Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по УР | Директор техникума |
____________ Ю.Н. Пархоменко | _____________ С.Н. Богачев |
«____»________________2024 г. | «____»____________2024 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 МАТЕМАТИКА
для специальности среднего профессионального образования
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2024
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017г. №1196 с изменениями от 01.09.2022г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
Разработчик: Токарева О.П. - преподаватель ГБПОУ «Торезский индустриальный техникум имени А.Ф. Засядько», специалист первой категории
Рецензенты:
Дворникова В.В. – председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист высшей категории
Левченко Л.Н. – преподаватель математики ГБПОУ «Торезский техникум строительства, технологий и сервиса»
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от «_____» _________________ 2024 г.
Председатель МК__________В.В. Дворникова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дисциплине ЕН.01 Математика составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017г. №1196 с изменениями от 01.09.2022г.
При реализации программы учебной дисциплины ЕН.01 Математика должны быть достигнуты следующие цели и задачи:
– формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
– развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
– овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных естественно-научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
– воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Основой для изучения учебной дисциплины «Математика» является дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия».
Программа рассчитана на 64 аудиторных часа, в том числе 22 часа отводится на практические занятия. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой предусматривается проведение контрольных и практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 МАТЕМАТИКА | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации программы Учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения Учебной дисциплины | 14 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017г. №1196 с изменениями от 01.09.2022г.
Учебная дисциплина является обязательной дисциплиной образовательной программы среднего профессионального образования и относится к дисциплинам математического и общего естественно-научного цикла.
Программа может быть использована для разработки плана индивидуального обучения студентов и дополнительного образования при подготовке и переподготовке специалистов среднего звена в различных отраслях.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Преподавание дисциплины ЕН.01 Математика осуществляется в едином комплексе дисциплин учебного плана и ведется в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами.
Рабочая программа дисциплины ЕН.01 Математика, которая входит в математический и общий естественнонаучный цикл, формирует базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, направлена на освоение профессиональных и общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;
ПК1.4 Составлять отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования;
ПК3.1 Участвовать в планировании работы персонала производственного подразделения;
ПК3.2 Организовывать работу коллектива исполнителей;
ПК3.3 Анализировать результаты деятельности коллектива исполнителей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью математического образования является:
воспитание достаточно высокой математической культуры, позволяющей самостоятельно расширять математические знания и проводить математический анализ прикладных задач;
развитие логического и алгоритмического мышления, умения оперировать с абстрактными объектами, математическими понятиями, символами для выражения количественных и качественных отношений;
формирование представлений о математике как об особом способе познания мира, о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре;
приобретение рациональных качеств мышления, чутья объективности, интеллектуальной четкости прогнозирования; развитие внимания, трудолюбия, настойчивости и формирование волевых качеств характера.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 64 часа, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лекции | 42 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.01 Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Литература, д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Элементы теории комплексных чисел |
Тема 1.1 Комплексные числа и действия над ними | Содержание учебного материала: | 6 6 | 1, 2 | |
1. Лекция 1. Комплексные числа и действия над ними. Геометрическая интерпретация комплексного числа. | 2 | 1,2 | [1, 95-99] |
2. Лекция 2. Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Действия над комплексными числами в тригонометрической форме | 2 | 1,2 | [1, 100-104] |
3. Практическое занятие №1. Действия над комплексными числами. Переход из одной формы в другую. Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом | 2 | 2,3 | конспект |
Раздел 2. Основные понятия и методы линейной алгебры |
Тема 2.1 Матрицы и определители | Содержание учебного материала: | 8 6 | 2 | |
4. Лекция 3. Матрицы, их виды. Действия над матрицами. | 2 | 1,2 | [1, 53-61] |
5. Лекция 4. Определитель матрицы. Свойства определителей и их вычисление | 2 | 1,2 | [1, 61-68] |
6. Лекция 5. Обратная матрица. Вычисление обратных матриц | 2 | 1,2 | [1, 68-71] |
7. Практическое занятие №2. Выполнение действий над матрицами | 2 | 2,3 | конспект |
Тема 2.2 Решение систем линейных алгебраических уравнений | Содержание учебного материала: | 8 | | |
8. Лекция 6. Решение простейших матричных уравнений | 2 | 1,2 | [1, 71-75] |
9. Лекция 7. Решение систем линейных уравнений методом Крамера | 2 | 1,2 | [1, 76-78] |
10. Лекция 8. Решение систем линейных уравнений методом Гаусса | 2 | 1,2 | [1, 53-61] |
11. Практическое занятие №3. Решение систем линейных уравнений различными методами | 2 | 3 | конспект |
Раздел 3. Математический анализ |
Тема 3.1 Предел функции. Непрерывность функции | Содержание учебного материала: | 6 | | |
12. Лекция 9. Предел функции в точке. Контрольная работа №1 по теме «Линейная алгебра» | 2 | 1,2 | [1, 182-186] |
13. Лекция 10. Предел функции на бесконечности. Замечательные пределы | 2 | 1,2 | [1, 190-197] |
14. Лекция 11. Непрерывность функции и ее разрывы. Классификация точек разрыва | 2 | 1,2 | [1, 186-190] |
Тема 3.2 Производная, исследование функций с помощью производных | Содержание учебного материала: | 10 | | |
15. Лекция 12. Производная функции. Правила вычисления производных | 2 | 1,2 | [1, 197-206] |
16. Лекция 13. Производная сложной функции. Производные высших порядков. Дифференциал функции | 2 | 1,2 | [1, 208-228, 245-247] |
17. Лекция 14. Монотонность функции, экстремумы, точки перегиба. Понятие асимптоты функции. Вертикальные, горизонтальные и наклонные асимптоты | 2 | 1,2 | |
18. Практическое занятие №4. Полное исследование функции и построение графиков. | 2 | 3 | конспект |
| 19. Практическое занятие №5. Применение производной к решению практических задач | 2 | 3 | конспект |
Тема 3.3 Интеграл и его приложения | Содержание учебного материала: | 8 | | |
20. Лекция 15. Понятие первообразной, неопределенный интеграл и его свойства. Таблица интегралов. Определенный интеграл, его свойства, формула Ньютона-Лейбница | 2 | 1,2 | [1, 290-305, 318-331] |
21. Лекция 16. Метод замены переменных. Интегрирование по частям | 2 | 1,2 | [1, 310-317] |
22. Практическое занятие №6. Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла | 2 | 1,2 | [1, 331-342] |
23. Практическое занятие №7. Вычисление определенных и неопределенных интегралов | 2 | 3 | конспект |
Тема 3.4 Дифференциальные уравнения | Содержание учебного материала: | 8 | | |
24. Лекция 17. Основные понятия и определения. Дифференциальные уравнения первого порядка. Задача Коши. Дифференциальные уравнения с разделяющими переменными | 2 | 1,2 | [1, 369-389] |
25. Лекция 18. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. | 2 | 1,2 | [1, 385-392] |
26. Лекция 19. Дифференциальные уравнения второго порядка | 2 | 1,2 | [1, 393-398] |
27. Практическое занятие №8. Решение дифференциальных уравнений | 2 | 3 | конспект |
Раздел 4. Основы теории вероятностей и математической статистики |
Тема 4.1 Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала: | 6 | | |
28. Лекция 20. Основные понятия комбинаторики. Понятия события и вероятности события. Достоверные и невозможные события. Контрольная работа №2 по теме «Математический анализ» | 2 | 1,2 | [1, 418-427] |
29. Лекция 21. Операция над событиями. Случайные величины. Математическое ожидание | 2 | 1,2 | [1, 427-444] |
30. Практическое занятие №9 Решение задач на определение вероятности события | 2 | 3 | конспект |
Тема 4.2 Элементы математической статистики | Содержание учебного материала: | 4 | | |
31. Лекция 22. Выборочный метод в статистике. Выборка, виды выборок, их преимущества. Геометрическое изображение вариационных рядов; выборочные характеристики | 2 | 1,2 | |
32. Практическое занятие №10 Определение числовых характеристик выборок; геометрическое изображение: полигоны частот, гистограммы | 2 | 3 | конспект |
| Лекции - 42 часа; ПЗ – 20 часов; КР –2 часа | | | |
| Всего – 64 часа | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета математики.
3.1.1. Оборудование кабинета математики:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации по дисциплине;
рабочая доска; чертежные принадлежности;
комплект учебно-наглядных пособий и таблиц;
модели геометрических тел.
3.1.2. Технические средства обучения:
– мультимедийный проектор;
– проекционный экран;
– компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями: Учебное пособие. – 5-е изд. – СПб.: Издательство «Лань», 2014. – 464 с.
Краткий курс высшей математики: Учебник / Под общ. Ред. К.В. Балдина. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2015. – 510 с.
Элементы высшей математики: учеб. пособие [Электронный ресурс] / авт.-сост. М.Ф. Петянкин; под общ. ред. проф. М. И. Ломшина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2019. – 2.86 Мб.
Баврин И.И. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник/И.И. Баврин. – М.: Высш.шк., 2005. – 160 с.
Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2009. – 204 с.
Богомолов, Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие / Н.В. Богомолов – М: «Высшая школа», 2003 - 495 с.
Григорьев, В.П. Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Григорьев, Ю.А. Дубинский. – М: Издательский центр «Академия», 2014.- 320 с.
Зайцев И.Л. Курс высшей математики для техникумов / Под ред. Г.С. Бараненкова. - 3-е изд., перераб. - Москва : Физматгиз, 1958. – 372 с.
Тарасов Н.П. Курс высшей математики для техникумов - М.: Наука, 1967. - 448 с.
Алгебра и начала анализа. Часть 1. Учебник для средних специальных учебных заведений. Под ред. Г.Н. Яковлева – М., 1981. – 336 с.
Алгебра и начала анализа. Часть 2. Учебник для средних специальных учебных заведений. Под ред. Г.Н. Яковлева – М., 1981. – 336 с.
Дополнительные источники
Баврин И.И. Математика для технических колледжей и техникумов: учебник и практикум для СПО / И.И.Баврин. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 329 с.
Мазаева К.И., Гаджиев М.А. Сборник задач по математике. Учебное пособие. – Махачкала: ДГУНХ, 2018. – 124 с.
Данко П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2 ч. Ч.1: Учеб. пособие для вузов / П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 304 с.
Грес П.В. Математика для бакалавров. Универсальный курс для студентов гуманитарных направлений: учеб. Пособие / П.В. Грес. – М.: Логос, 2013. – 288 с.
Соколов А.В. Математический анализ. Базовые понятия: учеб. Пособие для СПО / А.В. Соколов, В.Л. Шагин. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 245 с.
Интернет - ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.74.12
Математическое образование. Общедоступная электронная библиотека [Электронный ресурс] https://www.mathedu.ru
Все для студента. Электронная библиотека [Электронный ресурс] https://www.twirpx.org/files/science/mathematics/
Открытая математика. Учебник [Электронный ресурс] https://mathematics.ru/textbook1/index.html
Общероссийский портал Math-Net.ru [Электронный ресурс] http://www.mathnet.ru
Свободная математика [Электронный ресурс] free-math.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
1 | 2 |
Уметь: | наблюдение и оценка выполнения практических заданий; оценка выполнения контрольной работы; оценка выполнения индивидуальных заданий |
Знать: значение математики в профессиональной деятельности; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа; основные понятия и методы теории комплексных чисел; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики | устный (письменный) опрос, оценка решения задач; устный (письменный) опрос, оценка решения задач, выполнение индивидуальных заданий; устный (письменный) опрос, оценка решения задач, решение тестовых заданий, математический диктант, контрольная работа; устный (письменный) опрос, оценка решения задач, решение тестовых заданий, контрольная работа; устный (письменный) опрос, оценка решения задач, выполнение индивидуальных заданий; устный (письменный) опрос, математический диктант, оценка решения задач, выполнение индивидуальных заданий |
9