СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс»


Управление образования Администрации Большесолдатского района Курской области

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Сторожевская основная общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области


РАССМОТРЕНО

На заседании МО

_____Бобровская Т. П.

Протокол № 1

от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Решением педагогического совета

________Коржова А.А.

Протокол № 4

от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа».

___________Бобровская О.В.

Приказ № 68

от «29» августа 2023 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебный предмет «литературное чтение»


для обучающихся 3 класса


Составитель:

Петина Анна Николаевна

учитель начальных классов





с. Сторожевое, 2023




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

Изучение курса Литературное чтение на родном русском языке включено в данный учебный предмет модулем. На его изучение отводится 17 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.


3 КЛАСС

  • отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

  • характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

  • отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

  • пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.


К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

  • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

  • читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


3 КЛАСС

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) ‌и другое (по выбору)‌.

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина ‌и др.)‌. Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце ‌и другие (по выбору)‌.

Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ‌и другие по выбору)‌. Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» ‌и другие (по выбору)‌.

Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова ‌(не менее двух)‌: назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.

Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» ‌и другие (по выбору)‌.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ‌(не менее пяти авторов по выбору)‌: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, ‌С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др.‌ Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» ‌и другие (по выбору)‌.

Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль ‌(не менее трёх произведений)‌. Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» ‌и другие‌.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей ‌(не менее двух)‌. Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова ‌и др.‌ Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.

Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» ‌и другие (по выбору)‌.

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» ‌и другое (по выбору)‌.

Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (‌произведения по выбору двух-трёх авторов‌). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль ‌и другие (по выбору)‌.

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов ‌(не менее двух произведений)‌: Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, ‌М. М. Зощенко и др.‌

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) ‌и другие (по выбору)‌.

Зарубежная литература. Круг чтения ‌(произведения двух-трёх авторов по выбору):‌ литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, ‌Р. Киплинга.‌ Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» ‌и другие (по выбору)‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

  • различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;

  • анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;

  • конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;

  • сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;

  • исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);

  • подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;

  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;

  • формулировать вопросы по основным событиям текста;

  • пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);

  • выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;

  • сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;

  • оценивать качество своего восприятия текста на слух;

  • выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;

  • в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;

  • осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

№ п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

ЭОР

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Самое великое чудо на свете

4

1

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

2

Устное народное творчество

13

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

3

Поэтическая тетрадь 1

9

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

4

Великие русские писатели

23

1

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

5

Поэтическая тетрадь 2

7

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

6

Литературные сказки

8

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

7

Были-небылицы

11

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

8

Поэтическая тетрадь 1

6

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

9

Люби живое

15

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

10

Поэтическая тетрадь 2

7

1

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

11

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

13

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

12

По страницам детских журналов

6


0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

13

Зарубежная литература

10

0

0

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Резервное время


1

0


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

4

0




Тематическое планирование Литературного чтения на родном русском языке

Блок

Кол-во часов


ЭОР

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА

10

http://gramota.ru/slovari/info/lop

http://www.krugosvet.ru

http://gramma.ru

http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs http://slovari.ru

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ http://www.philology.ru

https://dic.academic.ru

http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm

Я и книги

2

Я взрослею

2

Я и моя семья

2

Я фантазирую и мечтаю

2

Входная контрольная работа

1

Резерв на вариативную часть программы

1

Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

7

Родная страна во все времена сынами сильна

2

От праздника к празднику

2

О родной природе

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела

1

Резерв на вариативную часть программы

1





















Календарно-тематеческое планирование по литературному чтению

3 класс (4 ч в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

Введение. Знакомство с учебником. Что я прочитал летом

1

04.09


2

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси

1

05.09


3

Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров

1

06.09


4


Урок-путешествие в прошлое

1

07.09


5

Русские народные песни

1

11.09


6

Докучные сказки. Народные художественные промыслы

1

12.09


7

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

13.09


8

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

14.09


9

Р/Л В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

1

18.09


10

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

19.09


11

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

20.09


12

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

21.09


13

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

25.09


14

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

26.09


15

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Художники- иллюстраторы.

1

27.09


16

Обобщение по разделу «Устное народное .

Р/л В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

1

28.09


17

Проект «Волшебная сказка»

1

02.10


18

Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

03.10


19

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

1

04.10


20

А. А. Фет «Мама!...», «Зреет рожь над жаркой нивой»

1

05.10


21

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

09.10


22

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

10.10


23

И. З. Суриков «Детство»

1

11.10


24

И. З. Суриков «Зима»

1

12.10


25

Проект «Стихи русских поэтов». Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь»

1

16.10


26

Проверочная работа № 1по теме «Литературная страна»

Р/л Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1

17.10


27

Анализ проверочной работы. А. С. Пушкин Отрывки из романа «Цыганы»

1

18.10


28

А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»

1

19.10


29

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

1

23.10


30

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

24.10


31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

25.10


32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

26.10


33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

6.11


34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

7.11


35

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

Р/л Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».


1

08.11


36

Проект «А.С.Пушкин-великий русский писатель»

1

09.11


37

И. А. Крылов — великий баснописец.

1

10.11


38

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

1

13.11


39

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

14.11


40

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

16.11


41

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком...»

1

17.11


42

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень»

1

20.11


43

Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого

1

21.11


44

Л. Н. Толстой «Акула»

1

23.11


45

Л. Н. Толстой «Прыжок»

1

24.11


46

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

27.11


47

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

1

28.11


48

Проверочная работа № 2 по теме «Великие русские писатели». Обобщение по разделу.

1

30.11


49

Анализ проверочной работы. Проект «Великие русские писатели»

Р/л О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

1

01.12


50

Н. А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный…»

1

04.12


51

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

05.12


52

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

07.12


53

К. Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

08.12


54

И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1

11.12


55

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...»

Обобщение по разделу.

1

12.12


56

Р/л А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

1

14.12


57

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка

1

15.12


58

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»

1

18.12


59

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

19.12


60

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

1

21.12


61

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

22.12


62

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

25.12


63

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

26.12


64

Проект «Литературные сказки»

Р/л В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).

1

28.12


65

Знакомство с названием раздела.

1

29.12


66

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

9.01


67

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

11.01


68

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

12.01


69

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

15.01


70

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

16.01


71

А. И. Куприн «Слон»

1

18.01


72

А. И. Куприн «Слон»

1

19.01


73

А. И. Куприн «Слон»

1

22.01


74

Обобщение по разделу «Были-небылицы»

Р/л Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

1

23.01


75

Проверочная работа № 3 по теме «Были-небылицы» Обобщение по разделу.

1

25.01


76

Анализ проверочной работы. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

26.01


77

С. Чёрный «Воробей», «Слон»

1

29.01


78

А. А. Блок «Ветхая избушка»

1

30.01


79

А. А. Блок «Сны», «Ворона»

1

01.02


80

С.А. Есенин «Черёмуха».

1

02.02


81

Обобщение. Стихи А. Блока, С. Черного, С. Есенина

Р/л Контрольная работа – 1 ч

1

05.02


82

М. М. Пришвин «Моя Родина»

1

06.02


83

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

08.02


84

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

9.02


85

В. И. Белов «Малька провинилась»,

1

12.02


86

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

1

13.02


87

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

15.02


88

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

16.02


89

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

19.02


90

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

20.02


91

Б. С. Житков «Про обезьянку»

1

22.02


92

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

26.02


93

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…»

1

27.02


94

Обобщение по разделу «Люби живое».

Р/л О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

1

29.02


95

Проверочная работа № 4 по теме «Люби живое»

1

01.03


96

Анализ проверочной работы. Проект «Люби живое».

1

04.03


97

Анализ проверочной работы С. Я. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

5.03


98

А.Л. Барто «Разлука»

1

7.03


99

А.Л. Барто «В театре»

1

11.03


100

С. В. Михалков «Если»

1

12.03


101

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

14.03


102

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверим себя.

Р/л П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»).

1

15.03


103

Проект «Праздник поэзии»

1

25.03


104

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»

1

25.03


105

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

28.03


106

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

29.03


107

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

01.04


108

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

02.04


109

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

4.04


110

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

5.04


111

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

8.04


112

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

9.04


113

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

11.04


114

Н.Н. Носов «Телефон»

1

12.04


115

В.Драгунский «Друг детства»

1



116

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Р/л А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1

15.04


117

Итоговая проверочная работа №5

1

16.04


118

Анализ проверочной работы. Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

18.04


119

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

1

19.04


120

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

1

22.04


121

Г. Б. Остер «Вредные советы»

1

23.04


122

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

25.04


123

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

1

26.04


124

Обобщение по разделу. Проект «По страницам детских журналов» Р/л С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

1

29.04


125

Мифы Древней Греции.

1

30.04


126

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей

1

6.05


127

Мифы Древней Греции. Храбрый Персей

1

7.05


128

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

13.05


129

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

14.05


130

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

16.05


131

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Р/л Неразгаданная тайна — в чащах леса…

1

17.05


132

Проект «Сказки Г.Х. Андерсена»

1

20.05


133

Обобщающий урок за курс 3 класса.

1

21.05


134

Читательская конференция «Мои любимые книги».

1

23.05


135

Что читать летом.

1

24.05


136

Резервный урок . Повторение.

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, ‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.

3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. / М.: Просвещение, 2011 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​https://m.edsoo.ru/8bc47e88

https://resh.edu.ru/subject/32/