РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«ЧЕЛОВЕК – ОБЩЕСТВО – МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек – общество – мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 10-11 классов (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др., базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 11 классов к ЕГЭ.
На основе концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 24.12.2018г.
Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек – общество - мир» 70 ч. в год по 2 часа в неделю.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в « сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам
Цели элективного курса:
освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
психологическая подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.
формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.
Форма обучения: урок, лекция, практикум, беседа, работа с документами.
Методы обучения: наглядные, проблемные, частично – поисковые, исследовательские.
Учебно – тематическое планирование (70 часов)
№ П.п | Тема | Кол -во часов | В том числе |
Лабораторные работы, практические работы | Контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Человек | 7 | | |
3 | Общество | 13 | | |
4 | Мир | 9 | | |
5 | Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом | 4 | | |
6 | Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке | 3 | | |
7 | История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века | 4 | | |
8 | Права человека и их природа (социальное или природное явление) | 2 | | |
9 | Права человека языком юридических документов | 5 | | |
10 | Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) | 4 | | |
11 | Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека) | 2 | | |
12 | Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) | 4 | | |
13 | Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? | 3 | | |
14 | Проблема знания и образования в области прав человека | 2 | | |
15 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. | 7 | | |
16 | Итого | 70 | | |
Основное содержание программы – 70 ч.
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир
Человек (7 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Общество (13 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико- правовая сфера общества.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Мир (9 ч.)
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества, причины возникновения. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия – президентско - парламентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом. (4 часа)
Из истории возникновения права, прав человека.
Обновляемая Россия. На пути к конституционному строю.
Конституционные основы правового положения граждан России.
Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке (3 часа).
Механизм правового регулирования общественных отношений.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека
История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному) (4 часа).
Права человека в исторической ретроспективе.
Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
Проблема прав человека в Российской империи.
Права человека и их природа (социальное или природное явление) (2часа).
Естественные права человека.
Конституционные права человека.
Права человека языком юридических документов (5 часов).
Всеобщая Декларация прав человека.
Права человека в документах международного права.
Защита международным правом детства.
Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) (4 часа).
Правовой нигилизм.
Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.
Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека) (2 часа).
Международные преступления против прав человека.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) (4 часа).
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
Международные органы защиты прав и свобод личности.
Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? (3 часа).
Современное состояние феминистского движения в мире, в России.
Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.
Проблема знания и образования в области прав человека (2 часа).
Формирование компетентного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.
Мы – граждане России!
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ (7 ч.).
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Человек». |
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме « Общество». |
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Мир». |
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Права человека и их природа (социальное или природное явление)». |
Итоговое повторение. Выполнение задания №29. Эссе по теме « Социология». |
Итоговое повторение. Выполнение задания №29. Эссе по теме «Право». |
Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №21-28 по теме «Экономика». |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
- структуру экзаменационной работы, кодификатор и спецификации ЕГЭ по обществознанию;
уметь/владеть:
- применять знания по обществознанию в практике, в ответах на задания, написании эссе;
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
-владение основными видами публичных выступление (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
использовать для:
1.Формулирования своей точки зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями;
2. выражения своего отношения к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества;
3. отстаивания своей точки зрения при обсуждении экономических прав подростков;
4. формулирования своей точки зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.
Календарно-тематическое планирование – 70 ч.
№. П.п | Тема | Кол – во часов | Тип занятия |
1 | Введение. Человек. Общество. Мир. Вводный инструктаж ИОТ №7. | 1 | лекция |
| Человек (7 ч.) | | |
2 | Человек как результат биологической и социальной эволюции | 1 | практикум |
3 | Человек как творец и творение культуры | 1 | лекция |
4 | Потребности и интересы человека | 1 | практикум |
5 | Познание и знание | 1 | лекция |
6/7 | Деятельность и мышление | 2 | лекц./практ. |
8 | Свобода и ответственность личности | 1 | лекция |
| Общество (13 ч.) | | |
9 | Общество. Общественное сознание. | 1 | лекция |
10 | Социум как особенная часть мира | 1 | лекция |
11 | Общество, природа, культура | 1 | лекция |
12 | Типология обществ | 1 | практикум |
13 | Духовная жизнь общества. Искусство | 1 | лекция |
14 | Духовная жизнь общества. Наука. Образование | 1 | лекция |
15 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | лекция |
16/17 | Социальная сфера общества. | 2 | лекц./практ. |
18/19 | Экономическая сфера жизни общества | 2 | лекц./практ. |
20/21 | Политико- правовая сфера жизни общества | 2 | лекц./практ. |
| Мир (9 ч.) | | |
22 | Глобализация и глобальные проблемы человечества | 1 | лекция |
23 | Что нас разделяет: культура. | 1 | лекция |
24 | Что нас разделяет: религия | 1 | лекция |
25 | Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства | 1 | лекция |
26 | Россия в глобальной конкуренции | 1 | лекция |
27 | ХХI век и новые угрозы для человечества | 1 | лекция |
28 | Власть в информационном обществе | 1 | лекция |
29 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 1 | лекция |
30 | Структура современного общества. Общественное сознание. | 1 | лекция с элементами беседы; |
| Критика за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом (4 ч.) | | |
31 | Из истории возникновения права, прав человека. | 1 | практикум – работа с документами; |
32 | Обновляемая Россия. На пути к конституционному строю. | 1 | тест |
33/34 | Конституционные основы правового положения граждан России. | 2 | Лекция/ практикум |
| Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке (3 ч.) | | |
35 | Механизм правового регулирования общественных отношений. | 1 | Работа с документами |
36 | Международные юридические гарантии прав и свобод личности. | 1 | практикум |
37 | Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека. | 1 | Лекция |
| История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (4 ч.) | | |
38 | Права человека в исторической ретроспективе. | 1 | лекция |
39/ 40 | Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв. | 2 | Лекция/ практикум |
41 | Проблема прав человека в Российской империи. | 1 | лекция |
| Права человека и их природа (социальное или природное явление) (2 ч.) | | |
42 | Естественные права человека. | 1 | Работа с документами |
43 | Конституционные права человека. | 1 | практикум |
| Права человека языком юридических документов (5 ч.) | | |
44/45 | Всеобщая Декларация прав человека. | 2 | Лекция/ практикум |
46/47 | Права человека в документах международного права. | 2 | Лекция/ практикум |
48 | Защита международным правом детства. | 1 | лекция |
| Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?) (4 ч.) | | |
49 | Правовой нигилизм. | 1 | Лекция |
50 | Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. | 1 | Практикум |
51 | Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности. | 1 | Лекция |
52 | Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур. | 1 | Лекция |
| Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека) (2 ч.) | | |
53 | Международные преступления против прав человека. | 1 | практикум |
54 | Международные юридические гарантии прав и свобод личности. | 1 | Работа с документами |
| Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека) (4 ч.) | | |
55 | Понятие механизма реализации прав и свобод личности. | 1 | Работа с документами |
56 | Национальные гарантии прав и свобод личности. | 1 | Работа с документами |
57 | Национальные органы защиты прав и свобод личности. | 1 | Работа с документами |
58 | Международные органы защиты прав и свобод личности. | 1 | Лекция |
| Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века? (3 ч.) | | |
59 | Современное состояние феминистского движения в мире, в России. | 1 | лекция |
60/61 | Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод. | 2 | Лекция/ практикум |
| Проблема знания и образования в области прав человека ( 2 ч.) | | |
62 | Формирование ключевых компетенций в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства. | 1 | Лекция |
63 | Мы - граждане России! | 1 | Практикум |
| Итоговое повторение (7 ч.) | | |
64 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Человек». | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
65 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме « Общество». | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
66 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Мир». | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
67 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №1-21 по теме «Права человека и их природа (социальное или природное явление)». | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
68 | Итоговое повторение. Выполнение задания №29. Эссе по теме « Социология». | 1 | Эссе |
69 | Итоговое повторение. Выполнение задания №29. Эссе по теме «Право». | 1 | Эссе |
70 | Итоговое повторение. Пробный ЕГЭ. Решение заданий №21-28 по теме «Экономика». | 1 | Тестирование в формате ЕГЭ |
УМК
1. Полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: Обществознание/ авт.- сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова.- М.: Астрель.
2. ЕГЭ – 2020 Обществознание. Тренировочные задания./Е.Л. Рудковская, И.Н. Городецкая, О.А. Котова, Е.С. Королькова, Т. Е Лискова. – М.:Экзамен.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, энциклопедии, словари.
Образовательные сайты:
Yandex – htt//encycl/ yandex
www/fipi.ru