Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОАУ СОШ №2
ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«29» августа 2019г.
Рабочая программа
по математике
(базовый уровень)
2 класс Б
Составитель:
Аверина Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ СОШ №2 ЩМР МО на 2016-2020 годы, авторской программы курса «Математика» Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. (М.: «Просвещение» 2015г.), и соответствует учебному плану школы на 2019-2020 учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;
выполнять счёт десятками в пределах 100 как прямой, так и обратный;
образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц (67 – это 6 десятков и 7 единиц);
сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;
читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
упорядочивать натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;
выполнять измерение длин предметов в метрах;
выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;
применять изученные соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;
заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);
сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;
использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.
составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;
понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;
складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;
выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;
устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулем и единицей);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значения выражений, содержащих два–три действия со скобками и без скобок;
понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно–два действия.
выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;
выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;
решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);
обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры: луч, угол, ломаная, многоугольник;
чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;
чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.
определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
находить длину ломаной;
находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;
применять единицу измерения длины – метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м;
Обучающийся получит возможность научиться:
моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;
использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
выполнять проверку действий с помощью вычислений.
дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;
выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;
составлять задачу, обратную данной;
составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;
выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия);
проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;
сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия).
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;
распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;
находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;
находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.
выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;
оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).
Метапредметные результаты:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;
моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
проводить аналогию и на её основе строить выводы;
проводить классификацию изучаемых объектов;
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;
приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;
выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;
стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);
понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;
понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.
Учащийся получит возможность для формирования:
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;
интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;
умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;
уважительного отношение к мнению собеседника;
восприятия особой эстетики моделей, схем, блиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;
умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;
понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сложение и вычитание (3 ч)
Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики.
Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =.
Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства.
Числа от 1 до 20. Число 0 (11 ч)
Различать, изображать лучи на чертеже. Моделировать разнообразные ситуации расположения направлений и лучей в пространстве и на плоскости.
Составлять из частей квадрата указанную фигуру, действуя по образцу.
Моделировать поиск суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового луча.
Решать цепочки примеров, работать в паре, совместно оценивать результат работы.
Распознавать на чертеже лучи и углы, обозначать их буквами и называть эти фигуры. Конструировать углы перегибанием листа бумаги.
Работать в паре при проведении математической игры «Круговые примеры». Выполнять задания творческого и поискового характера.
Моделировать и решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Выполнять действие сложения одинаковых слагаемых с помощью числового луча.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Находить закономерности расположения чисел в ряду.
Умножение (26 ч)
Выполнять умножение с использованием таблицы умножения чисел в пределах 20.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие умножения. Составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот.
Вычислять произведение двух чисел в пределах 10.
Распознавать на чертеже ломаные линии, изображать и обозначать их
Различать, называть и изображать многоугольник на чертеже. Конструировать многоугольник из соответствующего числа палочек или полосок.
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Изготавливать модели куба с помощью готовых разверток, располагать эти модели в соответствии с описанием, составлять из кубиков разнообразные фигуры.
Находить в окружающей обстановке предметы кубической формы.
Использовать математическую терминологию (множители, произведение) при прочтении и записи действия умножения.
Составлять числовые выражения, используя действия сложения (вычитания), умножения. Использовать правила умножения 0 и 1 при вычислениях.
Прогнозировать результат вычисления.
Деление (22 ч)
Выполнять деление с числами в пределах 20. Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на числа от 2 до 10.
Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действия деления (деление по содержанию и деление на равные части), с помощью предметных действий, рисунков и схем. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления.
Составлять числовые выражения с использованием знака действия деления.
Решать примеры на деление в пределах 20 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем.
Конструировать модели пирамиды с помощью готовых разверток, располагать эти модели в соответствии с описанием.
Находить в окружающей обстановке предметы пирамидальной формы.
Использовать математическую терминологию (делимое, делитель, частное) при прочтении и записи действия деления.
Устанавливать порядок выполнения действий, вычислять значения выражений. Конструировать каркасную модель куба, работать по готовому плану (алгоритму).
Числа от 0 до 100. Нумерация (20 ч)
Образовывать круглые десятки на основе принципа умножения (30 – это 3 раза по 10). Сравнивать круглые десятки в пределах от 10 до 100, опираясь на порядок их следования при счете.
Читать и записывать круглые десятки до 100, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
Образовывать числа в пределах от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц.
Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел при счете.
Читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
Измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами: шаг, локоть, сажень, пядь
Выполнять измерение длин предметов в метрах. Сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот.
Моделировать случаи умножения круглых чисел в пределах 100 с помощью пучков счетных палочек. Выполнять умножение круглых чисел в пределах 100.
Сложение и вычитание (38 ч)
Моделировать способы сложения и вычитания без перехода через десяток с помощью счетных палочек, числового луча.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.
Составлять числовые выражения в 2-3 действия без скобок, находить значения этих выражений, сравнивать числовые выражения и их значения.
Моделировать способы сложения с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счетных палочек.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.
Использовать при вычислении правила порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками. Планировать ход вычислений.
Читать числовые выражения со скобками и без скобок, находить их значения.
Составлять и записывать числовые выражения со скобками и без скобок по их текстовому описанию. Записывать текстовые задачи выражением. Планировать ход решения задачи.
Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.
Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу
Моделировать ситуации, требующие умения находить длину ломаной линии.
Выполнять измерение длины ломаной линии. Сравнивать длины ломаных линий, изображенных на чертеже.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.
Составлять задачи, обратные данной, сравнивать взаимно-обратные задачи и их решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Работать с информацией: находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию.
Строить диаграмму по данным текста, таблицы.
Находить прямые углы на чертеже с помощью чертежного треугольника или бумажной модели прямого угла
Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить периметр многоугольника. Сравнивать многоугольники по значению их периметров, вычислять периметр прямоугольника. Решать задачи в 2-3 действия.
Умножение и деление (16 ч)
Сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства умножения. Применять переместительное свойство умножения
Составлять числовые выражения, используя действия сложения, вычитания, умножения. Использовать правила умножения на 0 и на1 при вычислениях.
Прогнозировать результат вычисления
Сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах.
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах.
Моделировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Составлять задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз по рисунку, схематическому чертежу, решению.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса).
Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в год – 136
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
| Сложение и вычитание (3 ч) |
| Повторение. Сложение и вычитание. | 03.09 | |
| Повторение. Сложение и вычитание. | 04.09 | |
| Повторение. Сложение и вычитание. | 05.09 | |
| ИТОГО | 3 ч | |
Числа от 1 до 20. Число 0 (11 ч) |
| Направления и лучи. | 06.09 | |
| Направления и лучи. | 10.09 | |
| Числовой луч. | 11.09 | |
| Числовой луч. | 11.09 | |
| Числовой луч. | 12.09 | |
| Обозначение луча. | 13.09 | |
| Обозначение луча. | 17.09 | |
| Угол. | 18.09 | |
| Входная контрольная работа | 19.09 | |
| Обозначение угла. | 20.09 | |
| Сумма одинаковых слагаемых. | 24.09 | |
| ИТОГО | 11 ч | |
Умножение (26 ч) |
| Умножение. | 25.09 | |
| Умножение. | 26.09 | |
| Умножение числа 2. | 27.09 | |
| Умножение числа 2. | 01.10 | |
| Ломаная линия. Обозначение ломаной. | 02.10 | |
| Многоугольник. | 03.10 | |
| Умножение числа 3. | 04.10 | |
| Умножение числа 3. | 08.10 | |
| Умножение числа 3. | 09.10 | |
| Куб. | 10.10 | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Умножение». | 11.10 | |
| Умножение числа 4. | 15.10 | |
| Умножение числа 4. | 16.10 | |
| Множители. Произведение | 17.10 | |
| Множители. Произведение | 18.10 | |
| Умножение числа 5. | 22.10 | |
| Умножение числа 5. | 23.10 | |
| Умножение числа 6. | 24.10 | |
| Умножение числа 6. | 25.10 | |
| Умножение чисел 0 и 1. | 06.11 | |
| Умножение чисел 7, 8, 9 и 10. | 07.11 | |
| Умножение чисел 7, 8, 9 и 10. | 08.11 | |
| Таблица умножения в пределах 20. | 12.11 | |
| Урок повторения и самоконтроля | 13.11 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Таблица умножения». | 14.11 | |
| Работа над ошибками. Таблица умножения в пределах 20. | 15.11 | |
| ИТОГО | 26 ч | |
Деление (22 ч) |
| Задачи на деление. | 19.11 | |
| Деление. | 20.11 | |
| Деление на 2. | 21.11 | |
| Деление на 2. | 22.11 | |
| Пирамида. | 26.11 | |
| Деление на 3. | 27.11 | |
| Деление на 3. | 28.11 | |
| Деление на 3. | 29.11 | |
| Контрольная работа № 3 по теме «Табличные случай умножения и деления». | 03.12 | |
| Работа над ошибками. Делимое. Делитель. Частное. | 04.12 | |
| Делимое. Делитель. Частное. | 05.12 | |
| Деление на 4. | 06.12 | |
| Деление на 4. | 10.12 | |
| Деление на 5. | 11.12 | |
| Деление на 5. | 12.12 | |
| Порядок выполнения действий | 13.12 | |
| Порядок выполнения действий | 17.12 | |
| Деление на 6. | 18.12 | |
| Деление на 6. | 19.12 | |
| Деление на 7, 8, 9 и 10. | 20.12 | |
| Урок повторения и самоконтроля | 24.12 | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Табличные случаи умножения и деления». | 25.12 | |
| ИТОГО | 22 ч | |
Числа от 0 до 100. Нумерация (20 ч) |
| Работа над ошибками. Счет десятками. | 26.12 | |
| Круглые числа. | 27.12 | |
| Круглые числа. | 14.01 | |
| Образование чисел, которые больше 20. | 15.01 | |
| Образование чисел, которые больше 20. | 16.01 | |
| Образование чисел, которые больше 20. | 17.01 | |
| Образование чисел, которые больше 20. | 21.01 | |
| Старинные меры длины. | 22.01 | |
| Старинные меры длины. | 22.01 | |
| Метр. | 23.01 | |
| Метр. | 24.01 | |
| Метр. | 24.01 | |
| Знакомство с диаграммами. | 28.01 | |
| Знакомство с диаграммами. | 29.01 | |
| Умножение круглых чисел. | 30.01 | |
| Умножение круглых чисел. | 31.01 | |
| Деление круглых чисел. | 01.02 | |
| Деление круглых чисел. | 04.02 | |
| Урок повторения и самоконтроля. | 05.02 | |
| Контрольная работа № 5 по теме «Деление и умножение круглых чисел». | 06.02 | |
| ИТОГО | 20 ч | |
Сложение и вычитание (38 ч) |
| Работа над ошибками. Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 07.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 11.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 12.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 13.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 14.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 18.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 19.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 20.02 | |
| Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 21.02 | |
| Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток». | 25.02 | |
| Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 26.02 | |
| Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 27.02 | |
| Сложение и вычитание с переходом через десяток. | 28.02 | |
| Скобки. | 04.03 | |
| Скобки. | 05.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 35-15, 30-4 | 06.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 35-15, 30-4 | 07.03 | |
| Числовые выражения. | 11.03 | |
| Числовые выражения. | 12.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 60-17, 38+14. | 13.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 60-17, 38+14. | 14.03 | |
| Урок повторения и самоконтроля | 18.03 | |
| Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток». | 19.03 | |
| Работа над ошибками. Длина ломаной. | 20.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. | 21.03 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. | 01.04 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. | 02.04 | |
| Устные и письменные приемы вычислений вида 32-5, 51-27. | 03.04 | |
| Взаимно обратные задачи. | 04.04 | |
| Рисуем диаграммы. | 08.04 | |
| Прямой угол. | 09.04 | |
| Прямоугольник. Квадрат | 10.04 | |
| Прямоугольник. Квадрат | 11.04 | |
| Периметр многоугольника | 15.04 | |
| Периметр многоугольника | 16.04 | |
| Периметр многоугольника | 17.04 | |
| Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел». | 18.04 | |
| Урок повторения и самоконтроля. Работа над ошибками. | 22.04 | |
| ИТОГО | 38 ч | |
Умножение и деление (16 ч) |
| Переместительное свойство умножения. | 23.04 | |
| Умножение на 0 и на 1. | 24.04 | |
| Час. Минута. | 25.04 | |
| Час. Минута. | 29.04 | |
| Час. Минута. | 30.04 | |
| Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 06.05 | |
| Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 07.05 | |
| Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 08.05 | |
| Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 13.05 | |
| Урок повторения и самоконтроля. | 14.05 | |
| Итоговая контрольная работа за 2 класс. | 15.05 | |
| Работа над ошибками. Повторение изученного во втором классе. | 16.05 | |
| Повторение изученного во втором классе. | 20.05 | |
| Повторение изученного во втором классе. | 21.05 | |
| Повторение изученного во втором классе. | 22.05 | |
| Повторение изученного во втором классе. | 23.05 | |
| ИТОГО | 16 ч | |
| ИТОГО | 136 ч | |