СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Перспектива"»


1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» авторов А.А.Плешакова и М. Ю. Новицкой .

Составлена в соответствии с учебным комплектом «Перспектива», учебным планом школы на 2019-2020 учебный год; школьным положением о рабочей программе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.


2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.


У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;

  • представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;

  • навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

  • способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);

  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;

  • знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;

  • установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

  • приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

  • приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;

  • называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

  • перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

  • показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

  • характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

  • знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

  • соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

  • располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

  • показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

  • определять по карте местоположение древнейших русских городов;

  • называть дату (век) Крещения Руси;

  • характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

  • называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

  • называть дату (век) Куликовской битвы;

  • называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

  • показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;

  • перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

  • приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

  • называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

  • называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

  • характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);

  • характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);

  • называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

  • характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;

  • называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

  • характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг;

  • называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

  • характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в;

  • называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

  • приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).


3. Содержание учебного предмета.

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края. •

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



















4. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формируемые УУД

Дата

Примечание

Предметные

Метапредметные

Личностные

План.

Факт.

Мы-граждане единого Отечества. 13ч


1

Общество-это мы!

1


систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка;

государственную символику;

государственные праздники.

Различать права и обязанности гражданина России.

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям.

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности.

Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре. актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»;

— раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре;

— определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение;

— определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение;

— определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные:

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— выполнять учебное задание, используя план.


Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять интерес к познанию мира;

проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации.






2

Российский народ.

1





3

Конституция России.

1





4

Права ребёнка.

1





5

Государственное устройство России.

1





6

Российский союз равных.

1





7


Государственная граница России.

1





8


Путешествие за границу России.

1





9

Сокровища России и их хранители.

1





10

Творческий союз.

1





11

Обобщение по разделу «Мы –граждане единого Отечества».


1




12

Наши проекты. «За страницами учебника».

1





13

Контрольная работа по разделу «Мы-граждане единого Отечества»

1




По родным просторам. 21ч


14

Карта - наш экскурсовод.

1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению языка;

— проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России.

осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; проявлять стремление беречь родную землю, желать узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе.



15

По равнинам и горам.

1

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину).



16

В поисках подземных кладовых.

1

Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.



17

Наши реки.

1

Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку.

Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России».



18

Озёра – краса Земли.

1

Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины.



19


По морским просторам.

1


Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.Учиться изображать реки, озёра, моря России на контурных картах.

Познавательные:

 определять:

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.



20

С севера на юг.


Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту.




21

В ледяной пустыне.

1

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь.




22

В холодной тундре.

1

Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.




23

Среди лесов.

1

Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.




24

В широкой степи.

1

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

 Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.




25

В жаркой пустыне.

1

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь.





26

У тёплого моря.

1

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.




27

Мы – дети родной земли.

1

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названиях.

осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых и использовании пресной воды; понимать значение полезных ископаемых и водных ресурсов в хозяйстве человека; оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов.




28

В содружестве с природой.

1

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.

Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами.

Регулятивные: проявлять самостоятельную и личную ответственность за свои поступки; развивать навыки сотрудничества в группе.

Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам.





29


Как сберечь природу России

1


Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника

 понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон.





30

По Страницам Красной книги

1

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах.

Регулятивные.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

.



31

По заповедникам и национальным паркам.

1

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их.




32

Обобщение по разделу «По родным просторам».

1





33

Наши проекты. «За страницами учебника».

1





34

Контрольная работа по разделу «По родным просторам».

1





Путешествие по Реке времени. 25 ч.


35

В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат».

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти.

Регулятивные

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные: показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древнерусские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; составлять схему родословных отношений князей, правителей Московской Руси; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; приводить примеры духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны.Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Регулятивные

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками.

 Проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками.




36

Путешествуем с археологами.


1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири.




37

В путь по страницам летописи.

1

Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения.




38

Истоки Древней Руси. Работа с картой «Древние торговые пути»


Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения.




39

Мудрый выбор.

1

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени».

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.




40

Наследница Киевской Руси.

1

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.




41

Москва – преемница Владимира.

1

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках.




42

Начало Московского царства.

1

Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени».




43

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России




44

На пути к единству.

1

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Регулятивные:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.




45

Начало Российской империи.

1

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости

Познавательные: высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости; характеризовать архитектурный облик Санкт- Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества; характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значимость деятельности М.В. Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXвеке, том числе в своём крае; приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени».

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; соотносить полученный результат с поставленной целью; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, вести диалог.




46

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

1

Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.




47

Отечественная война 1812 года.

1

Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г.




48

Великий путь.

1

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.




49

Золотой век театра и музыки.

1

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени».




50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.


1

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

понимать историко-культурное значение страны для всего мира;проявлять проявлять интерес к культурному наследию России, к знакомству с Россией на основе книг, альбомов, с помощью Интернета.




51

В поисках справедливости.

1

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу




52

Век бед и побед.

1

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию).

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей




53

«Вставай, страна огромная!»

1

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.




54

Трудовой фронт России.

1

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков.




55

«Нет в России семьи такой…»

1

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.




56

После Великой войны.

1

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае.




57

Достижения 1950 – 1970 годов.


1

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае.

Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога.

Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой.

Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае.

Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей.




58

Наши проекты. «За страницами учебника».

1




59

Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени»

1




Мы строим будущее России. 9ч.


60

Современная Россия.

1

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае.

Познавательные: характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. и в первое десятилетие XXI в. выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование умения оценивать собственную деятельность, осознание трудностей и стремление к их преодолению




61

«Хороша честь, когда есть, что есть».

1

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.




62

Умная сила России.


1

Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае.




63


Светлая душа России.

1


Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению


Осознание успешности при изучении темы.





Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России.

64

Начни с себя!

1

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.




65

Обобщение по разделу «Мы строим будущее России».

1

Обобщить знания по темам.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению

Проявлять бережное отношение к природе




66

Наши проекты. «За страницами учебника».

1





67

Итоговая контрольная работа за 4 класс.

1

Проверить уровень знаний за год.




68

Обобщение пройденного за год.

1

Обобщить знания по темам.