СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Литературному чтению на родном русском языке (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Литературному чтению на родном русском языке для 1-4 классов содержит планируемые результаты изучения данного предмета по годам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Литературному чтению на родном русском языке (1-4 классы)»

Приложение к ООП ООО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 П. ВЕСЁЛЫЙ

ЧУНСКИЙ РАЙОН ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Литературное чтение на родном русском языке

название учебного предмета


1-4 класс


Предметная область: родной русский язык и литературное чтение на родном русском языке

































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:

осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:

  1. познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2) коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3) регулятивные универсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:

1) Выпускник научится:

понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2) Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Достижение предметных результатов по годам обучения:

К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.

К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;

обогащать собственный круг чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:

соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.


  1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».


1 класс (33 ч в год, 1 час в неделю)


Раздел

Количество часов

Мир детства:

24:

1

Я и книги.

7

2

Я взрослею.

9

3

Я фантазирую и мечтаю.

8

Россия – Родина моя:

9:

4

Что мы Родиной зовём.

3

5

О родной природе.

6

Итого:

33


2 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)


Раздел

Количество часов

Мир детства:

22:

1

Я и книги.

5

2

Я взрослею.

7

3

Я и моя семья.

4

4

Я фантазирую и мечтаю.

6

Россия – Родина моя:

12:

5

Родная страна во все времена сынами сильна

3

6

Народные праздники, связанные с временами года

4

7

О родной природе.

5

Итого:

34


3 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)


Раздел

Количество часов

Мир детства:

22:

1

Я и книги.

6

2

Я взрослею.

6

3

Я и моя семья.

4

4

Я фантазирую и мечтаю.

6

Россия – Родина моя:

12:

5

Родная страна во все времена сынами сильна.

3

6

От праздника к празднику.

4

7

О родной природе.

5

Итого:

34


4 класс (34 ч в год, 1 час в неделю)


Раздел

Количество часов

Мир детства:

21:

1

Я и книги.

5

2

Я взрослею.

4

3

Я и моя семья.

6

4

Я фантазирую и мечтаю.

6

Россия – Родина моя:

13:

5

Родная страна во все времена сынами сильна.

3

6

Что мы Родиной зовём.

4

7

О родной природе.

6

Итого:

34



3. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном русском языке».


1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Мир детства. (24 ч):

Я и книги. (7 ч.)

1

Я и книги.

1

2

Не красна книга письмом, красна умом.

1

3

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

1

4-5

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

2

6-7

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

2

Я взрослею. (9 ч.)

8

Пословицы о дружбе.

1

9

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

1

10

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

1

11-12

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

2

13

Пословицы о правде и честности.

1

14-15

В. А. Осеева. «Почему?»

2

16

Л. Н. Толстой. «Лгун».

1

Я фантазирую и мечтаю. (8 ч.)

17

Необычное в обычном.

1

18-19

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

2

20

В. В. Лунин. «Я видела чудо».

1

21-22

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».

2

23-24

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».

2

Раздел 2. Россия – Родина моя. (9 ч.):

Что мы Родиной зовём (3 ч.)

25

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

1

26

П. А. Синявский. «Рисунок».

1

27

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

1

О родной природе (6 ч.)

28

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

1

29

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

1

30

С. В. Востоков. «Два яблока».

1

31

В. М. Катанов. «Жар-птица».

1

32-33

А. Н. Толстой. «Петушки».

2



2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Мир детства. (22 ч):

Я и книги. (5 ч.)

1

Не торопись отвечать, торопись слушать

1

2

О. С. Бундур. «Я слушаю».

1

3

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

1

4-5

Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

2

Я взрослею (7 ч.)

6

Пословицы об отношении к другим людям.

В. В. Бианки. «Сова».

1

7

Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

1

8

Пословицы о смелости. С. П. Алексеев. «Медаль».

1

9

В. В. Голявкин. «Этот мальчик».

1

10

В. Ю. Драгунский. «Рабочие дробят камень».

1

11

Пословицы о труде.

Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».

1

12

Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».

1

Я и моя семья (4 ч.)

13

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».

1

14

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).

1

15

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».

1

16

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».

1

Я фантазирую и мечтаю (6 ч.)

17

Мечты, зовущие ввысь.

1

18

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

1

19-20

Е. В. Григорьева. «Мечта».

2

21-22

Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).

2

Раздел 2. Россия – Родина моя (12 ч.):

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.)

23

В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).

1

24

М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).

1

25

М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).

1

Народные праздники, связанные с временами года (4 ч.)

26

Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).

1

27

В. А. Жуковский. «Жаворонок».

1

28

А. С. Пушкин. «Птичка».

1

29

И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

1

О родной природе (5 ч.)

30

Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».

1

31

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».

1

32

М. С. Пляцковский. «Колокольчик».

1

33

В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).

1

34

Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»

1



3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Мир детства. (22 ч):

Я и книги. (6 ч.)

1-2

Пишут не пером, а умом.

2

3-4

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

2

5-6

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

2

Я взрослею (6 ч.)

7

Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте.

1

8

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1

9

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

10

Живи по совести. Пословицы о совести.

1

11

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

12

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».


Я и моя семья (4 ч.)

13

В дружной семье и в холод тепло.


14

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».


15

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).


16

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).


Я фантазирую и мечтаю (6 ч.)

17

Детские фантазии

1

18-19

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).

2

20-22

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

3

Раздел 2. Россия – Родина моя (12 ч.):

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.)

23

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

1

24

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

1

25

О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»).

1

От праздника к празднику (4 ч.)

26

Всякая душа празднику рада.

1

27

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1

28-29

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

2

О родной природе (5 ч.)

30

Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

1

31

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «У реки».

1

32

И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад».

1

33

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».

1

34

И. П. Токмакова. «Туман».

1



4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Раздел 1. Мир детства. (21 ч):

Я и книги. (5 ч.)

1

Испокон века книга растит человека

1

2

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы

«Последовательные воспоминания»).

1

3

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

4

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

1

5

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

Я взрослею (4 ч.)

6

Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

7

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

1

8

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

1

9

И. С. Тургенев. «Голуби».

1

Я и моя семья (6 ч.)

10

Такое разное детство

1

11

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

1

12

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

1

13-14

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).

2

15

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

1

Я фантазирую и мечтаю (6 ч.)

16-17

Придуманные миры и страны.

2

18-19

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

2

20-21

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

2

Раздел 2. Россия – Родина моя (13 ч.):

Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч.)

22

Люди земли русской.

1

23

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

1

24

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

1

Что мы Родиной зовём (4 ч)

25

А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).

1

26

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

1

27

В. Г. Распутин. «Саяны».

1

28

Сказ о валдайских колокольчиках.

1

О родной природе (6 ч)

29

Под дыханьем непогоды.


30

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.


31

А. Н. Апухтин. «Зимой».


32

В. Д. Берестов. «Мороз».


33

А. Н. Майков. «Гроза».


34

Н. М. Рубцов. «Во время грозы».