СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс для ОВЗ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс для ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2022 г.

Протокол №___

Утверждена приказом МБОУ «Жердевская СОШ»


№___ от « » _____2022 г.




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОБЖ



5-9 КЛАСС











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе по ОБЖ реализуется комплексная программа по основам безопасности жизнедеятельности на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования под общей редакцией А. Т. Смирнова. Данная рабочая программа разработана также на основе следующих документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. № 35847).

• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. № 35850).

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих

целей:

• усвоение и закрепление учащимися знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства, об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса, о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта, о мерах профилактики наркомании, о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

• усвоение учащимися содержания:

- основных положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,

- нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;

• формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности,

2 общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;

- развитие у учащихся: личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта, потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в

безопасности жизнедеятельности, физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Планируемые результаты освоения

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «ОБЖ»

является формирование следующих умений:

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять

ими.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.:

Регулятивные УУД:

− Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

− Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

− Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

− Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

− Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

− Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

− Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

− Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

− Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

− Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

− Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

− Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

− Слушать и понимать речь других.

− Вступать в беседу на уроке и в жизни.

− Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «ОБЖ» являются формирование следующих умений и знаний:

- знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

- знать вредные привычки и правила их профилактики;

- знать и применять в жизни правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания,

- грамотно действовать при химических и радиоактивных поражениях, при гидродинамических авариях и т. д.;

- оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- правильно действовать по сигналу «Внимание всем!»,

- уметь комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

- обеспечивать личную безопасность на улицах и дорогах;

- соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;

- пользоваться бытовыми приборами и инструментами;

- проявлять бдительность при угрозе террористического акта;

- уметь обращаться (вызовать) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное пособие / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2016 г.

Содержание учебного предмета.

5 класс

Р-1 Основы комплексной безопасности

Человек, как среда обитания

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

Опасные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Опасные ситуации природного характера

Безопасность на водоёмах. Погодные условия и безопасность человека.

Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.

Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Чрезвычайные ситуации природного и

техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера.

 Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера.

Р-III Основы здорового образа жизни

Возрастные особенности развития человека

 и здоровый образ жизни

О здоровом образе жизни. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления организма. Рациональное питание. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

P-IV Основы медицинских знаний и

оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Содержание разделов и тем учебного курса

6класс

Р-I Основы комплексной безопасности

Подготовка к активному отдыху на природе

Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Дальний (внутренний) и выездной туризм.

Меры безопасности.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

P-II Основы медицинских знаний

и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении и ожоге.

Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых и змей.

P-III Основы здорового образа жизни

Здоровье человека и факторы на него влияющие (6час.)

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Содержание разделов и тем учебного курса

7 класс (34час.)

Р-I Основы комплексной безопасности (16часов)

Общие понятия об опасных

 и чрезвычайных ситуациях природного характера (3часа)

Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия. Правила безопасного поведения при землетрясении. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле. Обвалы и снежные лавины.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения,

их причины и последствия

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле. Обвалы и снежные лавины.

Чрезвычайные ситуации метеорологического

происхождения, их причины и последствия

Ураганы, бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения,

 их причины и последствия

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Цунами и их характеристика.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

 и защита населения

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Эпидемии. Эпизоотии и эпифитотии.

P-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

 и защита населения

Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов. Защита населения. Оползни, их последствия, защита населения.

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

Защита населения от последствий ураганов и бурь.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

и защита населения

Защита населения от последствий наводнений. Защита населения от последствий селевых потоков. Защита населения от цунами.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

 и защита населения)

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

P-III Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его значение

для гармоничного развития человека

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками. Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

P-IV Основы медицинских знаний

 и оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.

Содержание разделов и тем учебного курса

8 А класса

P-I. Основы комплексной безопасности)

 Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя, пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Безопасность на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само -, и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

P- II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Правила эвакуации населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

P-III. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Взаимоотношения человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.  

P-IV. Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях химически опасными веществами.

Содержание разделов и тем учебного курса

8 Б класса

P-I. Основы комплексной безопасности

 Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя, пешеходов и пассажиров. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Безопасность на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само -, и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

P- II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Правила эвакуации населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

 Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

 Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

P-III. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Взаимоотношения человека и общества. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.  

P-IV. Основы медицинских знаний и  оказание первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях химически опасными веществами.

Содержание разделов и тем учебного курса

9 класса

P-I. Основы комплексной безопасности

Национальная безопасность России в современном мире.

Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Наиболее опасные террористические акты.  Наркотизм и национальная безопасность России.

Обеспечение личной безопасности

 при угрозе террористического акта

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.

P- II. Защита населения Российской Федерации

от чрезвычайных ситуаций

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от ЧС мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом

в Российской Федерации

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с наркобизнесом. Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании. Система борьбы с терроризмом.

 

P-III.  Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Репродуктивное здоровье человека и национальная безопасность России.  

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

 Ранние половые связи и их отрицательное последствия для здоровья человека. Инфекции, передаваемы половым путём. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления

репродуктивного здоровья

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни  человека. Основы семейного права в Российской Федерации.

P-IV Основы медицинских знаний и оказание

 первой медицинской помощи





Учебно-тематический план

5  класс




Контрольные и практические работы

раздел - 1

Основы комплексной безопасности

20

1

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5


Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

2


Тема 3

Опасные ситуации природного характера

5


Тема 4

Опасные ситуации социального характера

4


Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

4

1

раздел-2

Основы здорового образа жизни

6

3

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

4

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2


раздел- 3

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

5

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила её оказания

9

5

Всего часов

35

9



Учебно-тематический план

6 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы занятия

Количество часов


Контрольные и практические работы

Раздел - 1

Основы комплексной безопасности

25

6

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

2

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

1

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.

6

2

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

1

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4


Раздел 2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

3

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

3

Раздел 3

Основы здорового образа жизни

6

2

Тема 7

Здоровье человека и факторы на него влияющие

6

2

Всего часов

34




Учебно-тематический план

7 класс

№ раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы занятия

Количество часов

Контрольные и практические работы





Раздел 1

Основы комплексной безопасности

16



Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3



Тема 2

ЧС геологического происхождения, их причины и последствия

4



Тема 3

ЧС метеорологического происхождения, их причины, последствия

2



Тема 4

ЧС гидрологического происхождения, их причины, последствия

4



Тема 5

ЧС биологического происхождения, их причины, последствия

3



Pаздел 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

4


Тема 6

ЧС геологического происхождения и защита населения

2

1


Тема 7

ЧС метеорологического происхождения и защита населения

1

1


Тема 8

ЧС гидрологического происхождения и защита населения

3

1


Тема 9

ЧС биологического происхождения и защита населения

1

1


Pаздел 3

Основы здорового образа жизни

9

5


Тема 10

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

9

5


Раздел 4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

2


Тема 11

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

2

2


Всего часов

34

11



Учебно-тематический план  

8 класс

№ раздела, темы

Наименование раздела, темы

Практ. работ

Количест-во часов

Раздел1

Основы комплексной безопасности


16

Тема 1

Пожарная безопасность

1

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

1

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

1

3

Тема 4

Экология и безопасность


2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия


5

Раздел 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций


7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения


4

Тема 6

Организация защиты  населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

3

Раздел 3

Основы здорового образа жизни


7

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

4

7

Раздел 4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях


4

Всего часов

8

34


Учебно-тематический план  

9 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

Контрольные и практические работы

Раздел 1

Основы комплексной безопасности

12

2

Тема 1

Национальная безопасность в России в современном мире

4

1

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3


Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

1

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

2


Раздел 2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

2

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3


Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

5

1

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

4

1

Раздел 3

Основы здорового образа жизни

7

1

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3


Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

2


Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

2


Раздел 4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч.)



Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

3

1


Всего часов

34




Учебно-методический комплект

Нормативная и правовая литература

Конституция Российской Федерации (последняя редакция)

Уголовный кодекс Российской Федерации

Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»

Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.

Методическая литература

Чиркина Г.В., Латчук В.Н., Фалко С.Н.  Основы безопасности жизнедеятельности Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений М.: АРКИ, 2004. – 160с.: ил

- Айзман Р.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учеб. пособие/ Р.И.Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 214с. – (Университетская серия);

 - Гражданская  защита: энциклопедический словарь / (Ю.Л.Воробьев и др); под общ. ред. С.К.Шойгу; МЧС России. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.;

- Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 5 – 11 кл.: методическое пособие /Р.А.Дурнев, А.Т.Смирнов. – М.: Дрофа, 2008.;

- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в образовательном учреждении: методическое пособие

/ В.М.Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.;

- Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.;

- Комплексная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 классы: учебное издание / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение, 2009.;

- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя / сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.;

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Ноутбук