СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОДНКР 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОДНКР 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28» г.о. НАЛЬЧИК





РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей истории и географии Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Руководитель МО __________/Бичекуева М.Ш./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________ / /

«27» августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «СОШ №28»

________________ /С.А. Ашинова/

Приказ №178

от «28» августа 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»


для 5 класса


на 2019-2020 учебный год




Уровень образования: основное общее образование.

Количество часов: 1 час в неделю (всего: 19 часов).

Учитель: Шомахова Алёна Арсеновна












2019 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (с дополнениями и изменениями); положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и программ внеурочной деятельности МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.о. Нальчик, Кабардино-Балкарской Республики, на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова. Виноградова, Н.Ф.,Власенко, В,И.,Поляков, А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2019., В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».


Цели и задачи учебного предмета:

  • Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

  • Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур: православной, мусульманской, буддийской, иудейской;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

  • Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.


Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, где изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова . Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, создает механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности.

Согласно учебному плану МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г.о. Нальчик 2019-2020 учебного года, на изучение обществознания в 5 классе отводится 1 час в неделю из расчета 19 учебных недель, что составляет 19 часов во II четверти учебного года.


2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов, раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. Критериями отбора результатов служат их значимость для решения основных задач образования на данном уровне и необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся. Иными словами, в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, которые могут быть освоены всеми обучающимися.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать мотивированные и способные обучающиеся. В повседневной практике преподавания цели данного блока не отрабатываются со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данном уровне обучения. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения. В ряде случаев достижение планируемых результатов этого блока целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Личностные результаты освоения:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

  • Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

  • Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.


В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.


В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность

1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

4. анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Познавательные УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

  1. характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  2. сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

  3. различать культовые сооружения разных религий;

  4. формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми

  1. рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

  2. кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

  3. оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  4. анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.


Предметные результаты:

К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводитьполученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
    текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
    общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
    иллюстрациям) словесный портрет героя.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
    учебной задачей.

  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
    учебных и практических задач.

 

К концу обучения школьники смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного
    (безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
    намечать способы саморазвития.

  • Работать с историческими источниками и документами.



3.Содержание учебного предмета

Введение (1ч.)

Раздел 1. В мире культуры (2 ч.)

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (7 ч.)

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Семья – хранитель духовных ценностей.Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура (5 ч.)

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (2ч.)

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир. (2 ч.)

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

4. Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема

Количество часов

Дата

по плану

Дата по факту

1

Введение

1

17.01


В мире культуры (2 ч)

2

Величие многонациональной

российской культуры

1

24.01


3

Человек-творец и носитель

Культуры

1

31.01


Нравственные ценности российского народа (7 ч)

4

«Береги землю родимую, как мать любимую»

1

07.02


5

Жизнь ратными подвигами полна

1

14.02


6

В труде – красота человека

1

21.02


7

«Плод добрых трудов славен»

1

28.02


8

Люди труда

1

06.03


9

Бережное отношение к природе

1

13.03


10

Семья – хранитель духовных ценностей

1

20.03


Роль религии в развитии культуры (5 ч)

11

Роль религии в развитии культуры

1

03.04


12

Культурное наследие христианской Руси

1

10.04


13

Культура ислама

1

17.04


14

Иудаизм и культура


1

24.04


15

Культурные традиции буддизма


1

08.05


Как сохранить духовные ценности(2 ч)

16

Забота государства о сохранении духовных ценностей


1

15.05


17

Хранить память предков

1

22.05


Твой духовный мир (2 ч)

18

Что составляет твой духовный мир

1

29.05


19

Итоговый урок

1






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. - М.: Ансар, 2007.

  2. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.

  3. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  4. Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007.

  5. Бренд Б. Искусство Ислама / Б. Бренд; [пер. с англ. А. Гаркавого]. - М.: ФАИР, 2008.

  6. Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008.

  7. Горелов А. А. История мировых религий : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2006.

  8. Ислам классический : энциклопедия / [сост., общ. ред. и предисл. К. Королева]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005.

  9. История религий в России: учебник / Л.А. Баширов; под ред. Н.А.Трофимчука; Рос.акад.гос.службы при Президенте Рос.Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

  10. Кондаков, А. М. Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13 - 19.

  11. Костьянова, Е. Ю. Нравственное образование в средней школе : единство воспитывающих и обучающих технологий [Текст] / Е. Ю. Костьянова // Классный руководитель. - 2008. - № 5. - С. 102 - 106.

  12. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира: справ. пособие: учеб.-метод. пособие / Ф. Леонидов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта, 2005.

  13. Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] / Н. В. Логинова // Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.

  14. Максимов Ю. В. Религия креста и религия полумесяца : христианство и ислам / Ю.В. Максимов. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.

  15. Максуд Р. Ислам / Р. Максуд; пер. с англ. В. Новикова. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2001.

  16. Маслов, С. И. Дидактические основания духовно – нравственного воспитания [Текст] / С. И. Маслов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 46 - 50.

  17. Мень А. В.История религии: пособие для системы доп. образования учащихся: в 2 кн. / А.В. Мень. - М.: Форум: ИНФРА-М, 1999.

  18. Мюллер А. История ислама / А. Мюллер; пер. с нем. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - (Классическая мысль).

  19. Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Текст] / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.

  20. Пилкингтон С. М. Иудаизм / С. М. Пилкингтон; [пер. с англ. Е. Г. Богдановой]. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2002.

  21. Поликарпов В. С. История религий: лекции и хрестоматия / В. С. Поликарпов. - М.: Гардарика, 1997.

  22. Романова, Е. Г. Правовые и социально - педагогические аспекты духовно -нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 21 - 28.

  23. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 21 - 23.

  24. Семыкина, Е. Н. Гражданско - нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 21 - 25.

  25. Советова, Е. Концепция программы духовно – нравственного воспитания : окно в цветной мир [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2010. - № 11. - С. 36 - 44.

  26. Соловцова, И. А. Духовное воспитание : система понятий [Текст] / И. А. Соловцева // Педагогика. - 2008. - № 4. - С. 11 – 17.

  27. Телушкин Р. Й. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии / Р.Й. Телушкин. - М.: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998.

  28. Ястребов Г. Введение в иудаизм: учеб. пособие / Г. Ястребов. - М.: Библейс.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2005.


Для учащихся:

  1. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. - М.: Вече, 2007

  2. Альбедиль М. Ф. Буддизм / М.Ф. Альбедиль. - СПб : Питер, 2006.

  3. Буддизм: энциклопедия / [сост., общ. ред. и предисл. Кирилла Королева]. - М.: Эксмо; СПб: Мидгард, 2008.

  4. Ислам классический : энциклопедия / [сост., общ. ред. и предисл. К. Королева]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005.

  5. Кумарасвами А. Мифы буддизма и индуизма / А. Кумарасвами, М. Нобель; [пер. с англ. Т. Е. Любовской]. - Москва: Центрполиграф, 2010.

  6. Лопатина А. А. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2010.

  7. Мизун Ю.В. Тайны древних религий / Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун. - М.: Вече, 2011

  8. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. - Москва: Вече, 2008.

  9. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. : Республика, 2005. - 542 с.: ил.- (Библиотека: религия, культура, наука).

  10. Энциклопедия для детей / гл. ред. М. Аксенова. – Москва: Мир энциклопедий Аванта +. Т. 6: Религии мира, Ч. 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце XIX-XX веках. Религия и мир. – 2004. - 685, [2] с.: ил.

  11. Энциклопедия для детей / гл. ред. М. Аксенова. – Москва: Мир энциклопедий. Аванта+. Т. 6: Религии мира, Ч. 1. Верования древности. Религии Ирана и Индии. Иудаизм. Буддизм. - 2003.