Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х.Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М../
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Чувилко
Лариса Николаевна
учитель нач. классов
высшей категории
х. Чернышёв
2018 г.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Программы начального общего образования, Общеобразовательной Программы начального общего образования МБОУ СОШ №8 х.Чернышёв, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Министерства образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования
Цель курса: формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; становление на этой основе у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению
Задачи курса:
осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни;
развивать интереса к их познанию;
обогащать нравственный опыт учащихся;
воспитывать у них любовь к своему хуторку, к своей Родине.
формировать бережное отношение к богатствам природы и общества, навыки экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Планируемые результаты:
1. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
2. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
3. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 276 ч: 1 класс — 68 ч (34 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 70 ч (35 учебные недели).
Рабочая программа во 2 классе рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю; в том числе на проведение практических занятий - 3 часа, экскурсий - 3 часа.
Для реализации программного содержания используются:
А. Плешаков «Окружающий мир»: учебник для 2 класса: в 2 ч. / А. Плешаков - М.: Просвещение, 2016г.
НР и Э(этнокультурной) особенности -10% по приказу МО РА
№ | Тема урока | Дата проведения |
1 | Твой адрес в этом мире р. Адыгея | |
2 | Явления природы Осень в Адыгее | |
3 | Заглянем в кладовые Земли Полезные ископаемые Адыгеи. | |
4 | Водоёмы Адыгеи | |
5 | Какие бывают растения? Растения Адыгеи. | |
6 | Какие бывают животные? Животные Адыгеи. | |
7 | Красная книга Красная книга Адыгеи. | |
Содержание тем учебного курса
Где мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, республика Адыгея, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (22 часа)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Осень в Адыгее.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых .Полезные ископаемые Адыгеи.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Водоёмы Адыгеи.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения .Растения Адыгеи.
Какие бывают животные в Адыгее: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Красная книга Адыгеи.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями
Жизнь города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Календарно – тематическое планирование
учебного материала для 2 класса по окружающему миру
2 класс (70 ч)
№ | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
| Раздел «Где мы живем?» (4 ч) | | |
1 | Родная страна Твой адрес в этом мире р. Адыгея | 1 | | |
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | 1 | | |
| Раздел «Природа» (22 ч) | | |
5 | Неживая и живая природа | 1 | | |
6 | Явления природы. Осень в Адыгее. | 1 | | |
7 | Что такое погода | 1 | | |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | | |
9 | В гости к осени (урок) | 1 | | |
10 | Звездное небо | 1 | | |
11 | Заглянем в кладовые Земли. Полезные ископаемые Адыгеи. | 1 | | |
12 | Про воздух и про воду | 1 | | |
13 | Водоёмы Адыгеи | 1 | | |
14-15 | Какие бывают растения. Растения Адыгеи. | 2 | | |
16-17 | Какие бывают животные в Адыгее. | 2 | | |
18 | Невидимые нити | 1 | | |
19 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | | |
20 | Дикие и домашние животные | 1 | | |
21 | Комнатные растения | 1 | | |
22 | Животные живого уголка | 1 | | |
23 | Про кошек и собак | 1 | | |
24 | Красная книга Адыгеи | 1 | | |
25 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | | |
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | | |
| Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | | |
27 | Что такое экономика | 1 | | |
28 | Из чего что сделано | 1 | | |
29 | Как построить дом | 1 | | |
30 | Какой бывает транспорт | 1 | | |
31 | Культура и образование | 1 | | |
32 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | |
33 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | | |
34 | В гости к зиме (урок) | 1 | | |
35 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | | |
36 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | | |
| Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | | |
37 | Строение тела человека | 1 | | |
38 | Если хочешь быть здоров | 1 | | |
39 | Берегись автомобиля! | 1 | | |
40 | Школа пешехода | 1 | | |
41 | Домашние опасности | 1 | | |
42 | Пожар | 1 | | |
43 | На воде и в лесу | 1 | | |
44 | Опасные незнакомцы | 1 | | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | | |
| Раздел «Общение» (7 ч) | | |
46 | Наша дружная семья | 1 | | |
47 | Проект «Родословная» | 1 | | |
48 | В школе | 1 | | |
49 | Правила вежливости | 1 | | |
50 | Ты и твои друзья | 1 | | |
51 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | | |
52 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | | |
| Раздел «Путешествия» (18 ч) | | |
53 | Посмотри вокруг | 1 | | |
54-55 | Ориентирование на местности | 2 | | |
56 | Формы земной поверхности | 1 | | |
57 | Водные богатства | 1 | | |
58 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | | |
59 | В гости к весне (урок) | 1 | | |
60 | Россия на карте | 1 | | |
61 | Проект «Города России» | 1 | | |
62 | Путешествие по Москве | 1 | | |
63 | Московский Кремль | 1 | | |
64 | Город на Неве | 1 | | |
65 | Путешествие по планете | 1 | | |
66 | Путешествие по материкам | 1 | | |
67 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | |
68 | Впереди лето | 1 | | |
69 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | | |
70 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | | |
Приложение №1
Тест№1 к разделу «Где мы живём?»
Тема: «Родная страна»
Фамилия, имя ______________________________ Дата_________
1.Как называется планета, на которой ты живёшь?
А) Венера;
Б) Земля;
В) Нептун.
2.Выбери полное имя нашей страны?
А) Россия;
Б) Российская Федерация;
В) Союз Советских Социалистических Республик.
3. Допиши предложение:
Государственные символы Российской Федерации -__________________________________________________________________
4. О каком символе государства идёт речь?
Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов.
( )
5. На гербе Российской Федерации изображён орёл
А) одноглавый;
Б) двуглавый;
В) трёхглавый.
6.Допиши предложения
А) Оленья упряжка – традиционный транспорт __________________.
Б) Конские скачки – одно из любимых состязаний во время праздников_____________________________________.
В) Резьба по дереву – одно из традиционных занятий у народа _______________________________________________________________.
7.Определи цвета флага Российской Федерации?
А) Белый, синий, красный.
Б) Белый, зелёный, красный.
В) Белый, синий, розовый.
Тест№2 к разделу «Природа»
Тема: «Живая и неживая природа».
Фамилия, имя ______________________________ Дата_________
1.Что необходимо растениям и животным для жизни?
А) Воздух, вода;
Б) Солнце, вода;
В) Солнце, воздух, вода.
2.Выбери предметы рукотворного мира?
А) Птица, насекомое, гриб, солнце, луна, камень.
Б) Сорока, лисица, ромашка, подберёзовик, волк.
В) Полотенце, кружка, платье, шахматы, пенал.
3.В чём отличие объектов живой природы от неживой?
А) Дышат, питаются;
Б) Растут, размножаются, умирают.
В) Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.
4.Все изменения, происходящие в природе, называются
А) Природные явления;
Б) Сезонные явления;
В) Погода.
5.Напиши по пять объектов живой природы и пять объектов неживой природы?
Живая природа Неживая природа
1)
2)
3)
4)
5)
6.Выбери верное утверждение:
А) Живые существа могут жить без неживой природы.
Б) Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле.
В) Живые существа могут жить без воды, воздуха, света и тепла.
7. Какой объект природы лишний? Подчеркните его.
Петунья, сойка, кузнечик, клён, хризантемы, туман, обезьяна.
Тест№3 к разделу «Жизнь города и села»
Тема: «Из чего что сделано?»
Фамилия, имя ______________________________ Дата_________
1.Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду?
1) Гончары;
2) Стеклодувы;
3) Продавцы.
2.Какая страна считается родиной фарфора?
1) Древний Китай;
2) Древняя Русь;
3) Древняя Греция.
3.На чём писали наши предки древние славяне?
1) Береста;
2) Бамбук;
3)Глина.
4.Напиши, что делают из металла?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что делают из стекла?
1) Посуда, зеркала, украшения.
2) Одежда, игрушки, цветы.
3) Галоши, сапоги, спасательные круги.
6. Изделие из какого материала очень долговечно? Оно может разбиться, но никогда не гниёт и не ржавеет?
1) Древесина;
2) Металл;
3) Глина.
7.Что получают из чугуна?
1) Сталь;
2) Медь;
3) Алюминий.
8.Что делают из дерева?
1) Линейку; 2) одеяло; 3) книгу; 4) сковороду.
Тест№4 к разделу «Здоровье и безопасность»
Тема: «Строение тела человека».
Фамилия, имя ______________________________ Дата______
1.Какая часть тела входит в туловище?
1) Шея; 4) Грудь;
2)Голова; 5)Руки;
3)Ноги;
2.Какой орган называют «главным командным пунктом всего организма»?
1) Сердце; 4) Лёгкие;
2) Головной мозг; 5) Печень.
3) Желудок;
3.Какой внутренний орган похож на две розовые губки, с их помощью человек дышит?
1) Печень; 3) Лёгкие;
2) Сердце; 4)Грудь.
4.Какой внутренний орган человека размером с кулак. Его называют мотором?
1) Кишечник; 3) Головной мозг;
2) Сердце; 4) Печень.
5.В каком внутреннем органе есть желёзки, которые выделяют сок, способный переварить пищу?
1) Кишечник;
2) Желудок;
3) Печень.
6.Какой орган похож на длинный извилистый «коридор»?
1) Желудок;
2) Кишечник;
3)Сердце;
7.Какой орган помогает кишечнику переваривать пищу, находится от желудка с правой стороны?
1) Сердце;
2) Печень;
3) Лёгкие.
Тест№5 к разделу «Общение»
Тема: «Наша дружная семья».
Фамилия, имя ______________________________ Дата______
1.Кто является членом семьи?
1.Мамина подруга;
2.Соседи;
3.Бабушка, дедушка.
2. Напиши, что такое культура общения в семье?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какую семью можно назвать дружной?
1. Где часто проводят праздники, вечеринки.
2. Где помогают детям, а дети взрослым и совместно отдыхают.
3.Где каждый занят своим делом.
4.Какие обязанности в семье есть у детей?
1.Отдыхать, играть, гулять;
2. Подметать пол, мыть посуду, пылесосить;
3. Ходить в магазин за мороженым.
5.Что дети делать не должны?
1.Смотреть телевизор;
2.Ремонтировать технику;
3.Двигать мебель.
6.Подчеркните в списке членов семьи одной чертой:
Отец, сестра, дедушка, брат, мама, бабушка, кошка, учительница, собака, друг, мама, сосед,
7.Как поступить, если младший брат разбросал игрушки по комнате?
1. Позвать маму, чтобы она убрала;
2. Убрать самой;
3. Убрать вместе с братом, организовав игру.
8.Бабушка попросила внучку (внука) постирать носочки. Как ты поступишь?
1.Отвечу, что я их стирала (стирал) совсем недавно, вчера.
2.Стирать не будешь.
3. Постираешь с мылом.
Тест№6 к разделу «Путешествия»
Тема: «Посмотри вокруг».
Фамилия, имя ______________________________ Дата______
1.Что такое горизонт?
1) Небесный свод;
2) Земная поверхность, которую мы видим;
3) Открытая местность.
2.Какую форму имеет линия горизонта?
1) Дуги;
2) Ломаной линии;
3) Прямой линии.
3.Как называется направление, где солнце поднимается выше всего и сильнее греет?
1) Север;
2) Восток;
3) Юг.
4) Запад.
4.В каком направлении солнце встаёт?
1) Запад;
2) Восток;
3) Юг;
4) Север.
5.Сколько основных сторон горизонта?
1) Шесть;
2) Восемь;
3) Четыре.
6.Укажи названия промежуточных сторон горизонта?
1) Юго – север;
2) Юго – запад;
3) Юго – восток.
7.Выбери верное утверждение:
1) Основные стороны горизонта записывают двумя буквой.
2) Промежуточные стороны горизонта записываются тремя буквами.
3) На схемах всегда север обозначают вверху, юг – снизу, запад – слева, восток – справа.
Приложение №2
Нормы оценок по окружающему миру.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по окружающему миру проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
ТЕСТЫ
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Приложение №3
Лист корректировки рабочей программы
учителя _________________________________ по предмету _______________________
на 20__ - 20____ учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
17