РабочаяПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02:ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ И
ТЕХНОЛОГИЯ ОБЩЕСЛЕСАРНЫХ РАБОТ
по профессии 35.01.13: Тракторист машинист сельскохозяйственного производства
Бохан
2018
Рассмотрена и одобрена на
заседании методической комиссии
« » сентября 2018 г.
Протокол № ____
Руководитель МК______________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) укрупненных групп 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Боханский аграрный техникум»
Разработчики:
Комаров Алексей Юрьевич, преподаватель высшей категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рецензент:
Администрация Начальник отдела
МО «Боханский район» сельского хозяйства А.Г.Александров
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- Планирование учебного времени по учебной
дисциплине - условия реализации программы учебной дисциплины
| 12 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 14 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 110000 Сельское и рыбное хозяйство:
35.01.13: Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов;
- выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
- подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
- особенности строения металлов и сплавов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;
- виды обработки металлов и сплавов;
- виды слесарных работ;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часов;
самостоятельной работы обучающегося 31 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 93 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 62 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 31 |
в том числе: | |
подготовка сообщений | 8 |
подготовка рефератов | 10 |
подготовка и защита презентаций | 3 |
проработка конспектов и оформление отчетов по практическим работам; подготовка к их защите | 10 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ
Наименование разделов и тем | № УРОКА | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Тип и форма урока | Вид контроля | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Раздел 1. Основные сведения о металлах, сплавах и неметаллических материалах | | | 29 | | | | |
Тема 1.1. Чёрные металлы и сплавы | Содержание | 3 | | |
1 | 1. | Основные сведения о черных металлах и сплавах Классификация металлов и сплавов, основные свойства металлов и сплавов. | 1. | Урок усвоения новых знаний | Устный опрос | 2 | |
2 | | Классификация чугунов, производство чугуна | 1. | Комбиниров. | Устн. опр | | |
3 | 2. | Основы термической обработки стали Технология термической обработки стали. Влияние термической обработки на механические свойства стали. | 1. | Комбиниров. | Устн.опр | 2 | |
Практические занятия | 2 | | |
4 | Сравнение структур и свойств сталей и чугунов.1а Сравнение влияния режимов термообработки на структуру и свойства стали.1б | 1. | урок закрепления знаний | взаимоконтроль | 2 | |
5 | Проверка и оценка влияния деформаций на механические свойства металлов и их сплавов.2 | 1. | --//-- | --//-- | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщений по темам: Классификация сталей. Способы защиты от коррозии. Подготовка и защита презентации по теме: Производство сталей. Виды термической обработки стали. | 6 | | |
Тема 1.2. Цветные металлы и сплавы | Содержание | 4 | | |
6 | 1. | Основные сведения о цветных металлах и сплавах Производство цветных металлов, эксплуатационные качества цветных металлов. | 1. | Урок усвое- ния новых знаний | Устный опрос | 2 | |
7 | | Металлокерамические сплавы. Баббиты, припои. | 1. | комбинированный | Устный опрос | 2 | |
8 | 2. | Защита поверхностей деталей машин от коррозии Понятие о коррозии. Причины ее возникновения | 1. | комбинированный | Устный опрос | 2 | |
9 | | Способы борьбы с коррозией металлов и сплавов | 1. | комбинированный | Устный опрос | 2 | |
Практические занятия | 2 | | |
10 | Сравнение структур и свойств цветных металлов и их сплавов.3 | 1. | урок-исследование | письменный опрос | | |
11 | Проверка и оценка свойств цветных металлов и их сплавов.4 | 1. | | | | |
Тема 1.3. Неметаллические материалы | Содержание | 4 | | |
12 | 1. | Обзор неметаллических материалов | 1. | лекция | конспект | 2 | |
13 | | Древесные материалы. | 1. | комбинир. видеоурок | устный опрос | 2 | |
14 | | Изоляционные, прокладочные и уплотнительные материалы. | 1. | комбинир. | устный опрос | 2 | |
15 | | Материалы для нанесения покрытий. | 1. | комбинир. | устный опрос | 2 | |
Практические занятия | 2 | | |
16 | Чтение марок материалов.5 | 1. | урок закрепления знаний | тестовый | | |
17 | Чтение марок материалов.6 | 1. | урок закрепления знаний | тестовый | | |
Тема 1.4. ГСМ и эксплуатационные жидкости | Содержание | 10 | | |
18-19 | 1. | Топливо – смазочные материалы Производство автомобильных и дизельных топлив | 2. | Урок усвое- ния новых знаний | Устный опрос | 3 | |
20-21 | | Марки и свойсива бензинов и диз.топлива | 2. | Урок усвое- ния новых знаний | Устный опрос | 3 | |
22-23 | | Смазки, классификация и св-ва. | 2. | --//-- | --//-- | 2 | |
24-25 | 2. | Эксплуатационные жидкости Охлаждающие жидкости. | 2. | --//-- | --//-- | 2 | |
26 | | Тормозные жидкости. | 1. | --//-- | --//-- | 2 | |
27 | | Электролит. | 1. | --//-- | --//-- | 2 | |
Практические занятия | 2 | | |
28 | Сравнение эксплуатационных свойств жидкостей и чтение марок ГСМ.7 | 1. | урок-исследование | писменный опрос | | |
29 | Сравнение свойств эксплуатационных жидкостей.8 | 1. | урок-исследование | писменный опрос | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: Моторные и трансмиссионные масла. | 4 | | |
30 | Контрольная работа по теме «Металлы и сплавы. Неметаллические материалы» | 1 | Контрольный урок | тестовый | | |
Раздел 2. Основы слесарного дела | | | | |
Тема 2.1. Организация слесарных работ | Содержание | 4 | |
31 | 1. | Организация рабочего места | 1. | Комбинированный, видео. | устный опрос | 2 | |
32 | | Правила техники безопасности при слесарных работах. | 1. | Комбинированный, видео. | устный опрос | 2 | |
33 | | Устройство и назначение слесарного верстака. | 1. | --//-- | --//-- | 2 | |
34 | | Устройство параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. | 1. | Комбинированный рассказ | устный опрос | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. | 5 | | |
Тема 2.2. Общеслесарные работы | Содержание | 15 | | |
35 | 1. | Подготовительные операции слесарной обработки Плоскостная разметка, правка и гибка металла. | 1. | Урок усвое- ния новых знаний | | 3 | |
36 | | Резание металла. | 1. | --//-- | | 3 | |
37 | 2 | Размерная слесарная обработка Опиливание металла. Шабрение, сверление. | 1. | --//-- | | 3 | |
38 | | Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. Обработка резьбовых поверхностей. | 1. | комбинированный рассказ | устный опрос | 3 | |
39 | 3 | Выполнение неразъемных соединений Клепка. | 1. | комбинированный рассказ | устный опрос | 3 | |
40-41 | | Пайка и лужение. Склеивание. Пайка и лужение. Склеивание. (1) | 2. | --//-- | --//-- | 3 | |
42-43 | 4 | Выполнение слесарных операций Последовательность выполнения слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. | 2. | комбинированный рассказ | устный опрос | 3 | |
44-45 | | Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам). | 2. | комбинированный рассказ | устный опрос | 3 | |
46-47 | 5 | Правила выбора и применения инструментов Выбор инструмента в зависимости от величины детали, назначения, заданной точности и шероховатости обработки. Правила применения инструментов, уход за ними и правила хранения. | 2. | --//-- | --//-- | 3 | |
48-49 | 6 | Требования к качеству обработки деталей Виды износа деталей и узлов. Способы восстановления и повышения долговечности деталей. Требования к качеству обработки деталей. | 2. | комбинированный рассказ | устный опрос | 2 | |
Практические занятия | 11 | | |
50 | Выполнение разметки плоских поверхностей Выполнение рубки металла | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
51 | Проведение правки металла | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
52 | Выполнение гибки металла | 1 | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
53 | Проведение операций по резке металла | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
54 | Выполнение опиливания металла | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
55 | Выполнение операций по сверлению, зенкованию, зенкерованию и развертыванию отверстий | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
56 | Нарезание внешней и внутренней резьбы | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
57 | Выполнение клепки | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
58 | Проведение пайки и лужения | 1 | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
59 | Выполнение склеивания | 1. | урок закрепления знаний | визуальный контроль | | |
60 | Выполнение шабрения | 1. | урок закрепления знаний | Устный опрос | | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: Зенкование. Зенкерование. Развертывание отверстий. Подготовка и защита презентаций на темы: Резание металла. Опиливание металла. Сверление. Подготовка рефератов на темы: Разметка. Выполнение неразъемных соединений | 16 | | |
61-62 | Контрольная работа по теме «Виды слесарных работ» | 2 | Контрольный урок | тестовый | | |
93 | | | | | | |
| | | | |
Планирование учебного времени
по учебной дисциплине
« Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
№ п/п | Профессия | Курс | Полугодие | Итого |
1 | 2 | Год |
1 | Тракторист-машинист с/х производства | 1 | 30 | 18 | 48 |
2 | Тракторист-машинист с/х производства | 2 | 14 | - | 14 |
3 | Тракторист-машинист с/х производства | 3 | - | - | - |
| ВСЕГО: | | 44 | 18 | 62 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета материаловедения и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, обучающие программы по дисциплине.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка) [Текст]: учебное пособие для нач. проф. образования.- М.: Издательский центр Академия, 2014.- 288 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела[Текст]: Учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2007 – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. [Текст]: Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2008.
Покровский Б.С. Скакун, В.Слесарное дело [Текст]: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 317 с.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело [Текст]: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005.
Интернет ресурсы:
Электронный ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выполнять производственные работы с учетом характеристик металлов и сплавов; | оценка результатов выполнения практических работ |
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы; | оценка результатов выполнения практических работ |
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и узлов | оценка результатов выполнения практических работ |
Знания: | |
основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; | оценка результатов выполнения практических работ контрольная работа |
особенности строения металлов и сплавов; | оценка результатов выполнения практических работ устный опрос |
основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства | реферат презентация контрольная работа |
виды обработки металлов и сплавов; | оценка результатов выполнения практических работ реферат |
виды слесарных работ; | контрольная работа |
правила выбора и применения инструментов; | оценка результатов выполнения практических работ устный опрос |
последовательность слесарных операций; | оценка результатов выполнения практических работ устный опрос |
приемы выполнения общеслесарных работ; | реферат устный опрос оценка результатов выполнения практических работ |
требования к качеству обработки деталей; | устный опрос оценка результатов выполнения практических работ |
виды износа деталей и узлов | устный опрос |
свойства смазочных материалов | реферат оценка результатов выполнения практических работ |