СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспектива"»

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов на

раздел/

тему

Планируемые результаты

Региональное содержание

предметные

метапредметные

личностные


Мы – граждане единого Отечества

13

Понимание факторов, объединяющих граждан России в один российский народ;

уважительное отношение к России в мировой истории

Освоение прав и обязанностей гражданина России; приведение конкретных примеров свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; освоение прав и обязанностей ребёнка

Освоение особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; умение объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России

Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;

развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

Освоение особенностей субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;

развитие умений презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

Освоение произведений писателей своего края;

умение называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, учёных – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника

-систематизация уже имеющихся представлений о необходимости объединения людей в сообщества; -приведение примеров распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных сообществах; -выявление общего и различного (на основе материала 2 и 3 классов); -характеристика общиехцелей и интересов различных сообществ и общественных групп; -определение сообществ, в которые человек входит в течение жизни

-работа с информацией из текста;

-правильно строить речевое высказывание;

-составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям;

-соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к детям, выработанным в культуре народов России

-планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой игры — Президент, Председатель Правительства, Депутат;

-анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент;

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта;

-составлять рассказ о природных и культурных достопримечательности

-составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору);

-определять по карте , с какими государствами Россия граничит на суше и на море

-составлять рассказ об известном человеке своего края по образцу;

-извлекать информацию из таблиц, фотографий;

-искать в дополнитель-ных источниках информации пословицы и поговорки;

-анализировать содержание пословиц и поговорок;

-строить речевое высказывание через обсуждение темы;

-работать в группе;

-высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения


-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

--проявлять интерес к познанию мира;

-проявлять уважительное отношение к государственной символике, к историческому прошлому страны

--формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

--формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций

-формирование интереса к изучению языка,

уважительного отношения к многообразию культур народов России


1

Общество –это мы

1



2

Российский народ

1


3

Конституция России

1


4

Права ребёнка

1


5

Государственное устройство России

1


6

Российский союз равных

1


7

Государственная граница России

1


8

Путешествие за границу России


1


9

Сокровища России и их хранители

1


10

Творческий союз

1


11

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1


12

Наши проекты. «За страницами учебника»

1


13

Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества»

1



По родным просторам

21

предметные

метапредметные

личностные


14

Карта – наш экскурсовод

1

Понимание масштаба физической карты России и карты мира, освоение разницы, условных знаков физической карты России; развитие умения рассказывать по физической карте о нашей стране, находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике

Освоение форм земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги;

развитие умений показывать равнины и горы на карте, характеризовать крупнейшие равнины и горы России, сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг

Знакомство с реками России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте;

развитие умения показывать на карте крупные и наиболее известные реки нашей страны

Знакомство с озёрами России, их значение в жизни людей, обозначение их на карте;

развитие умения показывать на карте крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны

Освоение природных зон России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг;

развитие умения показывать их на карте природных зон России.

Освоение природных условий, растительного и животного мира арктических пустынь, зоны тундры и зоны лесов

развитие умения устанавливать кологические связи в зоне арктических пустынь;

развитие умения находить на карте природных зон России зону тундры и зону лесов, рассказывать по карте о зонах;

освоение Черноморского побережья Кавказа, как субтропической зоны, её природных условий, растительного и животного мира ;

развитие умения устанавливать экологические связи в природе этих мест;

освоение особенностей кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания;

развитие умения показать на карте места традиционного проживания некоторых народов России;

Знакомство с заповедниками и национальными парками России, расположенных в различных природных зонах;

развитие умения определять их вклад в охрану природы страны.

Обобщение знаний и умений по разделу

-сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу;

-сравнивать физическую и контурную карты, -объяснять разницу;

-сравнивать карту и план, объяснять разницу;

-сравнивать настенную карту и карту учебника, -объяснять разницу;

-выделять среди условных обозначений уже известные знаки;

-рассказывать по физической карте о нашей стране;

-формулировать вопросы к тексту научного характера

моделировать формы земной поверхности, используя пластилин (влажный песок, глину).

В ходе практической работы

-изучать образцы полезных ископаемых, -описывать их по приведенному в учебнике плану, -извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя

-формулировать вопросы к тексту учебника;

-составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника;

-осуществлять самопроверку

-работая в паре, находить на физической карте России озёра и моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; -соотносить моря с океана-ми, -прослеживать по карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном;

-сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике)

-устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, -осуществлять самопроверку по тексту учебника

устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны тундры;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны тундры; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни,

-осуществлять самопроверку по тексту учебника; -сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; -объяснять сходство и различия;

-приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе; -составлять характерные

для тундры цепи питания, -моделировать их освоенными способами

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей.

В ходе практической работы в группах

-знакомиться по гербарным образцам с растениями степей,

-выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; -сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

-приводить примеры экологических связей в степном сообществе; -составлять характерные для степи цепи питания, -моделировать их освоенными способами

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.

Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации;

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника и интернета с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах;

-готовить сообщение классу, -презентовать его

Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; проявлять бережное отношение к природным ресурсам

Проявлять интерес к изучению водных ресурсов России

Проявлять бережное отношение к водным богатствам страны

Проявлять бережное отношение к природе

Проявлять интерес к многообразию природных зон России

Проявлять интерес к многообразию природных зон России

Проявлять бережное отношение к растительному и животному миру леса

Проявлять интерес к природным зонам России, к хозяйственной жизни народов России

Карта Тамбовской

области

15

По равнинам и горам

1

Особенности поверхности Тамбовской области

16

В поисках подземных кладовых

1

Полезные ископаемые Тамбовской области

17

Наши реки

1

Реки Тамбовской области

18

 Озёра –краса Земли

1

Озёра Тамбовской

области

19

По морским просторам

1


20

С севера на юг

1


21

В ледяной пустыне

1


22

В холодной тундре

1


23

Среди лесов

1

Лесная зона Тамбовской области

24

В широкой степи

1


25

В жаркой пустыне

1


26

У тёплого моря

1


27

Мы – дети родной земли

1

Растительный и

животный мир Тамбовской области

28

В содружестве с природой

1


29

Как сберечь природу России. Что такое природопользование?

1


30

По страницам Красной книги

1

Красная книга Тамбовской области.

31- 32

По заповедникам и национальным паркам

2

Воронинский заповедник Тамбовской области. По страницам Красной книги Тамбовской области»

33

Природные ресурсы и их значение в жизни человека

1


34

Проверочная работа по теме «По родным просторам»

1







Путешествие по реке времени

27

предметные

метапредметные

личностные


35

В путь по реке времени

1

Знакомство с героико-эпическими песнями, преданиями, сказаниями, легендами как формы устной памяти о прошлом до изобретения письменности;

развитие умения определять их значимость для сохранения народной памяти, различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу

Освоение произведения «Повесть временных лет» - древне-русской летописи;

развитие умения рассказывать о многобразии славянских и неславянских племен, обитавших на Восточно-европейской равнине

Освоение роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в развитии древнерусской культуры и государственности;

развитие умения рассказывать о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северовосток, в становлении и развитии Владимирско-Суздальской Руси

Освоение роли князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы;

развитие умения составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире

Освоение роли соотечественников в XVI – XVII вв., развитии самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека;

развитие умения рассказывать о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества, о князе Дмитрии Пожарском гражданине Козьме Минине как выдающихся носителей базовых национальных ценностей

Освоение преобразований в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I, создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования;

развитие умения рассказывать о Санкт-Петербурге – новой столице обновлённой России, обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова

Освоение знаний об Отечественной войне 1812 г., её ходе и народном характере, о М.И. Кутузове как национальном полководце;

развитие умения приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом, сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

Освоение знаний о развитии театрального и музыкального искусства в России в XIX – начале XX в., создании Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, российских достижениях, признанных во всем мире: вокальной школе басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.;

развитие умения приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства

Освоение материала о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Все-мирной выставке в Париже 1937 г.;

развитие умения характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Освоение основных этапов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад – освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора;

развитие умения рассказывать о героизме представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества

Знакомство с подвигами советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; развитие умения раскрывать понятие «трудовой фронт»: по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов семьи во время Великой Отечественной войны

Знакомство с документами и реликвиями из музея своего края.

освоение созидательной деятельности наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; развитие умения приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне

Освоение достижений СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950 – 1970-х гг.;

развитие умения приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период

-выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

-составление схемы родственных отношений древнерусских князей; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках;

-нахождение на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; -характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

-составление схемы родственных отношений правителей Московской Руси; -объяснение важности преемственности в их государственных поступках

-рассказывать об основании сибирских городов (по выбору); -высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

-характеризовать преобразования в жизни страны в после-петровскую эпоху;

-обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова;

-приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом;

-обсуждать социальную значимость названных понятий

-работать с информацией;

-выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом;

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

Используя информацию из интернета

рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; -передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX -начала XX в

-составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в это период

-характеризовать особенности развития страны;

-составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

-характеризовать основные этапы В.О. войны;

-приводить примеры и составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны

-характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; -приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края;

-по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени

-работать с музейными документами

-характеризовать

созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; -рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи


-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

-формирование лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках соотечественников

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

-развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-формирование уважительного отношения к истории,

ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностых ориенаций



36

Путешествуем с археологами

1


37

По страницам летописи


1


38

Истоки Древней Руси

1


39

Мудрый выбор

1


40

Наследница Киевской Руси

1


41

Москва –преемница Владимира

1


42

Начало Московского царства

1


43

Подвижники Руси и землепроходцы

1


44

На пути к единству

1


45

Начало Российской империи

1


46

«Жизнь – Отечеству, честь – никому»

1


47

Отечественная война 1812 года

1


48

Великий путь

1


49

Золотой век театра и музыки

1


50

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1


51

В поисках справедливости


1


52

Век бед и побед

1


53

«Вставай, страна огромная!»

1


54

Трудовой фронт России

1


55

«Нет в России семьи такой…»

1


56

После великой войны

1


57

Экскурсия в музей боевой славы

1

Документы и реликвии из музея своего края


58

Достижения 1950–1970 гг.

1


59


Наши проекты. «За страницами учебника».

1


60

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП

1


61

Проверочная работа по теме «Путешествие по реке времени»


1



Мы строим будущее России

9

предметные

метапредметные

личностные


62

Современная Россия

1

Освоение особенностей периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в., преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период;

развитие умения характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.,приводить примеры преобразований, в том числе и в своем крае

Освоение знаний о продовольственной безопасности страны – важнейшей задачи современности, положительном опыте Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства, виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей;

развитие умения выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, приводить примеры

Освоение выдающихся явлений в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира, творческую работу современных народных мастеров, деятелей искусства и др., о сохранении традиционного наследия;

развитие умения характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России, приводить примеры таких явлений и событий, составлять рассказ о таком событии.

Обобщение и проверка знаний и умений за год.

Освоение информации о необходимости личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников;

развитие умения оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Обобщение знаний учащихся по изученным разделам

-характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; -выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; -приводить примеры

-устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок

-характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России;

-приводить примеры таких явлений и событий; -составлять рассказ о таком событии

аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников;

-оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

-развитие самостоятельности и личной ответственности за информационную деятельность;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни


63

Хороша честь, когда есть, что есть

1


64

Умная сила России

1


65

Светлая душа России

1


66

Начни с себя!

Остановочный и тормозной путь автомобиля

1

Путешествие по улицам села для наблюдения. Правила безопасного перехода улиц и дорог родного села

67

Промежуточная аттестация. Защита проекта

1


68

Наши проекты. «За страницами учебника».

1


69

Проверочная работа по теме «Мы строим будущее России»

1


70

Игра «Брен-ринг» (обобщение за год)

1