СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ, с учетом авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой («Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс «Планета знаний»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Шурскольская средняя общеобразовательная школа









«Согласовано»

Зам.директора по УВР _______ Зубакова Е.А.

«Утверждена»

Приказ № _____________

От «____» _____________ г.

Директор школы ________ Матвейчук Н.П.









Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»

для 3 «Б» класса










Составитель:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Хромуничева Полина Андреевна







с. Шурскол

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования ОУ, с учетом авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой («Окружающий мир» 1-4 классы УМК «Планета знаний»).

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

  • Конституция Российской Федерации (ст. 43);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников»;

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 № 729 (ред. от 13.01.2011) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 № 15987);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 13.01.2011 № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 № 19739);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 66 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373». (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936);

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа (Стандарты второго поколения) под редакцией А.М. Кондакова и Л.П. Кезина.- М.: Просвещение, 2011 и авторская программа по обучению грамоте по окружающему мируИ.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова «Окружающий мир» УМК «Планета знаний». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний».

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).


Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Методические пособия для обучающихся:

  • Учебник«Окружающий мир» для 3 класса Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2012.

  • Рабочие тетради № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова.- М.: Астрель, 2013.

Методические пособия для учителя:

  • Программа, методические рекомендации по учебнику «Окружающий мир» 3 класс Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2009.

  • Поурочные разработки по учебнику «Окружающий мир» для 3 класса Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. / авт. – сост. Т. С. Гулуева – Волгоград: Учитель, 2012.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса «Окружающий мир»

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

  • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство гордости свою Родину;

могут быть сформированы:

  • осознание себя как гражданина России;

  • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

Предметные

«Человек и природа»

Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

  • объяснять, что такое экология;

  • понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

  • называть основные и промежуточные стороны горизонта;

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

  • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

  • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

  • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

  • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

  • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

  • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

  • характеризовать органы растений и животных и их значение;

  • характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

  • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;

  • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

  • выполнять основные правила личной гигиены;

  • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры физических и химических явлений природы;

  • рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

  • рассказывать о четырех царствах живой природы;

  • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

  • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

  • объяснять особенности питания и дыхания растений;

  • характеризовать условия прорастания семян;

  • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

«Человек и общество»

Обучающиеся научатся:

  • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

  • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

  • описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

  • различать символы государства;

  • показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

  • описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

  • характеризовать главный закон страны;

  • рассказывать об устройстве нашего государства;

  • раскрывать основные права и обязанности ребенка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

  • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

  • рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

  • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

  • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Обучающиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).


Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Обучающиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.

  • ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

  • сравнивать исторические события.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать.



Содержание программы учебного предмета «Окружающий мир»

3 класс (68 ч)

«Природа вокруг нас» (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология – наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан – естественные водоёмы; пруд, водохранилище – искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух – необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы – плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

«О царствах живой природы» (16 ч)

Четыре царства живой природы – растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

«Человек» (10 ч)

Человек – часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

«Человек в обществе» (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва – столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.



Тематическое планирование уроков окружающего мира

3 класс (68 часов)

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

«Природа вокруг нас»

8

2.

«Вода, воздух, горные породы и почва»

16

3.

«О царствах живой природы»

16

4.

«Человек»

10

5.

«Человек в обществе»

18


Всего:

68

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира

3 класс (68 часов)

урока

Тема урока

Дата


Содержание урока

Характеристика учебной деятельности обучающихся

Страницы учебника и рабочей тетради

«Природа вокруг нас» (8 ч)

1.

Окружающая человека среда. Экология – наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.


Показ взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной ее составляющих). Формирование первого представления о науке «экология» и раскрытие важности охраны природы.

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу,

Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. Определять вид местности (открытая, закрытая).

Приводить примеры явлений природы.

Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам.

***

Сотрудничать в процессе наблюдений. Участвовать в мероприятиях по охране природы. Выражать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках.

Составлять план наблюдений.

Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать.


Уч. стр. 3-9

2.

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»


Показ разнообразия неживой и живой природы в окрестностях школы.

Продолжение развития умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжение обучению работать индивидуально и в группах.


3.

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»


Показ примеров положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитание основ экологической культуры.


4.

Что такое горизонт? Стороны горизонта.


Формирование представления о горизонте, основных и про­межуточных сторонах горизонта. Обучение приемам определения сторон горизонта по полу­денной тени от Солнца.

Уч. стр. 10-12

5.

Практическая работа «Ориентирование по солнцу, компасу и местным признакам»


Обучение детей нахождению сторон горизонта по Солнцу, компа­су и местным признакам.

Уч. стр. 12-14

6.

Экскурсия «Ориентирование на местности»


Показ на местности горизонт, линию горизонта. Обучение работе с компасом (индивидуально и в группах).


7.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Проверочная работа №1 по теме « Природа вокруг нас»


Формирование у обучающихся научных представлений о явлени­ях природы. Развитие наблюдательности, восприятию красоты окружающего мира. Развитие творческих способностей. Проверка прочности усвоения знаний по теме «Природа вокруг нас», умение работать с таблицами и схемами, обобщать наблюдения и делать по ним выводы.

Уч. стр. 15-17

8.

Практическая работа «Тела и вещества, их свойства».

Первые представления о строении вещества.



Формирование представления о свойствах тел и веществ. Развитие умения выделять существенные и несуществен­ные признаки. Сравнение и классифицирование предметов по различным признакам.

Уч. стр. 18-23

«Вода, воздух, горные породы и почва» (16 ч)

9.

Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность.



Показ опытным путем установления некоторых свойств чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Знакомство с некоторыми примерами использования зна­ний о свойствах воды на практике.

Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ.

Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.

Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь.

Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов.

Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.

Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.

Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых.

Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны

***

Участвовать в природоохранных мероприятиях.

Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации.

Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений.

Исследовать: состав воздуха на основе демонстрационных опытов;

свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их;

свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов.













Уч. стр. 24-27

10.

Практическая работа «Вода-растворитель других веществ»



Опытным путем установить свойства воды растворять веще­ства. Знакомство с растворимыми и нерастворимыми в воде ве­ществами. Развитие у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (напри­мер, таблиц).

Уч. стр. 28-30

11.

Практическая работа «Свойства льда, снега и воды в газообразном состоянии».



Знакомство школьников со свойствами воды в твердом и газообразном состояниях. Формирование представления о переходе вещества из одного состояния в другое. Обучение школьников сравнению, обобщению, выводам.

Уч. стр. 30-33

12.

Вода в природе. Родники.



Знакомство школьников с процессом образования родни­ков. Обучение пользованию схемами и рисунками для получения нужной информации. Развитие творческих способностей, умение сотрудничать.

Уч. стр. 34-35

13.

Водоёмы (река, озеро, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы).


Знакомство школьников с процессом образования родни­ков. Обучение пользованию схемами и рисунками для получения нужной информации.

Уч. стр. 35-38

14.

Облака, роса, туман, иней, изморозь.


Получение знаний о состоянии воды в природе (облака, роса, ту­ман, иней, изморозь). Раскрытие научной стороны этих явлений. Закрепление ранее полученных знаний о переходе воды из од­ного состояния в другое в новой учебной ситуации.

Уч. стр. 38-41

15.

Круговорот воды в природе.



Знакомство учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое.

Уч. стр. 41-42

16.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.



Повторение и закрепление содержания пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Формирование представления о воде как необходимом усло­вии жизни. Подведение к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитание у детей потребности бережного отношения к природным ресурсам.

Уч. стр. 43-46

17.

Воздух – необходимое условие жизни.

Практическая работа «Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ». Примеси в воздухе.


Формирование представления о том, что такое воздушная среда и каково ее значение для жизни.

Уч. стр. 47-50

18.

Практическая работа «Свойства воздуха»

(занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается)


Знакомство детей опытным путем с некоторыми свойства­ми воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься

Уч. стр. 51-53

19.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.



Сформирование научного представления о процессе образова­ния ветра в природе на основе знакомства со свойством воз­духа расширяться при нагревании и сжиматься при охлажде­нии.

Уч. стр. 54-55

20.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.


Формирование элементарного представления о загрязнении воздуха. Подведение к пониманию необходимости охраны воздуха.

Уч. стр. 56-57

21.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.



Формирование у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распростра­ненности в природе.

Уч. стр. 58-59

22.

Практическая работа «Горные породы как полезные ископаемые». Некоторые доступные свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка.


Установление связи деятельности человека с природой и свой­ствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия.

Уч. стр. 60-63

23.

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых человеком. Проверочная работа №2 по теме «Полезные ископаемые».


Знакомство обучающихся со способами добычи полезных ископаемых. Показ необходимости бережного и экономного использо­вания полезных ископаемых. Повторение и обобщение знаний по теме «Полезные ископае­мые». Проверка прочности усвоения знаний по теме.

Уч. стр. 63-67

24.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы – плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.


Формирование у младших школьников представления о поч­ве как о верхнем плодородном слое земли, о ее составе и не­обходимости охраны от разрушения и загрязнения.

Уч. стр. 68-73

«О царствах живой природы» (16 ч)

25.

Четыре царства живой природы – растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ.


Знакомство обучающихся с царствами живой природы и наука­ми, которые их изучают. Показ отличий живых существ от тел неживой природы. Формирование представления о среде обитания живых су­ществ, знакомство с четырьмя средами обитания.

Объяснять различие объектов живой и неживой природы.

Называть царства живой природы.

Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных.

Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.

Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.

***

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы.

Моделировать развитие растений и животных.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.































Уч. стр. 76-79

26.

Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.


Знакомство обучающихся с органами растений и их разнообра­зием. Показ значения органов в жизни растений. Обучение детей сравниванию и выявлению существенных признаков.

Уч. стр. 80-84

27.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.



Знакомство обучающихся с основными группами растений: во­дорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветко­выми. Выявление отличительных признаков групп растений.

Уч. стр. 85-86

28.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.


Развитие знаний обучающихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Знакомство обучающихся с предками некоторых культурных растений.

Уч. стр. 87-88

29.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений.



С помощью опытов показать, как питается растение. Формирование представления о дыхании растений. Показ значения испарения воды листьями растений.

Уч. стр. 89-92

30.

Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.



Формирование у обучающихся представление об опылении рас­тений, показать его значение в жизни растения. Развитие представления о способах расселения плодов и семян растений, показ значения расселения плодов и се­мян. Развитие знания детей о развитии растения из семени. Выявление опытным путем условия, необходимые для разви­тия растения из семени.

Уч. стр. 93-96

31.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.


Развитие знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показ влияния человека на мир растений, убеждение детей в необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство обучающихся с редкими растениями своей мест­ности и мерами охраны растений.

Уч. стр. 97-98

32.

Первые представления об организме животного.

Практическая работа «Отличие животных от растений».


Знакомство обучающихся с особенностями строения живот­ных, показ значение органов животных в их жизни. Выявление сходства и различия между растениями и живот­ными.

Уч. стр. 99-100

33.

Разнообразие

Животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.


Развитие знания детей об основных группах животных: на­секомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих. Расширение знания детей о разнообразии животных (черви, ракообразные; паукообразные и др.). Обучение выявлению существенных признаков.

Уч. стр. 101-105

34.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.


Развитие знания детей о домашних животных и их значе­нии в жизни человека. Знакомство обучающихся с предками основных домашних жи­вотных.

Уч. стр. 106-108

35.

Как животные воспринимают окружающий мир.



Знакомство обучающихся с органами чувств животных, пока­з их значения в жизни животного. Формирование представления о связи внешнего вида живот­ного со степенью (уровнем) развития органов чувств.

Уч. стр. 109-111

36.

Передвижение и дыхание животных.


Развитие знания детей об особенностях передвижения жи­вотных разных групп. Показ приспособленности животных к разным способам передвижения. Показ связи способа передвижения животного со средой обитания. Знакомство с органами дыхания животных разных групп.

Уч. стр. 112-115

37.

Питание животных.


Знакомство обучающихся с особенностями питания животных разных групп. Показ приспособленности животных для добывания и по­едания пищи.

Уч. стр. 116-119

38.

Размножение и развитие животных.


Знакомство обучающихся с особенностями размножения жи­вотных разных групп. Формирование представления о последовательности разви­тия животных разных групп.

Уч. стр. 120-123

39.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.


Развитие знания детей о значении животных в природе и в жизни человека. Показ влияния деятельности человека на животных. Воспитание бережного отношения к животным. Расширение знания детей о редких животных и мерах по их охране.

Уч. стр. 124-125

40.

Грибы, особенности их строения и разнообразия. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Проверочная работа №3 по теме «Царства живой природы».


Знакомство детей со строением шляпочных грибов. Знакомство с разнообразием грибов: шляпочные, плесне­вые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показ значения бактерий в природе и жизни человека. Проверка прочности усвоения знаний по теме «Царства живой природы», умение работать с таблицами, схемами, рисунками.

Уч. стр. 126-131

«Человек» (10 ч)

41.

Человек – часть живой природы. Общие представления об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.


Знакомство обучающихся с особенностями строения тела чело­века. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявление сходства и различия между человеком и живот­ными. Показ зависимости здоровья человека от состояния окру­жающей среды.

Объяснять различие объектов живой и неживой природы.

Называть царства живой природы.

Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания.

Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных.

Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов.

Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.

***

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы.

Моделировать развитие растений и животных.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.











Уч. стр. 3-10

42.

Практическая работа «Кожа». Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.


Знакомство детей со свойствами кожи. Показ значения кожи для организма. Убеждение в необходимости ухода за кожей.

Уч. стр. 11-15

43.

Опорно-двигательная система. Практическая работа «Скелет, его значение для организма». Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.


Формирование у обучающихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показ значения правильной осанки, знакомство с пра­вилами ее формирования.

Уч. стр. 15-18

44.

Практическая работа «Мышцы. Работа мышц». Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.



Знакомство детей с работой мышц. Убеждение в необходимости укрепления мышц. Показ значения физической культуры и труда для укреп­ления мышц.

Уч. стр. 19-21

45.

Кровеносная система, её значение. Практическая работа «Измерение пульса». Необходимость укрепления органов кровообращения.


Знакомство детей со строением и работой кровеносной системы. Показ необходимости укрепления сердца и сосудов. Формирование представления о составе и значении крови в организме.

Уч. стр. 22-25

46.

Практическая работа «Дыхание». Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.



Знакомство детей с органами дыхания человека и их рабо­той. Показ важность выполнения правил гигиены органов ды­хания.

Уч. стр. 26-30

47.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.



Расширение знания детей о пище и значении ее разнообразия. Знакомство со строением и работой пищеварительной сис­темы. Формирование представления о строении и значении зубов, знакомство с правилами ухода за ними. Показ значения выделения из организма вредных и не­нужных веществ.

Уч. стр. 30-35

48.

Выделительная система органов. Органы чувств, их значение и гигиена.



Расширение представления детей об органах чувств, знакомство с правилами их гигиены. Развитие внимательности и наблюдательности обучающихся.

Уч. стр. 34-37

49.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы.



Формирование у обучающихся представления о нервной системе человека, показ ее значения для организма. Знакомство детей с правилами гигиены нервной системы и убеждение в необходимости их выполнения.

Уч. стр. 38-40

50.

Эмоции

и темперамент. Проверочная работа №4 по теме «Человек».



Знакомство обучающихся с положительными и отрицательны­ми эмоциями, показать их влияние на человека. Формирование первоначального представления о темпера­менте и его типах. Обобщение и систематизирование знания об организме человека.

Уч. стр. 41-45

«Человек в обществе» (18 ч)

51.

Народы, живущие на территории России.


Знакомство обучающихся с народами, населяющими нашу страну. Формирование представления о многонациональном харак­тере населения России.

Доказывать, что человек – часть живой природы. Объяснять сходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.

***

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие.























Уч. стр. 48-52

52.

Национальные обычаи, традиции.


Знакомство с традициями и обычаями народов нашей страны.

Уч. стр. 53-56

53.

Урок-экскурсия «Путешествие по ленте времени».


Формирование представления о науке истории, которая изу­чает прошлое человеческого общества. Знакомство с понятием «историческое время».

Уч. стр. 57-60

54.

Города России. История возникновения.


Знакомство детей с понятиями «село», «город». Формирование представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан.

Уч. стр. 61-64

55.

Имя города.


Формирование представления о появлении названий у городов.

Уч. стр. 65-69

56.

Устройство древнерусского города. Кремль – центр города.



Знакомство учеников с устройством древнерусского го­рода. Формирование представления о кремле как центральной час­ти города.

Уч. стр. 69-75

57.

Устройство города.



Знакомство обучающихся с устройством города. Знакомство с появлением названий улиц, переулков, про­спектов. Дать представление о старинных домах, которые встречают­ся на улицах городов.

Уч. стр. 76-79

58.

Герб - символ города.



Знакомство учеников с одним из символов города – гер­бом.

Уч. стр. 80-83

59.

История города в памятниках и достопримечательностях.


Знакомство обучающихся с символами города. Формирование представления о том, что символом города может быть не только герб (исторический памятник, музей, университет, завод).

Уч. стр. 84-87

60.

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)»


Знакомство обучающихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры.


61.

Современный город, его отличия от старого.


Знакомство обучающихся с обликом современного города.

Уч. стр. 88-91

62.

Москва – столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.


Знакомство обучающихся со столицей нашей страны, ее досто­примечательностями.

Уч. стр. 92-95

63.

Как устроено наше государство. Органы власти.


Знакомство обучающихся с понятием «государство». Знакомство с современным государственным устройством России.

Уч. стр. 96-100

64.

Основной закон страны. Конституция.


Знакомство обучающихся с основным законом государства – Конституцией.

Уч. стр. 101-104

65.

Права и обязанности ребёнка.


Знакомство обучающихся с правами детей.

Уч. стр. 105-108

66.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна.


Знакомство обучающихся с главными символами страны.


Уч. стр. 109-116

67.

Итоговая проверочная работа за 3 класс «Окружающий мир»


Проверка результатов освоения программы по курсу «Окружающий мир» за 3 класс.


68.

Государственные награды.


Знакомство обучающихся с наградной системой страны

Уч. стр. 117-123