| Мы – граждане единого Отечества | 13 | Понимание факторов, объединяющих граждан России в один российский народ; уважительное отношение к России в мировой истории Освоение прав и обязанностей гражданина России; приведение конкретных примеров свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; освоение прав и обязанностей ребёнка Освоение особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; умение объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага Освоение произведений писателей своего края; умение называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника | -систематизация уже имеющихся представлений о необходимости объединения людей в сообщества; -приведение примеров распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных сообществах; -выявление общего и различного (на основе материала 2 и 3 классов); -характеристика общиехцелей и интересов различных сообществ и общественных групп; -определение сообществ, в которые человек входит в течение жизни -работа с информацией из текста; -правильно строить речевое высказывание; -составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям; -соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России -планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры — Президент, Председатель Правительства, Депутат; -анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта; -составлять рассказ о природных и культурных достопримечательности -составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); -определять по карте , с какими государствами Россия граничит на суше и на море -составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу; -извлекать информацию из таблиц, фотографий; -искать в дополнитель-ных источниках информации пословицы и поговорки; -анализировать содержание пословиц и поговорок; -строить речевое высказывание через обсуждение темы; -работать в группе; -высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций -формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий --проявлять интерес к познанию мира; -проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны --формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России --формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций -формирование интереса к изучению языка, уважительного отношения к многообразию культур народов России | |
14 | Карта – наш экскурсовод | 1 | Понимание масштаба физической карты России и карты мира, освоение разницы, условных знаков физической карты России; развитие умения рассказывать по физической карте о нашей стране, находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике Освоение форм земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги; развитие умений показывать равнины и горы на карте, характеризовать крупнейшие равнины и горы России, сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг Знакомство с реками России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте; развитие умения показывать на карте крупные и наиболее известные реки нашей страны Знакомство с озёрами России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте; развитие умения показывать на карте крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны Освоение природных зон России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг; развитие умения показывать их на карте природных зон России. Освоение природных условий, растительного и животного мира арктических пустынь, зоны тундры и зоны лесов развитие умения устанавливать кологические связи в зоне арктических пустынь; развитие умения находить на карте природных зон России зону тундры и зону лесов, рассказывать по карте о зонах; освоение Черноморского побережья Кавказа, как субтропической зоны, её природных условий, растительного и животного мира ; развитие умения устанавливать экологические связи в природе этих мест; освоение особенностей кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания; развитие умения показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России; Знакомство с заповедниками и национальными парками России, расположенных в различных природных зонах; развитие умения определять их вклад в охрану природы страны. Обобщение знаний и умений по разделу | -сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; -сравнивать физическую и контурную карты, -объяснять разницу; -сравнивать карту и план, объяснять разницу; -сравнивать настенную карту и карту учебника, -объяснять разницу; -выделять среди условных обозначений уже известные знаки; -рассказывать по физической карте о нашей стране; -формулировать вопросы к тексту научного характера моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину). В ходе практической работы -изучать образцы полезных ископаемых, -описывать их по приведенному в учебнике плану, -извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя -формулировать вопросы к тексту учебника; -составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника; -осуществлять самопроверку -работая в паре, находить на физической карте России озёра и моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; -соотносить моря с океана-ми, -прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном; -сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике) -устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, -осуществлять самопроверку по тексту учебника устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны тундры; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, -осуществлять самопроверку по тексту учебника; -сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; -объяснять сходство и различия; -приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе; -составлять характерные для тундры цепи питания, -моделировать их освоенными способами -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. В ходе практической работы в группах -знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, -выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; -сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; -приводить примеры экологических связей в степном сообществе; -составлять характерные для степи цепи питания, -моделировать их освоенными способами В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации; Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах Работая в группах, знакомиться по материалам учебника и интернета с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах; -готовить сообщение классу, -презентовать его | Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны. Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны. Проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; проявлять бережное отношение к природным ресурсам Проявлять интерес к изучению водных ресурсов России Проявлять бережное отношение к водным богатствам страны Проявлять бережное отношение к природе Проявлять интерес к многообразию природных зон России Проявлять интерес к многообразию природных зон России Проявлять бережное отношение к растительному и животному миру леса Проявлять интерес к природным зонам России, к хозяйственной жизни народов России | Карта Тамбовской области |
35 | В путь по реке времени | 1 | Знакомство с героико-эпическими песнями, преданиями, сказаниями, легендами как формы устной памяти о прошлом до изобретения письменности; развитие умения определять их значимость для сохранения народной памяти, различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу Освоение произведения «Повесть временных лет» - древне-русской летописи; развитие умения рассказывать о многобразии славянских и неславянских племен, обитавших на Восточно-европейской равнине Освоение роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в развитии древнерусской культуры и государственности; развитие умения рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северовосток, в становлении и развитии Владимирско-Суздальской Руси Освоение роли князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; развитие умения составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире Освоение роли соотечественников в XVI – XVII вв., развитии самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека; развитие умения рассказывать о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества, о князе Дмитрии Пожарском гражданине Козьме Минине как выдающихся носителей базовых национальных ценностей Освоение преобразований в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I, создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования; развитие умения рассказывать о Санкт-Петербурге – новой столице обновлённой России, обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова Освоение знаний об Отечественной войне 1812 г., её ходе и народном характере, о М.И. Кутузове как национальном полководце; развитие умения приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом, сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения Освоение знаний о развитии театрального и музыкального искусства в России в XIX – начале XX в., создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, российских достижениях, признанных во всем мире: вокальной школе басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.; развитие умения приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства Освоение материала о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Все-мирной выставке в Париже 1937 г.; развитие умения характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период Освоение основных этапов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора; развитие умения рассказывать о героизме представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества Знакомство с подвигами советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; развитие умения раскрывать понятие «трудовой фронт»: по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов семьи во время Великой Отечественной войны Знакомство с документами и реликвиями из музея своего края. освоение созидательной деятельности наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; развитие умения приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне Освоение достижений СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950 – 1970-х гг.; развитие умения приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период | -выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; -выполнять учебное действие в соответствии с планом; -формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины -составление схемы родственных отношений древнерусских князей; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках; -нахождение на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; -характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира -составление схемы родственных отношений правителей Московской Руси; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках -рассказывать об основании сибирских городов (по выбору); -высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. -характеризовать преобразования в жизни страны в после-петровскую эпоху; -обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова; -приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; -обсуждать социальную значимость названных понятий -работать с информацией; -выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; -выполнять учебное действие в соответствии с планом; -формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины Используя информацию из интернета рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; -передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX -начала XX в -составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в это период -характеризовать особенности развития страны; -составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период -характеризовать основные этапы В.О. войны; -приводить примеры и составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны -характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; -приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; -по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени -работать с музейными документами -характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; -рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов -формирование лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках соотечественников -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств -развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; -формирование уважительного отношения к истории, ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций | |
62 | Современная Россия | 1 | Освоение особенностей периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в., преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период; развитие умения характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.,приводить примеры преобразований, в том числе и в своем крае Освоение знаний о продовольственной безопасности страны – важнейшей задачи современности, положительном опыте Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства, виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей; развитие умения выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, приводить примеры Освоение выдающихся явлений в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира, творческую работу современных народных мастеров, деятелей искусства и др., о сохранении традиционного наследия; развитие умения характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России, приводить примеры таких явлений и событий, составлять рассказ о таком событии. Обобщение и проверка знаний и умений за год. Освоение информации о необходимости личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; развитие умения оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Обобщение знаний учащихся по изученным разделам | -характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; -выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; -приводить примеры -устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок -характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; -приводить примеры таких явлений и событий; -составлять рассказ о таком событии аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; -оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее | -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств -развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | |