СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. Школа России.ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Новоалександровская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена и рекомендована на Согласовано Утверждаю.

заседании МО ______________ с ЗД по УВР Директор школы

____________________________ _______ Васичкина О.А. ______ Фостаковская З.П.

Протокол №___ от ____ 2018г. ________________ 2018 г. _______________ 2018 г.

Руководитель: ____ Вольская Л.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Литературное чтение»

(авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.)



для 4 класса

на 2018 - 2019 уч. год





Учитель: Петрова Наталья Валерьевна









с. Новоалександровка 2018 год


Составлена на основе: УМК «Школа России»

Программа. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. М.: Просвещение, 2011.

Учебник: Литературное чтение. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2012.

Рабочая тетрадь: Литературное чтение.. Авторы: М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе.


Личностные

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».


Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.


Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».


Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.


Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыанию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.


Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про-читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку .

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.


Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст , включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу .


Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).


Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).


Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



Виды и типы уроков:

  • комбинированный урок;

  • открытие новых знаний;

  • обобщающий урок;

  • урок закрепления;

  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, заочная экскурсия, живая газета, устный журнал;

  • работа с художественным, учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами;

  • выполнение практических работ и мини-исследований;

  • моделирование объектов и процессов;

  • дидактические игры;

  • уроки-путешествия;

  • уроки с элементами исследования;

  • кратковременные предметные экскурсии.

Формы организации урока:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах и группах;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН :

Наименование разделов и тем

Часов по программе

Часов

по плану

Контроль знаний

Проекты

Тест

Контрольная работа

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1 ч

1 ч

-

-

-

2

Летописи, былины, жития.

11 ч

11 ч

1

-

1

3

Чудесный мир классики.

22 ч

22 ч

1

-

-

4

Поэтическая тетрадь.

12 ч

12 ч

1

-

-

5

Литературные сказки.

16 ч

16 ч

-

1

-

6

Делу время – потехе час.

9 ч

9 ч

1

-

-

7

Страна детства.

8 ч

8 ч

1

-

-

8

Поэтическая тетрадь.

5 ч

5 ч

-

-

-

9

Природа и мы.

12 ч

12 ч

1

-

1

10

Поэтическая тетрадь.

8 ч

7 ч

1

-

-

11

Родина.

8 ч

8 ч

1

-

1

12

Страна фантазия.

7 ч

8 ч

1

-

-

13

Зарубежная литература.

15 ч

15 ч

1

1

-

14

Обобщение по курсу.

-

2 ч

-

-

-

Итого:

134

136

10

2

3


Содержание курса «Литературное чтение» 4 класс:

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учётом двух ведущих принципов: художественно – эстетического и литературоведческого. Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Важнейшей задачей курса остаётся развитие речевых умений и навыков в работе с текстом, и прежде всего навыка выразительного, орфографически правильного чтения. Одновременно предполагается работа над обогащением опыта творческой деятельности ученика и его эмоционально – чувственного отношения к действительности. Большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира и произведений литературы, умение выразить в слове свои личные впечатления. Анализ произведения готовит учащихся к полноценному восприятию доступных им произведений и первоначальному освоению литературных терминов. В программе  чтение рассматривается и как объект обучения и как средство освоения литературного произведения.

Былины. Летописи. Жития. 11ч.

«Ильины три поездочки».

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы. 22 ч.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.12 ч.

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей. 16 ч.

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час. 9 ч.

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства. 8 ч.

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь.5 ч.

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы.12 ч.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»;. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь. 8 ч.

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина. 8 ч.

И.С.  Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин. «Родине»; Л.В. Жигулин. «О, Родина! В    неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия». 7 ч.

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.15 ч.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарет

Обобщение по курсу. 2 ч.





Дата

по плану

Дата по факту

п/п

в теме

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся


Стр.

по учебнику

Стр. по тетради

Расширение читательского кругозора

Вводный урок по курсу литературного чтения. 1 час.

1.09


1

1

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

2,222-223

3-8

Хрестоматия для начальной школы. Содержание. Бой на калиновом мосту. 5-20

Летописи, былины, жития. 11 часов.

4.09


2

1

Летописи. « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации;

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

3-6

9-11

Пётр и Петруша. 20-33

5.09


3

2

События летописи – основные события Древней Руси.

7-9

Пётр I и мужик. 33-35

6.09


4

3

Летописи.

« И вспомнил Олег коня своего».

10-11

12

Петух и жерновцы.35-37

8.09


5

4

Летопись - источник исторических фактов.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


12

Сказка о молодце-удальце. 37-41

11.09


6

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

12-16

13

Терёшечка.41-44

12.09


7

6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

17-20

13-15

Былина.Алёша. 62-64

13.09


8

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри».

34

Былина. Илья Муромец и Идолище поганое. 65-70

15.09


9

8

Сергий Радонежский –святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

21

29

16-17

Былина. Алёша Попович и Тугарин. 64-66

18.09


10

9

Житие Сергия Радонежского.

19.09


11

10

Проект: Создание календаря исторических событий.

32

18

Былина. Садко. 51-62

20.09


12

11

Обобщающий урок и тест №1 по теме «Летописи, былины, жития».

33-34

19-22

Хитрая наука.44-50

Чудесный мир классики. 22 часа.

22.09


13

1

Раздел «Чудесный мир классики».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

35

23

Блок А.А. На лугу.

237


25.09


14

2

П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

35-61

24-25

Волошин М.А.

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.

242

26.09


15

3

П.П. Ершова «Конёк-горбунок».

27.09


16

4

П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Сравнение народной и авторской сказок.

29.09


17

5

Характеры главных героев в сказке П.Ершова «Конёк-горбунок».

2.10


18

6

А.С.Пушкин. «Няне».

62-66


А.С.Пушкин.

Встаёт заря в мгле холодной.

Как часто в горестной разлуке.

182-183

3.10


19

7

А.С.Пушкин. «Туча», «Унылая пора!...»

67-69

26

4.10


20

8

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

70-91

28-30

6.10


21

9

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Характеристика героев.

9.10


22

10

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне». Деление сказки на части.

10.10


23

11

Творческий урок по сказкам Пушкина.


27-28

11.10


24

12

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».


92-96


М.Ю.Лермонтов. Дары Терека.

Молитва.

Нищий.

157-158

13.10


25

13

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

97-111

31-32

16.10


26

14

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

17.10


27

15

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

18.10


28

16

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

112-114

33

Л.Н. Толстой

Игры.

Ивины.

Что ожидало нас в деревне.

190-206

20.10


29

17

Л.Н. Толстой «Детство».

115-118


23.10


30

18

Л.Н. Толстой «Как мужик с дороги камень убирал». Басня.

119

33

24.10


31

19

Творчество Чехова.

120-122


А.А.Фет.

Учись у них… 209

25.10


32

20

А.П. Чехов «Мальчики».

123-134

34-35

27.10


33

21

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

30.10



34

22

Обобщающий урок и тест №2 по теме «Чудесный мир классики».

135-136

36-39

Крылов И.А.

145-146

Поэтическая тетрадь. 12 часов.

10.11


35

1

Раздел «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они е собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений: определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение

137

40

В.Д.Берестов

Кто чему научится

Ель.253-254

13.11


36

2

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

138-140

40-41

П.А.Вяземский.

Осень.78

14.11


37

3

А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

141-142

41

А.А.Фет.

Уж верба вся пушистая. 208

15.11


38

4

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

143-144


И.И. Козлов

Вечерний звон. 144

17.11


39

5

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

145


А.Н. Плещеев Детство.178

20.11


40

6

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

146

42

И.С. Никитин

Музыка леса.173-177

21.11


41

7

Н.А. Некрасов «Школьник»

147-148


Н.А. Некрасов

Крестьянские дети.

Накануне Светлого праздника.

Тишина. 160-171

22.11


42

8

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

148-149


24.11


43

9

И.А. Бунин «Листопад».

150-151


И.А. Бунин

Матери.

Родине.

240

27.11


44

10

Картина осени в стихах Бунина.



28.11


45

11

Внеклассное чтение. Родные поэты.



Чтение стихов изученных авторов из дополнительных источников.

29.11


46

12

Обобщающий урок и тест №3 по теме «Поэтическая тетрадь».

152-154

42-43

Литературные сказки. 16 часов.

1.12


47

1

Раздел «Литературные сказки».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

155

44-45

Перевозчик. Корейская сказка.299-300

4.12


48

2

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

156-179

45-46

5.12


49

3

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

6.12


50

4

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Подробный пересказ.


8.12


51

5

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.


46-47

Хромая Молли.

Английская сказка.

301-307

11.12


52

6

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.


12.12


53

7

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста


13.12


54

8

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

180-192

48-49

Яхнин Л.Л.

Сказка о великане.

293-294

Что мы видим и чего не видим в метро.

294

День рождения московского метро.

295

Метро будущего.

295-298

15.12


55

9

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

18.12


56

10

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

19.12


57

11

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

193-214

49-51

20.12


58

12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

22.12


59

13

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

25.12


60

14

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

26.12


61

15

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

216-217


Эрих Распе

Приключения барона Мюнхгаузена.

370-376

27.12


62

16

Обобщающий урок и контрольная работа №1 по теме «Литературные сказки».

215

51-54

Делу время – потехе час. 9 часов.

29.12


63

1

Раздел «Делу время – потехе час».

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения

3

55-56

К.В.Драгунская. Лекарство от послушности. 255-262

10.01


64

2

ЕЛ. Шварц «Сказка о потерянном времени».

4-16

57-58

В.Ю. Драгунский

Двадцать лет под кроватью.

262-268

12.01


65

3

ЕЛ. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

15.01


66

4

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

17-23

59-61

Н.Гарин

Детство Тёмы.

Неудачный день.79-106

Старый колодец.

106-115

16.01


67

5

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

24-28

17.01


68

6

В.В. Голявкин «Никакой Я горчицы не ел». Смысл заголовка.

29-34


19.01



69

7

В.В. Голявкин «Никакой Я горчицы не ел». Инсценирование произведения.


22.01


70

8

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.


62-66

Даль В.И.

У тебя у самого свой ум. 128-129

23.01


71

9

Обобщающий урок и тест №4 по теме «Делу время – потехе час».

35-36


Страна детства. 8 часов.

24.01


72

1

Раздел «Страна детства».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих

друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

37

67

К.Г. Паустовский

Великий сказочник. 275-278

26.01


73

2

Б. С. Житков «Как Я ловил человечков»

38-46

67-68


29.01


74

3

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

30.01


75

4

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

47-58

69

К.Г. Паустовский

Золотой линь.

284-290

31.01


76

5

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

2.02


77

6

М.М. Зощенко «Елка».

59-64

70

К.Г. Паустовский

Сказки Пушкина

290-292

5.02


78

7

Обобщающий урок и тест №5 по теме «Страна детства».

65-66

71-74

6.02


79

8

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.


Поэтическая тетрадь. 5 часов.

7.02


80

1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над

его содержанием.

Сравнивать стихотворении разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического

творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

67-70



9.02


81

2

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

71


С.А. Есенин

Я покинул родимый дом. 244

12.02


82

3

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»

72-73


М.И. Цветаева

За книгами.

Красной нитью.

248-249

13.02


83

4

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.



14.02


84

5

Конкурс чтецов по теме «Поэтическая тетрадь».

74


Чтение стихов изученных авторов из дополнительных источников.

Природа и мы. 12 часов.

16.02


85

1

Раздел «Природа и мы».

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижении

75

75

Игорь Северянин

245-246

19.02


86

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

76-84

75-76

Суриков И.З.

В ночном. 185-186

20.02


87

3

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе

21.02


88

4

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

85-91

77


26.02


89

5

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

27.02


90

6

М.М. Пришвин «Выскочка».

92-95

78-80

К.Г. Паустовский

Заячьи лапы.278-284

28.02


91

7

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

2.03


92

8

Е.И. Чарушин «Кабан».

96-99

81

Чтение рассказов о природе .

5.03


93

9

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

100-110

82

6.03


94

10

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

7.03


95

11

Проект: «Природа и мы».


83-87

9.03


96

12

Обобщающий урок и тест № 6 по теме «Природа и мы».

111-112

Поэтическая тетрадь. 7 часов.

12.03


97

1

Раздел «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

113


К.Д. Бальмонт.

Золотая рыбка.

Росинка. 235-236

13.03


98

2

БЛ. Пастернак «Золотая осень».

114-115

88-89

Полонский Я.П.

Я помню, как детьми… 181-182

14.03


99

3

С.А. Клычков «Весна В лесу».

116-117


Баратынский Е.А.

Весна. Весна. 73-74

16.03


100

4

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

118


Апухтин А.Н.

Просёлок.71-73

19.03


101

5

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

119


20.03


102

6

СА. Есенин «Лебедушка».

120-126

90



21.03


103

7

Обобщающий урок и тест №7 по теме «Поэтическая тетрадь».

126

91

Чтение стихов изученных авторов из дополнительных источников.

Родина. 8 часов.

23.03


104

1

Раздел «Родина».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих пред­ ков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы. о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

127

92-93

Бенедиктов В.Г.

Москва 75-77

3.04


105

2

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

128-132



4.04


106

3

С,Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

133-137

93

Гумилёв Н.С.

Детство 243

6.04


107

4

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».

138


Глинка Ф.Н.

Москва. 126-128

9.04


108

5

Подборка стихов по теме «Родина».



Стихи о родине из дополнительной литературы

10.04


109

6

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!».



ИшимоваА.О.

История России в рассказах для детей. 130-144

11.04


110

7

Проект «Они защищали Родину».

140-141



13.04


111

8

Обобщающий урок и тест №8 по разделу «Родина».

142

94-96


Страна фантазия. 8 часов.

16.04


112

1

Раздел «Страна фантазия».

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

143

97-98

Мошковская Э.Э.

Я маму мою обидел. 272

Песня.273

17.04


113

2

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

144-149

99-100

Маяковский.

Тучкины штучки.271

18.04


114

3

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа

20.04


115

4

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

150-157

101

Саша Чёрный

Зелёные стихи.250

23.04


116

5

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

24.04


117

6

Путешествие по стране Фантазии



Андреев Л.Н.

Петька на даче.

221-234

25.04


118

7

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).



27.04


119

8

Обобщающий урок и тест №9 по теме «Страна Фантазия».


158

101-103


Зарубежная литература. 15 часов.


30.04


120

1

Раздел «Зарубежная литература». Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

159-166

104-106

Г.Х. Андерсен

Ромашка.

320-325


Оле –Лукойе.

355-369

4.05


121

2

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

107-108

7.05


122

3

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

8.05


123

4

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

167-193

109-110

11.05


124

5

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

14.05


125

6

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.

15.05


126

7

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

16.05


127

8

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

18.05


128

9

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

194-200

111

Мифы Древней Греции

308-316

21.05


129

10

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков

22.05


130

11

С. Лагерлеф «Святая ночь».

201-208

111

Библейские сказания.

317-319

23.05


131

12

С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.

209-216


25.05


132

13

С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.


28.05


133

14

Обобщающий урок и Контрольная работа №2 по теме «Зарубежная литература».

217

112-115

29.05


134

15

Промежуточная аттестация по курсу Литературного чтения. Тест №10


116-126

Обобщение по курсу . 2 часа.

30.05


135

1

Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения







136

2

Урок-игра «Литературные тайны».

219


10