МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
МАОУ "БГ № 29" города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО
методическим объединение учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Цырендылыкова Т.Б.
Цыремпилова Б.Ц. Дониров Б.А.
Протокол №23 от "25" 052022 г.
Протокол №48/3 от "30" 05 2022 г.
Приказ №24/3 от "30" 052022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1646020)
учебного предмета
«Литературное чтение»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Батуева Арина Николаевна
учитель начальных классов
Улан-Удэ 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:
формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ |
Раздел 1. Развитие речи |
1.1. | Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух | 5 | | | 01.09.2022 08.09.2022 | Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в правильной последовательности: анализ изображённых событий, обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на картинки; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 5 | |
Раздел 2. Слово и предложение |
2.1. | Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. | 2 | | | 09.09.2022 13.09.2022 | Совместная работа: придумывание предложения с заданным словом; Игровое упражнение «Снежный ком»: распространение предложений с добавлением слова по цепочке; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
2.2. | Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. | 2 | | | 14.09.2022 16.09.2022 | Игра «Живые слова» (дети играют роль слов в предложении, идёт перестановка слов в предложении, прочтение получившегося); Моделирование предложения: определение количества слов в предложении и обозначение каждого слова полоской; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
2.3. | Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. | 2 | | | 19.09.2022 20.09.2022 | Самостоятельная работа: определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками; Работа с моделью предложения: изменение предложения в соответствии с изменением модели; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
2.4. | Осознание единства звукового состава слова и его значения | 1 | | | 21.09.2022 | Игровое упражнение «Придумай предложение по модели»; Игра «Исправь ошибку в предложении» (корректировка предложений, содержащих смысловые и грамматические ошибки); | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 7 | |
Раздел 3. Чтение. Графика. |
3.1. | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). | 5 | | | 22.09.2022 29.09.2022 | Работа с пособием «Окошечки»: отработка умения читать слоги с изменением буквы гласного; Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в названии которой есть этот слог; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.2. | Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. | 4 | | | 30.09.2022 07.10.2022 | Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы; Работа в парах: соединение начала и конца предложения из нескольких предложенных вариантов; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.3. | Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | 5 | | | 10.10.2022 14.10.2022 | Игровое упражнение «Заверши предложение», отрабатывается умение завершать прочитанные незаконченные предло жения с опорой на общий смысл предложения; Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.4. | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | 4 | | | 17.10.2022 21.10.2022 | Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения; Упражнение: соотносить прочитанные предложения с нужным рисунком, который передаёт содержание предложения; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.5. | Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). | 5 | | | 24.10.2022 28.10.2022 | Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте информацию; Творческая работа: дорисовывание картинки в соответствии с прочитанным (отрабатывается умение осознавать смысл прочитанного предложения/текста); | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.6. | Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | 4 | | | 07.11.2022 11.11.2022 | Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания после предварительного обсуждения того, на что нужно обратить внимание при чтении; Рассказ учителя о важности двух видов чтения: орфографического и орфоэпического, о целях этих двух видов чтения; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.7. | Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы. | 5 | | | 14.11.2022 18.11.2022 | Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.8. | Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. | 5 | | | 21.11.2022 25.11.2022 | Игровое упражнение «Найди нужную букву» (отрабатывается умение соотносить звук и соответствующую ему букву); Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; Упражнение: дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки ([с] — [з], [ш] — [ж], [с] — [ш], [з] — [ж], [р] — [л], [ц] — [ч’] и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство ( о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.); | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.9. | Овладение слоговым принципом русской графики. | 4 | | | 28.11.2022 02.12.2022 | Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.10. | Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. | 4 | | | 05.12.2022 09.12.2022 | Совместная работа: объяснение функции букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости предшествующих согласных звуков; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.11. | Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. | 5 | | | 12.12.2022 16.12.2022 | Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.12. | Функции букв е, ё, ю, я. | 4 | | | 19.12.2022 23.12.2022 | Дифференцированное задание: группировка слов в зависимости от способа обозначения звука [й’]; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.13. | Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. | 4 | | | 26.12.2022 30.12.2022 | Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.14. | Функция букв ь и ъ. | 4 | | | 16.01.2023 20.01.2023 | Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
3.15. | Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв | 4 | | | 23.01.2023 27.01.2023 | Рассказ учителя об истории русского алфавита, о значении алфавита для систематизации информации, о важности знания последовательности букв в русском алфавите; Игровое упражнение «Повтори фрагмент алфавита»; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 66 | |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС |
1.1. | Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) | 6 | | | 30.01.2023 07.02.2023 | Слушание чтения учителем фольклорных произведений (на примере русских народных сказок: «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Жихарка», «Лисичка-сестричка и волк» и литературных (авторских): К. И. Чуковский «Путаница», «Айболит», «Муха-Цокотуха», С Я Маршак «Тихая сказка», В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»); Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто её герои, что произошло (что происходило) в сказке; | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.2. | Произведения о детях и для детей | 9 | | | 08.02.2023 17.02.2023 | Упражнение в чтении вслух разножанровых произведений о детях (использовать слоговое плавное чтение с переходомна чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов); Не менее шести произведений по выбору, например: К. Д. Ушинский «Играющие собаки», «Худо тому, кто добра не делает никому», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Г. Сутеев «Чей же гриб?», Е. А. Пермяк «Самое страшное», «Торопливый ножик», В. А. Осеева «Плохо», «Три товарища», А. Л. Барто «Подари, подари…», «Я — лишний», Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка», Ю. И. Ермолаев «Лучший друг», Р. С. Сеф «Совет»; Беседа по выявлению понимания прочитанного произведения: ответы на вопросы о впечатлении от произведения, определение темы (о детях) и главной мысли произведения, анализ заголовка; Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста; Выразительное чтение по ролям диалогов героев; Учебный диалог: обсуждение прочитанного произведения, оценивание поступков героев произведений, осознание нравственно-этического содержания произведения, высказывание и аргументация своего мнения; Составление рассказа о герое по предложенному алгоритму; Упражнение в формулировании предложений с использованием вопросительного слова с учётом фактического содержания текста (где? как? когда? почему?); | | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.3. | Произведения о родной природе | 6 | | | 27.02.2023 08.03.2023 | Беседа по выявлению понимания настроения, переданного автором (радость, грусть, удивление и др.), определение темы стихотворных произведений (трёх-четырёх по выбору); Работа с текстом произведения: различение на слух стихотворного и нестихотворного текста, определение особенностей стихотворной речи (ритм, созвучные слова (рифма), нахождение слов и словосочетаний, которые определяют звуковой рисунок текста (например, «слышать» в тексте звуки весны, «журчание воды», «треск и грохот ледохода»); | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.4. | Устное народное творчество — малые фольклорные жанры | 4 | | | 09.03.2023 15.03.2023 | Анализ потешек, считалок, загадок: поиск ключевых слов, помогающих охарактеризовать жанр произведения и назвать его (не менее шести произведений); Учебный диалог: объяснение смысла пословиц, соотнесение их с содержанием произведения; | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.5. | Произведения о братьях наших меньших | 7 | | | 16.03.2023 22.03.2023 | Самостоятельное чтение произведений о животных, различение прозаического и стихотворного текстов. Например, Е. А. Благинина «Котёнок», «В лесу смешная птица», «Жук, жук, где твой дом?», Э. Ю. Шим «Жук на ниточке», В. Д. Берестов «Выводок», «Цыплята», С. В. Михалков «Мой щенок», «Трезор», «Зяблик», И. П. Токмакова «Купите собаку», «Разговор синицы и дятла», И. А. Мазнин «Давайте дружить»; Учебный диалог по обсуждению прочитанного произведения: определение темы и главной мысли, осознание нравственно-этического содержания произведения (любовь и забота о братьях наших меньших, бережное отношение к природе); | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.6. | Произведения о маме | 3 | | | 23.03.2023 29.03.2023 | Беседа по выявлению понимания прослушанного/прочитанного произведения, ответы на вопросы о впечатлении от произведения, понимание идеи произведения: любовь к своей семье, родным, Родине — самое дорогое и важное чувство в жизни человека. Например, слушание и чтение произведений П. Н. Воронько «Лучше нет родного края», М. Ю. Есеновского «Моя небольшая родина», Н. Н. Бромлей «Какое самое первое слово?», А. В. Митяева «За что я люблю маму», В. Д. Берестова «Любили тебя без особых причин…», Г. П. Виеру «Сколько звёзд на ясном небе!», И. С. Соколова-Микитова «Радуга», С. Я. Маршака «Радуга» (по выбору не менее одного автора); Работа с текстом произведения: поиск и анализ ключевых слов, определяющих главную мысль произведения, объяснение заголовка, поиск значения незнакомого слова с использованием словаря; | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.7. | Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии | 4 | | | 03.04.2023 07.04.2023 | Задание на сравнение произведений на одну тему разных авторов: прозаическое или стихотворное, жанр (рассказ, стихотворение, сказка, загадка, скороговорка, потешка); Выразительное чтение стихотворений с опорой на интонационный рисунок; | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
1.8. | Библиографическая культура (работа с детской книгой) | 1 | | | 10.04.2023 | Рассказ о своих любимых книгах по предложенному алгоритму; | Устный опрос; | https://uchi.ru https://resh.edu.ru |
Итого по разделу: | 40 | |
Резервное время | 14 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке | 1 | | | | |
2. | Речь письменная и устная | 1 | | | | |
3. | Предложение | 1 | | | | |
4. | Предложение и слово | 1 | | | | |
5. | Предложение и слово | 1 | | | | |
6. | Слово и слог | 1 | | | | |
7. | Слог, ударение (закрепление) | 1 | | | | |
8. | Слог, ударение | 1 | | | | |
9. | Деление слов на слоги | 1 | | | | |
10. | Звуки речи: гласные и согласные | 1 | | | | |
11. | Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным | 1 | | | | |
12. | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков | 1 | | | | |
13. | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | | | | |
14. | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | | | | |
15. | Звук [о], буквы О, о | 1 | | | | |
16. | Звук [о], буквы О, о | 1 | | | | |
17. | Звук [и], буквы И, и | 1 | | | | |
18. | Звук [и], буквы И, и | 1 | | | | |
19. | Гласная буква ы, звук [ы] | 1 | | | | |
20. | Гласная буква ы, звук [ы] | 1 | | | | |
21. | Звук [у], буквы У, у | 1 | | | | |
22. | Звук [у], буквы У, у | 1 | | | | |
23. | Звуки [н], [н’], буквы Н,н | 1 | | | | |
24. | Звуки [н], [н’], буквы Н,н | 1 | | | | |
25. | Звуки [с], [c’], буквы С, с | 1 | | | | |
26. | Звуки [с], [c’], буквы С, с | 1 | | | | |
27. | Звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 | | | | |
28. | Звуки [к], [к’], буквы К, к | 1 | | | | |
29. | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | 1 | | | | |
30. | Звуки [т], [т’], буквы Т, т | 1 | | | | |
31. | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | | | | |
32. | Звуки [л], [л’], буквы Л, л | 1 | | | | |
33. | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | 1 | | | | |
34. | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р | 1 | | | | |
35. | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 1 | | | | |
36. | Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в | 1 | | | | |
37. | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э] | 1 | | | | |
38. | Буква Е – показатель мягкости согласных | 1 | | | | |
39. | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 1 | | | | |
40. | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п | 1 | | | | |
41. | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 1 | | | | |
42. | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м | 1 | | | | |
43. | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з | 1 | | | | |
44. | Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление) | 1 | | | | |
45. | Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б | 1 | | | | |
46. | Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление) | 1 | | | | |
47. | Закрепление пройденного материала | 1 | | | | |
48. | Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д | 1 | | | | |
49. | Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т | 1 | | | | |
50. | Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а] | 1 | | | | |
51. | Буква Я – показатель мягкости согласного | 1 | | | | |
52. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г | 1 | | | | |
53. | Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами к и г | 1 | | | | |
54. | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч | 1 | | | | |
55. | Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление) | 1 | | | | |
56. | Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | 1 | | | | |
57. | Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | 1 | | | | |
58. | Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного | 1 | | | | |
59. | Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление) | 1 | | | | |
60. | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | 1 | | | | |
61. | Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление) | 1 | | | | |
62. | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о] | 1 | | | | |
63. | Буква Ё, ё – показатель мягкости | 1 | | | | |
64. | Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й | 1 | | | | |
65. | Чтение слов с буквой й (закрепление) | 1 | | | | |
66. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х | 1 | | | | |
67. | Чтение слов с буквой х (закрепление) | 1 | | | | |
68. | Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у] | 1 | | | | |
69. | Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных в слиянии | 1 | | | | |
70. | Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | | | | |
71. | Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление) | 1 | | | | |
72. | Гласный звук [э]. Буквы Э, э | 1 | | | | |
73. | Чтение слов с буквами Э, э (закрепление) | 1 | | | | |
74. | Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща,щу | 1 | | | | |
75. | Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление) | 1 | | | | |
76. | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | 1 | | | | |
77. | Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф | 1 | | | | |
78. | Мягкий и твердый разделительные знаки | 1 | | | | |
79. | Русский алфавит. Как хорошо уметь читать. | 1 | | | | |
80. | Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина | 1 | | | | |
81. | К. Д. Ушинский. Наше Отечество | 1 | | | | Устный опрос; |
82. | В. Крупин. Первоучители словенские. Первый букварь | 1 | | | | |
83. | Творчество А. С. Пушкина – сказки | 1 | | | | |
84. | Л. Н. Толстой о детях | 1 | | | | Устный опрос; |
85. | К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель. | 1 | | | | |
86. | К. Д. Ушинский о детях | 1 | | | | |
87. | Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница») | 1 | | | | Устный опрос; |
88. | В. В. Бианки. Первая охота | 1 | | | | |
89. | Творчество С. Я. Маршака | 1 | | | | |
90. | Творчество М. М. Пришвина | 1 | | | | Устный опрос; |
91. | Творчество А. Л. Барто | 1 | | | | |
92. | Творчество А. Л. Барто | 1 | | | | |
93. | Творчество С. В. Михалкова | 1 | | | | Устный опрос; |
94. | Б. В. Заходер. Два и три. | 1 | | | | |
95. | Творчество В. Д. Берестова | 1 | | | | |
96. | Прощание с Азбукой. Проверим свои знания | 1 | | | | Устный опрос; |
97. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы» Восприятие на слух звучащей речи. | 1 | | | | |
98. | И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» . определение последовательности развития сюжета. | 1 | | | | |
99. | Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет». Умение отвечать на вопросы по услышанному произведению | 1 | | | | Устный опрос; |
100. | Г. Сапгир «Про медведя». Умение отвечать на вопросы по услышанному произведению | 1 | | | | |
101. | М.Бородницкая Разговор с пчелой. И.Гамазкова Кто как кричит?И.Гамазкова, Е.ГригорьеваЖивая азбука. Рифма в стихах. | 1 | | | | |
102. | С.Маршак Автобус номер двадцать шесть. Умение анализировать поведение героев | 1 | | | | Устный опрос; |
103. | Из старинных книг. Урок- обобщение «Жили-были буквы» | 1 | | | | |
104. | Е. Чарушин «Теремок». Работа с текстом, чтение целыми словами. | 1 | | | | |
105. | Русская народная сказка «Рукавичка»(с. 38–41) | 1 | | | | |
106. | Устное народное творчество. Загадки, песенки, потешки, небылицы. Жанровое разнообразие произведений для чтения. | 1 | | | | Устный опрос; |
107. | Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». Жанровое разнообразие – малые формы | 1 | | | | |
108. | А.С.Пушкин Отрывки из произведений. Выразительное чтение прозаических произведений. Из старинных книг. | 1 | | | | |
109. | Русская народная сказка «Петух и собака» Характеристика героя сказки. | 1 | | | | |
110. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 | 1 | | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
111. | Стихотворения А.Майкова, А.Плещеева, Т.Белозёрова.чтение произведений с переходом на постепенное выразительное исполнение. | 1 | | | | |
112. | С.Маршак Апрель. И.Токмакова Ручей. Стихотворения Л.Ульяницкой, Л.Яхнина. | 1 | | | | Устный опрос; |
113. | Е.Трутнева «Когда это бывает?» | 1 | | | | |
114. | В.Берестов Воробушки. Р.Сеф Чудо. А.Майков Христос Воскрес! Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. | 1 | | | | |
115. | Обобщение по теме. «Апрель,апрель! Звенит капель» Проект «Составляем сборник загадок» Оценка своих достижений. | 1 | | 1 | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
116. | И.Токмаков Мы играли в хохотушки. Я. Тайц Волк. Г. Кружков Ррры Заголовок — «входная дверь» в текст. | 1 | | | | |
117. | Н. Артюхова Саша – дразнилка. Определение основного сюжета прозаического текста | 1 | | | | |
118. | К. Чуковский Федотка. О. Дриз Привет. О.Григорьев Стук. И.Токмакова Разговор Лютика и Жучка. И.Пивоварова Кулинаки- пулинаки. | 1 | | | | Устный опрос; |
119. | К.Чуковский Телефон. Композиционные формы речи: диалог героев, монолог героя. | 1 | | | | |
120. | М.Пляцковский Помощник. Выборочное чтение отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы. Из старинных книг | 1 | | | | |
121. | Проверим себя и оценим свои достижения. Сравнение произведений различных жанров | 1 | 1 | | | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
122. | Ю.Ермолаев Лучший друг. Е.Благинина Подарок. Чтение по ролям, пересказ текста. | 1 | | | | |
123. | В.Орлов Кто первый? С.Михалков Бараны. Р.Сеф Совет. Выразительное чтение с правильной интонацией. | 1 | | | | |
124. | В.Берестов В магазине игрушек. И.Пивоварова Вежливый ослик. Я.Аким Моя родня. Речевой этикет. | 1 | | | | Устный опрос; |
125. | С.Маршак Хороший день. По М.Пляцковскому Сердитый дог Буль.Главная мысль произведения. | 1 | | | | |
126. | Из старинных книгПроверим себя и оценим свои достижения. Выделение особенностей произведения, устанавливание общих черт и различий. | 1 | | | | |
127. | С.Михалков Трезор. Р.Сеф Кто любит собак. Чтение целыми словами, с элементами слогового чтения | 1 | | | | Устный опрос; |
128. | В.Осеева Собака яростно лаяла.Деление текста на смысловые части, составление плана. | 1 | | | | |
129. | И. Токмакова «Купите собаку» | 1 | | | | |
130. | В. Берестов «Лягушата». В. Лунин «Никого не обижай» | 1 | | | | Устный опрос; |
131. | С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж».Н. Сладков «Лисица и ёж» | 1 | | | | |
132. | Итоговый урок. Чему мы научились. | 1 | | | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 2 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте» 1 класс ФГОС «Школа России» В.Г. Горецкий, Н. М. Белянкова Москва «Просвещение» 2020 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://uchi.ru https://resh.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ