СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа 21 век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа курса окружающий мир для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по окружающему миру  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторских программ «Начальная школа XXI век» для 1-4 классов: «Окружающий мир» под общей ред. Н.Ф. Виноградовой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы "Школа 21 век"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Мозаика».



Утверждено приказом

директора по МБОУ

СОШ «Мозаика»

от «___» ______ 202_г. № ____


______________

С.П. Рубинская

Согласовано

Зам. директора по УВР

«___» ___________202_ г.


____________

Э.А. Эрендженова

Рассмотрено на заседании МО ________________

протокол от «__» ___ 202_г. № ___

_______________

Фамилия, и.о. председателя МО










Рабочая программа

по окружающему миру

для 1-4 классов

на 2021/2022 уч. год

(УМК «Школа XXI век»)



Предмет

Класс

УМК

Название и автор учебника

Окружающий мир

1а 1b 1c 1d 1e 1f 1j

2a 2b 2c 2d 2e 2f 2j 2h 2i

3a 3b 3c 3d 3e

4a 4b 4c 4d

«Школа XXI век»

Окружающий мир:1-4 класс

Н.Ф. Виноградова


Программа составлена

учителями нач. классов:


Назарова Елена Николаевна, ВКК

Лапина Татьяна Владимировна, 1КК

Солопахо Ксения Сергеевна, без категории











2021 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа курса окружающий мир для 1-4 классов разработана на основе примерной программы по окружающему миру  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и материалам авторских программ «Начальная школа XXI век» для 1-4 классов: «Окружающий мир» под общей ред. Н.Ф. Виноградовой.

.Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1-4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

-Законом от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»

-Основной образовательной программой школы МБОУ СОШ «Мозаика».

-Учебным планом МБОУ СОШ «Мозаика».

                  Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

 В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника.

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности  гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе, и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.

        Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих задач:

- экологического образования и воспитания;

- формирование системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма;

- обеспечение успешной адаптации к школе;

- формирование знаний об объектах окружающего мира;

- развитие интереса к окружающему миру;

- социализация ребенка 6-8 лет;

- интеллектуальное развитие детей;

- развитие кругозора и общей культуры.


Место предмета в учебном плане школы


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ «Мозаика» на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов. В первом классе отводится 2 часа в неделю (66ч), во 2 классе отводится 2 часа в неделю (68ч.); в 3 классе 2 часа в неделю (68 ч.); в 4 классе 2 часа в неделю (68ч.)




Планируемые результаты освоения учебного предмета « Окружающий мир»


Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно - научного и обществоведческого образования младших школьников.


Личностные результаты


Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Метапредметные результаты


В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).


    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета 1 класс:


К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

  • сравнивать домашних и диких животных.


К концу обучения в первом классе учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы;




1.2.Содержание учебного предмета 1 класс


Введение. Этот удивительный мир - 1час

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники - 2 часа

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

Твоё здоровье - 6 часов

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Я и другие люди - 3 часа

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей - 6 часов

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа - 31 час

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Семья - 2 часа

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Наша страна – Россия. Родной край - 15 часов

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы

Уход за комнатными растениями и растениями пришкольного участка.



п/п

Тема урока


Количество часов


Родная страна

1час

1.

Введение. Что такое окружающий мир

1час


Человек и общество

3часа

2.

Давай познакомимся. Режим дня первоклассника.

1час

3.

Мы – школьники. Правила поведения в школе.

1час

4.

Экскурсия. Наша школа.

1час


Родная природа

3часа

5.

Сентябрь – первый месяц осени.

1час

6.

Что нам осень подарила.

1час

7.

Грибная пора.

1час


Человек и общество

4часа

8.

Семья.

1час

9.

О маме.

1час

10.

Любимые занятия.

1час

11.

Воскресный день.

1час


Труд людей

2часа

12.

Как из зерна получилась булка.

1час

13.

Человек и домашние животные.

1час


Родная природа

3часа

14.

«Октябрь уж наступил…»

1час

15.

Явления природы.

1час

16.

Экскурсия в парк.

1час


Родная страна

2часа

17.

Где ты живешь?

1час

18.

Правила поведения на дорогах.

1час


Труд людей

2часа

19.

Ты и вещи.

1час

20.

Кто работает ночью.

1час


Ты и твое здоровье

4часа

21.

Что такое здоровье?

1час

22.

Правила гигиены.

1час

23.

О режиме дня.

1час

24.

Урок в спортивном зале.

1час


Родная природа

4часа

25.

Ноябрь- зиме родной брат.

1час

26.

Звери (млекопитающие)

1час

27.

Что мы знаем о птицах.

1час

28.

Экскурсия в парк.

1час


Родная страна

3часа

29.

Родной край.

1час

30.

Дом, в котором ты живешь.

1час

31.

Зачем нужны вывески.

1час


Родная страна

2часа

32.

Зачем люди трудятся.

1час

33.

Экскурсия в теплицу, школьную библиотеку.

1час


Родная природа

3часа

34.

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

1час

35.

Экскурсия в парк.

1час

36.

Какой бывает вода.

1час


Человек и общество

3часа

37.

О дружбе

1час

38.

Идем в гости

1час

39.

С наступающим Новым годом!

1час


Родная природа

4часа

40.

Январь – году начало, зиме-середина.

1час

41.

Практическое задание: ветка с почками.

1час

42.

Хвойные деревья

1час

43.

Жизнь птиц

1час


Родная страна

4часа

44.

Наша страна – Россия

1час

45.

Богата природа России.

1час

46.

Мы- россияне.

1час

47.

Народная сказка.

1час


Родная природа

3часа

48.

Февраль- месяц метелей и вьюг.

1час

49.

Звери – млекопитающие.

1час

50.

Наш уголок природы.

1час


Родная страна

1час

51.

Мы – граждане России.

1час


Человек и общество

3часа

52

О правилах поведения.

1час

53.

23 февраля – День защитника отечества.

1час

54.

8 Марта-праздник всех женщин

1час


Родная природа

1час

55.

Март-капельник.

1час


Ты и твое здоровье

3часа

56.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

1час

57.

Здоровая пища

1час

58.

Какое бывает настроение?

1час


Родная природа

1час

59.

Апрель-водолей.

1час


Труд людей

2часа

60.

Весенние работы.

1час

61.

Кто работает в транспорте?

1час


Родная страна

1час

62.

День космонавтики.

1час


Родная природа

3часа

63.

Май весну завершает, лето начинает.

1час

64.

Жизнь земноводных весной.

1час

65.

Животное- живое существо.

1час


Родная страна

1час

66.

Ты –пешеход.

1час




1.3 Календарно-тематическое планирование 1 класс


п/п

Тема урока


Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения (фактическая)


Родная страна – 1час



1.

Введение. Что такое окружающий мир

1 неделя



Человек и общество



2.

Давай познакомимся. Режим дня первоклассника.

1 неделя


3.

Мы – школьники. Правила поведения в школе.

2 неделя


4.

Экскурсия. Наша школа.

2 неделя



Родная природа



5.

Сентябрь – первый месяц осени.

3 неделя


6.

Что нам осень подарила.

3 неделя


7.

Грибная пора.

4 неделя



Человек и общество



8.

Семья.

4 неделя


9.

О маме.

5 неделя


10.

Любимые занятия.

5 неделя


11.

Воскресный день.

6 неделя



Труд людей



12.

Как из зерна получилась булка.

6 неделя


13.

Человек и домашние животные.

7 неделя



Родная природа



14.

«Октябрь уж наступил…»

7 неделя


15.

Явления природы.

8 неделя


16.

Экскурсия в парк.

8 неделя



Родная страна



17.

Где ты живешь?

9 неделя


18.

Правила поведения на дорогах.

9 неделя



Труд людей



19.

Ты и вещи.

10 неделя


20.

Кто работает ночью.

10 неделя



Ты и твое здоровье



21.

Что такое здоровье?

11 неделя


22.

Правила гигиены.

11 неделя


23.

О режиме дня.

12 неделя


24.

Урок в спортивном зале.

12 неделя



Родная природа



25.

Ноябрь- зиме родной брат.

13 неделя


26.

Звери (млекопитающие)

13 неделя


27.

Что мы знаем о птицах.

14 неделя


28.

Экскурсия в парк.

14 неделя



Родная страна



29.

Родной край.

15 неделя


30.

Дом, в котором ты живешь.

15 неделя


31.

Зачем нужны вывески.

16 неделя



Родная страна



32.

Зачем люди трудятся.

16 неделя


33.

Экскурсия в теплицу, школьную библиотеку.

17 неделя



Родная природа



34.

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

17 неделя


35.

Экскурсия в парк.

18 неделя


36.

Какой бывает вода.

18 неделя



Человек и общество



37.

О дружбе

19 неделя


38.

Идем в гости

19 неделя


39.

С наступающим Новым годом!

20 неделя



Родная природа



40.

Январь – году начало, зиме-

середина.

20 неделя


41.

Практическое задание:

ветка с почками.

21 неделя


42.

Хвойные деревья

21 неделя


43.

Жизнь птиц

22 неделя



Родная страна



44.

Наша страна – Россия

22 неделя


45.

Богата природа России.

23 неделя


46.

Мы- россияне.

23 неделя


47.

Народная сказка.

24 неделя



Родная природа



48.

Февраль- месяц метелей и вьюг.

24 неделя


49.

Звери – млекопитающие.

25 неделя


50.

Наш уголок природы.

25 неделя



Родная страна



51.

Мы – граждане России.

26 неделя



Человек и общество



52

О правилах поведения.

26 неделя


53.

23 февраля – День защитника отечества.

27 неделя


54.

8 Марта-праздник всех женщин

27 неделя



Родная природа



55.

Март-капельник.

28 неделя



Ты и твое здоровье



56.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

28 неделя


57.

Здоровая пища

29 неделя


58.

Какое бывает настроение?

29 неделя



Родная природа



59.

Апрель-водолей.

30 неделя



Труд людей



60.

Весенние работы.

30 неделя


61.

Кто работает в транспорте?

31 неделя



Родная страна



62.

День космонавтики.

31 неделя



Родная природа



63.

Май весну завершает, лето начинает.

32 неделя


64.

Жизнь земноводных весной.

32 неделя


65.

Животное- живое существо.

33 неделя



Родная страна



66.

Ты –пешеход.

33 неделя



















2.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета 2 класс:


К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое, настоящее, будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.


К концу обучения во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система»; «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения»; «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности.



2.2. Содержание учебного предмета 2 класс


Введение. Что окружает человека - 1 час

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой - 14 часов

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живёт рядом с тобой - 6 часов

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.


Россия твоя Родина - 13 часов

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и

строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Мы — жители Земли - 9 часов

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества - 23 часа

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек - 2 часа

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей.

Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного древа. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).


п/п

Тема урока


Количество часов


Введение

1 час

1.

Что окружает человека

1 час


Кто ты такой

14 часов

2.

Я, ты, он, она…

1 час

3.

Все мы люди…

1 час

4.

Наши помощники – органы чувств

1 час

5.

Что такое здоровье?

1 час

6.

Режим дня.

1 час

7.

Режим дня.

1 час

8.

Практическая работа. «Составление режима дня для будней и выходных».

1 час

9.

Физическая культура.

1 час

10.

Почему нужно правильно питаться

1 час

11.

Здоровье и питание

1 час

12.

Умеешь ли ты есть?

1 час

13.

Почему нужно быть осторожным.

1 час

14.

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

1 час

15.

Можно ли изменить себя

1 час


Кто живет рядом с тобой

6 часов

16.

Что такое семья? Практическая работа «Составление семейного «древа».

1 час

17.

Труд в семье. Как семья отдыхает?

1 час

18.

Проверочная работа.

1 час

19.

Твои друзья – взрослые и дети.

1 час

20.

О правилах поведения

1 час

21.

О дружбе. Настроение.

1 час


Россия- твоя Родина

13 часов

22.

Родина- что это значит

1 час

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1 час

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

1 час

25.

Родной край – частица Родины.

1 час

26.

Зачем человек трудится?

1 час

27.

Хлеб – главное богатство России.

1 час

28.

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

1 час

29.

О труде фермера и экономиста, программиста.

1 час

30.

Города России. Москва.

1 час

31.

Древние города России.

1 час

32.

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

1 час

33.

Россия – многонациональная страна.

1 час

34.

Проверочная работа.

1 час


Мы – жители Земли

9 часов

35.

Солнечная система.

1 час

36.

Земля – планета Солнечной системы.

1 час

37.

Глобус – модель Земли.

1 час

38.

Царства живой природы. Бактерии.

1 час

39.

Грибы.

1 час

40.

Жизнь животных. Какие животные живут на Земле.

1 час

41.

Как животные воспринимают мир.

1 час

42.

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

1 час

43.

Как животные воспитывают потомство.

1 час


Природные сообщества

23 часа

43.

Жизнь растений. Какие бывают растения.

1 час

44.

Органы растения и их значение для его жизни.

1 час

45.

Что такое лес?

1 час

46.

Как развиваются растения.

1 час

47.

Деревья леса.

1 час

48.

Кустарники леса.

1 час

49.

Травянистые растения.

1 час

50.

Лесная аптека.

1 час

51.

Проверочная работа.

1 час

52.

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

1 час

53.

Насекомые леса

1 час

54.

Мы пришли в лес.

1 час

55.

Путешествие капельки.

1 час

56.

Свойства воды.

1 час

57.

Рыбы – обитатели водоёмов.

1 час

58.

Пресный водоём.

1 час

59.

Обитатели пресных водоёмов.

1 час

60.

Болото – естественный водоём.

1 час

61.

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

1 час

62.

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

1 час

63.

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

1 час

64.

Будем беречь природу.

1 час

65.

Проверочная работа.

1 час


Природа и человек

2 часа

66.

Будем беречь нашу Землю.

1 час

67.

Правила поведения на железной дороге.

1 час

68.

Задание на лето

1 час




2.3 Календарно-тематическое планирование 2 класс


п/п

Тема урока


Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения (фактическая)


Введение



1.

Что окружает человека

1 неделя



Кто ты такой



2.

Я, ты, он, она…

1 неделя


3.

Все мы люди…

1 неделя


4.

Наши помощники – органы чувств

2 неделя


5.

Что такое здоровье?

2 неделя


6.

Режим дня.

3 неделя


7.

Режим дня.

3 неделя


8.

Практическая работа. «Составление режима дня для будней и выходных».

4 неделя


9.

Физическая культура.

4 неделя


10.

Почему нужно правильно питаться

5 неделя


11.

Здоровье и питание

5 неделя


12.

Умеешь ли ты есть?

6 неделя


13.

Почему нужно быть осторожным.

6 неделя


14.

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

7 неделя


15.

Можно ли изменить себя

7 неделя



Кто живет рядом с тобой



16.

Что такое семья?

Практическая работа «Составление семейного «древа».

8 неделя


17.

Труд в семье. Как семья отдыхает?

8 неделя


18.

Проверочная работа.

9 неделя


19.

Твои друзья – взрослые и дети.

9 неделя


20.

О правилах поведения

10 неделя


21.

О дружбе. Настроение.

10 неделя



Россия- твоя Родина



22.

Родина- что это значит

11 неделя


23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

11 неделя


24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась.

12 неделя


25.

Родной край – частица Родины.

12 неделя


26.

Зачем человек трудится?

13 неделя


27.

Хлеб – главное богатство России.

13 неделя


28.

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

14 неделя


29.

О труде фермера и экономиста, программиста.

14 неделя


30.

Города России. Москва.

15 неделя


31.

Древние города России.

15 неделя


32.

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

16 неделя


33.

Россия – многонациональная страна.

16 неделя


34.

Проверочная работа.

17 неделя



Мы – жители Земли



35.

Солнечная система.

17 неделя


36.

Земля – планета Солнечной системы.

18 неделя


37.

Глобус – модель Земли.

18 неделя


38.

Царства живой природы. Бактерии.

19 неделя


39.

Грибы.

19 неделя


40.

Жизнь животных. Какие животные живут на Земле.

20 неделя


41.

Как животные воспринимают мир.

20 неделя


42.

Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

21 неделя


43.

Как животные воспитывают потомство.

21 неделя



Природные сообщества



43.

Жизнь растений. Какие бывают растения.

22 неделя


44.

Органы растения и их значение для его жизни.

22 неделя


45.

Что такое лес?

23 неделя


46.

Как развиваются растения.

23 неделя


47.

Деревья леса.

24 неделя


48.

Кустарники леса.

24 неделя


49.

Травянистые растения.

25 неделя


50.

Лесная аптека.

25 неделя


51.

Проверочная работа.

26 неделя


52.

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

26 неделя


53.

Насекомые леса

27 неделя


54.

Мы пришли в лес.

27 неделя


55.

Путешествие капельки.

28 неделя


56.

Свойства воды.

28 неделя


57.

Рыбы – обитатели водоёмов.

29 неделя


58.

Пресный водоём.

29 неделя


59.

Обитатели пресных водоёмов.

30 неделя


60.

Болото – естественный водоём.

30 неделя


61.

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

31 неделя


62.

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

31 неделя


63.

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

32 неделя


64.

Будем беречь природу.

32 неделя


65.

Проверочная работа.

33 неделя



Природа и человек



66.

Будем беречь нашу Землю.

33 неделя


67.

Правила поведения на железной дороге.

34 неделя


68.

Задание на лето

34 неделя












































3.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета 3 класс :



К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха);

  • различать растения разных видов, описывать их;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • составлять описательный рассказ о животном;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания:

  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;

  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.


К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую

  • карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.



3.2 Содержание учебного предмета 3 класс


Введение - 1 час

Земля — наш общий дом - 8 часов

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Царства природы - 24 часа

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России - 7 часов

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину - 10 часов

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина. Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину - 18 часов

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.


№ п/п


Тема урока


Количество часов

1.

Введение.

1 час


Земля — наш общий дом

8 часов

2.

Где и когда ты живёшь.

1 час

3.

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

1 час

4.

Земля – планета Солнечной системы.

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

1 час

5.

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

Опыт. Распространение тепла от его источника.

1 час

6.

Вода – условие жизни на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

1 час

7.

Воздух – условие жизни на Земле.

Опыт. Горение.

1 час

8.

Изображение Земли.

1 час

9.

План и карта.

Практическая работа.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

1 час


Царства природы

24 часа

10.

Бактерии.

1 час

11.

Грибы.

1 час

12.

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений.

Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий).

1 час

13.

Разнообразие растений на Земле.

1 час

14.

Растение – живой организм. Практическая работа.

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Опыт «Содержание воды в листе».

1 час

15.

Размножение растений.

1 час

16.

Распростране­ние плодов и семян.

1 час

17.

Проверь себя.

1 час

18.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

1 час

19.

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

1 час

20.

Красная книга России.

1 час

21.

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

1 час

22.

Разнообразие животных.

1 час

23.

Животное – живой организм.

1 час

24.

Животное – живой организм.

1 час

25.

Животное – живой организм.

1 час

26.

Поведение животных.

1 час

27.

Беспозвоночные животные.

1 час

28.

Позвоночные животные.

1 час

29.

Позвоночные животные.

1 час

30.

Природное сообщество.

1 час

31.

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

1 час

32.

Заповедники.

1 час

33.

Проверь себя.

1 час


Наша Родина: от Руси до России

7 часов

34.

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1 час

35.

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1 час

36.

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1 час

37.

Пётр I Великий – император России.

1 час

38.

Екатерина II Великая.

1 час

39.

Император Николай II.

1 час

40.

Советская Россия.

1 час


Как люди жили в старину

10 часов

41.

Из истории имён.


1 час

42.

Как выглядели наши предки.


1 час

43.

Как в старину тру­дились наши предки.


1 час

44.

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

1 час

45.

Какие предметы окружали русских людей.

1 час

46.

Какие предметы окружали русских людей.

1 час

47.

Русская трапеза.

1 час

48.

Во что верили наши предки.

1 час

49.

Принятие христианства на Руси.

1 час

50.

Проверь себя.

1 час


Как трудились в старину

18 часов

51.

Что создавалось трудом крестья­нина.

1 час

52.

Труд крепостных крестьян.

1 час

53.

Что такое ремесло.

1 час

54.

Игрушечных дел мастера.

1 час

55.

Маленькие мастера.

1 час

56.

О гончарном ремесле.

1 час

57.

О труде ткачей.

1 час

58.

Русские оружейники.

1 час

59.

Первые российские мануфактуры.

1 час

60.

Быстрее, дальше, выше (Изобретения и изобретатели)

1 час

61.

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

1 час

62.

Железные дороги в России.

1 час

63.

Первые пароходы и пароходство в России.

1 час

64.

Автомобилестро­ение в России.

1 час

65.

Самолётостроение в России.

1 час

66.

Время космических полётов.

1 час

67.

Повторение.

1 час

68.

Проверь себя.

1 час


4.3 Календарно-тематическое планирование 3 класс


№ п/п


Тема урока


Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения

(фактическая)

1.

Введение.

1 неделя



Земля — наш общий дом



2.

Где и когда ты живёшь.

1 неделя


3.

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

2 неделя


4.

Земля – планета Солнечной системы.

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

2 неделя


5.

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света.

Опыт. Распространение тепла от его источника.

3 неделя


6.

Вода – условие жизни на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

3 неделя


7.

Воздух – условие жизни на Земле.

Опыт. Горение.

4 неделя


8.

Изображение Земли.

4 неделя


9.

План и карта.

Практическая работа.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

5 неделя



Царства природы



10.

Бактерии.

5 неделя


11.

Грибы.

6 неделя


12.

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений.

Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий).

6 неделя


13.

Разнообразие растений на Земле.

7 неделя


14.

Растение – живой организм. Практическая работа.

Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Опыт «Содержание воды в листе».

7 неделя


15.

Размножение растений.

8 неделя


16.

Распростране­ние плодов и семян.

8 неделя


17.

Проверь себя.

9 неделя


18.

Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.

9 неделя


19.

Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова.

10 неделя


20.

Красная книга России.

10 неделя


21.

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

11 неделя


22.

Разнообразие животных.

11 неделя


23.

Животное – живой организм.

12 неделя


24.

Животное – живой организм.

12 неделя


25.

Животное – живой организм.

13 неделя


26.

Поведение животных.

13 неделя


27.

Беспозвоночные животные.

14 неделя


28.

Позвоночные животные.

14 неделя


29.

Позвоночные животные.

15 неделя


30.

Природное сообщество.

15 неделя


31.

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных.

16 неделя


32.

Заповедники.

16 неделя


33.

Проверь себя.

17 неделя



Наша Родина: от Руси до России



34.

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

17 неделя


35.

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

18 неделя


36.

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

18 неделя


37.

Пётр I Великий – император России.

19 неделя


38.

Екатерина II Великая.

19 неделя


39.

Император Николай II.

20 неделя


40.

Советская Россия.

20 неделя



Как люди жили в старину



41.

Из истории имён.


21 неделя


42.

Как выглядели наши предки.


21 неделя


43.

Как в старину тру­дились наши предки.


22 неделя


44.

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

22 неделя


45.

Какие предметы окружали русских людей.

23 неделя


46.

Какие предметы окружали русских людей.

23 неделя


47.

Русская трапеза.

24 неделя


48.

Во что верили наши предки.

24 неделя


49.

Принятие христианства на Руси.

25 неделя


50.

Проверь себя.

25 неделя



Как трудились в старину



51.

Что создавалось трудом крестья­нина.

26 неделя


52.

Труд крепостных крестьян.

26 неделя


53.

Что такое ремесло.

27 неделя


54.

Игрушечных дел мастера.

27 неделя


55.

Маленькие мастера.

28 неделя


56.

О гончарном ремесле.

28 неделя


57.

О труде ткачей.

29 неделя


58.

Русские оружейники.

29 неделя


59.

Первые российские мануфактуры.

30 неделя


60.

Быстрее, дальше, выше (Изобретения и изобретатели)

30 неделя


61.

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

31 неделя


62.

Железные дороги в России.

31 неделя


63.

Первые пароходы и пароходство в России.

32 неделя


64.

Автомобилестро­ение в России.

32 неделя


65.

Самолётостроение в России.

33 неделя


66.

Время космических полётов.

33 неделя


67.

Повторение.

34 неделя


68.

Проверь себя.

34 неделя






4.1. Планируемые результаты изучения учебного предмета 4 класс:



К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;

  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.

  • анализировать модели, изображающие Землю ( глобус, план, карту) ; в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической картах объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

  • составлять рассказ описание о странах – соседях России;

  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время» , «эпоха», «столетие»;

  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного ) , рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • различать ( называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя президента современной России; описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты ( в рамках изученного);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


К концу обучения в 4 классе учащиеся получат возможность научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства ,события в культурной жизни) в рамках изученного.



4.2. Содержание учебного предмета 4 класс


Человек - живое существо (организм) - 16 часов

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, её роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Твоё здоровье - 12 часов

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и до Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)

Человек - часть природы - 2 часа

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей - 5 часов

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна: от края до края - 10 часов

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики ( растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, 3ападноибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлёвские города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания ( особенности географического положения, природы, труда . культуры народов).

Человек - творец культурных ценностей - 12 часов

Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А Н. Плещеев, Н.А Некрасов, В.И. Даль, А. А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебaшня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А Малявин, К.С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты ( К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Человек - защитник своего Отечества - 5 часов

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учётом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство - 3 часа

Россия - наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Повторение - 3 часа



п/п

Тема урока

Количество часов


Человек-живое существо (организм)

16 часов

1.

Как устроен организм человека. Нервная система.

1 час

2.

Двигательная система. Пищеварительная система.

1 час

3.

Дыхательная система. Кровеносная система.

1 час

4.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1 час

5.

Кожа, её строение и значение. Практическая работа: «Оказание первой медицинской помощи».

1 час

6.

Тест по теме «Человек – живой организм».

1 час

7.

Зрение. Гигиена зрения.

1 час

8.

Слух. Гигиена слуха.

1 час

9.

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

1 час

10.

Урок обобщения «Органы чувств».

1 час

11.

Эмоции человека.

1 час

12.

Чувства человека.

1 час

13.

Внимание, его роль в жизни человека.

1 час

14.

Память, её значение в жизни человека.

1 час

15.

Чем человек отличается от животных.

1 час

16.

Итоговый тест «Проверь себя».

1 час


Твоё здоровье

14 часов

17.

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника.

1 час

18.

О правильном питании. Закаливание. Можно ли снять усталость.

1 час

19.

Курение опасно для здоровья. Осторожно- спиртное.

1 час

20.

Когда дом становится опасным.

1 час

21.

Огонь-друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым.

1 час

22.

Острые предметы - это опасно! Газовая плита.

1 час

23.

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

1 час

24.

Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика.

1 час

25.

Если случилась беда.

1 час

26.

Помощь при травме. Если гроза застала тебя на прогулке.

1 час

27.

Бывают ли животные опасными? Ядовитые грибы и растения.

1 час

28.

Что нужно знать о болезнях.

1 час

29.

Грипп. Аллергия. Если болит живот.

1 час

30.

Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.

1 час


Человек –часть природы

3 часа

31.

Чем человек отличается от животных.

1 час

32.

От рождения до старости.

1 час

33.

Почему пожилым людям нужна твоя помощь.

1 час


Человек среди людей

3 часа

34.

Поговорим о доброте.

1 час

35.

Что такое справедливость.

1 час

36.

Умеешь ли ты общаться? Тестирование.

1 час


Родная страна от края до края

13 часов

37.

Природные зоны России. Арктика. Тундра.

1 час

38.

Тайга. Смешанные леса.

1 час

39.

Степь. Пустыня.

1 час

40.

Влажные субтропики.

1 час

41.

Итоговый тест «Проверь себя»

1 час

42.

Почва- среда обитания растений и животных.

1 час

43.

Какую почву называют плодородной. Почва нуждается в охране.

1 час

44.

Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Урал- Каменный пояс.

1 час

45.

Место для города. «Кремлёвские города».

1 час

46.

Япония- Страна восходящего солнца.

1 час

47.

Китай- страна природных контрастов.

1 час

48.

Финляндия-наш северный сосед.

1 час

49.

Королевство Дания.

1 час


Человек-творец культурных ценностей

12 часов

50.

Что такое культура. Летопись –рукописная книга.

1 час

51.

О первых школах и книгах. Владимир Мономах и его «Поучение». Первая азбука.

1 час

52.

Чему и как учились в России при Петре 1и после него.

1 час

53.

Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов. Школа в 19 веке.

1 час

54.

Русская икона.

1 час

55.

Художественные ремёсла в Древней Руси.

1 час

56.

Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси.

1 час

57.

Архитектура. Живопись.

1 час

58.

Государственный публичный театр.

1 час

59.

Поэты и писатели 19 века.

1 час

60.

Композиторы 19 века.

1 час

61.

Художники 19 века.

1 час

62.

Искусство России 20 века.

Итоговый тест «Проверь себя»

1 час


Человек- своего Отечества

4 часа

63.

Как Русь боролась с половцами.

1 час

64.

Битва на Чудском озере.

1 час

65.

Куликовская битва. Отечественная война 1812 года.

1 час

66.

Великая Отечественная война 1941-1945годов.

1 час


Гражданин и государство

2 часа

67.

Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности. Символы государства. Итоговый контрольный тест

1 час

68.

Задание на лето

1 час



4.3 Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)


Человек-живое существо (организм)



1.

Как устроен организм человека. Нервная система.

1 неделя


2.

Двигательная система. Пищеварительная система.

1 неделя


3.

Дыхательная система. Кровеносная система.

2 неделя


4.

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

2 неделя


5.

Кожа, её строение и значение. Практическая работа: «Оказание первой медицинской помощи».

3 неделя


6.

Тест по теме «Человек – живой организм».

3 неделя


7.

Зрение. Гигиена зрения.

4 неделя


8.

Слух. Гигиена слуха.

4 неделя


9.

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

5 неделя


10.

Урок обобщения «Органы чувств».

5 неделя


11.

Эмоции человека.

6 неделя


12.

Чувства человека.

6 неделя


13.

Внимание, его роль в жизни человека.

7 неделя


14.

Память, её значение в жизни человека.

7 неделя


15.

Чем человек отличается от животных.

8 неделя


16.

Итоговый тест «Проверь себя».

8 неделя



Твоё здоровье



17.

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника.

9 неделя


18.

О правильном питании. Закаливание. Можно ли снять усталость.

9 неделя


19.

Курение опасно для здоровья. Осторожно- спиртное.

10 неделя


20.

Когда дом становится опасным.

10 неделя


21.

Огонь-друг и враг. Как уберечь себя от ожогов. Как дышать, если кругом дым.

11 неделя


22.

Острые предметы - это опасно! Газовая плита.

11 неделя


23.

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

12 неделя


24.

Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика.

12 неделя


25.

Если случилась беда.

13 неделя


26.

Помощь при травме. Если гроза застала тебя на прогулке.

13 неделя


27.

Бывают ли животные опасными? Ядовитые грибы и растения.

14 неделя


28.

Что нужно знать о болезнях.

14 неделя


29.

Грипп. Аллергия. Если болит живот.

15 неделя


30.

Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.

15 неделя



Человек –часть природы



31.

Чем человек отличается от животных.

16 неделя


32.

От рождения до старости.

16 неделя


33.

Почему пожилым людям нужна твоя помощь.

17 неделя



Человек среди людей



34.

Поговорим о доброте.

17 неделя


35.

Что такое справедливость.

18 неделя


36.

Умеешь ли ты общаться? Тестирование.

18 неделя



Родная страна от края до края



37.

Природные зоны России. Арктика. Тундра.

19 неделя


38.

Тайга. Смешанные леса.

19 неделя


39.

Степь. Пустыня.

20 неделя


40.

Влажные субтропики.

20 неделя


41.

Итоговый тест «Проверь себя»

21 неделя


42.

Почва- среда обитания растений и животных.

21 неделя


43.

Какую почву называют плодородной. Почва нуждается в охране.

22 неделя


44.

Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Урал- Каменный пояс.

22 неделя


45.

Место для города. «Кремлёвские города».

23 неделя


46.

Япония- Страна восходящего солнца.

23 неделя


47.

Китай- страна природных контрастов.

24 неделя


48.

Финляндия-наш северный сосед.

24 неделя


49.

Королевство Дания.

25 неделя



Человек-творец культурных ценностей



50.

Что такое культура. Летопись –рукописная книга.

25 неделя


51.

О первых школах и книгах. Владимир Мономах и его «Поучение». Первая азбука.

26 неделя


52.

Чему и как учились в России при Петре 1и после него.

26 неделя


53.

Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов. Школа в 19 веке.

27 неделя


54.

Русская икона.

27 неделя


55.

Художественные ремёсла в Древней Руси.

28 неделя


56.

Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси.

28 неделя


57.

Архитектура. Живопись.

29 неделя


58.

Государственный публичный театр.

29 неделя


59.

Поэты и писатели 19 века.

30 неделя


60.

Композиторы 19 века.

30 неделя


61.

Художники 19 века.

31 неделя


62.

Искусство России 20 века.

Итоговый тест «Проверь себя»

31 неделя




Человек- своего Отечества



63.

Как Русь боролась с половцами.

32 неделя


64.

Битва на Чудском озере.

32 неделя


65.

Куликовская битва. Отечественная война 1812 года.

33 неделя


66.

Великая Отечественная война 1941-1945годов.

33 неделя



Гражданин и государство



67.

Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности. Символы государства. Итоговый контрольный тест

34 неделя


68.

Задание на лето

34 неделя




















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Средства обучения: кабинеты для занятий оснащены компьютерами, телевизорами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, демонстрационными и раздаточными дидактическими материалами, многоразовыми карточками на печатной основе.

Имеются технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Таблицы и плакаты к основным разделам, содержащиеся в программе по окружающему миру.

Карты, атласы, глобус.

Оборудование для проведения практических занятий: компасы, микроскопы.

Демонстрационные коллекции: гербарий, коллекции полезных ископаемых, муляжи: овощей, фруктов, грибов, скелет человека.

Комнатные растения.

Наборы предметных картинок.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Для учителя:

Учебно-методические комплекты по окружающему миру для 1-4 классов по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  2. Методическое пособие. Окружающий мир. 1-2 классы. Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  3. Методическое пособие. Окружающий мир. 3-4 классы. Виноградова Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

Для учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  7. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 1. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  8. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.  Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2012 г.

  9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014 г.

  10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2014 г.

  11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2014 г.

  12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. М.: Вентана-Граф, 2014 г.


Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.

  2. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

  3. Развернутое тематическое планирование. Образовательная программа «Начальная школа XXI века». /авт. – сост. Бровкина Т. Н. – Волгоград: Учитель, 2012 г.


Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:

  1. CD. Тематическое планирование. Начальная школа. Программа «Начальная школа XXI века». – Издательство «Учитель», 2012 г.

  2. CD. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Программа 1-4 классы. – Вентана-Граф, 2013 г.

  3. CD. Окружающий мир в произведениях живописи. Дидактические материалы для начальной школы. 1-4 классы. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. – Вентана-Граф, 2013 г.

  4. CD. Окружающий мир: рабочая программа, система уроков, презентации. 1 класс. – Издательство «Учитель», 2013 г.

  5. CD. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 1 класс. – Вентана-Граф, 2011 г.

  6. CD. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 2 класс. – Вентана-Граф, 2011 г.

  7. CD. Весёлые уроки. Окружающий мир. – ЗАО «Новый диск», 2012 г.

  8. DVD «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2011 г.

  9. CD. Экологическое воспитание. 1-4 классы. – ООО «КОМПЭДУ», 2015 г.

  10. Электронная тетрадь по окружающему миру. 2 класс. – Проект videouroki.net, 2015 г.

  11. Электронная тетрадь по окружающему миру. 3 класс. – Проект videouroki.net, 2015 г.

  12. CD. Окружающий мир. Комплект интерактивных тестов. 4 класс. – ООО «Центр Электронного тестирования», 2014 г.

http://edu.ru – Система федеральных образовательных порталов.

http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.

http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.

http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.

http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».

http://birds-mp3.ucoz.ru/load/golosa_ptic_v_mp3/1 – Голоса птиц России.

http://webmineral.ru – Минералы и месторождения России.

http://testedu.ru – Образовательные тесты.

http://www.km.ru – Портал компании «Кирилл и Мефодий».











Лист корректировки календарно-тематического планирования


Предмет___________________

Класс________________

Учитель____________

2020-2021 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано