления о животных - прародителях, знакомство с понятием «тотем» | 1 |
8 | Особенности героя волшебной сказки. На материале сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик - с-пальчик». | 1 |
9-10 | Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Сивка-бурка» | 2 |
11-12 | Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Крошечка- Хаврошечка» | 2 |
13-14 | Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» | 2 |
15 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Заседание клуба «Ключ и заря». На материале древнеегипетского мифа «Путешествие солнечной ладьи» | 1 |
| Глава 2. Знакомство с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств | |
16-20 | Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. На материале былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», иллюстраций к этой былине И. Билибина, картины М. Врубеля «Богатырь» | 5 |
21-22 | Формирование понятия «былина» -как жанра устного народного творчества. На материале былины «Садко», картины В. Васнецова «Богатыри», картины Н. Рериха «Заморские гости» | 2 |
23-25 | Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» | 3 |
26 | Заседание клуба «Ключ и заря». Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной сказки | 1 |
| Глава 3. Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | |
27-28 | Особенности поэтического взгляда на мир. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворений Василия Жуковского «Славянка», «Весеннее чувство» и картины И. Левитана «Тихая обитель» | 2 |
29-31 | Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Использование художественных приемов в произведениях. На материале стихотворений Василия Жуковского «Весеннее чувство», Давида Самойлова «Красная осень», картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | 3 |
32-34 | Сравнительный анализ художественных и живописных произведений. Использование художественных приемов в произведениях. На материале стихотворений Николая Заболоцкого «Сентябрь», «Оттепель», картины М. Врубеля «Жемчужина» | 3 |
35 | Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворений Ивана Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» | 1 |
36-38 | Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Владимира Набокова «Обида» и картины Э. Шанкса «Наем гувернантки» | 3 |
39 | Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворений Владимира Набокова «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...» | 1 |
40-41 | Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Юрия Коваля «Лес, Лес!Возьми мою глоть», С. Лучишкина «Шар улетел», В. Ватенина «Голуби в небе» | 2 |
42 | Приемы понимания прочитанного. Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Бориса Сергуненкова «Конь Мотылёк» и картины П. Филонова «Нарвские ворота» | 1 |
| Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | |
43-46 | Драматизм рассказа Леонида Андреева «Петька на даче». Анализ картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | 4 |
47-49 | Характеристика героя.Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Антона Чехова «Ванька», картин Н. Богданова-Бельского «Визитеры», «Дети за пианино» | 3 |
50-51 | Приемы понимания прочитанного. На материале рассказа Антона Чехова «Мальчики» | 2 |
52 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | 1 |
| Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует Красота | |
53-54 | Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. На материале рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы» | 2 |
55-56 | Драматизм рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа» | 2 |
57 | Сравнительный анализ живописных произведений. На материале картин Зинаиды Серебряковой «Катя с натюрмортом», Пабло Пикассо«Девочка на шаре» | 1 |
58 | Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Сергея Козлова «Не летай, пой, птица» | 1 |
59-60 | Сравнительный анализ произведений. На материале сказки Сергея Козлова«Давно бы так, заяц», картин Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звездная ночь» | 2 |
61 | Анализ стихотворений Владимира Соколова «О умножение листвы…», Бориса Пастернака «Опять весна» | 1 |
62 | Анализ стихотворения Владимира Соколова «Все чернила вышли, вся бумага…» | 1 |
| Глава 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | |
63-68 | Жанровые особенности сказочной повести. На материале произведения Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 6 |
69-70 | Жанровые особенности сказочной повести. На материале произведения Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | 2 |
| Глава 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | |
71 | Особая правда искусства. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» | 1 |
72 | Заседание клуба «Ключ и заря». Знакомство с настоящим писателем (встреча с современной писательницей Марией Вайсман) | 1 |
73-74 | Приемы понимания прочитанного.Сравнительный анализ произведений. Мария Вайсман «Шмыгомышь» | 2 |
75-76 | Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик» | 2 |
77-78 | Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Анна Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной», портрет Анны Ахматовой Натана Альтмана | 2 |
79 | Особенности поэзии. Связь произведений литературы с живописными произведениями. На материале произведений Александра Кушнера «Сирень», картины П. Кончаловского «Сирень» | 1 |
80 | Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. На материале произведения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | 1 |
81 | Средства художественной выразительности в поэзии. На материале стих Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» | 1 |
82 | Связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой. На материале стихотворения Фёдора Тютчева «Как весел грохот…» | 1 |
83-84 | Особенности поэзии. Сравнительный анализ. На материале стихотворений Михаила Лермонтова «Парус», Максимилиана Волошина «Зелёный вал…» и картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» | 2 |
85-86 | Проблемы выражения чувств лирического героя в лирике. Средства художественной выразительности в поэзии. На материале стихотворения Самуила Маршака «Как поработала зима» | 2 |
87 | Средства художественной выразительности в поэзии. На материале произведений Александра Пушкина «Евгений Онегин» (отрывки):«В тот год осенняя…», «Зима!Крестьянин ,торжествуя…» | 1 |
| Глава 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество. | |
88-91 | Формирование гражданской идентичности. На материале произведений Алексея Пантелеева «Главный инженер», картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» | 4 |
92-93 | Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Анны Ахматовой «Памяти друга», картины Пабло Пикассо «Герника» | 2 |
94-96 | Средства выразительности в поэзии. На материале стихотворений Николая Рыленкова «К Родине», Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…» | 3 |
97 | Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится…», Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | 1 |
98-99 | Формирование гражданской идентичности. На материале произведений «Гимн Природе», Государственный Гимн Российской Федерации, Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» | 2 |
100-101 | Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Карла Брюллова «Последний день Помпеи», Плиния Младшего «Письмо Тациту», Александра Пушкина «Везувий зев открыл…» | 2 |
102 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада. | 1 |