Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Вологина А.О. «31» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 01.09.2023 №153 |
Рабочая программа по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 2 класса по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования
с задержкой психического развития (вариант 2)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Вологина А.О.
учитель начальных классов
Биробиджан, 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (от 24.11.2022 № 1023)
-Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год;
-Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
-Авторская программа «Математика» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2016г.);
-Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России».
Программа направлена на достижение планируемых результатов и реализацию программы формирования УУД.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовка учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Общая цель изучения предмета «Математика» – формирование базовых математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программы основного общего образования, решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и формирование произвольной регуляции деятельности.
Задачи обучения математике:
формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях, выработать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме и научить использовать счетные навыки в практической жизни;
расширить и уточнить представления о геометрических фигурах, пространственных отношениях, сформировав необходимые пространственные представления и научив пользоваться измерительными инструментами;
учить решать простые и составные текстовые задачи, оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
формировать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
способствовать совершенствованию речевой коммуникации, способствующей преодолению недостатков жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции;
-коррегировать нарушения психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.
Уроки во 2 классе для обучающихся с задержкой психического развития проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 136 часа (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.
Воспитательный потенциал предмета «Математика» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты
Личностные
способность самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
проявление самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам;
способность отвечать на вопросы, рассуждать, доказывать правильность решения, связно высказываться.
способность пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие количественные и временные отношения;
умение проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки;
умение обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
умение производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса.
Метапредметные результаты
Регулятивные
способность выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способность выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
способность исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно .
Познавательные
удержание правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи;
использование элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов;
умение использовать знаки и символы как условные заместители при оформлении и решении задач;
умение производить анализ и преобразование информации в виде таблиц;
умение использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами;
овладение умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме;
осмысленное чтение текстов математических задач;
умение устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладение умением относить предъявленную задачу к определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения;
умение сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия;
умение классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;
адекватно использовать речевые средства для решения различных задач при изучении математики и других предметов;
активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
слушать учителя и вести с ним диалог.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
читать и записывать все числа в пределах 100, считать десятками до 100;
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (,
упорядочивать числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
называть и использовать компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
различать отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем, умножения с нулем и единицей;
выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах двух разрядов на уровне навыка;
выполнять умножение и деление на 2 и 3, понимать связь между умножением и делением;
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
определять длину предметов при помощи измерительных приборов; -
выражать длину отрезка, используя изученные единицы длины;
вычислять периметр разных геометрических фигур (треугольник, четырехугольник, многоугольник);
сравнивать разные единицы измерения длины, массы, времени, стоимости;
читать и заполнять таблицу и использовать данные, приведенные в таблице, для ответов на вопросы;
разбивать составную задачу на простые и использует две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);
формулировать обратную задачу и использует ее для проверки решения данной;
составлять схему для решения задачи или может подобрать схему из предложенных;
выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100.Нумерация
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления)
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления.
Табличное умножение и деление
Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 18 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 46 |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). | 29 |
4 | Умножение и деление. | 25 |
5 | Табличное умножение и деление. | 18 |
| ИТОГО: | 136 часов |
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Школа России»:
Учебник: М. И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова –учебник в 2ч. М.: Просвещение,2016.
Коваленко Илья
Козяков+Островерхов
Оганисян+Сафиулина
Календарно-тематическое планирование |
№ | Тема урока | Сроки прохождения | Кол-во часов |
план | факт | |
Первая четверть (32 ч.) Повторение (2 часа) |
| Числа от 1 до 20. | 04.09.23 04.09.23 01/09 | 14.09.23 04.09.23 01/09 05.09.23 05/09 | |
| Числа от 1 до 20. | 05.09.23 05.09.23 05/09 | |
Числа от 1 до 100. Нумерация. (14 ч.) |
| Десятки. Счёт десятками до 100. | 06.09.23 06.09.23 06/09 | 18.09.23 06.09.23 06/09 | |
| Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 07.09.23 07.09.23 07/09 | 19.09.23 07.09.23 07/09 12.09 08/09 | |
| Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 11.09.23 11.09 08/09 | |
| Однозначные и двузначные числа. | 12.09.23 12.09 12/09 | 20.09.23 14.09 12/09 | |
| Миллиметр. | 13.09.23 13.09 13/09 | 21.09.23 18.09 13/09 | |
| Входная контрольная работа | 14.09.23 14.09 14/09 | 10.10.23 19.09 14/09 | |
| Работа над ошибками. Число 100. Сотня. | 18.09.23 18.09 15/09 | 28.09.23 20.09 15/09 | |
| Метр. Таблица единиц длины. | 19.09.23 19.09 19/09 | 02.10.23 21.09 22/09 | |
| Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. | 20.09.23 20.09 20/09 | 09.10.23 25.09 26/09 | |
| Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 21.09.23 21.09 21/09 | 05.10.23 26.09 27/09 | |
| Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 25.09.23 25.09 22/09 | 11.10.23 28.09 28/09 | |
| Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Тест №1 | 26.09.23 26.09 26/06 | Корректировка тем, в связи с пропущенными уроками 02.10 29/09 03.10 ----- 03.10 03/10 | |
| Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | 27.09.23 27.09 27/09 | |
| Работа над ошибками. Единицы длины. | 28.09.23 28.09 28/09 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (21 ч.) |
| Задачи, обратные данной. | 02.10.23 02.10 29/09 | 12.10.23 04.10 04/10 05.10 05/10 | |
| Сумма и разность отрезков. | 03.10.23 03.10 03/10 | |
| Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 04.10.23 04.10 04/10 | 19.10.23 09.10 06/10 10.10 10/10 | |
| Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 05.10.23 05.10 05/10 | |
| Решение задач изученных видов. | 09.10.23 09.10 06/10 | 23.10.23 11.10 11/10 12.10 12/10 | |
| Единицы времени. Час. Минута. | 10.10.23 10.10 10/10 | |
| Длина ломаной. | 11.10.23 11.10 11/10 | 24.10.23 19.10 13/10 | |
| Закрепление изученного. Страничка для любознательных. | 12.10.23 11.10 12/10 | 26.10.23 23.10 19/10 | |
| Порядок выполнения действий. Скобки. | 16.10.23 16.10 13/10 | 26.10.23 25.10 26/10 | |
| Числовые выражения. | 17.10.23 17.10 17/10 | Начало II четверти | |
| Сравнение числовых выражений. | 18.10.23 18.10 18/10 | Начало II четверти | |
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание» | 19.10.23 19.10 19/10 | 25.10.23 24/10 25/10 | |
| Работа над ошибками. Числовые выражения. | 23.10.23 23.10 20/10 | Резерв Резерв Резерв | |
| Закрепление изученного. | 24.10.23 24.10 24/10 | |
63 | Закрепление изученного. | 25.10.23 25.10 25/10 | |
| Закрепление изученного. | 26.10.23 26.10 26/10 | |
Вторая четверть (32 ч.) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (5 ч. продолжение) |
| Периметр многоугольника. | 07.11.23 07.11.23 7.11 | 07.11.23 07.11.23 7.11 | |
| Свойства сложения. | 08.11.23 08.11.23 8.11 | 08.11.23 08.11.23 8.11 | |
| Свойства сложения. | 09.11.23 09.11 9.11 | 09.11.23 09.11 9.11 | |
| Странички для любознательных Что узнали. Чему научились. | 10.11.23 13.11 10.11 | 10.11.23 13.11 10.11 | |
| Что узнали. Чему научились. | 14.11.23 14.11 14.11 | 14.11.23 14.11 14.11 | |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные приемы вычислений (27 ч.) |
| Подготовка к изучению устных приемов вычислений. | | 20.11.23 20.11.23 | |
| Прием вычислений вида 36+2, 36+20. | | 21.11.23 21.11.23 | |
| Прием вычислений вида 36 - 2, 36 - 20. | | 22.11.23 22.11.23 | |
| Прием вычислений вида 26+4. | | | |
| Прием вычислений вида 30 – 7. | | | |
| Прием вычислений вида 60 - 24. | | | |
| Контрольная работа №3 по теме «Устные приемы сложения и вычитания» | | | |
| Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
| Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
| Закрепление изученного. Решение задач. | | | |
| Прием вычислений вида 26+7. | | | |
| Прием вычислений вида 35-7. | | | |
| Закрепление изученного материала. | | | |
| Закрепление изученного материала. | | | |
| Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | | | |
| Проверочная работа «Решение задач» Устные приёмы сложения и вычитания. | | | |
| Устные приёмы сложения и вычитания. | | | |
| Буквенные выражения. | | | |
| Буквенные выражения. | | | |
| Уравнения. | | | |
| Уравнения. | | | |
| Проверка сложения вычитанием. | | | |
| Проверка вычитания сложением и вычитанием. | | | |
| Контрольная работа №4 по теме «Устные приемы сложения и вычитания» | | | |
| Работа над ошибками. Решение уравнений. | | | |
| Что узнали. Чему научились. | | | |
| Закрепление изученного. | | | |
Третья четверть (40 ч.) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления (26 ч.) |
| Сложение вида 45+23. | | | |
| Вычитание вида 57-26. | | | |
| Проверка сложения и вычитания. | | | |
| Закрепление изученного. | | | |
| Угол. Виды углов. | | | |
| Угол. Виды углов. | | | |
| Сложения вида 37+48. | | | |
| Сложение вида 37+53. | | | |
| Прямоугольник. | | | |
| Сложение вида 87+13 | | | |
| Решение текстовых задач. | | | |
| Вычисления вида 40 -8, 32 +8. | | | |
| Вычитание вида 50-24 | | | |
| Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | | | |
| Что узнали. Чему научились. | | | |
| Контрольная работа №5 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100» | | | |
| Работа над ошибками. Письменные приёмы сложения и вычитания. | | | |
| Вычитание вида 52 -24. | | | |
| Закрепление изученного. Письменные вычисления изученных видов. | | | |
| Закрепление изученного. Письменные вычисления изученных видов. | | | |
| Свойства противоположных сторон прямоугольника. | | | |
| Закрепление изученного | | | |
| Квадрат. | | | |
| Закрепление изученного | | | |
| Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. | | | |
| Что узнали. Чему научились. | | | |
Числа от 1 до 100. Умножение и деление ( 30 ч.) Умножение и деление ( 14 ч.) |
| Конкретный смысл действия умножение. | | | |
| Конкретный смысл действия умножение. | | | |
| Связь умножения со сложением. | | | |
| Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | | | |
| Периметр прямоугольника. | | | |
| Задачи на умножение. | | | |
| Приёмы умножения 1 и 0. | | | |
| Название компонентов и результата действия умножения. | | | |
| Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. | | | |
| Переместительное свойство умножения. | | | |
| Переместительное свойство умножения. | | | |
| Закрепление изученного. | | | |
| Закрепление изученного. | | | |
| Закрепление изученного. | | | |
Четвертая четверть (32 ч.) Умножение и деление (16 ч.) |
| Конкретный смысл действия деления. | | | |
| Конкретный смысл действия деления. | | | |
| Конкретный смысл действия деления. | | | |
| Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | | | |
| Название компонентов и результата действия деление. | | | |
| Что узнали. Чему научились. | | | |
| Что узнали. Чему научились. | | | |
| Контрольная работа №6 по теме «Деление» | | | |
| Работа над ошибками. Решение задач на деление. | | | |
| Связь между компонентами и результатом умножения. | | | |
| Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | | | |
| Приём умножения и деления на число 10. | | | |
| Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | | | |
| Решение задач на нахождение третьего слагаемого. | | | |
| Решение задач на нахождение третьего слагаемого | | | |
| Контрольная работа № 7 по теме «Связь между компонентами и результатом умножения». | | | |
Табличное умножение и деление (10 ч.) |
| Умножение числа 2 и на 2. | | | |
| Умножение числа 2 и на 2. | | | |
| Приемы умножения числа 2 | | | |
| Деление на 2. | | | |
| Закрепление изученного Решение задач. | | | |
| Что узнали. Чему научились | | | |
| Умножение числа 3 и на 3. | | | |
| Деление на 3. | | | |
| Что узнали. Чему научились | | | |
| Промежуточная аттестация | | | |
Итоговое повторение (6 ч.) |
| Повторение изученного материала. Решение задач. | | | |
| Закрепление изученного материала. | | | |
| Табличное умножение и деление. | | | |
| Повторение изученного материала. Решение задач. | | | |
31-32 | Закрепление изученного материала. | | | |
Литература:
Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова – М. : Просвещение. Ч.1, Ч.2 до стр.44.
Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч. / Моро М.И., Волкова С. И. – М.: Просвещение.
Интернет-ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/12/1/ - российская электронная школа, математика 1 класс;
https://uchi.ru/ - образовательный портал на базе интерактивной платформы для обучения детей, математика 1 класс;
https://ikp-rao.ru – институт коррекционной педагогики;
https://fgosovz24.ru/ - Учебно-методический центр «Центр внедрения ФГОС ОВЗ».
Контрольно-измерительный материал
Реши задачу:
В школьных соревнованиях приняли участие 27 девочек, а мальчиков на 16 человек больше. Сколько детей участвовало в соревнованиях?
2. Вычисли
56 + 37 = 24 : 3 = 3 · 2 + 17=
74 – 39 = 8 · 2 = 35 – (3 ·7) =
89 – 6 = 0 : 7 = 0 + (8 ·2) =
3. Реши уравнения
37 + х = 60
4.Сравни:
3 см 5 мм … 36 мм
7дм … 60 см
1 м … 100 см
5 . Сделай рисунок и реши задачу:
Кондитер украсил 3 торта. На каждый торт он положил по 6 вишенок. Сколько вишенок положил кондитер на торты?
6. Начерти прямоугольник со сторонами 2 см и 3 см. Найди его периметр.