МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденное приказом МБОУ «Горская ООШ»
№ 55/1-18 от «01» сентября 2018г.
Рабочая программа
Предмет: обществознание (включая экономику и право)
Уровень: базовый
Класс: 9
Количество часов: 34
Учитель: Лебедева Екатерина Юрьевна
Категория: первая
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе следующих документов:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ министра образования Московской области от 15.04.2016г. №1427 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016г. №38 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования. Утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253;
Основная общеобразовательная программа основного общего образования (8-9 классы) МБОУ «Горская ООШ»;
Учебный план для 8-9 классов МБОУ «Горская ООШ» на 2017-2018 учебный год;
Авторской программы Л.Н. Боголюбова. «Обществознание». Издательство Москва «Просвещение», 2012г.;
Программа обеспечена учебниками: «Обществознание» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» под.ред. Л.Н.Боголюбова.–М.:Просвещение, 2012 г.;
Цели курса:
- создать условия для освоения учащимися образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне;
- освоение знаний о человеке и обществе, о государстве и правах человека и гражданина;
- развитие личности в период социального взросления человека, её познавательных интересов и интеллектуальных способностей, мировоззренческих убеждений на основе самостоятельности в суждениях, нравственной и правовой культуры;
- воспитание у учащихся необходимости разумного отношения к природе, гуманизма и толерантности к другим народам и культурам, приобщения к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, приверженности демократическим и гуманистическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- овладение умениями познавательной, практической деятельности в основных социальных ролях, необходимыми коммуникативными умениями (владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ, аргументировать свою точку зрения, выступать с докладами).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Данная программа продолжает линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах.
Второй этап (7 – 9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определятся с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Девятый класс занимает важное место в воспитании гражданственности и развитии мировоззренческих убеждений учащихся потому, что происходит формирование основных понятий курса: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений, правомерное поведение.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Горская ООШ» для 9 класса на 2018- 2019 учебный год на изучение обществознания в 9 классе предусмотрен 1 час в неделю, 34 учебных часа в год.
Содержание учебного предмета
Политика (9 ч.)
Что такое политика? Политическая власть Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Политические режимы. Правовое государство и его признаки. Гражданское общество. Местное самоуправление. Выборы и референдумы. Опасность политического экстремизма. Политические партии и общественно-политические движения.
Право (22 ч.)
Что такое право? Система законодательства. Право и закон. Субъекты правоотношений Правонарушения и его признаки. Виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Конституционный строй РФ. Права человека. Свободы гражданина. Права ребенка. Система защиты прав. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Защита прав потребителя. Трудовые правоотношения. Трудовая дисциплина. Правовые основы семейно-брачных отношений. Права и обязанности супругов и детей. Имущественные отношения супругов. Административное право. Особенности уголовного права. Понятие преступление. Уголовное наказание и ответственность. Право на социальное обеспечение. Закон РФ «Об образовании». Моральный выбор и моральная ответственность.
Итоговое повторение (3 ч.)
Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль в жизни общества и государства. Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Политика | 9 |
2 | Право | 22 |
3 | Итоговое повторение | 3 |
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения обществознания в 9 классе обучающиеся должны
знать термины:
политическая власть, разделение властей, суверенитет, демократия, референдум, нормы права, закон.
называть: основные отрасли права, органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, систему органов местного самоуправления, роль органов местного самоуправления в общественной жизни, основные виды юридической ответственности, виды уголовной ответственности, особенности наказания несовершеннолетних. Права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, права ребенка.
сравнивать: преступление, административный проступок.
характеризовать: государство, человека как гражданина, право. Конституцию как Основной Закон государства, нормы конституционного строя РФ, основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти, гражданское общество, правовое государство, предмет трудового права, особенности трудовых отношений, человека как гражданина, права человека, международное гуманитарное право. Брак, семью и мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье. Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль.
приводить примеры: участия граждан в политической жизни, уголовной ответственности несовершеннолетних.
Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека. Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Обучающиеся научаться понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- механизмы правового регулирования;
Должны уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как «социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных
отношений: ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные
носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-методическое обеспечение
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Обществознание. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание. 9 класс».- М.: Просвещение, 2012.
Л. Н. Боголюбов, и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. - М.: Просвещение, 2014.
А.В. Поздеев. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016.
Т.В. Коваль. Тестовые задания по обществознанию к учебнику «Обществознание. 9 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова (М.: Просвещение) – М.: Просвещение, 2014.
Список литературы
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Курс комплексной подготовки. - М. : Национальное образование, 2011.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Протасевич Т. А. Начала экономики: учеб.-метод. пособие для учителя / Т. А. Протасевич. — М., 2001.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М.: Виктория Плюс, 2007.
Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М., 2000. — Гл. 1, 2.
Сычев, А. А. Обществознание: учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т. Политология: комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
«Согласовано»
зам. директора по УВР:
________/И.В. Наметкина/
«___»_____________20__г.
6