муниципальное общеобразовательное учреждение
Шурскольская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А. | «Утверждена» Приказ № _____________ От «____» _____________ г. Директор школы ________ Матвейчук Н.П. |
Рабочая программа учебного курса
«Окружающий мир»
для 3 «Б» класса
Составитель:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Хромуничева Полина Андреевна
с. Шурскол
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ, с учетом авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой («Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»
Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);
Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по окружающему мируИ.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова «Окружающий мир» УМК «Планета знаний». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний».
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Методические пособия для обучающихся:
Учебник«Окружающий мир» для 3 класса Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2012.
Рабочие тетради № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова.- М.: Астрель, 2013.
Методические пособия для учителя:
Программа, методические рекомендации по учебнику «Окружающий мир» 3 класс Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2009.
Поурочные разработки по учебнику «Окружающий мир» для 3 класса Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. / авт. – сост. Т. С. Гулуева – Волгоград: Учитель, 2012.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Окружающий мир»
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России;
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Предметные
«Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
объяснять, что такое экология;
понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
называть основные и промежуточные стороны горизонта;
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
характеризовать органы растений и животных и их значение;
характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
выполнять основные правила личной гигиены;
проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать существенные и несущественные признаки;
приводить примеры физических и химических явлений природы;
рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
рассказывать о четырех царствах живой природы;
рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
объяснять особенности питания и дыхания растений;
характеризовать условия прорастания семян;
рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
«Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
различать символы государства;
показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
характеризовать главный закон страны;
рассказывать об устройстве нашего государства;
раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Обучающиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Обучающиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс (68 ч)
«Природа вокруг нас» (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология – наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан – естественные водоёмы; пруд, водохранилище – искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух – необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы – плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
«О царствах живой природы» (16 ч)
Четыре царства живой природы – растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
«Человек» (10 ч)
Человек – часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
«Человек в обществе» (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва – столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Тематическое планирование уроков окружающего мира
3 класс (68 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | «Природа вокруг нас» | 8 |
2. | «Вода, воздух, горные породы и почва» | 16 |
3. | «О царствах живой природы» | 16 |
4. | «Человек» | 10 |
5. | «Человек в обществе» | 18 |
| Всего: | 68 |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
3 класс (68 часов)
№ урока | Тема урока | Дата | Содержание урока | Характеристика учебной деятельности обучающихся | Страницы учебника и рабочей тетради |
«Природа вокруг нас» (8 ч) |
1. | Окружающая человека среда. Экология – наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. | | Показ взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Формирование первого представления о науке «экология» и раскрытие важности охраны природы. | Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу, Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая). Приводить примеры явлений природы. Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам. *** Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. Составлять план наблюдений. Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать. | Уч. стр. 3-9 |
2. | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | | Показ разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы. Продолжение развития умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжение обучению работать индивидуально и в группах. | |
3. | Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» | | Показ примеров положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитание основ экологической культуры. | |
4. | Что такое горизонт? Стороны горизонта. | | Формирование представления о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Обучение приемам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца. | Уч. стр. 10-12 |
5. | Практическая работа «Ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам» | | Обучение детей нахождению сторон горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. | Уч. стр. 12-14 |
6. | Экскурсия «Ориентирование на местности» | | Показ на местности горизонт, линию горизонта. Обучение работе с компасом (индивидуально и в группах). | |
7. | Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Проверочная работа №1 по теме « Природа вокруг нас» | | Формирование у обучающихся научных представлений о явлениях природы. Развитие наблюдательности, восприятию красоты окружающего мира. Развитие творческих способностей. Проверка прочности усвоения знаний по теме «Природа вокруг нас», умение работать с таблицами и схемами, обобщать наблюдения и делать по ним выводы. | Уч. стр. 15-17 |
8. | Практическая работа «Тела и вещества, их свойства». Первые представления о строении вещества. | | Формирование представления о свойствах тел и веществ. Развитие умения выделять существенные и несущественные признаки. Сравнение и классифицирование предметов по различным признакам. | Уч. стр. 18-23 |
«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч) |
9. | Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность. | | Показ опытным путем установления некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Знакомство с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике. | Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ. Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое. Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь. Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов. Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни. Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха. Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых. Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны *** Участвовать в природоохранных мероприятиях. Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации. Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений. Исследовать: состав воздуха на основе демонстрационных опытов; свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов. | Уч. стр. 24-27 |
10. | Практическая работа «Вода-растворитель других веществ» | | Опытным путем установить свойства воды растворять вещества. Знакомство с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развитие у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц). | Уч. стр. 28-30 |
11. | Практическая работа «Свойства льда, снега и воды в газообразном состоянии». | | Знакомство школьников со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Формирование представления о переходе вещества из одного состояния в другое. Обучение школьников сравнению, обобщению, выводам. | Уч. стр. 30-33 |
12. | Вода в природе. Родники. | | Знакомство школьников с процессом образования родников. Обучение пользованию схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей, умение сотрудничать. | Уч. стр. 34-35 |
13. | Водоёмы (река, озеро, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы). | | Знакомство школьников с процессом образования родников. Обучение пользованию схемами и рисунками для получения нужной информации. | Уч. стр. 35-38 |
14. | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | | Получение знаний о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации. | Уч. стр. 38-41 |
15. | Круговорот воды в природе. | | Знакомство учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. | Уч. стр. 41-42 |
16. | Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. | | Повторение и закрепление содержания пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Формирование представления о воде как необходимом условии жизни. Подведение к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитание у детей потребности бережного отношения к природным ресурсам. | Уч. стр. 43-46 |
17. | Воздух – необходимое условие жизни. Практическая работа «Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ». Примеси в воздухе. | | Формирование представления о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни. | Уч. стр. 47-50 |
18. | Практическая работа «Свойства воздуха» (занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается) | | Знакомство детей опытным путем с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься | Уч. стр. 51-53 |
19. | Ветер. Использование энергии ветра человеком. | | Сформирование научного представления о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. | Уч. стр. 54-55 |
20. | Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. | | Формирование элементарного представления о загрязнении воздуха. Подведение к пониманию необходимости охраны воздуха. | Уч. стр. 56-57 |
21. | Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. | | Формирование у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе. | Уч. стр. 58-59 |
22. | Практическая работа «Горные породы как полезные ископаемые». Некоторые доступные свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. | | Установление связи деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия. | Уч. стр. 60-63 |
23. | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых человеком. Проверочная работа №2 по теме «Полезные ископаемые». | | Знакомство обучающихся со способами добычи полезных ископаемых. Показ необходимости бережного и экономного использования полезных ископаемых. Повторение и обобщение знаний по теме «Полезные ископаемые». Проверка прочности усвоения знаний по теме. | Уч. стр. 63-67 |
24. | Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы – плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. | | Формирование у младших школьников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения. | Уч. стр. 68-73 |
«О царствах живой природы» (16 ч) |
25. | Четыре царства живой природы – растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ. | | Знакомство обучающихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показ отличий живых существ от тел неживой природы. Формирование представления о среде обитания живых существ, знакомство с четырьмя средами обитания. | Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы. Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей. *** Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Уч. стр. 76-79 |
26. | Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. | | Знакомство обучающихся с органами растений и их разнообразием. Показ значения органов в жизни растений. Обучение детей сравниванию и выявлению существенных признаков. | Уч. стр. 80-84 |
27. | Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | | Знакомство обучающихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявление отличительных признаков групп растений. | Уч. стр. 85-86 |
28. | Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. | | Развитие знаний обучающихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Знакомство обучающихся с предками некоторых культурных растений. | Уч. стр. 87-88 |
29. | Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. | | С помощью опытов показать, как питается растение. Формирование представления о дыхании растений. Показ значения испарения воды листьями растений. | Уч. стр. 89-92 |
30. | Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. | | Формирование у обучающихся представление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развитие представления о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и семян. Развитие знания детей о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условия, необходимые для развития растения из семени. | Уч. стр. 93-96 |
31. | Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. | | Развитие знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показ влияния человека на мир растений, убеждение детей в необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство обучающихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений. | Уч. стр. 97-98 |
32. | Первые представления об организме животного. Практическая работа «Отличие животных от растений». | | Знакомство обучающихся с особенностями строения животных, показ значение органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и животными. | Уч. стр. 99-100 |
33. | Разнообразие Животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. | | Развитие знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Обучение выявлению существенных признаков. | Уч. стр. 101-105 |
34. | Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. | | Развитие знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Знакомство обучающихся с предками основных домашних животных. | Уч. стр. 106-108 |
35. | Как животные воспринимают окружающий мир. | | Знакомство обучающихся с органами чувств животных, показ их значения в жизни животного. Формирование представления о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств. | Уч. стр. 109-111 |
36. | Передвижение и дыхание животных. | | Развитие знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показ приспособленности животных к разным способам передвижения. Показ связи способа передвижения животного со средой обитания. Знакомство с органами дыхания животных разных групп. | Уч. стр. 112-115 |
37. | Питание животных. | | Знакомство обучающихся с особенностями питания животных разных групп. Показ приспособленности животных для добывания и поедания пищи. | Уч. стр. 116-119 |
38. | Размножение и развитие животных. | | Знакомство обучающихся с особенностями размножения животных разных групп. Формирование представления о последовательности развития животных разных групп. | Уч. стр. 120-123 |
39. | Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. | | Развитие знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показ влияния деятельности человека на животных. Воспитание бережного отношения к животным. Расширение знания детей о редких животных и мерах по их охране. | Уч. стр. 124-125 |
40. | Грибы, особенности их строения и разнообразия. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Проверочная работа №3 по теме «Царства живой природы». | | Знакомство детей со строением шляпочных грибов. Знакомство с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показ значения бактерий в природе и жизни человека. Проверка прочности усвоения знаний по теме «Царства живой природы», умение работать с таблицами, схемами, рисунками. | Уч. стр. 126-131 |
«Человек» (10 ч) |
41. | Человек – часть живой природы. Общие представления об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. | | Знакомство обучающихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявление сходства и различия между человеком и животными. Показ зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. | Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы. Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы. Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей. *** Извлекать информацию из рисунка-схемы. Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Уч. стр. 3-10 |
42. | Практическая работа «Кожа». Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. | | Знакомство детей со свойствами кожи. Показ значения кожи для организма. Убеждение в необходимости ухода за кожей. | Уч. стр. 11-15 |
43. | Опорно-двигательная система. Практическая работа «Скелет, его значение для организма». Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. | | Формирование у обучающихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показ значения правильной осанки, знакомство с правилами ее формирования. | Уч. стр. 15-18 |
44. | Практическая работа «Мышцы. Работа мышц». Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. | | Знакомство детей с работой мышц. Убеждение в необходимости укрепления мышц. Показ значения физической культуры и труда для укрепления мышц. | Уч. стр. 19-21 |
45. | Кровеносная система, её значение. Практическая работа «Измерение пульса». Необходимость укрепления органов кровообращения. | | Знакомство детей со строением и работой кровеносной системы. Показ необходимости укрепления сердца и сосудов. Формирование представления о составе и значении крови в организме. | Уч. стр. 22-25 |
46. | Практическая работа «Дыхание». Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. | | Знакомство детей с органами дыхания человека и их работой. Показ важность выполнения правил гигиены органов дыхания. | Уч. стр. 26-30 |
47. | Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. | | Расширение знания детей о пище и значении ее разнообразия. Знакомство со строением и работой пищеварительной системы. Формирование представления о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними. Показ значения выделения из организма вредных и ненужных веществ. | Уч. стр. 30-35 |
48. | Выделительная система органов. Органы чувств, их значение и гигиена. | | Расширение представления детей об органах чувств, знакомство с правилами их гигиены. Развитие внимательности и наблюдательности обучающихся. | Уч. стр. 34-37 |
49. | Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. | | Формирование у обучающихся представления о нервной системе человека, показ ее значения для организма. Знакомство детей с правилами гигиены нервной системы и убеждение в необходимости их выполнения. | Уч. стр. 38-40 |
50. | Эмоции и темперамент. Проверочная работа №4 по теме «Человек». | | Знакомство обучающихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Формирование первоначального представления о темпераменте и его типах. Обобщение и систематизирование знания об организме человека. | Уч. стр. 41-45 |
«Человек в обществе» (18 ч) |
51. | Народы, живущие на территории России. | | Знакомство обучающихся с народами, населяющими нашу страну. Формирование представления о многонациональном характере населения России. | Доказывать, что человек – часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья. *** Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы. Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием. Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие. | Уч. стр. 48-52 |
52. | Национальные обычаи, традиции. | | Знакомство с традициями и обычаями народов нашей страны. | Уч. стр. 53-56 |
53. | Урок-экскурсия «Путешествие по ленте времени». | | Формирование представления о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Знакомство с понятием «историческое время». | Уч. стр. 57-60 |
54. | Города России. История возникновения. | | Знакомство детей с понятиями «село», «город». Формирование представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан. | Уч. стр. 61-64 |
55. | Имя города. | | Формирование представления о появлении названий у городов. | Уч. стр. 65-69 |
56. | Устройство древнерусского города. Кремль – центр города. | | Знакомство учеников с устройством древнерусского города. Формирование представления о кремле как центральной части города. | Уч. стр. 69-75 |
57. | Устройство города. | | Знакомство обучающихся с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов. | Уч. стр. 76-79 |
58. | Герб - символ города. | | Знакомство учеников с одним из символов города – гербом. | Уч. стр. 80-83 |
59. | История города в памятниках и достопримечательностях. | | Знакомство обучающихся с символами города. Формирование представления о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод). | Уч. стр. 84-87 |
60. | Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» | | Знакомство обучающихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры. | |
61. | Современный город, его отличия от старого. | | Знакомство обучающихся с обликом современного города. | Уч. стр. 88-91 |
62. | Москва – столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. | | Знакомство обучающихся со столицей нашей страны, ее достопримечательностями. | Уч. стр. 92-95 |
63. | Как устроено наше государство. Органы власти. | | Знакомство обучающихся с понятием «государство». Знакомство с современным государственным устройством России. | Уч. стр. 96-100 |
64. | Основной закон страны. Конституция. | | Знакомство обучающихся с основным законом государства – Конституцией. | Уч. стр. 101-104 |
65. | Права и обязанности ребёнка. | | Знакомство обучающихся с правами детей. | Уч. стр. 105-108 |
66. | Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. | | Знакомство обучающихся с главными символами страны. | Уч. стр. 109-116 |
67. | Итоговая проверочная работа за 3 класс «Окружающий мир» | | Проверка результатов освоения программы по курсу «Окружающий мир» за 3 класс. | |
68. | Государственные награды. | | Знакомство обучающихся с наградной системой страны | Уч. стр. 117-123 |