СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для учащихся 7 класса по теме "За страницами учебника математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка необходима для проведения занятий внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для учащихся 7 класса по теме "За страницами учебника математики"»





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кротовская средняя общеобразовательная школа









Рабочая программа

внеурочной деятельности учащихся 7 класса

научно-познавательного направления

кружок «За страницами учебника математики»







Учитель математики первой

квалификационной категории,

Наумова Светлана Николаевна
















ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Пояснительная записка.……………………………………………...4

2. Цели и задачи курса…………………………………………………..6

3. Место курса в учебном плане основной школы……………………9

4. Общая характеристика программы……….…………………………10

5. Результаты освоения программы………………………………….. ..13

6. Эффективность и результативность программы…………………....16

7. Описание материально-технического обеспечения программы……………………………………………………………………....17

8. Содержание программы и планируемые результаты

освоения по темам……………………………………………………….18

9. Тематическое планирование………………………………………….24

10. Литература для учителя ……………………………………………..27

11. Литература для учащегося…………………………………………...28

12. Приложение………………………………….......................................29















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»,

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 64с

- Методические материалы «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», приказ N 03-296 от 12 мая 2011 г.,


- Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области».

- Григорьев Д.В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Эти изменения существенно влияют на требования, предъявляемые к системе образования. Общее образование призвано обеспечивать условия успешной социализации учащихся, реализации школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это указывает на необходимость изменений в организации и управлении образовательным процессом.

Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают направление таких изменений. Но они возможны только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

В стандартах второго поколения определен портрет выпускника основной школы, это – член общества, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению в течение всей жизни, готовый сотрудничать для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Развитию всех этих качеств способствуют занятия математического кружка. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. На занятиях учащиеся научатся работать с дополнительной литературой и другими образовательными ресурсами, работать в команде, принимать самостоятельные решения, работать над проектами.

Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.



Цели и задачи курса

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способности к умственному эксперименту;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и ма­тематических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся осно­вой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, не­обходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для мате­матической деятельности.


Задачи:


  1. Дать учащимся конкретные представления о взаимосвязях математики, других наук и практики, являющихся движущими силами самой математики и позволяющими математике воздействовать на другие науки и практики.

  2. Дать возможность учащимся воспринимать математику как важную часть системы наук, культуры и общественной практики, понимать суть математизации наук и практики.

  3. Формировать мотивацию и познавательный интерес учащихся, воспитать творческую активность обучающихся.

  4. Формировать умение делать выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.



Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.


  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.


  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).


  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.


  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.


Место курса в учебном плане основной школы.


 Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 7 класса. Данная программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий с учащимися 7 класса. Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 68 часов.

Данный курс направлен на:

- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

-последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

-формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

- формирование общеучебных умений и навыков;

- развитие общих геометрических представлений учащихся;

- развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.










ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Кружок «За страницами учебника математики» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по  разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14 -15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик 7 класса начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение нестандартных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на познавательном интересе учащихся, который следует поддерживать и направлять.

Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике.

Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направлен­ных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.



Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Формы организации учебных занятий: индивидуальная, групповая, работа в парах с последующим коллективным обсуждением результатов.

Методы и приемы обучения.

  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением

  • решение классических и нетрадиционных задач

  • дидактические игры.

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и олимпиадных заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка); умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства; способность планировать ответ и ход решения задач, интерес к теме; оригинальность ответа.





Планируемые результаты освоения курса.


 Изучение курса «За страницами учебника математики» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

  • в личностном направлении:

  1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

  3. Формирование качеств мышления;

  4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • в метапредметном направлении:

  1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

  2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;

  4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

  5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

  • в предметном направлении:

  1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;

  2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

  5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.


В результате изучения курса учащиеся научатся:

  1. Применять теорию в решении задач.

  2. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.

  3. Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.

  4. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.

  5. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.

  6. Анализировать полученную информацию.

  7.  Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

  8. Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.

  9. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.

  10. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

  11. Решать числовые и геометрические головоломки.

  12. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике у учащихся других классов (параллелей).


Формы контроля

Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности

должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно

выделить следующие формы контроля:

- сообщения и доклады (мини);

- защита проектов;

- результаты математических викторин, конкурсов

- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

- различные упражнения в устной и письменной форме.




Эффективность и результативность данной программы внеурочной

деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

  • добровольность участия и желание проявить себя;

  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

  • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

  • эстетичность всех проводимых мероприятий;

  • чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных

мероприятий;

  • наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность

участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;

  • широкое использование методов педагогического стимулирования

активности учащихся;

  • гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и

уровнем овладения математикой





Описание материально-технического обеспечения программы


1.Авторские методики, разработки:

  • разработка тем программы;

  • описание отдельных занятий.

2.Учебно-иллюстративный материал:

  • слайды, презентации по темам;

  • набор геометрических фигур;

  • геометрический конструктор;

  • иллюстративный и дидактический материал по темам.

3.Методические материалы:

  • методическая литература для учителя;

  • литература для обучающихся;

  • подборка журналов, газет.

4.Материалы по результатам освоения программы:

  • перечень творческих достижений;

  • творческие проекты, математические газеты;

  • видеозаписи математических вечеров

  • фотографии мероприятий.

5.Материально-техническое обеспечение:

  • игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной

и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, ножницы);

  • видеокамера;

  • персональный компьютер;

  • мультимедийная установка, экран;




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПО ТЕМАМ

1. Введение (2 ч).

Организационное занятие. Знакомство с программой работы кружка. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Практикум. Математическая викторина.

2. Из истории математики (2ч).

Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Вычислительные машины. О происхождении арифметики. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Арифметика Магницкого. Метрическая система мер. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дроби на Руси. Великие математики из народа: Иван Петров, Магницкий.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- иметь представление о первых счётных приборах у разных народов, русских счётах, о древних вычислительных машинах;

- владеть информацией о происхождении арифметики, письменной нумерации, об использовании букв и знаков в арифметике;

- познакомиться с великими математиками из народа, Арифметикой Магницкого;

- иметь представление о метрической системе мер, об измерениях в древности у разных народов, о происхождении дробей в Древней Греции, в Древнем Египте, о нумерации и дроби на Руси;

- владеть информацией о старых русских мерах.




3. Решение задач.(8 ч)

Задачи Древнего Востока. Пёстрые картинки из разных стран. Лабиринты. Задачи конкурса «Ребус»

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- анализировать и решать задачи,

- самостоятельно изменять вопрос и решать составленные задачи.

Практикум. Математический КВН.


2. Множества (4ч)

Понятие множества. Понятие подмножества. Составление подмножеств данного множества. Подсчёт числа подмножеств, удовлетворяющих данному условию. Круги Эйлера. Решение задач на понятие множества и подмножества.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- научиться правильно употреблять термины «множество»,

«подмножество»;

- научиться составлять различные подмножества данного множества»;

- уметь определять число подмножеств, удовлетворяющих данному

условию;

- уметь решать задачи, используя круги Эйлер


3. Графы и их применение в решении задач.(4 ч)

Первое знакомство с графами. Полный граф. Дополнение графа. Степень вершины. Путь в графе. Цикл. Связность графа. Операция удаления ребра. Мост. Деревья, лес. Изображение графа.

Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А. Мёбиуса, К. Ферма (рефераты).

Высказывания о математике.

4. Решение олимпиадных задач.(4 ч)

Проблема четырех красок.

Практикум. Конкурс «А ну-ка, математики!»

5. В стране удивительных чисел (решение задач) (4 ч)

Чётные и нечётные числа. Сумма и произведение чётных чисел, нечётных чисел, чётных и нечётных чисел. Восстановление цифр при сложении, вычитании, умножении. Игра «Лесенка». Игра «Попробуй, сосчитай». Игра «Отгадай задуманное число ». Игра «Сто». Игра «Стёртая цифра». Игра «Кубики». Игра «Не ошибись!» Числа в квадрате. Число Шехерезады. Фокус «Быстрое сложение шестизначных чисел». Фокус «Опять пять». Задачи на отгадывание чисел. Задачи на делимость чисел.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел

и способами их записи;

- уметь доказывать четность и нечётность числовых выражений;

- уметь восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании,

умножении;

- понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;

- иметь представление о числе Шехерезады;

- уметь решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел

Практикум. Математический вечер «Мир чисел»

6. Математика в жизни.(4 ч)

Практикум. Викторина «Ох, эта математика!»

7. Модуль числа.(6 ч)

Повторение понятия модуль числа.

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- уметь решать уравнения, содержащие переменную под знаком модуля;

- работать с графиками функций, содержащих выражения под знаком модуля;

8. Логические задачи (12ч)

Задачи на движение. Логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание предметов. Задачи на взвешивание.

Проверка наблюдательности. Задачи на комбинации и расположения. Графы

в решении задач. Принцип Дирихле. Задачи из книги Магницкого. Забава Магницкого. Задачи на проценты.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- решать логические задачи, требующие применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения;

- уметь решать сложные задачи на движение;

- уметь решать логические задачи;

= знать и уметь применять алгоритм решения задач на переливание с

использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание

предметов;

- уметь применять графы и принцип Дирихле при решении задач;

- познакомиться с задачами из книги Магницкого;

- уметь решать сложные задачи на проценты;

- решать математические задачи и задачи из смежных предметов,

- выполнять практические расчёты;

- решать занимательные задачи;

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие,

моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков,

графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать

полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на

соответствие условию.

Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру».

9. Вокруг часов.(2 ч)

Из истории времени. Работа с часами. Единицы времени. Решение задач.

10. Встреча с геометрией.(6 ч)

Проверка наблюдательности: сопоставление геометрических фигур.

Разделение геометрических фигур на части. Геометрия в пространстве. Конструкции из кубиков. Нахождение площади фигур.Нахождение объёма фигур. Геометрические головоломки. Старинные меры измерения длины, площади. Равные геометрические фигуры. Решение геометрических задач.

Из истории геометрии. Начала Евклида. Лобачевский Н.И.

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся получит возможность:

- познакомиться с историей жизни Евклида, узнать о его открытиях, о его книге «Начала»,

- распознавать и сопоставлять на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, многоугольники, окружности, круги, куб, прямоугольный параллелепипед);

- знать старинные меры измерения длин, площадей;

- уметь разделять фигуры на части по заданному условию и из частей

конструировать различные фигуры;

- уметь решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать

геометрические головоломки;


11. Проектная деятельность (8ч).


Проект индивидуальный «Меры длины, веса, площади»

Проект групповой «Геометрические фигуры»

Проект коллективный, краткосрочный «Сказочный задачник»

Обучающийся получит возможность:

- выполнять творческий проект по плану;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и

другой литературой для нахождения информации;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях

для решения различной сложности практических заданий, в том числе с

использованием при необходимости и компьютера;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной

текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с

помощью ИКТ);

- иметь первый опыт публичного выступления перед учащимися своего

класса и на научно-практической ученической конференции «Ступени»

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями

партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности.

































Тематическое планирование

7 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов за год)



п/п

Тема

Формы и виды деятельности

Количество часов

1.

Организационное занятие. Введение.

Эвристическая беседа. Викторина

2

2.

Из истории математики

Поиск информации

Доклады

2

3.

Решение конкурсных задач «Ребус»


Индивидуальная самостоятельная работа

4

4.

Подведение итогов конкурса. Разбор конкурсных задач


Практикум

Работа в парах

Математическая игра «Битва математиков»

4

5.

Множества. Подмножества. Круги Эйлера.

Мини - доклады

Практикум

Индивидуальная работа и работа в парах

4

6.

Графы и их применение в решении задач. Из истории математики.

Мини - доклады

Практикум

Индивидуальная работа и работа в парах

4

7.

Решение олимпиадных задач.


Практикум

Групповая работа

Конкурс «А, ну-ка, математики!»

4

8.

В стране удивительных чисел (решение задач)


Мини -доклады

Индивидуальная работа

Работа в парах

4

9.

Математика в жизни. Математическая игра «Счастливый случай»

Мини - доклады

Практическая работа

Индивидуальная и

групповая работа.

4

10

Модуль числа

Практикум

Индивидуальная и

коллективная работа

6

11

Логические задачи.


Эвристическая беседа

Практикум

Индивидуальная и

коллективная работа

4

12

Решение задач на движение


Практикум

Индивидуальная и

коллективная работа


4

13

Решение задач на проценты


Практикум

Индивидуальная и

коллективная работа


4

14

Вокруг часов

Игра

Практическая работа

Индивидуальная работа и в парах

2

15

Встреча с геометрией. Из истории геометрии. Начала Евклида. Лобачевский Н.И.


Мини-доклады

Лабораторная работа

Индивидуальная работа и работа в парах


6

16

Работа над творческими

проектами


Поиск информации по

плану, подготовка

публичного выступления

6

17

Смотр знаний

Защита творческих

проектов.


2


18

Резерв


2


Итого


68
















Литература для учителя

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ –М.: Просвещение, 2012. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

2. Агафонова И.И. Учимся думать: сб.занимательных логических задач, тестов и упражнений. СПб: МиМ-Экспресс, 2012.-189 с

3. Винокурова Н.Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.

4. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 7-8классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

5. Зайцева, О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 2010.

6. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для

учителей. – М.: Просвещение, 2012. -79 с.

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для школьников. М.: Просвещение, 2007.

8. Русанов В.Н. Математические олимпиады школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.

9. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-

пресс, 2007. – 92 с.

10. Феоктистов, И.В. Взять в помощники выдумку и смекалку. Первое сентября. Математика.- 1994. - №19,20

11. Чилингирова, Л.Н. Играя учимся математике [Текст] / М.: Просвещение, 1999.

12. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для

учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

13. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного

кружка - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.





Литература для обучающихся

1. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки.- М.: Детская литература, 2009.

2. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки.– Ярославль: Академия развития, 2012.

3. Нестеренко, Ю.В. Лучшие задачи на смекалку.– М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

4. Энциклопедия головоломок: Книга для детей, учителя и родителей.- М.: АСТ – ПРЕСС, 2009.

5. 500 задач на сообразительность: книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2009.

6. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

7. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. - 3-е

изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.

8. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1_

9. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.



23