Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса
разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г, № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 20.12.2014г. №1643)
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сусатская СОШ;
Учебным планом МБОУ «Сусатская СОШ» на 2018/2019 учебный год и положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Сусатская СОШ» утвержденного приказом МБОУ Сусатская СОШ от 17.08.2018 г. № 225;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
Авторской программой курса «Окружающий мир», УМК «Планета знаний», 4 класс, авторы: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов (Астрель; Москва: 2011г).
Данная рабочая программа составлена на один год (2018-2019 учебный год) и будет реализована в 4 б классе МБОУ Сусатская СОШ. Изменений в авторскую программу по курсу «окружающий мир» Г.Г.Ивченко, И.В.Потапов не внесено.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цели и задачи.
Цель изучения курса:
формирование знаний о природе, человеке и обществе;
осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру;
формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии; знакомство с методами изучения
окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др. );
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др. );
воспитание самостоятельной познавательной деятельности;
формирование развитие мышления, воображения и творческих способностей; внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки,
классифицировать и устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Сусатская СОШ на обязательное изучение предмета «Окружающий мир» на этапе основного общего образования в 4 классе отводится 68 часов (34 рабочие недели, 2 часа в неделю). Фактически будет проведено 66 часов, так как 2 часа выпали на праздничные дни (02.05, 10.05). Программа будет пройдена за счёт уплотнения учебного материала. Проверочных работ будет проведено – 4.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Окружающий мир. 4 класс. Учебник: в 2 ч. / Ивченкова Г. Г., Потапов И. В. - М.: ACT, Астрель, 2015г.
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». - М., Астрель, 2012г.
Сборник «Программы общеобразовательных учреждений». 4 класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний», М.: АСТ Астрель, 2011г.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 4 класс. УМК «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – М: АСТ: Астрель, 2013.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Справочно – информационные программы:
1) http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения
2) http://www.nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям
3) http://nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
4) http://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа
5) it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
стойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осоузнанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Предметные
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся могут научиться:
Познавательные
Обучающиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся могут научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Основные требования к уровню подготовки учащихся по окружающему миру
на конец 4 класса:
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни).
Содержание программы (66 часов)
Наш край (22 ч)
1.Что такое погода
2.Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы
3.Предсказание погоды
4.Экскурсия в смешанный лес
5.Экскурсия к водоёму
6.Экскурсия на луг или в поле
7.Наша местность на плане и карте
8.План местности
9.Географическая карта
10.Равнины
11.Горы
12.Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши
13.Как деятельность человека изменяет поверхность суши
14.Богатства недр
15.Разнообразие почв
16.Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу
17.Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека
18.Какие растения растут в лесу
19.Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека
20.Водоём
21.Искусственные сообщества. Поле. Сад
22.Проверочная работа по теме «Наш край»
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
23.Какую форму имеет Земля
24.Карта полушарий
25.Движение Земли
26.В пустынях Африки
27.Экваториальные леса Южной Америки
28.Антарктида. Австралия. Евразия
29.Карта России
30.Зона арктических пустынь
31.Тундра
32.Зона лесов. Степи
33.Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране
природы
34.Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля»
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (32 ч)
35.История на карте. Исторические источники
36.Первые русские князья
37.Князь Владимир. Крещение Руси
38.Культура Древней Руси
39.Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский
40.Куликовская битва. Дмитрий Донской
41.Первый русский царь. Преобразования в государстве
42.Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках
43.Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский
44.Русское государство при первых Романовых
45.Расширение границ России в XVII веке
46.Проверочная работа по теме «Московское царство».
47.Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту
48.Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II
49.Образование и наука в XVIII веке
50.Война 1812 года
51.Отмена крепостного права
52.Наука и техника в XIX веке
53.Город и горожане. Мода XIX века
54.Культура XIX века
55.Проверочная работа по теме «Российская империя».
56.Революция в России
57.Россия в годы Советской власти
58.Великая Отечественная война
59.Тыл в годы войны. Победа над фашизмом
60.Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века
61.По северным городам России
62.По городам Центральной России
63.Города Урала и Сибири. Дальний Восток.
64.Проверочная работа по теме «Российское государство»
65.Россия в мировом сообществе.
66.Жизнь современного человека
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.Российское государство в XIII—XVII вв.Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.Ближние и дальние соседи России
Формы организации учебных занятий
Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности обучающихся. Основная форма обучения – урок (классно - урочная система). Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом используются такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, практическая работа, исследование, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, проверочной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Формы организации учебных занятий:
Групповые;
Индивидуальные;
Фронтальные.
Самостоятельная работа с книгой.
Формы организации этой работы следующие: чтение и выделение основных моментов и главной мысли в тексте. При работе с книгой могут быть использованы следующие приёмы:
сравнение новых знаний со старыми;
выделение непонятных мест в тексте;
постановка вопросов к тексту и ответы на них;
выделение главной мысли;
составление плана, конспекта.
Методы обучения при изучении окружающего мира: объяснительно-иллюстрируемый, проблемно-поисковый, технология критического мышления, метод стимулирования интереса к учению, исследовательский метод, учебные диалоги.
Формы контроля: групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль, фронтальный опрос.
Виды контроля: текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем. Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях, либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося). Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценивания:
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы. Все работы оцениваются по пятибалльной системе.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
«5» | «4» | «3» | «2» |
(отлично) | (хорошо) | (удовлетворительно) | (неудовлетворительно) |
Выполнение рабо- | Верное выполнение | Верное выполнение не | Верное решение менее |
ты без ошибок, | не менее 80 процен- | менее 60 процентов | 60 процентов заданий. |
полные письмен- | тов заданий либо | заданий либо непол- | |
ные ответы. | неполные, неточные | ные или неточные | |
| ответы к отдельным | ответы ко всем зада- | |
| заданиям. | ниям. | |
График проверочных работ за курс 4 класса:
№ п/п | Дата проведения проверочной работы | |
1 | 26.11.2018г. | Проверочная работа №1 по теме «Наш край» |
2 | 17.01.2018г. | Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля» |
3 | 28.02.2018г. | Проверочная работа №3 по теме «Московское царство» |
4 | 08.04.2018г. | Проверочная работа №4 по теме «Российская империя» |
Приложение 1
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
I | Наш край | 22 ч | | |
1 | Что такое погода | 1 | 03.09 | 03.09 |
2 | Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы | 1 | 06.09 | 06.09 |
3 | Предсказание погоды | 1 | 10.09 | 10.09 |
4 | Виртуальная экскурсия в смешанный лес | 1 | 13.09 | 13.09 |
5 | Виртуальная экскурсия к водоёму | 1 | 17.09 | 17.09 |
6 | Экскурсия на луг или в поле | 1 | 20.09 | 20.09 |
7 | Наша местность на плане и карте | 1 | 24.09 | 24.09 |
8 | План местности | 1 | 27.09 | 27.09 |
9 | Географическая карта | 1 | 01.10 | 01.10 |
10 | Равнины | 1 | 04.10 | 04.10 |
11 | Горы | 1 | 08.10 | 08.10 |
12 | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | 1 | 11.10 | 11.10 |
13 | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | 1 | 15.10 | 15.10 |
14 | Богатство недр. | 1 | 18.10 | 18.10 |
15 | Разнообразие почв | 1 | 22.10 | 22.10 |
16 | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. | 1 | 25.10 | 25.10 |
17 | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | 1 | 08.11 | 08.11 |
18 | Какие растения растут в лесу | 1 | 12.11 | 12.11 |
19 | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | 1 | 15.11 | 15.11 |
20 | Водоём | 1 | 19.11 | 19.11 |
21 | Искусственные сообщества. Поле.Сад | 1 | 22.11 | 22.11 |
22 | Проверочная работа по теме «Наш край» | 1 | 26.11 | 26.11 |
II | Наша Родина на планете Земля | 12 ч | | |
23 | Какую форму имеет Земля | 1 | 29.11 | 29.11 |
24 | Карта полушарий | 1 | 03.12 | 03.12 |
25 | Движение Земли | 1 | 06.12 | 06.12 |
26 | В пустынях Африки | 1 | 10.12 | 10.12 |
27 | Экваториальные леса Южной Америки | 1 | 13.12 | 13.12 |
28 | Антарктида. Австралия. Евразия | 1 | 17.12 | 17.12 |
29 | Карта России | 1 | 20.12 | 20.12 |
30 | Зона арктических пустынь | 1 | 24.12 | 24.12 |
31 | Тундра | 1 | 27.12 | 27.12 |
32 | Зона лесов. Степи | 1 | 10.01 | 10.01 |
33 | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы | 1 | 14.01 | 14.01 |
34 | Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» | 1 | 17.01 | 17.01 |
III | История нашей Родины | 32 ч | | |
35 | История на карте. Исторические источники | 1 | 21.01 | 21.01 |
36 | Первые русские князья | 1 | 24.01 | 24.01 |
37 | Князь Владимир. Крещение Руси | 1 | 28.01 | 28.01 |
38 | Культура Древней Руси | 1 | 31.01 | 31.01 |
39 | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | 1 | 04.02 | 04.02 |
40 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | 1 | 07.02 | 07.02 |
41 | Первый русский царь. Преобразования в государстве | 1 | 11.02 | 11.02 |
42 | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках | 1 | 14.02 | 14.02 |
43 | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | 1 | 18.02 | 18.02 |
44 | Русское государство при первых Романовых | 1 | 21.02 | 21.02 |
45 | Расширение границ России в XVII веке | 1 | 25.02 | 25.02 |
46 | Проверочная работа по теме «Московское царство». | 1 | 28.02 | 28.02 |
47 | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | 04.03 | 04.03 |
48 | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | 1 | 07.03 | 07.03 |
49 | Образование и наука в XVIII веке | 1 | 11.03 | 11.03 |
50 | Война 1812 года | 1 | 14.03 | 14.03 |
51 | Отмена крепостного права | 1 | 18.03 | 18.03 |
52 | Наука и техника в XIX веке | 1 | 21.03 | 21.03 |
53 | Город и горожане. Мода XIX века | 1 | 01.04 | 01.04 |
54 | Культура XIX века | 1 | 04.04 | 04.04 |
55 | Проверочная работа по теме «Российская империя». | 1 | 08.04 | 08.04 |
56 | Революция в России | 1 | 11.04 | 11.04 |
57 | Россия в годы Советской власти | 1 | 15.04 | 15.04 |
58 | Великая Отечественная война | 1 | 18.04 | 18.04 |
59 | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом | 1 | 22.04 | 22.04 |
60 | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | 1 | 25.04 | |
61 | По северным городам России | 1 | 29.04 | |
62 | По городам Центральной России | 1 | 06.05 | |
63 | Города Урала и Сибири. Дальний Восток. | 1 | 13.05 | |
64 | Проверочная работа по теме «Российское государство» | 1 | 16.05 | |
65 | Проверочная работа по теме «Российское государство» | 1 | 20.05 | |
66 | Жизнь современного человека | 1 | 24.05 | |
| Итого: | 66 часов | | |
Приложение 2.
Проверочная работа №1 по теме: «Наш край».
Фамилия, имя_______________________________________________________________
1. Как называется углубление в земле с пологими, поросшими растениями склонами?
А) овраг Б) балка В) яма
2. Укажи, что не относится к формам земной поверхности?
А) горы Б) плоские равнины В) ямы
3. Хранилища воды называют …
А) низменности Б) водоёмы В) плато
4. С водоёмами связана жизнь следующих животных:
А) утки, лебеди, цапли Б) трясогузки, совы, кукушки В) орлы, аисты, кедровки
5. К полезным ископаемым относятся …
А) кирпич, бетон, бензин Б) станки, вазы, ножницы В) нефть, газ, глина
6. К какой группе полезных ископаемых относится торф?
А) горючие Б) рудные В) строительные
7. Характерными почвами нашего края являются …
А) чернозёмы Б) подзолистые В)серые лесные
8. Какие растения образуют верхний ярус в лесу?
А) деревья Б) кустарники В) травы
9. Какие растения образуют нижний ярус в лесу?
А) травы Б) кустарники В) мхи, лишайники
10. Как человек может охранять природу?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа №1 по теме «Наш край»
Фамилия, имя_______________________________________________________________
1. Как называется углубление в земле с пологими, поросшими растениями склонами?
А) овраг Б) балка В) яма
2. Укажи, что не относится к формам земной поверхности?
А) горы Б) плоские равнины В) ямы
3. Хранилища воды называют …
А) низменности Б) водоёмы В) плато
4. С водоёмами связана жизнь следующих животных:
А) утки, лебеди, цапли Б) трясогузки, совы, кукушки В) орлы, аисты, кедровки
5. К полезным ископаемым относятся …
А) кирпич, бетон, бензин Б) станки, вазы, ножницы В) нефть, газ, глина
6. К какой группе полезных ископаемых относится торф?
А) горючие Б) рудные В) строительные
7. Характерными почвами нашего края являются …
А) чернозёмы Б) подзолистые В)серые лесные
8. Какие растения образуют верхний ярус в лесу?
А) деревья Б) кустарники В) травы
9. Какие растения образуют нижний ярус в лесу?
А) травы Б) кустарники В) мхи, лишайники
10. Как человек может охранять природу?
Проверочная работа №2 по теме: «Наша Родина на планете Земля»
1. Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов? _______________________________________________
2. Назови причину смену дня и ночи. _________________________________
__________________________________________________________________
3. Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?__________________________
__________________________________________________________________
5. Как растения степей приспособлены к недостатку воды?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назови 3 растения и 3 животных, занесённых в Красную книгу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какое звено пропущено в цепи питания:

Трава … волк
8. В какой природной зоне живёшь ты?_______________________________
Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля»
1. Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов? _______________________________________________
2. Назови причину смену дня и ночи. _________________________________
__________________________________________________________________
3. Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?__________________________
__________________________________________________________________
5. Как растения степей приспособлены к недостатку воды?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назови 3 растения и 3 животных, занесённых в Красную книгу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какое звено пропущено в цепи питания:

Трава … волк
8. В какой природной зоне живёшь ты?_____________________________
Проверочная работа №3 по теме: «Московское царство»
1. Чем историческая карта отличается от других карт?__________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Что можно узнать из «Повести временных лет»?_____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. В каком году произошло крещение Руси? ______________________
4. Какая битва произошла в 1380 году?_____________________________________________
5. Почему начало XVII века называют Смутным временем?______________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Что такое оброк?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что такое барщина?_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Как называли участников экспедиций в Сибирь?____________________________________
9. Кто был первым русским царём?__________________________________________________
10. В каком году началось правление династии Романовых?
Проверочная работа №3 по теме «Московское царство»
1. Чем историческая карта отличается от других карт?__________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что можно узнать из «Повести временных лет»?__________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. В каком году произошло крещение Руси? ______________________
4. Какая битва произошла в 1380 году?_____________________________________________
5. Почему начало XVII века называют Смутным временем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Что такое оброк?_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что такое барщина?_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Как называли участников экспедиций в Сибирь?____________________________________
9. Кто был первым русским царём?__________________________________________________
10. В каком году началось правление династии Романовых? ___________________
Проверочная работа №4 по теме: «Российская империя, 19 век: победы и открытия»
1.Вставь в текст пропущенные слова:
« В______ году армия французского императора____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому её называют______________. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец_________________. Главное сражение этой войны произошло у деревни_____________, _____ сентября __________года. На военном совете в подмосковной деревне___________ главнокомандующий ___________ принял решение оставить город_________, чтобы сохранить армию. Напрасно французский император _____________ ожидал на ____________горе делегацию граждан с ключами от города. В городе _________ начались _________, не хватает продовольствия и император____________ принимает решение покинуть город . Французы шли по разоренным городам и селам. Их встречали _______________ отряды. Один из отрядов возглавлял писатель и поэт _________________ ».
2. Напиши, чем знамениты эти люди:
М.П.Третьяков_________________________________________________________
А.А.Бахрушин_________________________________________________________
Н.М.Карамзин_________________________________________________________
М.И.Глинка___________________________________________________________
П.И.Чайковский_______________________________________________________
И.Д.Сытин____________________________________________________________
В.Морозова____________________________________________________________
3. Какой храм в Москве посвящен героям войны 1812 года?
__________________________________________
4. В каком году произошла отмена крепостного права?______________
Имя царя, отменившего крепостное право___________________________, его стали называть царь-_______________________________________
5. Основные положения книги А.В.Суворова «Наука побеждать». Выбери правильный ответ: 1) «Иду на вы»
2) Трудно в ученье, легко в бою
3)Воюют не числом, а уменьем
6. Кого А.С.Пушкин назвал «первым нашим университетом»?___________________________________________
7. Какие преобразования произошли при Петре I? Выбери ответ:
1)рекрутская повинность
2) отмена крепостного права
3) введение нового летоисчесления
8. С именами каких ученых и изобретателей связаны труды, изобретения, открытия:
1)Изучение теории света, полярных сияний, «Российская грамматика»______________
2)часы-куранты, электрическая машина, телескоп, микроскоп._____________________
3)Паровоз, железная дорога___________________________________________________
4) электрические фонари._____________________________________________________
5) солнечная энергия и растения.______________________________________________
6) эфирный наркоз, гипс._____________________________________________________
9. Перчатки, трости, часы на цепочке, очки и лорнеты - важное дополнение к ______________ костюму
10. В «золотом веке» русской литературы прославились:__________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Последний русский летописец, автор многотомного труда «История государства Российского»_________________________
12.Как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права?
Итоговая работа по окружающему миру 4 класс
Инструкция для учащихся:
На выполнение работы дается 40 минут. Правильный ответ в тестовых заданиях нужно обвести или подчеркнуть. Если задание вызывает трудности, пропустите его и выполняйте следующее. После вернетесь к этому заданию.
Задания.
1. 8 сентября ты наблюдал за погодой и получил такие данные: 16 градусов выше нуля, переменная облачность, дождь, ветер юго-западный. Заполни таблицу. Используя условные знаки.
Дата | Облачность | Температура | Осадки | Направление ветра |
| | | | |
2.Ты решил выяснить, какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. Какое оборудование тебе потребуется? Подчеркни:
Колба, пробирка, четыре стакана, вода, спиртовка, бумажный фильтр, соль, сода, песок, глина, стеклянная палочка.
3. В стакан налили молоко. Опиши его свойства по плану:
Цвет
Состояние вещества
Прозрачность
Сохраняет ли форму при переливании из сосуда в сосуд
Растворяет ли соду
4. Тебе поручили написать доклад о лошадях. В каком разделе книги «Животные» ты будешь искать необходимые сведения? Обведи букву ответа:
А. Хищные животные. В. Обитатели лугов
Б. Животные тундры. Г. Домашние животные.
5. Чем холм отличается от горы? Обведи букву ответа:
A. У горы есть подошва, а у холма нет.
Б. У горы крутые склоны, а у холма всегда пологие.
B. Горы выше 200 м, а холмы ниже 200 м.
Г. У холмов всегда острые вершины, а у гор разные.
6. Что должны были убрать, а что могли оставить дети после отдыха на лесной поляне? Напиши в два столбика: полиэтиленовые пакеты, железные банки, крошки хлеба, бумагу, отсыревший хворост.

7.В этой природной зоне длинное жаркое лето с сильными ветрами-суховеями, короткая зима. Здесь растут ковыль, типчак, полынь; обитают журавль-красавка, дрофа, сайгак. Основное занятие населения — земледелие.
Какая это природная зона?
Ответ: ______________________________________
8. Вставь недостающее звено в цепи питания.
_________________— Северный олень - Волк
Для какой природной зоны она характерна? Ответ: _____________________________
9. Что позволяет ковылю быть приспособлен-4 к недостатку влаги в степной зоне? Обведи букву ответа.
А. Крупные цветки. В. Длинный стебель.
Б. Широкие листья. Г. Узкие листья.
10. Вставь пропущенные слова в предложение.
Смена дня и ночи происходит в результате
_________ Земли вокруг своей _____________.
11. Используя карту России в учебнике (часть 1) на с. 124—125, определи названия притока Оби.
Ответ: _____________________________.________
12. Какой закон определяет устройство нашего государства, основные права и обязанности граждан?
Ответ: __________________________
13. Отметь (V) герб Российской Федерации.

И-14. Соотнеси даты и события (соедини линией).
1917 г. Куликовская битва.
1945 г. Полёт в космос Ю. А. Гагарина.
1961 г. Октябрьская революция.
1380 г. Парад Победы в Великой Отечественной войне.
15. В 1866 году в Москве была открыта консерватория. Укажи (V), на ленте времени, в каком веке произошло это событие.


Инструкция по оцениванию проверочных работ
Правильное исполненное задание оценивается знаком «+». Если задание выполнено не полностью (наполовину или более половины), ставится знак «+/—». Если задание выполнено меньше, чем наполовину, выполнено неправильно или не выполнено, то ставится «-».Затем учитель заполняет оценочную (процентную) шкалу внизу страницы.
Как заполнить оценочную (процентную) шкалу
.Результаты оценивания (+, +/-, —) учитель переносит на оценочную (процентную шкалу): плюс (+) — соответствует полному делению шкалы, плюс-минус (+/-) — половине деления.
Пять заданий выполнено полностью («+»), значит, на оценочной шкале нужно
отсчитать пять полных делений. Два задания выполнены на «+/—», значит, две половинки составят только одно деление. Одно задание не выполнено, значит, всего из
восьми делений два деления не включаются в общий результат. Эту границу лучше
всего показать жирной линией и рядом записать результат цифрами. Итак, всего
шесть полных делений, которые соответствуют 75% выполнения основной части.

Критерии оценивания проверочных работ
Если основная часть выполнена на 50-65%, ученик достиг базового уровня (отметка - 3), более 65-100% - повышенного уровня обучения (отметка – 4 или 5).
Проверочная работа №2 по теме: «Российская империя, 19 век: победы и открытия»
1.Вставь в текст пропущенные слова:
« В______ году армия французского императора____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому её называют______________. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец_________________. Главное сражение этой войны произошло у деревни_____________, _____ сентября __________года. На военном совете в подмосковной деревне___________ главнокомандующий ___________ принял решение оставить город_________, чтобы сохранить армию. Напрасно французский император _____________ ожидал на ____________горе делегацию граждан с ключами от города. В городе _________ начались _________, не хватает продовольствия и император____________ принимает решение покинуть город . Французы шли по разоренным городам и селам. Их встречали _______________ отряды. Один из отрядов возглавлял писатель и поэт _________________ ».
2. Напиши, чем знамениты эти люди:
М.П.Третьяков_________________________________________________________
А.А.Бахрушин_________________________________________________________
Н.М.Карамзин_________________________________________________________
М.И.Глинка___________________________________________________________
П.И.Чайковский_______________________________________________________
И.Д.Сытин____________________________________________________________
В.Морозова____________________________________________________________
3. Какой храм в Москве посвящен героям войны 1812 года?
__________________________________________
4. В каком году произошла отмена крепостного права?______________
Имя царя, отменившего крепостное право___________________________, его стали называть царь-_______________________________________
5. Основные положения книги А.В.Суворова «Наука побеждать». Выбери правильный ответ:
1) «Иду на вы»
2) Трудно в ученье, легко в бою
3)Воюют не числом, а уменьем
6. Кого А.С.Пушкин назвал «первым нашим университетом»?___________________________________________
7. Какие преобразования произошли при Петре I? Выбери ответ:
1)рекрутская повинность
2) отмена крепостного права
3) введение нового летоисчесления
8. С именами каких ученых и изобретателей связаны труды, изобретения, открытия:
1)Изучение теории света, полярных сияний, «Российская грамматика»______________
2)часы-куранты, электрическая машина, телескоп, микроскоп._____________________
3)Паровоз, железная дорога___________________________________________________
4) электрические фонари._____________________________________________________
5) солнечная энергия и растения.______________________________________________
6) эфирный наркоз, гипс._____________________________________________________
9. Перчатки, трости, часы на цепочке, очки и лорнеты - важное дополнение к ______________ костюму
10. В «золотом веке» русской литературы прославились:__________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Последний русский летописец, автор многотомного труда «История государства Российского»_________________________
12.Как изменилась жизнь в России после отмены крепостного права?
29