1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» авторов А.А.Плешакова и М. Ю. Новицкой .
Составлена в соответствии с учебным комплектом «Перспектива», учебным планом школы на 2019-2020 учебный год; школьным положением о рабочей программе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;
представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;
навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;
способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);
готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;
знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;
установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;
называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);
приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);
приводить конкретные примеры прав ребёнка;
называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;
называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;
перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;
показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;
знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;
приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;
располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;
определять по карте местоположение древнейших русских городов;
называть дату (век) Крещения Руси;
характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);
называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;
называть дату (век) Куликовской битвы;
называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);
показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;
перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;
приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);
называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);
называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);
характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);
характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);
называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);
характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;
называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);
характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг;
называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;
характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);
характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в;
называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
3. Содержание учебного предмета.
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край — часть большой страны (14 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формируемые УУД | Дата | Примечание |
Предметные | Метапредметные | Личностные | План. | Факт. |
Мы-граждане единого Отечества. 13ч |
1 | Общество-это мы! | 1 | систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества; название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного посёлка; государственную символику; государственные праздники. Различать права и обязанности гражданина России. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России. Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы(названия рек и других водоёмов) на родном языке и анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «паспорт», «дубликат», «отечественная война» и использовать их в активном словаре. актуализировать значение понятий «федерация», «субъект РФ», «республика»; — раскрывать значение понятий «государство», «выборы», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «референдум», «президент», «суд» и использовать их в активном словаре; — определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; — определять три ветви власти, роль каждой из них в России и обосновывать своё мнение; — определять главу государства, его обязанности перед народом и обосновывать своё мнение. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять учебное задание, используя план. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять интерес к познанию мира; проявлять уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации. | | | |
2 | Российский народ. | 1 | | | |
3 | Конституция России. | 1 | | | |
4 | Права ребёнка. | 1 | | | |
5 | Государственное устройство России. | 1 | | | |
6 | Российский союз равных. | 1 | | | |
7 | Государственная граница России. | 1 | | | |
8 | Путешествие за границу России. | 1 | | | |
9 | Сокровища России и их хранители. | 1 | | | |
10 | Творческий союз. | 1 | | | |
11 | Обобщение по разделу «Мы –граждане единого Отечества». | 1 | | | |
12 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | | | |
13 | Контрольная работа по разделу «Мы-граждане единого Отечества» | 1 | | | |
По родным просторам. 21ч |
14 | Карта - наш экскурсовод. | 1 | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: определять причины явлений, событий; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; делать выводы на основе обобщённых знаний; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Личностные умения: — проявлять интерес к изучению языка; — проявлять уважительное отношение к многообразию культур народов России. осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; проявлять стремление беречь родную землю, желать узнавать о современных способах экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. | | | |
15 | По равнинам и горам. | 1 | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике, учиться их показывать. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок или глину). | | |
16 | В поисках подземных кладовых. | 1 | Изучать полезные ископаемые разных регионов России(по физической карте).Рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. | | |
17 | Наши реки. | 1 | Раскрывать значения рек в жизни людей. Составлять схему « Части рек», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «протяжённость рек России». | | |
18 | Озёра – краса Земли. | 1 | Раскрывать значения озёр в жизни людей. Находить на физической карте России озёра и учиться их показывать. Сравнивать озёра по глубине, перечислять в порядке увеличения(уменьшения) глубины. | | |
19 | По морским просторам. | 1 | Различать озёра и моря по существенному признаку (море - часть океана). Раскрывать значения морей в жизни людей, учиться показывать на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.Учиться изображать реки, озёра, моря России на контурных картах. | Познавательные: определять: — различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; — особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; — свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; — водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России». Регулятивные: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выбирать вариант выполнения задания; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять желание определять происхождение названия природного объекта по его значению. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон. | | | |
20 | С севера на юг. | | Сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и физическую карту. | | | |
21 | В ледяной пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, показывать их. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. | | | |
22 | В холодной тундре. | 1 | Находить на карте природных зон России зону тундры, учиться показывать её на карте. Устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни. | Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон. | | | |
23 | Среди лесов. | 1 | Находить на карте природных зон России лесные зоны, учиться показывать их на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. | | | |
24 | В широкой степи. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей, учиться показывать по карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. | Понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон. | | | |
25 | В жаркой пустыне. | 1 | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Знакомиться с животным миром. Сравнивать природу пустынь и полупустынь. | | | | |
26 | У тёплого моря. | 1 | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте и учиться показывать. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. | Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | | | |
27 | Мы – дети родной земли. | 1 | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях местных названиях. | осознавать необходимость бережного отношения к природе при добыче полезных ископаемых и использовании пресной воды; понимать значение полезных ископаемых и водных ресурсов в хозяйстве человека; оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. | | | |
28 | В содружестве с природой. | 1 | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России(по выбору) с использованием материалов устного изобразительно- прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. | Познавательные: работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром природной зоны; находить на карте природных зон России изучаемую природную зону; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями изучаемой природной зоны; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природные зоны; объяснять их сходства и различия; составлять характерные для изучаемой природной зоны цепи питания; моделировать их освоенными способами. Регулятивные: проявлять самостоятельную и личную ответственность за свои поступки; развивать навыки сотрудничества в группе. Коммуникативные: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам. | | | |
|
29 | Как сберечь природу России | 1 | Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщения классу и презентовать его. | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника | понимать значимость видов взаимозависимости в растительном и животном мире; понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы природных зон. | | | |
|
30 | По Страницам Красной книги | 1 | Знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах. | Регулятивные. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | . | | |
31 | По заповедникам и национальным паркам. | 1 | Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Готовить сообщения классу и презентовать их. | | | |
32 | Обобщение по разделу «По родным просторам». | 1 | | | |
33 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | | | |
34 | Контрольная работа по разделу «По родным просторам». | 1 | | | |
Путешествие по Реке времени. 25 ч. |
35 | В путь по Реке времени. «Календарь памятных дат». | 1 | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края, определять их значимость для сохранения народной памяти. | Регулятивные Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: показывать на исторической карте места обитания разных племён, торговые пути, древнерусские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; объяснять значение названий славянских племён; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; составлять схему родословных отношений князей, правителей Московской Руси; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; приводить примеры духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны.Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результатам и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, оценивать результат своих действий. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника. Регулятивные Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Коммуникативные Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками. Проявлять интерес к учебному материалу; проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками. | | | |
36 | Путешествуем с археологами. | 1 | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике. Отмечать их возраст на схеме, сравнивать обзор оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. | | | |
37 | В путь по страницам летописи. | 1 | Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Объяснять значение названий славянских племён. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике. Сравнивать находить общее и различное | осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения. | | | |
38 | Истоки Древней Руси. Работа с картой «Древние торговые пути» | | Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Рассказывать о берестяных грамотах. Знать имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. | осознавать, что знания накладывают на человека ответственность перед другими людьми за то, как, в каких целях используются знания, открытия, изобретения. | | | |
39 | Мудрый выбор. | 1 | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени». | Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | | | |
40 | Наследница Киевской Руси. | 1 | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. | | | |
41 | Москва – преемница Владимира. | 1 | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков. Составлять схему их родственных отношений. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. | | | |
42 | Начало Московского царства. | 1 | Составлять схему родственных отношений правителей московской Руси. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени». | | | |
43 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | | | |
44 | На пути к единству. | 1 | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города, называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. | Регулятивные: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выбирать вариант выполнения задания; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | | | |
45 | Начало Российской империи. | 1 | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости | Познавательные: высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости; характеризовать архитектурный облик Санкт- Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества; характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значимость деятельности М.В. Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIXвеке, том числе в своём крае; приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени». Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения; соотносить полученный результат с поставленной целью; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, вести диалог. | | | |
46 | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | Характеризовать преобразования в жизни страны в после петровскую эпоху. Обосновывать деятельность М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова. | Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | | | |
47 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Обосновывать роль М.И. Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г. | | | |
48 | Великий путь. | 1 | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог вXIX в., в том числе в своём крае. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали. | | | |
49 | Золотой век театра и музыки. | 1 | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в том числе в своём крае. Приводить полные названия первых консерваторий, даты создания отмечать на схеме «Река времени». | | | |
50 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе и в своём крае. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. | Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | понимать историко-культурное значение страны для всего мира;проявлять проявлять интерес к культурному наследию России, к знакомству с Россией на основе книг, альбомов, с помощью Интернета. | | | |
51 | В поисках справедливости. | 1 | Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу | | | |
52 | Век бед и побед. | 1 | Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период (по желанию). | Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей | | | |
53 | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. | | | |
54 | Трудовой фронт России. | 1 | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе своих земляков. | | | |
55 | «Нет в России семьи такой…» | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах. | Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. | | | |
56 | После Великой войны. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне. Соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае. | | | |
57 | Достижения 1950 – 1970 годов. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг.XX в; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе своём крае. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога. Развивать познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой. | Познавательные: характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своём крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе и в своём крае. Регулятивные: владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | Проявлять интерес к использованию средств массовой информации для расширения круга знаний о событиях, культуре, выдающихся людях России и мира; осознавать роль средств массовой информации в жизни людей. | | | |
58 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | | | |
59 | Контрольная работа по разделу «Путешествие по Реке времени» | 1 | | | |
Мы строим будущее России. 9ч. |
60 | Современная Россия. | 1 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в; приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае. | Познавательные: характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90х гг. и в первое десятилетие XXI в. выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование умения оценивать собственную деятельность, осознание трудностей и стремление к их преодолению | | | |
61 | «Хороша честь, когда есть, что есть». | 1 | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей. | | | |
62 | Умная сила России. | 1 | Обсуждать значения понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе и своём крае. | | | |
63 | Светлая душа России. | 1 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Осознание успешности при изучении темы. | | | |
Составлять рассказы с фотографиями выдающихся явлений культурной жизни России. |
64 | Начни с себя! | 1 | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее. | | | |
65 | Обобщение по разделу «Мы строим будущее России». | 1 | Обобщить знания по темам. | Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Познавательные: определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать свое мнение. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению | Проявлять бережное отношение к природе | | | |
66 | Наши проекты. «За страницами учебника». | 1 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа за 4 класс. | 1 | Проверить уровень знаний за год. | | | |
68 | Обобщение пройденного за год. | 1 | Обобщить знания по темам. | | | |