СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 2-х классов по УМК " Начальная школа XXI века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов,работающихпо программе "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2-х классов по УМК " Начальная школа XXI века"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7»

Г.о. Подольск Московская область



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия №7»

______________ Е.В. Назарова

« » августа 2017 г.







Рабочая программа,

составленная на основе авторской

на 2016 - 2017 учебный год



Оспельникова Юлия Александровна

Ф.И.О. преподавателя

Литературное чтение

Предмет

2 «Б» класс / 4 часа в неделю

Классы / количество часов в неделю

2 класс 136 часов в год

Классы / количество часов в год



Уровень: базовый

Базовый учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Л.А. Ефросинина, –М.: Вентана-Граф, 2013._____________

















Г.о. Подольск

2017-2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС»

(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)



Программа составлена на основе авторской:

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение»




Структура документа


Рабочая программа включает:

краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, цели и задачи, место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»;

планируемые результаты обучения

содержание разделов с характеристикой деятельности

тематическое планирование с распределением часов по разделам

учебно-методическое обеспечение

календарно тематическое планирование


Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по литературному чтению за курс 2 класса.



























Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа «Литературное чтение.2 класс» разработана:

  • в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • на основе авторской программы «Литературное чтение», авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями образовательной модели «Начальная школа XXI века»;

  • в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.


Обоснование выбора программы

Программа «Литературное чтение» под редакцией Л.А. Ефросининой, М.И, Омороковой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Ценностные ориентиры программы близки идеям развития гармоничной личности в МОУ «Гимназия №7», данный курс развивает эмоциональную сферу личности ребёнка, обогащает духовный мир ученика, обеспечивает достижение необходимых личностных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.



Цели обучения

Основная цель курса литературного чтения в начальной школе – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт, развить читательские умения младшего школьника.


Задачи курса «Литературное чтение»:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения(позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова расширять круг чтения учащихся .создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню полготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.


Решение этих задач должно обеспечить постепенный переход младшего школьника от этапа наивного чувственного отношения к литературному произведению к этапу понимания литературы как социально-художественного явления.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка.формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

  • в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, ,а также универсальные учебные действия;

  • дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.


Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МОУ «ГИМНАЗИЯ № 7»


В учебном плане МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета литературное чтение во 2 классе отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы по литературному чтению

во 2 – ом классе


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;

  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;

  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;

  • группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.


Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;

  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

  • пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика»


Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;

  • различать пословицы и загадки по темам;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;

  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.


Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;

  • рассказывать сказки с присказками;

  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.


Ученик получит возможность научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

  • выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;

  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.


Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге в её аппарате;

  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.


Результаты освоения курса «Литературное чтение»

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных , предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям ;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения; изложение своей точки зрения и оценки событий;

12) определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместн6ой деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием предмета «Литературное чтение»


Предметные результаты (с учётом специфики содержания предметной области «Филология») должны содержать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;

2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использование элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника 2 класса умения учиться – овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (УУД)


2 класс

Раздел программы

Содержание программы

Характеристика деятельности учащихся (основные универсальные действия)

Виды речевой

и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция учащихся на прочитанное и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.










Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт




Чтение вслух и молча (про себя)

Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся.

Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений.

Усвоение орфоэпических норм: что — [што], конечно — коне[ш]но, -ого — -о[ва], сегодня — се[во]дня.

Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).

Чтение смысловых частей текста, абзацев.

Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения).

Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания.

Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.









Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида





Работа с разными видами текста

Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным.

Структура текста: абзацы, части.

Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений.

Форма текста: стихотворная и прозаическая.

Деление текста на части.

Главная (основная) мысль.

Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).


Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль


Работа с текстом художественного произведения

Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности.

Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения.





Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.



Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей).

Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе).

Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки.

Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных.

Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)





Работа с текстом научно-популярного произведения

Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете,

человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.).

Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений.

Пересказ подробный и краткий по готовому плану



Работа с учебным текстом

Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач.

Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов



Библиографическая культура

Книга учебная, художественная.

Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.





Типы книг: книга-произведение, книга-сборник.

Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности.

Детские журналы «Мурзилка», «Миша»

и др.





Говорение (культура речевого

общения)

Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях).

Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы.

Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости.

Монологическая речь автора, героев произведений.

Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3–4 предложения).



Понятия: диалог, реплики героев, обращения, монолог, полилог




Письмо (культура письменной речи)

Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи.

Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме.

Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы).

Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами.

Выявление особенностей художественного слова


Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение).

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам.

Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности.

Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема).

Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях.

Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения



Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).


Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).


Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д.

Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.).

Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами.

Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»).

Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой.

Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге.

Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев.

Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров



Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически).

Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок).

Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре.

Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины).

Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста.

Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль




Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения.

Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.).

Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.


Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали.

Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним.

Составлять высказывание (2–3 предложения) о произведении, о герое.

Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д.

Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету.

Сравнивать сказки литературные и фольклорные.

Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности.

Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение.

Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий)



Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте.

Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам.

Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты.

Собирать информацию и оформлять её в виде схем и таблиц



Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи.

Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода)



Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).


Определять жанр и тему книги.

Моделировать обложки книг и находить книги по модели.

Отбирать книги по заданной модели.

Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности.

Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности



Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики.

Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях.

Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них.

Инсценировать отрывки из произведений.

Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений.

Находить в произведениях монологи автора, героев.

Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3–4 предложения).

Доказывать свою точку зрения.

Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану.

Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости




Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы.

Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон).

Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.


Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их.

Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы

Круг чтения

Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов

и тем; особенности.

Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков.

Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм).

Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания:«Мурзилка»,«Геолёнок»и др.

Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения.

Моделировать обложки к изученным произ-ведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность).

Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре.

Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности.

Выбирать и читать книги по изучаемому разделу.

Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах

Литературоведческая

пропедевтика (практическое освоение)

Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование.

Стихотворная и прозаическая форма произведения.

Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные.

Общее представление о басне, рассказе, стихотворении

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи.

Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности.

Сравнивать произведения по форме текста.

Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр

Творческая

деятельность учащихся

(на основе

литературных произведений)

Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты).

Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков.

Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения.

Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений.

Пересказ от лица героя или автора.

Рассуждение о произведении и героях, формулировка собственной точки зрения.

Интерпретация позиции автора (точки зрения автора).

Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений.

Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей

Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом.

Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра.

Конструировать описание картин к отдельным эпизодам.

Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора.

Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным.

Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения.

Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений.

Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.)

Чтение:

работа

с информацией

Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема.

Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»).

Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя).

Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг.

Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг

Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею.

Находить нужную информацию о книге в аппарате книги.

Характеризовать произведение, героев по информации в таблице.


Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод)







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ



п/п

Разделы

Количество часов

1.

О нашей Родине

5

2.

Народная мудрость

6

3.

О детях и для детей

13

4.

Мир сказок

6

5.

Уж небо осенью дышало…

6

6.

Снежок порхает, кружится…

17

7.

Здравствуй, праздник новогодний

10

8.

О братьях наших меньших

12

9.

Лис Миккель и другие (зарубежные сказки)

13

10.

Семья и я

15

11.

Весна, весна красная…

24

12.

Там чудеса… (волшебные сказки)

6

13.

Резерв

3


Итого

136















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Для учащихся


  1. Учебник «Литературное чтение. 2 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013;



Для учителя


  1. Программа. Литературное чтение. 1-4 классы (авторы Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова) М.: Вентана-Граф, 2013

  2. Методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс» (автор Л.А.Ефросинина). М.: Вентана-Граф, 2013

  3. Словарь - справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)

  4. Учебник «Литературное чтение. 2 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013;

  5. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013

  6. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013





КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПО ЧТЕНИЮ


Для контроля и оценки используются:

1.Литературное чтение: 1-4 классы: программа/Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова/ под ред. Н.Ф.Виноградовой . – М.: Вентана – Граф, 2013.

2. Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1/Л.А. Ефросинина.- М.: Вентана-Граф, 2013.- (Оценка знаний).




















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)

2 «В» класс ( 2017-2018 уч. год)

(136ч)


п/п

Тема урока

Дата проведения

Корректировка



План

Факт



О нашей Родине (5 ч)

1

Стихотворения о Родине. Ф.Савинов. «Родина» ИТБ

04.09-08.09



2

Стихотворения о Родине. И. Никитин. «Русь» (отрывок)

04.09-08.09



3

Рассказы о Родине. С.Романовский. «Русь» (в сокращении)

04.09-08.09



4

Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о Русской земле»

04.09-08.09



5

Стихи русских поэтов. А. Прокофьев «Родина»

11.09-15.09




Народная мудрость (6 ч)

6

Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла»

11.09-15.09



7

Загадки народные.

11.09-15.09



8

Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (в пересказе И.Карнауховой)

11.09-15.09



9

Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева).

18.09-22.09



10

Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы

18.09-22.09



11

Обобщение по разделу «Народная мудрость» . Литературный диктант .

18.09-22.09




О детях и для детей (13 ч)

12

Стихотворения о детях. А.Барто «Катя»

18.09-22.09



13

Произведения для детей. С.Баруздин. «Стихи о человеке и его словах» . Проверка выразительности чтения.

25.09-29.09



14

Рассказы о детях. С.Баруздин. «Как Алешке учиться надоело»

25.09-29.09



15

Произведения о детях. Е.Пермяк. «Смородинка»

25.09-29.09



16

Произведения о детях. Н.Носов «Заплатка»

25.09-29.09



17

Разножанровые произведения для детей. Г.Сапгир. «Рабочие руки». Скороговорки

02.09-06.09



18

Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Н.Толстой «Страшный зверь»

02.09-06.09



19

Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко. «Самое главное». Проверка выразительности чтения.

02.09-06.09



20

Сказки о детях. В.Сутеев «Кто лучше?»

02.09-06.09



21

Произведения о детях и для детей. А.Митта. «Шар в окошке»

Е. Пермяк «Две пословицы»

09.10-13.10



22

Сказки для детей. Л.Пантелеев «Две лягушки»

09.10-13.10



23

Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В.Беспальков «Совушка»


09.10-13.10



24

Произведения В. Сутеева для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик». Литературный диктант .


09.10-13.10




Мир сказок (6 ч)

25

Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики»

16.10-20.10



26

Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики». Проверка умения читать вслух незнакомого текста.

16.10-20.10



27

Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки»

16.10-20.10



28

Сказки Х. -К. Андерсена. Х. -К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

16.10-20.10



29

Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм. «Семеро храбрецов»

23.10-27.10



30

Обобщение по разделу «Мир сказок».

Проверка начитанности и знания изученных произведений.

23.10-27.10




Уж небо осенью дышало… (6 ч)

31

Произведения об осени (о родной природе). А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий. «Осень» (отрывок)

23.10-27.10



32

Произведения об осени. Э. Шим. «Белка и Ворон». Е.Трутнева. «Осень»

23.10-27.10



33

Произведения об осени. Н. Сладков. «Эхо». ИТБ

06.11-10.11



34

Разножанровые произведения о природе. Н.Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М.Пришвин. «Недосмотренные грибы»

06.11-10.11



35

Литературное слушание. Произведения о природе. Э.Шим. «Храбрый Опёнок». К. Бальмонт. «Осень»

06.11-10.11



36

Обобщение по разделу « Уж небо осенью дышало…»

06.11-10.11




Снежок порхает, кружится… (17 ч)

37

Произведения о зиме. З. Александрова. «Зима».


13.11-17.11



38

Научно-познавательные и художественные произведения о природе.

С. Иванов «Каким бывает снег»

13.11-17.11



39

Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу»

13.11-17.11



40

Литературное слушание. Сказки о природе.

Э. Шим. «Всем вам крышка». К. Ушинский. «Мороз не страшен»

13.11-17.11



41

Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

20.11-24.11



42

Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин. «Деревья в лесу»

20.11-24.11



43

Стихотворения о зиме. И. Суриков. «Детство» (отрывок)

20.11-24.11



44

Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка» . Проверка выразительности чтения.

20.11-24.11



45

Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка»

27.11-01.12



46

Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»

27.11-01.12



47

Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»

27.11-01.12



48

Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)

27.11-01.12



49

Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)

04.12-08.12



50

Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»

04.12-08.12



51

Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу». И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?». Литературный диктант

04.12-08.12



52

Литературное слушание. Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович»

04.12-08.12



53

Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

11.12-15.12




Здравствуй, праздник новогодний! (10 ч)

54

Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»





55

Литературное слушание. Сказки Х.-К.Андерсена.

Х.-К.Андерсен «Ель»(в сокращении) . Книги Х.-К.Андерсена.

11.12-15.12



56

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок)

11.12-15.12



57

Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок). Проверка умения читать вслух незнакомого

текста.

11.12-15.12



58

Стихотворения о Новом годе. С. Маршак. «Декабрь

18.12-22.12



59

Произведения о Новом годе. С. Городецкий. «Новогодние приметы».

18.12-22.12



60

Обобщение по теме «Здравствуй, праздник новогодний!».

Проверка начитанности и умения работать с детскими

книгами.

18.12-22.12



61

Урок – конкурс «Стихи о природе»

18.12-22.12



62

Библиотечный урок. Книги о Новом годе для детей.

25.12-29.12



63

Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»

25.12-29.12




О братьях наших меньших (12 ч)

64

Произведения о животных. Русская народная песня «Буренушка». В. Жуковский. «Птичка»

25.12-29.12



65

Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский. «Кот Васька». Считалка, загадки. Е. Благинина. «Голоса леса»

25.12-29.12



66

Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин. «Старый гриб». ИТБ

15.01-19.01



67

Рассказы о животных. К.Ушинский. «Лиса Патрикеевна». П. Комаров. «Оленёнок»

15.01-19.01



68

Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель».Скороговорки

15.01-19.01



69

Присказки и сказки. М. Дудин. «Тары-бары…»

15.01-19.01



70

Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот»

22.01-26.01



71

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля»

22.01-26.01



72

Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Н.Толстого)

22.01-26.01



73

Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок)


22.01-26.01



74

Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки». Литературный диктант .

29.01-02.02



75

Сказки о животных. Библиотечный урок.


29.01-02.02



Лис Миккель и другие (зарубежные сказки) (13ч)

76

Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»

29.01-02.02



77

Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»

29.01-02.02



78

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»

05.02-09.02



79

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»

05.02-09.02



80

Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

05.02-09.02



81

Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»

05.02-09.02



82

Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм. «Бременские музыканты»

12.02-16.02



83

Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм. «Бременские музыканты»

12.02-16.02



84

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

12.02-16.02



85

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»

12.02-16.02



86

Повторение изученного по теме «Зарубежные сказки»

19.02-23.02



87

Библиотечный урок по теме: «Дорогами сказок»

19.02-23.02



88

Проверка начитанности и знания изученных произведений по теме «Зарубежные сказки»

19.02-23.02




Семья и я (15ч)

89

Произведения о семье. Л. Н.Толстой. «Лучше всех»


19.02-23.02



90

Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная»

26.02-02.03



91

Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»


26.02-02.03



92

Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком». С. Аксаков «Моя сестра»

26.02-02.03



93

Произведения о детях. В. Осеева. «Сыновья». Пословицы

26.02-02.03



94

Авторская колыбельная песня. А. Майков. «Колыбельная песня». Пословица

05.03-09.03



95

Литературное слушание. Произведения о семье. Л. Н.Толстой. «Отец и сыновья»

05.03-09.03



96

Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев. «Дедушка». Л. Воронкова. «Катин подарок»


05.03-09.03



97

Стихотворения о семье. Ю. Коринец. «Март». А. Плещеев. «Песня матери»

05.03-09.03



98

Сказки народов мира. Татарская народная сказка «Три сестры»

12.03-16.03



99

Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков. «А что у вас?»

12.03-16.03



100

Стихотворения о семье. В. Солоухин. «Деревья». Литературный диктант


12.03-16.03



101

Произведения ко Дню Победы. С.Михалков. «Быль дл детей»

12.03-16.03



102

Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин. «Салют». Проверка умения читать вслух незнакомого текста

19.03-23.03



103

Обобщение по разделу «Семья и я»

19.03-23.03




Весна, весна красная… (24 ч)

104

Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!».А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие»

19.03-23.03



105

Произведения о весне. А. Чехов. «Весной». А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна - художник» ИТБ

19.03-23.03



106

Произведения о весне. А. Чехов. «Весной». А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна - художник»

02.04-06.04



107

Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков. «Снег и Ветер»

02.04-06.04



108

Разноржанровые произведения о весне. С.Маршак. «Весенняя песенка». Э. Шим. «Чем пахнет весна»

02.04-06.04



109

Стихотворения о природе. Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..»

02.04-06.04



110

Проверка выразительности чтения. Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»

09.04-13.04



111

Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн. «Скворцы» . Н. Сладков. «Скворец-молодец»

09.04-13.04



112

Произведения о природе. Н. Сладков. «Апрельские шутки»

09.04-13.04



113

Разножанровые произведения о природе. А. Барто. «Апрель»

09.04-13.04



114

Рассказы о природе. Г. Скребицкий. «Жаворонок»

16.04-20.04



115

Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.

16.04-20.04



116

Произведения фольклора. Загадки. Литературный диктант

16.04-20.04



117

Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок»

16.04-20.04



118

Разножанровые произведения о природе. О.Высотская. «Одуванчик». М.Пришвин. «Золотой луг»

23.04-27.04



119

Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»

23.04-27.04



120

Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам». А. Барто. «Воробей»

23.04-27.04



121

Произведения для детей. М. Пришвин. «Ребята и утята»

23.04-27.04



122

Литературное слушание. Сказки о животных.

Б. Заходер. «Птичья школа»

30.04-04.05



123

Комплексная проверочная работа

30.04-04.05



124

Анализ проверочной работы. Работа над ошибками.

Произведения о природе. К. Ушинский. «Утренние лучи»

30.04-04.05



125

Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице…».

30.04-04.05



126

Библиотечный урок по теме «Книги о родной природе»

07.05-11.05



127

Обобщение по разделу «Весна, весна красная… ».

Проверка начитанности и знания изученных произведений

07.05-11.05



Там чудеса… (волшебные сказки) (6 ч)

128

Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо -чудное, Диво -Дивное». Книги с волшебными сказками.

07.05-11.05



129

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка»

07.05-11.05



130

Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»


14.05-18.05



131

Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Проверка умения читать вслух незнакомого текста

14.05-18.05



132

Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро. «Кот в сапогах»

14.05-18.05



133

Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»

14.05-18.05



134

Резерв

21.05-25.05



135

Резерв


21.05-25.05



136

Резерв

21.05-25.05











Согласовано на заседании

кафедры начальных классов

протокол № 1

от « __ » августа 2017 года

Руководитель кафедры ___________/М.А.Копылова/


Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ О.М.Пискурева /


«____» августа 2017 года



21