СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 3 класс разработана к учебнику Александровой О.М., Кузнецовой М.И. "Литературное чтение на родном русском языке" 3 класс, М. Просвещение". Она содержит тематическое и поурочное планирование  и будет полезна учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Романовская основная общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области


УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ

Романовская ООШ

_____ О. Л. Клюшникова

Приказ №______

«____»________2022г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

на родном (русском) языке 3 класса

Комозиной Светланы Степановны










РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО

на заседании МО на заседании

протокол №____ Педагогического совета

от «____» _______2022 г. школы протокол №____

Руководитель МО от «___» _______2022 г.

______ С. С. Комозина







2022– 2023 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

- осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

1) познавательные универсальные учебные действия:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2) коммуникативные универсальные учебные действия:

- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3) регулятивные универсальные учебные действия:

- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.


Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:

Выпускник научится:

- понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

- осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

- самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

- создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

- пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.


Достижение предметных результатов по годам обучения:


К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

- осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

- давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.



































Содержание учебного предмета


В программе курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном (русском) языке», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.




Творческая деятельность обучающихся

(на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение

по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе

художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских

художников.



Перечень произведений, реализующих содержание программы

3 класс (17 ч)


РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (10 ч)

Я и книги (3 ч)

Пишут не пером, а умом

В. И. Воробьев. «Я не придумал ничего» (глава «Мой дневник»).

И. Краева. «Колямба, внук Одежды Петровны» (глава «Письмописательное искусство».

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

Т.В. Толстая. «Детство Лермонтова» (отрывок).


Я взрослею (3 ч)

Жизнь дана на добрые дела

Пословицы о доброте.

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

Живи по совести

Пословицы о совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

В.Н. Крупин. «Сушёная малина» (отрывок).


В дружной семье и в холод тепло (2 ч)

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».


Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

Детские фантазии

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). «Что такое стихия» (глава из повести «Сказки Севки Глущенко»).

Л. К. Чуковская. Памяти детства. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».



РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)

Люди земли русской (2 ч)

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

Л.М. Дёмин. «Семён Дежнёв» (глава «Рассказывает бывалый человек»).

В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (отрывки «Второй поход», «В Москве»).

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве» (отрывок).

А.Н. Майков. «Ломоносов» (отрывок).


От праздника к празднику (2 ч)

Всякая душа празднику рада

В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель» (фрагмент).

Е.В. Григорьева. «Радость».

А.А. Коринфский. «Христославы».

А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…»


О родной природе (3 ч)

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

Течёт, течёт – не вытечет…

М. М. Пришвин. «Река».

В. П. Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» (фрагмент).

В. Г. Распутин. «Горные речки».

Шёл седой старик туман…

И. П. Токмакова. «Туман».

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).



















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

(УМК Александрова О.М., Кузнецова М.И. и др. Литературное чтение на родном русском языке, 3 класс, 0,5 ч в неделю, всего 17 часов).

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт


Раздел «Мир детства»

10 ч




1

Я и книги

В. И. Воробьев. «Мой дневник» (глава из книги «Я не придумал ничего»).

3 ч

1



2

И. Краева. «Письмописательное искусство» (глава из повести «Колямба, внук Одежды Петровны»).

1



3

В. П. Крапивин. «День рождения» (глава из повести «Сказки Севки Глущенко»).

Т.В. Толстая. «Детство Лермонтова» (отрывок).

1




4

Я взрослею

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

3 ч

1



5

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

В.Н. Крупин. «Сушёная малина» (отрывок).

1



6

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

1




7

В дружной семье и в холод тепло

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

2 ч

1



8

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

1




9

Я фантазирую и мечтаю

В. П. Крапивин. «Зелёная грива» (отрывок из повести «Брат, которому семь». «Что такое стихия» (глава из повести «Сказки Севки Глущенко»).

2 ч

1



10

Л. К. Чуковская. Памяти детства. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».

1




Раздел «Россия – Родина моя»

7 ч




11

Люди земли русской

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек» (глава из повести «Семён Дежнёв»).

В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (отрывки «Второй поход», «В Москве»).

2 ч

1



12

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве» (отрывок). А.Н. Майков. «Ломоносов» (отрывок).

1




13

От праздника к празднику

В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель» (фрагмент). Е.В. Григорьева. «Радость».

А.А. Коринфский. «Христославы».

2 ч

1



14

А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных…»

1




15

О родной природе

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

3 ч

1



16

М. М. Пришвин. «Река».

В. П. Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» (фрагмент).

В. Г. Распутин. «Горные речки».

1



17

И. П. Токмакова. «Туман».

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

1







































Аннотация к рабочей программе учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке 1 – 4 класс


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 1 – 4 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Нормативно-правовую основу настоящей программы составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;

Указ Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Приказ Министерства образования и науки РФ
от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» отводится в 1 - 4 классах по 0,5 учебных часов в неделю. Курс рассчитан в 1 классе на 16 ч (33 учебные недели). Во 2 – 4 классах по 17 ч (34 учебные недели).


Учебно-методический комплекс:

Александрова О.М., Кузнецова М.И. «Литературное чтение на родном русском языке».

1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2021

Александрова О.М., Кузнецова М.И. «Литературное чтение на родном русском языке».

2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2021

Александрова О.М., Кузнецова М.И. «Литературное чтение на родном русском языке».

3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2021

Александрова О.М., Кузнецова М.И. «Литературное чтение на родном русском языке».

4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2021



14