СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс 8 вид

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                      

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс 8 вид»

6


Пояснительная записка

Письмо и развитие речи

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников
развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспиты­вается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5 классе продолжается работа по звукабуквенному ана­лизу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение эле­ментарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся.
В процессе упражнений формируются навыки правописания (едино­
образное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный
разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению,
сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим уча­щимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки
построения простого предложения разной степени распростра­ненности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произноше­ния, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию во
2-4 классах. Подготовительные упражнения - ответы на после­довательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую
учащимся 5 классов овладеть такими видами работ, как изложе­ние и сочинение.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Учащиеся должны

Классы

Знать

Уметь

5 класс


Письмо и развитие речи

  • способ проверки написания
    гласных и согласных (путем изменения формы слова)

  1. Различать звуки и буквы, звуки гласные и
    согласные, обозначать их на письме;

  2. Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

  3. Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  4. Обозначать мягкость согласных буквой ь;

  5. Разбирать слово по составу;

  6. Выделять имя существительное как часть речи;

  7. Строить простое распространенное предложение;

  8. Связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

  9. Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Содержание учебного предмета

Письмо и развитие речи

5 класс

Повторение


Практические упражнения в составлении и распространении
предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные
члены предложения. Различение предложений по интонации.


Звуки и буквы


Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые
и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих со­
гласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после
гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания без­
ударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.


Слово
Состав слова.


Корень и однокоренные слова. Окончание, при­ставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок Приставка и предлог. Разделительный ъ.


Части речи.


Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.


Имя существительное.


Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном паде­же (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной). Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном паде­же (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склоне­ния. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен сущест­вительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном скло­нении имен существительных, относящихся к различным склоне­ниям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).


Предложение


Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных чле­нах.


Связная речь


Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану (примерная те­матика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по
картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учите­лем ( примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям. Повторение пройденного за год.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых каждой теме

Письмо и развитие речи 68 часа

5 класс

I Повторение 3 часа

  1. Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

  2. Связь слов в предложении.

  3. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

II Звуки и буквы 10 часов

  1. Звуки и буквы.

  2. Звуки гласные и согласные.

  3. Согласные твердые и мягкие.

  4. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я.

  5. Согласные звонкие и глухие.

  6. Правописание звонких и глухих со­гласных на конце слов.

  7. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных.

  8. Гласные ударные и безударные.

  9. Проверка написания без­ударных гласных путем изменения формы слова.

  10. Алфавит.

III Слово 33 часа

Состав слова. 7 часов

  1. Корень и однокоренные слова.

  2. Окончание, при­ставка, суффикс.

  3. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

  4. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глу­хих согласных в корне слова.

  5. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

  6. Правописание приставок. Приставка и предлог.

  7. Разделительный ъ.

Части речи. 2 часа

  1. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.

  2. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное 24 часа

  1. Понятие об имени существительном.

  2. Имена существительные собственные и нарицательные.

  3. Имена существительные одушевлен­ные и неодушевленные.

  4. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

  5. Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

  6. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и

  7. Отсутствие мягкого знака (ь) у существительных мужского рода (мяч, нож).

  8. Изменение существительных по падежам.

  9. Умение различать падежи по вопросам.

  10. Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.

  11. Первое склонение имен существительных в единственном числе.

  12. Единообразное написание ударных и безударных окончаний суще­ствительных 1-го склонения.

  13. Окончания -ы, -и в родительном паде­же (из комнаты, из деревни),

  14. Окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне),

  15. Окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

  16. Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний суще­ствительных 2-го склонения.

  17. Окончания -а, -я в родительном паде­же (с озера, с поля),

  18. Окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е

  19. В предложном падеже (в городе, в море),

  20. Окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

  21. Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склоне­ния.

  22. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).

  23. Упражнения в правописании падежных окончаний имен сущест­вительных 1,2,3-го склонения.

  24. Упражнения в одновременном скло­нении имен существительных, относящихся к различным склоне­ниям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

IV Предложение 5часов

  1. Главные и второстепенные члены предложения.

  2. Предложения нераспространенные и распространенные.

  3. Однородные члены предложения.

  4. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.

  5. Знаки препинания при однородных чле­нах.

V Связная речь 14 часов

  1. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте,

  2. Поздравительная открытка,

  3. Письмо родителям

  4. Заполнение дневника учащимися.

  5. Работа с деформированным текстом.

  6. Изложение по предложенному учителем плану из жизни животных, школьные дела,

  7. Изложение по предложенному учителем план поступки учащихся

  8. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя,

  9. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по картине,

  10. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по серии картин,

  11. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя по материалам наблюдений.

  12. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учите­лем (примерная тематика: жизнь класса, школы,

  13. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учите­лем проведение каникул,

  14. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учите­лем игры зимой

VI Повторение пройденного за год 3 часа