6
Пояснительная записка
Письмо и развитие речи
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников
развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5 классе продолжается работа по звукабуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся.
В процессе упражнений формируются навыки правописания (едино
образное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный
разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению,
сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки
построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию во
2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую
учащимся 5 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны |
Классы | Знать | Уметь |
5 класс Письмо и развитие речи | | Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; Обозначать мягкость согласных буквой ь; Разбирать слово по составу; Выделять имя существительное как часть речи; Строить простое распространенное предложение; Связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); Пользоваться школьным орфографическим словарем. |
Содержание учебного предмета
Письмо и развитие речи
5 класс
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении
предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные
члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые
и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих со
гласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после
гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания без
ударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по
картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем ( примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям. Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме
Письмо и развитие речи 68 часа
5 класс
I Повторение 3 часа
Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
II Звуки и буквы 10 часов
Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.
Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Алфавит.
III Слово 33 часа
Состав слова. 7 часов
Корень и однокоренные слова.
Окончание, приставка, суффикс.
Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. 2 часа
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.
Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное 24 часа
Понятие об имени существительном.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и
Отсутствие мягкого знака (ь) у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам.
Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения.
Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни),
Окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне),
Окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.
Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля),
Окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е
В предложном падеже (в городе, в море),
Окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения.
Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
IV Предложение 5часов
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Знаки препинания при однородных членах.
V Связная речь 14 часов
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте,
Поздравительная открытка,
Письмо родителям
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану из жизни животных, школьные дела,
Изложение по предложенному учителем план поступки учащихся
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя,
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по картине,
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по серии картин,
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы,
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем проведение каникул,
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем игры зимой
VI Повторение пройденного за год 3 часа