муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
муниципального образования Усть-Лабинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___.___.2019 г. протокол № 1
Председатель педсовета
__________О.В.Глебова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По обществознанию
Уровень образования – основное общее (класс) 8-9 класс
Количество часов 8 класс -34 часа, 9 класс-34 часа
Уровень – базовый
Учитель обществознания – Кравченко Светлана Евгеньевна
Программа разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, по предмету обществоведение для 8-9 классов В.В.Кузнецов, В.М.Мозговой, гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2013 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 класс/ под редакцией В.В.Воронковой, раздел «Обществоведение 8-9 класс» автор Б.В.Кузнецов, В.М.Мозговой- Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2013 г,-СБ.1;
Обществознание- учебный предмет в школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Программа учитывает актуальные проблемы , которые решает школьник и позволяет последовательно раскрыть различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства. Особенностью данной программы является практическая направленность на формирование ключевых, социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, общественно- политической и других видах деятельности. Центральной темой в содержании курса по обществознанию выступают моральные и правовые нормы, как регуляторы общественной жизни. Данный курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта.
Цель курса- создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
На уроках учащиеся знакомятся с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмов их действий. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами , правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально- приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков, других людей с нравственно- правовых позиций.
Особое внимание в программе уделено очень сложному, но необычайно важному периоду становления личности человека- подростковому возрасту. Наряду с научными знаниями в содержание программы включены нравственные и правовые нормы, способы познавательной и практической деятельности, система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание программы нацеливает школьников на размышления, самостоятельные действия, формирует первичные представления об обществе. Важной особенностью выступает элементарные знания о российском обществе, о его устройстве, конституционных основах.
Курс обществознания способствует освоению подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Курс « Обществознания» в специальной (коррекционной) школеVIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению элементарных сведений о государстве, праве ,правах и обязанностях граждан, основных законов нашей страны.
Цели обучения:
-Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
- Расширение кругозора.
Задачи курса обществознания.
Образовательно- коррекционные:
- формировать у учащихся основ его гуманитарной и социальной культуры, привития чувства уважения к закону, формирование правовой культуры;
-уметь составлять полные ответы на поставленные вопросы;
- развивать умение самостоятельно приобретать знания при решении учебных задач;
-развивать умение сравнивать, различать и применять усвоенные знания в повседневной жизни;
-развивать навыки и умения самостоятельно работать с учебником, раздаточным и наглядным материалом.
Воспитательно- коррекционные:
-воспитание положительных качеств ,таких как, честность, самостоятельность, добросовестность, отзывчивость, настойчивость;
- привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к Родине, государственным институтам.
Коррекционно-развивающие :
- развитие и коррекция познавательной деятельности;
- развитие и коррекция устной и письменной речи;
-развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы на уроках обществознания.
Формы организации учебного процесса:
-коллективная,
-групповая,
-индивидуальная.
Учитель использует в процессе изучения материал информативный, фактический и иллюстративно- текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказы.
На уроках обществознания в специальной школе используются: рассказ, беседа, ролевые игры, практические задания, уроки-экскурсии, лабораторные и практические занятия.
В 8 классе изучение обществознания начинается с Введения, назначение которого состоит в том ,чтобы познакомить учащихся с новым предметом. Фактический изучаемый материал разбит по темам:
Тема I «Государство, право, мораль»;
Тема II «Конституция Российской Федерации».
В 9 классе изучается одна тема:
Тема III «Права и обязанности гражданина России»
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Обществознание» входит в образовательную область учебного плана «Обществознание».
Рабочая программа рассчитана :
8 класс- 34 часа, 1 час в неделю,34 учебные недели;
9 класс- 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
4.Результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
8 класс
- Что такое государство?
-Что такое право?
- Виды правовой ответственности .
- Что такое правонарушение?
-Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
9 класс
-Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
-Основные экономические ,социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
-Написать просьбу, ходатайство, поручение , заявление, расписку.
-Оформлять стандартные бланки.
-Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
- Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
5.Содержание учебного предмета:
8 класс
Введение.
Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живём, зависит от нашей гражданской позиции.
Тема I.Государство, право, мораль.
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Что такое право ? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон . Правовая ответственность (административная и уголовная).Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумция невиновности. Отрасли права. Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека. Сущность свободы совести.
Тема II .Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации- основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президенства. Избирательная система.
9 класс
Повторение.
Конституция Российской Федерации. Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Тема III. Права и обязанности гражданина России.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные , гражданские, политические, культурные.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно- брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребёнка. Декларация прав ребёнка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно- правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Тема IV.Основы уголовного права.
Понятие уголовного права. Преступление - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель, пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания .его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел ,их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
6. Формы промежуточной аттестации.
класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
8 | Тестирование | Тестирование | Тестирование | Тестирование |
9 | Тестирование | Тестирование | Тестирование | Тестирование |
Форма аттестации по итогам года – обобщающий урок. В конце каждой четверти предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение проверочных заданий в форме тестирования или проверочной работы, которые позволяют убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
8 класс
№ | Разделы(темы) | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
I | Введение | 2 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступление своих товарищей. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с научно-популярной литературой. Просмотр фильмов, презентаций. Анализ таблиц, схем. Изучение материала в соответствии с планом, тезисами. Анализ проблемных ситуаций. |
II | Государство, право, мораль. | 24 |
III | Конституция Российской Федерации | 8 |
9 класс
№ | Разделы(темы) | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
I | Повторение | 2 | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступление своих товарищей. Самостоятельная работа с текстом учебника. Работа с научно-популярной литературой. Просмотр фильмов, презентаций. Анализ таблиц, схем. Изучение материала в соответствии с планом, тезисами. Анализ проблемных ситуаций. |
II | Права и обязанности гражданина России | 24 |
III | Основы уголовного права | 8 |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия для обучающихся:
-карточки-задания
-Тесты
-Кроссворды
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
-Технические средства обучения
-Компьютер (мультимедийное оборудование)
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экранно-звуковые пособия:
-Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков
- Видеофильмы соответствующего содержания
-Слайды соответствующего содержания
-Мультимедийные образовательные ресурсы.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Список основной литературы:
-Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва « Владос» 2013, под редакцией В.В.Воронковой.
- Л.Н. Боголюбов « Введение в обществознание» учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, М.Просвещение,2001.
- А.Ф. Никитин Учебник Обществознание для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, допущено Министерством образования Российской Федерации, М., Просвещение 2003.
-Т.В.Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Миков, А.Б.Суслов «Права человека», учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, М.,ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007-224 с .
Сайты Интернет:
Bibliophika.ru –электронная библиотека
www.dic.academic.ru- каталог энциклопедий.
Http:// www.edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
Http:\\ www.uchportal.ru- учительский портал
Http:|\\window.edu.ru-электронная библиотека учебников и методических материалов
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла от ___ августа 20___ г. №1 ___________ С.Е.Кравченко | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Т.Н.Караева ___ августа 20___г. |