СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. Перспектива, 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру. Перспектива 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. Перспектива, 4 класс.»


Общие сведения

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель:

Кол-во часов в неделю: 2

Кол-во часов в год: 68

Уровень программы: базовый/углубленный

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе :

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373) с внесенными изменениями (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576);

- примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- письма Минобрнауки России от 28.10.2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А. А., Новицкой М. Ю.  М., «Просвещение», 2014 год;

- учебного плана МАОУ «Гимназия №5+» г. Чебоксары на 2019 - 2020 учебный год

. Программа подлежит корректировке в зависимости от групповой и индивидуальной динамики учащихся, а также административных решений и непредвиденных обстоятельств в течение учебного года.

Характеристика группы

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебно-методический комплекс: УМК «Перспектива» авторы : Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., состоящий из:

1. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы;

2. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях.

3. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях.

4. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс



Техническое обеспечение: компьютер, принтер, интерактивная доска или экран

Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;

  • представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;

  • навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

  • способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);

  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

  • представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;

  • знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;

  • установка на здоровый образ жизни* с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • владеть общим приёмом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

  • приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

  • приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;

  • называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;

  • перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;

  • показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

  • характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

  • знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

  • соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

  • располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

  • показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

  • определять по карте местоположение древнейших русских городов;

  • называть дату (век) Крещения Руси;

  • характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

  • называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;

  • называть дату (век) Куликовской битвы;

  • называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

  • показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;

  • перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;

  • приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

  • называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

  • называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);

  • характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);

  • характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);

  • называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);

  • характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;

  • называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);

  • характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;

  • называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;

  • характеризовать созидательную деятельность наших сооте чественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;

  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);

  • характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;

  • называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;

  • приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).

Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Мы – граждане единого Отечества» (14 ч)

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Раздел 2. «По родным просторам» (19 ч)

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Раздел 3. «Путешествие по реке времени» (25 ч)

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Раздел 4. «Мы строим будущее России» (9 ч)

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Образование Российской Федерации. Современная Россия. Развитие сельского хозяйства в России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России



Тематическое планирование

п/п


Тема


Кол-во часов

Раздел 1. «Мы – граждане единого Отечества» (14 ч)

1

Общество — это мы!

1

2

Российский народ

1

3

Конституция России


4

Права ребёнка

2

5

О чём расскажет план

1

6

Государственное устройство России

1

7

Российский союз равных

1

8

Государственная граница России

1

9

Путешествие за границу России

1

10

Сокровища России и их хранители

1

11-12

Модуль «Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации»

2

13

Творческий союз

1

14

Обобщение

1

Раздел 2. «По родным просторам» (19 ч)

15

Карта - наш экскурсовод

1

16

По равнинам и горам

1

17

В поисках подземных кладовых

1

18

Наши реки

1

19

Озёра — краса Земли

1

20

По морским просторам

1

21

С севера на юг

1

22

В ледяной пустыне

1

23

Тундра

1

24

Среди лесов

1

25

В широкой степи

1

26

В жаркой пустыне

1

27

У тёплого моря

1

28

Модуль «Мы - дети родной земли»

1

29

В содружестве с природой

1

30

Как сберечь природу России

1

31

По страницам Красной книги

1

32

Модуль «По заповедникам и национальным паркам». Очно-заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России.

1

33

Обобщение


Раздел 3. «Путешествие по реке времени» (25 ч)

34

В путь по Реке времени

1

35

Путешествуем с археологами

1

36

Модуль «В путь по страницам летописи». Посещение Архива Республики

1

37

Истоки Древней Руси

1

38

Мудрый выбор

1

39

Наследница Киевской Руси

1

40

Москва — преемница Владимира

1

41

Начало Московского царства

1

42

Подвижники Руси и землепроходцы

1

43

На пути к единству

1

44

Начало Российской империи

1

45

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

1

46

Отечественная война 1812 года

1

47

Великий путь

1

48

Золотой век театра и музыки.

1

49

Модуль «Театры Чувашии»

1

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

51

В поисках справедливости

1

52

Век бед и побед

1

53

«Вставай, страна огромная!»

1

54

Трудовой фронт России

1

55-56

Модуль «Нет в России семьи такой...»

2

57

Достижения 1950—1970-х гг.

1

58

Обобщение

1

Раздел 4. «Мы строим будущее России» (9 ч)

59

Современная Россия

1

60

«Хороша честь, когда есть, что есть»

1

61

Умная сила России

1

62

Светлая душа России

1

63

Начни с себя!

1

64-66

Модуль «Все в наших руках». Встречи со специалистами сельского хозяйства, работниками пищевой промышленности, науки, техники, искусства своего края.

3

67-68

Обобщение

1