Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:
МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова
____________ М.В. Шалкиева Приказ №______ от «___» ___________ 2019г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Письмо и развитие речи»
в основной школе для обучающихся 9 класса
с интеллектуальными нарушениями
Количество часов в неделю: 4
(Учебник Русский язык. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,– М.: Просвещение, 2006)
Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
первая кв. кт.
Курки, 2019
Содержание (4 ч в неделю)
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вое-), из-(ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300,400; 40, 90,100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Учебно-тематическое планирование по письму и развитию речи для обучающихся 9 класса
№ | Тема | Кол-во часов |
| ПОВТОРЕНИЕ (11ч + 1ч) | |
1 | Простое предложение. | 1 |
2 | Простое предложение с однородными членами. | 1 |
3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
4 | Обращение. | 1 |
5 | Сложное предложение с союзом и. | 1 |
6 | Сложные предложения с союзами а, но. | 1 |
7 | Сложные предложения со словами который, когда. | 1 |
8 | Сложные предложения со словами где, что, чтобы, потому что. | 1 |
9 | Обобщающее повторение по теме «Предложение». | 1 |
10 | Повторение по теме «Предложение». | 1 |
11 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение. Предложение». | 1 |
12 | Р/р Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг. | 1 |
| ЗВУКИ И БУКВЫ (14ч + 1ч) | |
13 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
14 | Гласные и согласные звуки. | 1 |
15 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 |
16 | Звонкие и глухие согласные. | 1 |
17 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
18 | Обозначение мягкости согласных буквой ь. | 1 |
19 | Обозначение звонких и глухих согласных на письме. | 1 |
20 | Буквы е, е, ю, я в начале слова. | 1 |
21 | Разделительный ь. | 1 |
22 | Разделительный ъ. | 1 |
23 | Количество звуков и букв в слове. | 1 |
24 | Непроизносимые согласные. | 1 |
25 | Обобщающие упражнения по теме: «Звуки и буквы». | 1 |
26 | Р/р Изложение «Где живёт сказочник?» | 1 |
27 | Деловое письмо: объявление. | 1 |
| СЛОВО | |
| СОСТАВ СЛОВА (22ч + 1ч) | |
28 | Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 |
29 | Ударные гласные в корне слова. | 1 |
30 | Безударные гласные в корне слова. | 1 |
31 | Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов. | 1 |
32 | Обобщение знаний по теме «Ударные и безударные гласные в корне слова». | 1 |
33 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 1 |
34 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 |
35 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов. | 1 |
36 | Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. | 1 |
37 | Правописание гласных в приставках. | 1 |
38 | Правописание согласных в приставках. | 1 |
39 | Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-) раз- (рас-). | 1 |
40 | Обобщение знаний по теме «Правописание приставок». | 1 |
41 | Сложные слова. | 1 |
42 | Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. | 1 |
43 | Сложносокращённые слова. | 1 |
44 | Повторение по теме «Сложные слова». | 1 |
45 | Закрепление материала по теме «Слово». | 1 |
46 | Обобщающие упражнения по теме «Правописание приставок». | 1 |
47 | Контрольные вопросы и задания по теме «Правописание приставок». | 1 |
48 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Состав слова». | 1 |
49 | Р/р Открытое письмо: как надо беречь лес. | 1 |
50 | Деловое письмо: расписка. | 1 |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (10ч + 1ч) | |
51 | Имя существительное. Роль существительного в речи. | 1 |
52 | Основные грамматические категории имени существительного. | 1 |
53 | Грамматические признаки имени существительного. | 1 |
54 | Склонение имён существительных. | 1 |
55 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | 1 |
56 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
57 | Существительные с шипящей на конце. | 1 |
58 | Обобщающие упражнения по теме «Имя существительное». | 1 |
59 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя существительное». | 1 |
60 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное». | 1 |
61 | Р/р Заметка в стенгазету. | 1 |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8ч + 2ч) | |
62 | Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. | 1 |
63 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | 1 |
64 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 |
65 | Правописание имён прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи. | 1 |
66 | Р/р Сочинение «Господин Великий Новгород». | 1 |
67 | Обобщающие упражнения по теме «Имя прилагательное». | 1 |
68 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное». | 1 |
69 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное». | 1 |
70 | Р/р Сжатое изложение «Летом в деревне». | 1 |
71 | Деловое письмо: объяснительная записка. | 1 |
| ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ (8ч + 2ч) | |
72 | Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. | 1 |
73 | Правописание личных местоимений. | 1 |
74 | Склонение личных местоимений. | 1 |
75 | Личные местоимения с предлогами. | 1 |
76 | Правописание личных местоимений 3-го лица. | 1 |
77 | Обобщающие упражнения по теме «Личные местоимения». | 1 |
78 | Контрольные вопросы и задания по теме «Местоимение». | 1 |
79 | Диктант с грамматическим заданием по теме: «Местоимение». | 1 |
80 | Р/р Сочинение по репродукции картины Н.Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском». | 1 |
81 | Р/р Письмо бабушке. | 1 |
| ГЛАГОЛ (14ч + 1ч) | |
82 | Глагол. Роль глагола в речи. | 1 |
83 | Грамматические признаки глагола. | 1 |
84 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
85 | Частица не с глаголами. | 1 |
86 | Спряжение глаголов. | 1 |
87 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 |
88 | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | 1 |
89 | Повелительная форма глагола. | 1 |
90 | Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. | 1 |
91 | Мягкий знак в глаголах. | 1 |
92 | Обобщающие упражнения по теме «Глагол». | 1 |
93 | Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол». | 1 |
94 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 |
95 | Р/р Изложение «Аисты в небе войны». | 1 |
96 | Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие (автобиография, анкета). | 1 |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (10ч) | |
97 | Имя числительное. Понятие об имени числительном. | 1 |
98 | Количественные и порядковые числительные. | 1 |
99 | Правописание числительных 4,40,100. | 1 |
100 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900. | 1 |
101 | Правописание числительных с ь. | 1 |
102 | Правописание числительных 90, 200, 300,400. | 1 |
103 | Обобщающие упражнения по теме «Имя числительное». | 1 |
104 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя числительное». | 1 |
105 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Числительное». | 1 |
106 | Деловое письмо: доверенность. | 1 |
| НАРЕЧИЕ (5ч + 1ч) | |
107 | Наречие. Понятие о наречии. | 1 |
108 | Наречия, обозначающие время, место, способ действия. | 1 |
109 | Правописание наречий с о и а на конце. | 1 |
110 | Обобщающие упражнения по теме «Наречие». | 1 |
111 | Контрольные вопросы и задания по теме «Наречие». | 1 |
112 | Р/р Изложение «В борьбе со стихиями». | 1 |
| ЧАСТИ РЕЧИ (6ч) | |
113 | Части речи: существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. | 1 |
114 | Имя прилагательное и порядковое числительное. | 1 |
115 | Прилагательное и наречие. | 1 |
116 | Имя существительное и местоимение. | 1 |
117 | Обобщающие упражнения по теме «Части речи». | 1 |
118 | Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи». | 1 |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ (17 ч + 1ч) | |
119 | Простое предложение. | 1 |
120 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
121 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
122 | Предложения с однородными членами. | 1 |
123 | Предложения с обращением. | 1 |
124 | Сложное предложение. | 1 |
125 | Предложения с союзами и, а, но. | 1 |
126 | Предложения без союзов. | 1 |
127 | Предложения со словами который, когда. | 1 |
128 | Предложения со словами где, что, чтобы, потому что. | 1 |
129 | Составление простых и сложных предложений. | 1 |
130 | Постановка знаков препинания в предложениях. | 1 |
131 | Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней. Большая буква в прямой речи. | 1 |
132 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 |
133 | Обобщающие упражнения по теме «Предложение». | 1 |
134 | Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение». | 1 |
135 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение». | 1 |
136 | Р/р Изложение «Трое». | 1 |
| ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (4ч) | 1 |
137 | Повторение пройденного за год. | 1 |
138 | Грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола. | 1 |
139 | Сочинение по репродукции картины Н. Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1812г.» | 1 |
140 | Контрольный диктант «История Каштанки». | 1 |
| ИТОГО: | 140 ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
части речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Словарь
Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразно, за счет, иждивенец, избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединенный, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов).
11