Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ___________/Дмитриева О.Ю,/ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 1 сентября 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ №117 от 01.09.18 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД
по дисциплине литературное чтение
для 2 класса.
учебник «Литературное чтение» Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Москва «Просвещение» 2011 г.
Учитель: Дмитриева Ольга Юрьевна
Составлена в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Примерная учебная программа по литературному чтению автор Канакина В.П., Горецкий В.Г.
год издания 2011
издательство Москва, «Просвещение»
Принята решением педагогического совета школы от 01.09.18 года, пр. №117.
Рабочая программа для 2 класса разработана с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Примерной программы «Литературное чтение». 2 класс Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2011;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
ОП НОО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год: часов в год: 136, часов в неделю: 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
- пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);
- выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
- при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;
-находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; — фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
-определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- оставлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно- творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;
- делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с — жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий.
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч). Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете (4 ч)Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг
Устное народное творчество (15 ч) Русские народные песни, потешки и прибаутки, считал ки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и пого ворки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и жу равль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (9 ч) Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Баль монт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступи ла...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружи лась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токма кова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (13 ч) А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Мура вей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (13 ч) Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Приш вин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч) Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; Д. Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Влади миров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза».
Писатели – детям (16 ч) Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (11 ч) В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна ( 10 ч) Стихи Ф.И.Тютчева о весне. Стихи о весне А.Н.Плещеева. А. Блок «На лугу» С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». А. Блок «На лугу» С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». И. Бунин «Матери».
И в шутку и всерьез (12 ч) Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч) Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), А.Дюма «Робин Гуд».
Формы организации учебной деятельности: парные, групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности учащихся:
Проекты 2 час.
Комплексная работа 1 час.
Урок-игра 2 час.
КВН 2 час.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Дата проведения |
-
| Введение. Знакомство с учебником | |
| Самое великое чудо на свете (4 ч) | |
-
| Урок-игра «Крестики- нолики» | |
-
| Самое великое чудо на свете | |
-
| Библиотеки | |
-
| Книги | |
Устное народное творчество (15 ч) |
-
| Устное народное творчество | |
-
| Русские народные песни | |
-
| Русские народные потешки и прибаутки | |
-
| Скороговорки, считалки, небылицы. | |
-
| Загадки, пословицы, поговорки. | |
СКАЗКИ |
-
| Ю. Мориц «Сказки по лесу идут». | |
-
| Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | |
-
| Сказка «У страха глаза велики» | |
-
| Сказка « Лиса и тетерев» | |
-
| Сказка «Лиса и журавль» | |
-
| Сказка «Каша из топора» | |
-
| Сказка «Гуси-лебеди». | |
-
| Сказка «Гуси-лебеди» | |
-
| Обобщение по разделу. Вн. чт.: Сказки. | |
-
| КВН «Мы любим сказки» | |
Люблю природу русскую. Осень (9 ч) |
-
| Люблю природу русскую. Осень | |
-
| Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | |
-
| К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | |
-
| А.Фет «Ласточки пропали | |
-
| В.Д.Берестов «Хитрые грибы». | |
-
| М.М.Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | |
-
| Проверочная работа в форме техники чтения за 1 четверть. | |
-
| Вн. чт: Е. Чарушин «Про зайчат» | |
-
| Обобщение по разделу. | |
Русские писатели (13 ч) |
-
| А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный». | |
-
| Стихотворения А.С.Пушкина | |
-
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
-
| А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | |
-
| А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
-
| Обобщение по теме сказки А.С.Пушкина | |
-
| И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». «Стрекоза и муравей». | |
-
| Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | |
-
| Л.Н.Толстой «Филиппок». | |
-
| Л.Н.Толстой «Филиппок». | |
-
| Л.Н.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже» | |
-
| Обобщение по разделу «Русские писатели». | |
-
| Вн.чт: «Липунюшка» и др. сказки Л.Н. Толстого | |
О братьях наших меньших (13 ч) |
-
| Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | |
-
| «Стихи о братьях наших меньших» | |
-
| В. Берестов «Кошкин щенок» | |
-
| М.М.Пришвин «Ребята и утята» | |
-
| М.М.Пришвин «Ребята и утята» | |
-
| Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» | |
-
| Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» | |
-
| Б.С.Житков «Храбрый утёнок». | |
-
| В.В.Бианки «Музыкант». | |
-
| В.В.Бианки «Сова». | |
-
| Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | |
-
| Промежуточная аттестация в форме…. | |
-
| Вн.чт: Е.И.Чарушин «Про Томку» | |
Из детских журналов (9 ч) |
-
| Из детских журналов | |
-
| Д. Хармс «Игра» | |
-
| Д.Хармс «Вы знаете?..» | |
-
| Д.Хармс , С.Маршак «Весёлые чижи» | |
-
| Д.Хармс «Что это было?» | |
-
| Д.Хармс «Пирог», «Веселый пирог» | |
-
| Ю.Д.Владимиров «Чудаки» | |
-
| А.И.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». | |
-
| Обобщение по разделу « Из детских журналов» | |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
-
| Люблю природу русскую. Зима. | |
-
| Стихи о первом снеге | |
-
| Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…». | |
-
| С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза». | |
-
| Два Мороза. Русская народная сказка. | |
-
| С.В.Михалков «Новогодняя быль». | |
-
| А.Л.Барто «Дело было в январе». | |
-
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | |
-
| Вн.чт: Сказка «Зимовье зверей». Обобщение. | |
Писатели - детям (16 ч) |
-
| Писатели - детям К.И.Чуковский «Путаница» | |
-
| К.И.Чуковский «Радость» | |
-
| К.И.Чуковский «Федорино горе» | |
-
| К.И.Чуковский «Федорино горе» | |
-
| С. Маршак «Кот и лодыри» | |
-
| С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | |
-
| С.В.Михалков «Мой щенок» | |
-
| А.Л.Барто «Верёвочка». | |
-
| А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу». | |
-
| А.Л.Барто «Вовка-добрая душа». | |
-
| Н.Н.Носов «Затейники». | |
-
| Н.Н.Носов «Живая шляпа». | |
-
| Н.Н.Носов «Живая шляпа» | |
-
| Н.Н.Носов «На горке». | |
-
| Обобщение по разделу «Писатели – детям» | |
-
| Вн. чт: Н. Носов «Огурцы» | |
Я и мои друзья (11 ч) |
-
| Я и мои друзья, В.В.Лунин «Я и Вовка». | |
-
| Н.Булгаков «Анна, не грусти!». | |
-
| Ю.Ермолаев «Два пирожных». | |
-
| В.А.Осеева «Волшебное слово». | |
-
| В.А.Осеева «Волшебное слово». | |
-
| В.А.Осеева «Хорошее». | |
-
| В.А.Осеева «Почему?». | |
-
| В.А.Осеева «Почему?». | |
-
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья». | |
-
| Вн. чт: Рассказы о детях В. Осеевой | |
-
| Обобщение « Я и мои друзья» | |
Люблю природу русскую. Весна ( 10 ч) |
-
| Люблю природу русскую. Весна | |
-
| Стихи Ф.И.Тютчева о весне. | |
-
| Стихи о весне А.Н.Плещеева | |
-
| А. Блок «На лугу» С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | |
-
| И. Бунин «Матери» | |
-
| Обобщение и повторение за 3 четверть. | |
-
| А. Плещеев «В бурю» | |
-
| Е.А.Благинина «Посидим в тишине» | |
-
| Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» | |
-
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Вн.чт. | |
И в шутку и всерьёз (12 ч) |
-
| Б.В.Заходер «Что красивей всего?», «Товарищам детям» | |
-
| Б.В.Заходер. Песенки Вини-Пуха. | |
-
| Э.Н.Успенский «Чебурашка». | |
-
| Э.Н.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | |
-
| Стихи Э.Н.Успенского | |
-
| Стихи В.Д.Берестова. | |
-
| Стихи И.П.Токмаковой. | |
-
| Г.Б.Остер «Будем знакомы». | |
-
| В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | |
-
| В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». | |
-
| Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез» | |
-
| Вн.чт: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | |
Литература зарубежных стран (14ч) |
-
| Литература зарубежных стран. | |
-
| Американская и английская народные песенки | |
-
| Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…» | |
-
| Ш.Перро «Кот в сапогах» | |
-
| Ш.Перро «Красная шапочка» | |
-
| Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | |
-
| Э.Хогарт «Мафин и паук» | |
-
| Э.Хогарт «Мафин и паук» | |
-
| Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». | |
-
| Вн. чт : Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | |
-
| Итоговая комплексная работа. | |
-
| Обобщение «Литература зарубежных стран» | |
-
| КВН «Цветик – семицветик» | |
-
| Промежуточная аттестация в форме... | |
Приложение
Учебно-методическое обеспечение
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва, «Просвещение»,2011.
УЧЕБНИКИ
2 класс. Часть 1, 2. Москва, «Просвещение»,2011.
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Л. А. Виноградской. 2 класс. Москва, «ВАКО»,2013.
2. Печатные пособия
3. Технические средства обучения
Экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
4. Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений (диск).
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (диск).
5. Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
9