СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике 3 класс (пнш)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 3 класс (пнш)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новотырышкинская СОШ»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

Будницкая И.Б. /__________/

Протокол № 1 от

29 августа 2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Щигрева Н.В. /__________/


________________2018г

«Утверждено»

Директор МБОУ

« Новотырышкинская СОШ»

Горяева Л.В. /_______________/

Приказ № 94-р от «30» августа 2018г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«математика»


(136 часов)


3 класс









Составитель: Жукова Галина Анатольевна,

учитель начальных классов









СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка

1.1. Общая характеристика учебного предмета

1.2. Место учебного предмета в учебном плане

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3. Содержание учебного предмета

4. Тематическое планирование

5. Информационно-образовательный ресурс

5.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

5.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа»)

Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели:

  • Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

  • Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия.

Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие шести основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач), информационной (работа с данными) и алгебраической. Вопросы алгебраического характера рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической.

1.2. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике предмет «Математика» изучается в 3 классе по 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часов.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «математика»

Личностные результаты.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Помоги Мише узнать, сколько метров в 5 километрах».

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, и т.д.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;

б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных или составленных самостоятельно;

в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

-читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;

-представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

-сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков (, =);

-производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;

-применять сочетательное свойство умножения;

-выполнять группировку множителей;

-применять правила умножения числа на сумму и суммы на число;

-применять правило деления суммы на число;

-воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;

-находить значение числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;

-воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;

-выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;

-выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;

-выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;

-использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;

-применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;

-распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;

-распознавать виды треугольников по величине углов (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) и по длине сторон (равнобедренный, равносторонний как частный случай равнобедренного, разносторонний);

-строить прямоугольник с заданной длиной сторон;

-строить прямоугольник заданного периметра;

-строить окружность заданного радиуса;

-чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;

-определять площадь прямоугольника измерением (с помощью палетки) и вычислением (с проведением предварительных измерений); использовать формулу площади прямоугольника (S= a · b);

-применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;

-применять единицы площади – квадратный сантиметр (кв. см или см²), квадратный дециметр (кв. дм или дм²) квадратный метр (кв. м или м²) квадратный километр (кв. км или км²) и соотношения между ними;

-выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади (например, 1 дм² 6 см² и 106 см²);

-изображать куб на плоскости, строить его модель на основе развёртки;

-составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;

-решать простые задачи на умножение и деление;

-использовать столбчатую (или полосчатую) диаграмму для представления данных и решения задач на кратное или разностное сравнение;

-решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;

-осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;

-воспроизводить сочетательное свойство умножения;

-воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;

-обосновывать невозможность деления на 0;

-формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;

-понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;;

-понимать количественный смысл арифметических действий (операций) и взаимосвязь между ними;

-выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;

-сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;

-строить и использовать при решении задач высоту треугольника;

-применять другие единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный километр, ар или «сотка», гектар);

-использовать вариативные формулировки одной и той же задачи;

-строить и использовать вариативные модели одной и той же задачи;

-находить вариативные решения одной и той же задачи;

-понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;

-находить необходимые данные, используя различные информационные источники.


  1. Содержание учебного предмета

Числа и величины (10 ч)

Нумерация и сравнение многозначных чисел.

Получение новой разрядной единицы - тысяча. «Круглые» тысячи. Разряды единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Класс единиц и класс тысяч. Принцип устной нумерации с использованием названий классов. Поразрядное сравнение многозначных чисел.

Натуральный ряд и другие числовые последовательности.

Величины и их измерение.

Единицы массы - грамм. Тонна. Соотношение между килограммом и граммом (1кг=1000г), между тонной и килограммом (1т=1000кг), между тонной и центнером (1т=10ц).

Арифметические действия (46 ч)

Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».

Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».

Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.

Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.

Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.

Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.

Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.

Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36 ч)

Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.

Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.

Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.

Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

Геометрические фигуры (10 ч)

Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.

Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.

Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.

Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.

Геометрические величины (14 ч)

Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).

Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).

Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.

Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки.

Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.

Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.

Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.

Работа с данными (20 ч)

Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное

  1. Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов


Раздел 1: Повторение - 4 ч


1

Начнем с повторения. Простые задачи.

1


2

Начнем с повторения. Простые задачи.


3

Начнем с повторения.

Оформление краткой записи задачи в виде таблицы.

1


4

Самостоятельная работа № 1 « Повторение»



Раздел2: Умножение и деление – 7 ч



1

Умножение и деление

1


2

Табличные случаи деления


3

Учимся решать задачи


4

Плоские поверхности и плоскость. Изображения на плоскости


5

Куб и его изображение


6

Поупражняемся в изображении куба


7

Самостоятельная работа № 2 «Умножение и деление»



Раздел 3: Класс тысяч- 11ч



1

Счет сотнями и «круглое» число сотен


2

Десять сотен; или тысяча


3

Разряд единиц тысяч


4

Названия четырехзначных чисел

1


5

Разряд десятков тысяч


6

Разряд сотен тысяч


7

Класс единиц и класс тысяч


8

Таблица разрядов и классов


9

Поразрядное сравнение многозначных чисел


10

Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел


11

Самостоятельная работа № 3 «Класс тысяч»



Раздел 4 : Сложение и вычитание столбиком- 11 ч



1

Метр и километр


2

Килограмм и грамм


3

Килограмм и тонна


4

Центнер и тонна


5

Поупражняемся в вычислении и сравнении величин


6

Таблица и краткая запись задачи


7

Алгоритм сложения столбиком


8

Алгоритм вычитания столбиком


9

Составные задачи на сложение и вычитание

1


10

Поупражняемся в вычислениях столбиком


11

Самостоятельная работа № 4 «Сложение и вычитание столбиком»



Раздел 5: Свойства умножения – 9 ч



1

Умножение «круглого» числа на однозначное


2

Умножение суммы на число


3

Умножение многозначного числа на однозначное


4

Запись умножения в строчку и столбиком


5

Вычисления с помощью калькулятора.


6

Сочетательное свойство умножения


7

Группировка множителей


8

Умножение числа на произведение


9

Поупражняемся в вычислениях

Самостоятельная работа № 5 «Свойства умножения»



Раздел 6: Задачи на кратное сравнение-12 ч



1

Кратное сравнение чисел и величин


2-3

Задачи на кратное сравнение

2


4

Поупражняемся в сравнении чисел и величин


5

Сантиметр и миллиметр


6

Миллиметр и дециметр


7

Поупражняемся в измерении и вычислении длин


8

Изображение чисел на числовом луче


9

Изображение данных с помощью диаграммы


10

Диаграмма и решение задач

1


11

Учимся решать задачи


12

Самостоятельная работа № 6 «Задачи на кратное сравнение»



Раздел 7: Исследование треугольников- 11ч



1

Как сравнить углы. Как измерить угол.


2

Поупражняемся в измерении и сравнении углов


3

Прямоугольный треугольник


4

Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник.


5

Контрольная работа № 1 за 1 полугодие


6

Работа над ошибками. Разносторонние и равнобедренные треугольники.

1


7

Равнобедренные и равносторонние треугольники.


8

Поупражняемся в построении треугольников


9

Составные задачи на все действия


10

Натуральный ряд чисел и числовые последовательности.


11

Работа с данными. Самостоятельная работа № 7 «Исследование треугольников»

1



Раздел 8: Умножение на двузначное число- 9 ч



1

Умножение на однозначное число столбиком


2

Умножение на число 10


3

Умножение на «круглое» двузначное число


4

Умножение числа на сумму


5

Умножение на двузначное число

1


6

Запись умножения на двузначное число столбиком


7

Запись умножения на двузначное число столбиком


8

Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное


9

Самостоятельная работа № 8 «Умножение на двузначное число»



Раздел 9: Свойства деления- 12 ч



1

Как найти неизвестный множитель


2

Как найти неизвестный делитель


3

Как найти неизвестное делимое


4

Учимся решать задачи с помощью уравнения


5

Деление на число 1. Деление числа на само себя.


6

Деление числа 0 на натуральное число. Делить на 0 нельзя!


7

Деление суммы на число


8

Деление суммы на число


9

Деление разности на число

1


10

Деление разности на число


11

Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное


12

Самостоятельная работа № 9 «Свойства деления»



Раздел 10 : Измерение и вычисление площади- 22 ч



1

Какая площадь больше?


2-3

Квадратный сантиметр

2


4

Измерение площади многоугольника


5

Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное


6

Умножение на число 100


7

Квадратный дециметр и квадратный сантиметр


8

Квадратный метр и квадратный дециметр


9

Квадратный метр и квадратный сантиметр


10

Вычисления с помощью калькулятора


11-12

Задачи с недостающими данными

2


13

Как получить недостающие данные


14

Умножение на число 1000


15

Квадратный километр и квадратный метр


16

Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр


17

Квадратный миллиметр и квадратный дециметр

1


18

Квадратный миллиметр и квадратный метр


19

Поупражняемся в использовании единиц площади


20

Вычисление площади прямоугольника


21

Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное


22

Самостоятельная работа № 10 «Измерение и вычисление площади»



Раздел 11: Решение задач- 6 ч



1

Задачи с избыточными данными


2

Выбор рационального пути решения


3

Разные задачи


4

Разные задачи


5

Учимся формулировать и решать задачи

1

6

Самостоятельльная работа № 11 «Решение задач»



Раздел 12: Деление-22



1

Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз


2

Деление «круглых» десятков на число 10


3

Деление «круглых» сотен на число 100


4

Деление «круглых» тысяч на число 1000


5

Устное деление двузначного числа на однозначное


6

Устное деление двузначного числа на двузначное


7

Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное


8

Построение симметричных фигур


9

Составление и разрезание фигур


10

Равносоставленные и равновеликие фигуры


11

Контрольная работа № 2«Проверка изученного за год»


12

Высота треугольника. Работа над ошибками.

1


13

Считаем до 1000000

1


14

Действия первой и второй ступени


15

Измеряем. Вычисляем. Сравниваем.


16

Измеряем. Вычисляем. Сравниваем.

1


17

Геометрия на бумаге в клетку.

1


18

Как мы научились формулировать и решать задачи.


19

Как мы научились формулировать и решать задачи.

1


20

Самостоятельная работа №12


21

Числовые последовательности.


22

Работа с данными.




5.Информационно-образовательный ресурс:

5.1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06.10. 2009 года № 373

5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 кл.: в 2х частях. М. Академкнига / Учебник

  • Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник

  • Чекин А.Л., Чуракова Р.Г. Математика. Примерная рабочая программа по учебному предмету: 1-4 кл.— М.: Академкнига/Учебник

  • Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.

  • Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.

5.3Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


Компьютер, проектор.