СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (УМК ПНШ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса УМК ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (УМК ПНШ)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области







УТВЕРЖДЕНА приказом директора

от__________ №____











Рабочая программа

по окружающему миру для 3 Б класса

(базовый уровень)













Составитель: Крылова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов













г. Шатура, 2017






Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 3Б класса составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей города Шатуры» Шатурского муниципального района Московской области, авторской программы О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» (Программы по учебным предметам часть 2: окружающий мир, музыка, технология.- М.,«Академкнига/учебник», 2013) Проект «Перспективная начальная школа», учебником «Окружающий мир» 3 класс в 2 частях - Москва, «Академкнига/учебник», 2017 (авторы О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов).

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3Б классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей г. Шатуры» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).



Планируемые результаты освоения учебного предмета

3 класс

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности;

  • находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;

  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

  • осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученному историческому событию;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

  • использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.


Содержание учебного предмета


3 класс (68 ч)


Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна — Россия) реализуются в рамках содержательных блоков.


Человек и природа (54 ч)

Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус — модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги(общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и бор бы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

Вещества, тела, частицы. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) — человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела — предметы. Молекулы и атомы — мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды — твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода — растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

Термометр и его устройство. Измерение температуры воды

с помощью термометра.

Кругооборот воды в природе.

Воздух — это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

Погода и ее составляющие: движение воздуха — ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».

Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек — защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели – мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два–три примера). Посильное участие в охране природы родного края.


Человек и общество (14 ч)

Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).

Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль), весна (март, апрель, май), лето (июнь, июль, август), осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век — отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век — деревянный, XIV век — белокаменный, XV век — из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

Города России. Города Золотого кольца. Имена великих князей — основателей городов (Ярослав Мудрый — Ярославль, Юрий Долгорукий — Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов Золотого кольца (храмы XVI–XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде — XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме — XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире — XII в.).

Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург — морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская(Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.


Правила безопасного поведения

Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.

Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.

Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.


3 класс

п/п

Раздел курса

Количество часов

1.

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов

2 ч.

2.

Планета, на которой мы живем

12 ч.

3.

Неживая природа

16 ч.

4.

Взаимосвязь неживой и живой природы

16 ч.

5.

Природные сообщества

16 ч.

6.

Наша страна Россия

6 ч.

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)

Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования:

микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.

Примечание: Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов


Календарно - тематическое планирование

уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы


Фактические сроки прохождения темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Оборудование

Примечание

1

Планета, на которой мы живем- 12 ч

Урок знаний, посвященный году Экологии в России.

1.09

01.09

Расширение понятий об экологии;

- проведение сравнений, выбор правильного ответа;


Презентация к уроку, проектор, ноутбук, интерактивная доска


2

Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий Мир» Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Экватор. Нулевой меридиан.

04.09-08.09

05.09

- расширение представлений о модели Земли — глобусе;

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, глобус


3

Материки и океаны на глобусе


08.09

- знакомство с новыми терминами «океан», «материк»;

- получение первоначальных сведений об океанах и материках нашей планеты;

- нахождение на глобусе необходимых географических объектов


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, глобус


4

Формы поверхности Земли.


11.09-15.09

12.09

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, глобус


5

Экскурсия «Знакомство с основными формами поверхности родного края»

15.09

— актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий;




6

Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире.

18.09-22.09

19.09

— получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и назначении;

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, карта


7

Физическая карта России. Контурная карта.

Практическая работа №1 " Работа с физической и контурной картами России. Крупные равнины и горы, моря, реки, озёра»

22.09

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, физическая карта России


8

План местности. Масштаб.

Практическая работа № 2 « Работа с планом местности, сравнение карты и плана, элементарные приёмы чтения плана и карты»»

25.09-29.09

26.09

— знакомство с новыми понятиями «план местности», «холмы», «овраги»;

— нахождение сторон горизонта на местности по различным признакам природы, с помощью компаса;

— описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

— проведение сравнений, выбор правильного ответа;

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

— самостоятельное маркирование;

— повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды;

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, физическая карта России


9

Холмы и овраги. Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами.

29.09

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


10


Стороны горизонта. Линия горизонта.

02.10-06.10


03.10

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, компас



11


Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов-1ч

Ориентирование на местности. Компас.

Практическая работа №3 « Работа с компасом, устройство компаса" 

06.10

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, компас


12

Практическая работа № 4

« Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу»

09.10-13.10

10.10

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, компас


13

Административная работа (тест)

Обобщающий урок по теме "Планета, на которой мы живем"

13.10

- получение первых представлений о телах и веществах, об атомах;

повторение известных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство с термометром;


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


14

Неживая природа - 16 ч

Тела, вещества, частицы

16.10-20.10

17.10

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


15

Твердые вещества, жидкости и газы.

20

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


16

Три состояния воды - твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком состоянии

Практическая работа №5 «Изучение свойств воды в жидком состоянии»

23.10-27.10

24

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


17

Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов-1ч


Термометр и его устройство. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.


Практическая работа №6

"Измерение температуры

воды с помощью термометра."




27.10

- повторение известных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство с термометром;

- обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращениях воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах;

— обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращениях воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах;


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, документ-камера


18

Свойства воды в твердом состоянии

Практическая работа №7

« Изучение свойств воды в твёрдом состоянии»


07.11-10.11


07.11

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, компас


19

Свойства воды в газообразном состоянии

10.11

проектор, ноутбук, интерактивная доска, документ-камера


20

Круговорот воды в природе

13.11-17.11

14.11

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


21

Туман и облака. Осадки.

17.11

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


22

Вода - растворитель. Растворы в природе. Правила поведения в быту с водой.

20.11-24.11


21.11

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


23

Охрана водоемов, бережное отношение к воде.

24.11








проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, гербарий


24

Воздух – это смесь газов.



27.11-01.12







28.11

— знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха;

— изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли



- формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой





- изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли

— формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой





проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


25

Свойства воздуха


01.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


26

Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.


04.12-08.12






05.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


27

Температура воздуха

Практическая работа №8 "Измерение температуры воздуха с помощью термометра."

08.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, термометр


28

Ветер. Приборы, определяющие направление ветра





11.12-15.12







12.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


29

Погода и ее составляющие. Наблюдение за погодой своего края.

15.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


30

Проверочная работа по теме "Неживая природа"




18.12-22.12










19.12



31

Взаимосвязь неживой и живой природы -16 ч


Горные породы

22.12

— знакомство с горными породами, особенностями их разрушения под влиянием температуры и воды;

— изучение разнообразия минералов и их практического использования человеком;

— рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы»;


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


32

Разрушение горных пород



25.12-29.12


26.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


33

Минералы.

Практическая работа №9 "Сравнение минералов по твердости"

29.12

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, коллекция минералов


34

Полезные ископаемые. Условные обозначения полезных ископаемых на карте.




11.01-12.01







12.01


проектор,

ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, физическая карта России, коллекция полезных ископаемых


35

Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста.

15.01-19.01















16.01

— классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

— обсуждение основных правил дорожного движения;

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


36

Искусственные материалы из каменного угля и нефти.

19.01

— изучение разнообразия минералов и их практического использования человеком;

— рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы»;


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, коллекция горных пород


37

Свойства полезных ископаемых

Практическая работа №10 «Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора)"

22.01-26.01



23.01

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, коллекция полезных ископаемых


38

Свойства полезных ископаемых

Практическая работа №11 " Изучение свойств полезных ископаемых (песка и глины)"

26.01

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, коллекция полезных ископаемых


39

Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.

29.01-02.02














05.02-09.02









30.01

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


40

Почва. Образование почвы.

02.02

— ознакомление с процессом почвообразования;

— постановка опытов, изучения состава почвы;

описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

— проведение сравнений, выбор правильного ответа;

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

— самостоятельное маркирование;

— повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды;

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;













проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


41

Почва и ее состав

Практическая работа №12 "Определение примерного состава почвы"


06.02

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, проектор, коллекция почв


42

Экскурсия " Почвы родного края."

09.02

лупа


43

Значение почвы для живых организмов



12.02-16.02





13.02

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


44

Цепи питания

16.02

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


45

Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

19.02-22.02





20.02

проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку


46

Проверочная работа по теме "Взаимосвязь неживой и живой природы"

27.02



47

Природные сообщества-16 ч


Лес и его обитатели


26.02-02.03








02.03

проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку


48

Лес и его обитатели


Практическая работа №13

"Работа с гербариями растений леса: внешнего описание вида, условий произрастания"


06.03

изучение многообразия растительного и животного мира

— повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу;


— расширение первичных представлений о луге, поле, болоте, лесе, реке, озере;

— освоение материала, связанного с охраной природы родного края, знакомство с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России;

— уточнение представлений о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;

— проведение наблюдений, постановка опытов.


проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, гербарий растений


49

Луг и его обитатели


05.03-09.03


13.03

проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку


50

Луг и его обитатели

Практическая работа №14 "Работа с гербариями растений луга: внешнего описание вида, условий произрастания"



12.03-16.03


16.03

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника, , гербарий растений


51

Административная работа (тест)

Поле и его обитатели.

20

описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

— проведение сравнений, выбор правильного ответа;

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

— самостоятельное маркирование;

— повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды;

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


52

Пресный водоем и его обитатели.



19.03-23.03










23

проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


53

Болото и его обитатели


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


54

Значение лесов


02.04-06.04







проектор, ноутбук, интерактивная

доска, электронная версия учебника


55

Экскурсия "Природное сообщество лес."Правила безопасного поведения в лесу.


лупа


56

Луг и человек.


09.04-13.04




— обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года;

описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;

— проведение сравнений, выбор правильного ответа;

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);

— самостоятельное маркирование;

— повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды;

— формирование умений учебного сотрудничества — умений

договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад

в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;

- расширение представлений о ленте времени, уточнение знаний о месяце, годе, веке; размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, известных имен исторических деятелей и памятников культуры;







проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


57

Экскурсия "Природное сообщество луг."


лупа


58

Надо ли охранять болота? Правила безопасного поведения в заболоченных местах и местах торфяных разработок.


16.04-20.04









проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


59

Дары рек и озер


проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


60

Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).


23.04-27.04




















проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


61

Экскурсия "Природное сообщество водоём"

лупа


62

Человек – защитник природы. Самостоятельная работа по теме "Природные сообщества"


30.04-04.05






проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


63

Наша страна Россия- 6 ч

Лента времени

Практическая работа №15 "Определение последовательности исторических событий (раньше, соотнесение позже), века с годом по Ленте времени"



07.05-11.05















— повторение основных событий, связанных с изменением облика Московского Кремля (сосновый, дубовый, белокаменный, краснокаменный) с XII по XV век;

— изучение Золотого кольца России, знакомство с Санкт- Петербургом;

— выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов;

— моделирование (составление маршрута экскурсии).



проектор, ноутбук, интерактивная доска, электронная версия учебника


64

Города России. Города Золотого кольца. Основные достопримечательности.


проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, электронная версия учебника


65

Города Золотого кольца.

Практическая работа №16 "Работа с картой— города

Золотого кольца России"


14.05-18.05









проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, электронная версия учебника



66

Город Санкт- Петербург. Строительство города.





проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, электронная версия учебника


67

Достопримечательности Санкт-Петербурга.




21.05-25.05



проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, электронная версия учебника


68

Экскурсия в краеведческий музей.

Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.






















Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения



УМК:


1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник класс.- М., "Академкнига/Учебник" 2017

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Методическое пособие для учителя. 3 класс. - М., "Академкнига/Учебник", 2017

3. Программа О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Окружающий мир» (Программы по учебным предметам часть 2: окружающий мир, музыка, технология.- М.,«Академкнига/учебник», 2013). Проект «Перспективная начальная школа»


Дополнительные материалы:

  1. географические и исторические карты;

  2. глобус;

  3. гербарии растений;

  4. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

  5. изобразительные наглядные пособия – таблицы;

  6. муляжи овощей, фруктов, грибов;

  7. таблицы и плакаты по окружающему миру;

  8. презентации по темам.


Интернет-ресурсы:

  • Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  • Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru

  • Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

  • Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

  • Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

  • Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru



Используемое оборудование:

  • Ноутбук

  • Экран, проектор

  • МФУ

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся

  • Специализированная учебная мебель

  • Компьютерный стол



СОГЛАСОВАНО

Протокол от _________________№______

заседания кафедры учителей начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР _____________Е.В. Ионова

01.09.2017





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!