СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по праву 10-11 класс

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по праву 10-11 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИМЕНИ В.А.УВАРОВА


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 30.08.2021 года протокол № 1

Председатель педсовета _______________ О.В.Глебова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по праву

(указать учебный предмет, курс)


Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 класс)

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 68 часов

Учитель: Кравченко Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями)

с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 14, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1), рабочей программы воспитания, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 14 (протокол от 30.08.2021 г. № 1)

с учетом УМК: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013; Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2013; Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО.Основы правовой культуры»Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2012; Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово PC», 2009. Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово PC», 2009. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс,методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2011; Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2013.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Право».


Личностные результаты

Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:


  1. Гражданского воспитания:

  • гражданственности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признания неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовности к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовности отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовой и политической грамотности;

  • мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире;

  • ценностей демократии и социальной солидарности, готовности к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовности и способности отстаивать личное достоинство, собственное мнение, готовности и способности вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовности обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовности обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


  1. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:

  • российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

  • патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;

  • уважения к своему народу, чувствао ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


  1. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:

  • нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятия гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способности к сопереживанию; позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

  • выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  • компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризации традиционных семейных ценностей.


  1. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):

  • эстетического отношения к миру;

  • эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

  • эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

  • способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;

  • потребности в общении с художественными произведениями;

  • активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её;

  • готовности к эстетическому обустройству собственного быта.



  1. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):

  • мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки,

  • осознания значимости науки, готовности к научно-техническому творчеству, стремления к овладению достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.


  1. Физического воспитания и формирования культуры здоровья:

  • ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью других людей, умения оказывать первую помощь

  • неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


  1. Трудового воспитания и профессионального самоопределения:

  • ориентации обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы;

  • уважения ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,

  • готовности к осознанному выбору будущей профессии как пути и способа реализации собственных жизненных планов;

  • готовности обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребности трудиться, уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

  • добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовности к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


  1. Экологического воспитания:

  • экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

  • ответственности за состояние природных ресурсов;

  • умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

  • опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные универсальные учебные действия


  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия


  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия


  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты


Выпускник на базовом уровне научится:

  • опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;

  • выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;

  • характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

  • различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

  • различать субъекты и объекты правоотношений;

  • дифференцировать правоспособность, дееспособность;

  • оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

  • характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;

  • осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

  • формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

  • устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;

  • называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;

  • выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;

  • описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;

  • характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

  • объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;

  • характеризовать и классифицировать права человека;

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

  • характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;

  • характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

  • иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

  • иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

  • иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

  • характеризовать права и обязанности членов семьи;

  • объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;

  • характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

  • раскрывать содержание трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;

  • различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

  • дифференцировать виды административных наказаний;

  • дифференцировать виды преступлений и наказания за них;

  • выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • различать права и обязанности налогоплательщика;

  • анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;

  • различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;

  • высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;

  • различать виды юридических профессий.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • различать предмет и метод правового регулирования;

  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

  • различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;

  • выявлять особенности референдума;

  • различать основные принципы международного гуманитарного права;

  • характеризовать основные категории обязательственного права;

  • целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

  • выявлять способы защиты гражданских прав;

  • определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

  • различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

  • описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;

  • соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Планируемые результаты.

В результате изучения курса учащиеся научатся:

характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых



споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получ ения платных образовательных услуг;

объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений;

приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формой промежуточной аттестации является итоговая оценка за год по накопительной системе с учетом полугодовых оценок.

Формой итоговой аттестации за курс среднего общего образования является среднеарифметическая оценка по предмету за 10-11 класс с учетом годовых и полугодовых оценок.

Содержание учебного предмета.
    1. класс (34 часа)

1.Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества (5часов) Значение правовых знаний и умений для человека. Система юридических наук. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.

Тема 2. Теоретические основы права как системы (8 часов)

Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.

Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.

Тема 3. Правоотношения и правовая культура (7 часов) Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.

Тема 4. Государство и право (11 часов)



Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.

Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы (3часа) Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.

    1. класс (34 часа)

Тема 5. Гражданское право (13 часов)

Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.

Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.



Тема 6. Семейное, жилищное, трудовое право (8часов)

Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорнойрежим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.

Тема 7. Административное право и административный процесс(2 часа)

Административное право и административные отношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правоотношения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных наказаниях.

Тема 8. Уголовное право и уголовный процесс (2 часа)

Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.

Тема 9. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (5 часов)

Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи.

Тема 10. Международное право (4 часа)

Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека.

Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность.

Международное гуманитарное право и права человека.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Контроль уровня обучения.

Текущий контроль уровня обучения осуществляется на основе выполнения учащимися письменных и устных видов заданий. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя следующие специфически юридические виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика;

  • освоение типичных социально-правовых ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, на работе, в общественных местах и т.п.); Основными организационными формами диагностики и текущего контроля на данном этапе обучения праву с учетом специфики содержания курса являются:

  • словарная работа;  понятийный (терминологический) диктант;

  • анализ педагогически адаптированных и неадаптированных текстов;

  • практикумы, решение ситуационных юридических задач;



  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных и деловых играх (как письменная, так и устная);

  • публичные выступления;

  • тесты; По итогам изучения курса запланирована контрольная работа в тестовой форме (Приложение)

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале. Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по праву предполагает оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в соответствии со следующими критериями:

Критерии оценивания


Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1.

Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная

необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализирова ть и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий

между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все

противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя;

противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий




3.

Иллюстраци я своих

мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими

фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими

фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректност ь (точность в использован ии фактическог о материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты

отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются;

определяются чётко, но не

всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто

неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.

Причинно-

следственны е связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая

последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие

логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в

последовательности

Не может провести причинно- следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные

нарушения последовательности

А.Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Б. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:



  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Использование и оценивание тестов на уроках права. На уроках права предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации. Тест используется с целью проверки домашнего задания, а так же ранее изученного материала.

Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок. В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками). Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ. Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Критерии оценивания тестовых заданий: Оценка «2» - 0-49 % правильных ответов Оценка «3» - 50-64 % правильных ответов Оценка «4» - 65-79 % правильных ответов Оценка «5» - 80-100 % правильных ответов









Календарно-тематическое планирование ( 1 часа в неделю, всего 34 часа)

10 класс



урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Д/з


Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества. (5 часов)

1.



Юриспруденция как важная отрасль

человеческих знаний

1

Вопросы. Работа со схемами,

таблицами

Работа над понятийным аппаратом.§1

2.



Особенности и закономерности возникновения права

1

Вопросы. Работа с сообщениями СМИ,

литературными произведениями

Работа с заданиями §2, заполнение таблицы

3.



Принципы, аксиомы и презумпции права

1

Работа с документами,

таблицами, схемами.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий. Работа над понятийным аппаратом.§3

4.



Система регулирования общественных

отношений

1

Вопросы. Работа с документами,

СМИ.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий. Терминологический диктант. §4

Тема 1. Теоретические основы права как системы(8 часов)

5.



Система права

1

Презентация проекта.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий. Работа над понятийным

аппаратом.§5

6.



Правотворчество и процесс формирования права

1

Вопросы. Работа с текстом Конституции РФ, работа с документами,

понятиями

Работа с тестом учебника, выполнение заданий .Работа над понятийным аппаратом.§6

7.



Формы права

1

Вопросы. Работа с документами, текстом учебника,

СМИ.

Работа над понятийным аппаратом.§7



8.



Формы права

1

Выступление

учащихся.тренинг тестовых заданий.

Работа с заданиями §7-8.

9.



Действие норм права во

времени и в пространстве

1

Тест, вопросы с

развернутым ответом

Аналитическая работа. §9

10.



Реализация права

1

Карточки с заданием, схема

Работа над понятиями и терминами.§10

11.



Толкование права: задачи и особенности

1

Фронтальный опрос. Развернутый ответ

учащихся.

Работа над понятиями и терминами.§11

12.



Повторение и обобщение по теме: Теоретические основы

права как системы.

1

Практическая работа.


Тема 2.Правоотношения и правовая культура(7 часов)

13.



Правоотношения и их виды

1

Схема «Судебная система РФ»

Работа над понятийным аппаратом.§12

14.



Правоотношения и их виды

1

Вопросы. Анализ текста Конституции

РФ.

Работа над понятиями и терминами.§12- 13

15.



Правонарушения и их характеристика

1

Вопросы. Работа с

текстом учебника, документами.

Работа над понятиями и терминами. §14

16.



Юридическая ответственность

1

Вопросы. Работа с текстом учебника,

документами.

Работа над понятиями и терминами. §15

17.



Правосознание и правовая культура

1

Вопросы Работа в парах, с текстом Закона прав

потребителя.

Работа над понятиями и терминами. §16




18.



Правовые системы

современности

1

Вопросы. Работа с

текстом документа

Систематизация знаний. §17

19.



Повторение и обобщение по теме: Правоотношения и

правовая культура.

1

Практическая работа.


Тема 3. Государство и право(11 часов)

20.



Понятие государства и его признаки

1

Вопросы. Работа с

документами, практическая игра.

Работа над понятиями и терминами. §18

21.



Теории происхождения государства

1

Таблица

Работа над понятиями и терминами. §19

22.



Сущность и функции

государства

1

Выступления

учащихся

Работа с тестом учебника и

дополнительными материалами. §20

23.



Форма государства

1

Работа с

документами.

Работа с тестом учебника и

дополнительными материалами. §21

24.



Организация власти и управления в стране

1

Понятийный

диктант, тренинг тестовых заданий.

Работа над понятиями и терминами. §22

25.



Правовое государство и его сущность

1

Тест, вопросы с

развернутым ответом

Работа над понятиями и терминами. §23

26.



Конституция РФ – Основной закон государства

1

Вопросы. Работа с историческими источниками, литературными

произведениями

Работа над понятиями и терминами. § 24- 25

27.



Гражданство как правовая категория

1

Вопросы.

Анализ культурных норм.

Работа над понятиями и терминами. §26

28.



Правовой статус человека в

1

Вопросы. Анализ форм культуры.

Работа над понятиями и терминами. § 27







демократическом

государстве




29.



Альтернативная гражданская служба

1

Работа с документом. Анализ

ситуаций

§ 28 вопросы и задания

30.



Избирательные системы

и их виды

1

Опрос, таблица

Работа над понятиями и терминами. § 29-

30

31.



Повторение и обобщение по теме: Государство и право.

1

Практическая работа


Тема 4. Правосудие и правоохранительные органы(3 часа)

32.



Защита прав человека в государстве

1

Вопросы. Работа с текстом Конституции РФ. Работа с текстом

учебника.

Работа над понятиями и терминами. § 31- 32

33.



Правоохранительные

органы РФ

1


Работа над понятиями и терминами. § 33

34.



Итоговая контрольная работа.

1

Тест, вопросы с развернутым

ответом






Календарно-тематическое планирование ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

11 класс

урока

Дата

Коррек тировка

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Д/з

Глава 1. Гражданское право (13 часов).




1.



Гражданское право как

отрасль российского права.

1

Работа в группах, с текстом, с понятиями.

Работа над понятийным аппаратом.§1

2.



Субъекты гражданско-

правовых отношений.

1

Вопросы. Работа со

схемами, таблицами

Работа с заданиями §2, заполнение

таблицы

3.



Сделки в гражданском праве. Обязательное право

1

Вопросы. Работа с сообщениями СМИ, литературными

произведениями

Работа с тестом учебника, выполнение заданий. Работа над понятийным аппаратом.§4

4.



Понятие и сущность

договора. Виды договоров.

1

Работа с документами, таблицами, схемами.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий.

Терминологический диктант. §5

5.



Право собственности и его виды.

1

Вопросы. Работа с документами, СМИ.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий. Работа над

понятийным аппаратом.§6

6.



Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита

неимущественных прав.

1

Презентация проекта.

Работа с тестом учебника, выполнение заданий .Работа над понятийным аппаратом.§7

7.



Гражданско - правовая ю защиты гражданских прав.

1

Вопросы. Работа с текстом Конституции РФ, работа с документами,

понятиями

Работа над понятийным аппаратом.§8

8.



Государство как субъект

экономических отношений.

1

Вопросы. Работа с

документами, текстом учебника, СМИ.

Работа с заданиями §10

9.



Предпринимательство и предпринимательское

право.

1

Выступление учащихся.тренинг

тестовых заданий.

Аналитическая работа. §9

10.



Правовое регулирование предпринимательской

деятельности.

1

Тест, вопросы с развернутым ответом

Работа над понятиями и терминами.§11-12




11.



Права потребителей.

1

Карточки с заданием,

схема

Работа над понятиями и

терминами.§13

12.



Наследственное право.

1

Фронтальный опрос. Развернутый ответ

учащихся.

Работа над понятиями и терминами.§14

13.



Контрольная работа № 1

1

Практическая работа.


Глава 2.Семейное право. (2 часа)

14.



Правовые нормы

института брака.

1

Составление брачного

договора

Работа над понятийным

аппаратом.§15

15.



Родители и дети:

правовые основы взаимоотношений.

1

Вопросы. Анализ текста Конституции РФ.

Работа над понятиями и терминами.§16

Глава 3. Жилищное право. (1)

16.



Жилищные правоотношения.

1

Вопросы. Работа с

текстом учебника, документами.

Работа над понятиями и терминами.

§17

Глава 4. Трудовое право. (5 часов)

17.



Трудовое право в жизни людей.

1

Вопросы. Работа с текстом учебника,

документами.

Работа над понятиями и терминами.

§18

18.



Занятость и трудоустройство.

1

Вопросы Работа в парах, с

текстом Закона прав потребителя.

Работа над понятиями и терминами.

§23

19.



Трудовые

правоотношения

1

Вопросы. Работа с

текстом документа

Систематизация знаний. §20-21

20.



Правовое регулирование труда

несовершеннолетних.

1

Работа с тестом учебника

Работа над понятиями и терминами.

§22

21.



Контрольная работа № 2


Тест





Глава 5. Административное право и административный процесс. (2 часа)

22.



Административное право (правоотношения, правонарушения,

ответственность).

1

Вопросы. Работа с документами, практическая игра.

Работа над понятиями и терминами.

§23-24

23.



Как разрешить административный спор.

1

Таблица

Работа над понятиями и терминами.

§25

Глава 6. Уголовное право. (2 часа)

24.



Сущность уголовного права. Преступление и

наказание.

1

Выступления учащихся

Работа с тестом учебника и дополнительными материалами.

§26-29

25.



Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам

несовершеннолетних

1

Работа с документами.

Работа с тестом учебника и дополнительными материалами. §30

Глава 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни. (5 часов)

26.



Пенсионная система и страхование

1

Понятийный диктант, тренинг тестовых заданий.

Работа над понятиями и терминами.

§31

27.



Экологическое право.

1

Тест, вопросы с развернутым ответом

Работа над понятиями и терминами.

§33

28.



Правовое регулирование отношений в области образования.

1

Вопросы. Работа с историческими источниками, литературными

произведениями

Работа над понятиями и терминами.

§ 34

29.



Профессиональная юридическая

деятельность.

1

Вопросы.

Анализ документов

Работа над понятиями и терминами.

§35

30.



Профессиональная юридическая

деятельность.

1

Вопросы. Анализ

Работа над понятиями и терминами.

§ 36




Глава 8. Международное право.

31.



Международное право как основа взаимоотношений

государств.

1

Опрос, таблица

Работа над понятиями и терминами.

§ 37

32.



Международная защита

прав человека.

1

Практическая работа

Работа над понятиями и терминами.

§ 38

33.



Международное

гуманитарное право и права человека.

1

Вопросы. Работа с текстом

учебника.

Работа над понятиями и терминами.

§ 38

34.



Итоговая контрольная работа.

1

Тест, вопросы с развернутым ответом


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей гуманитарного цикла от 23.08.2021 г. № 1

___________ А.В.Трухачева


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Т.Н.Караева

30 августа 2021 г.



Приложение.


Вводный контроль по праву, базовый уровень, 1 вариант, 11 класс.


А1. Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

  1. положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

  2. они принимаются парламентом страны

  3. ей должны соответствовать все нормативные акты

  4. она детально определяет нормы всех отраслей права A3. Что является примером правонарушения?

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома. 2)о подачи воды из-за форсмажорных обстоятельств в отдельные дома.

  1. выезд начинающего водителя на трассу в час пик.

  2. выступление работника на собрании коллектива с критикой администрации. А4. Первой формой выражения права был (-ла):

1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт

3) правовой обычай 4) правовая доктрина А5. Получение наследства регулируется правом:

1) административным 2) семейным 3) трудовым 4) гражданским А6. Главным источником семейного права является:

1) Конвенция о правах ребенка 2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции? Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны



А9. Верны ли следующие утверждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

  1. опоздание на занятия без уважительной причины

  2. невыплата заработной платы сотрудникам

  3. оскорбление гражданина в транспорте

  4. проезд на автомобиле с превышением скорости суждения неверны


Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принужде- ния называется ...

В2. Запишите пропущенное слово:

Примером нормы права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения». ВЗ. Какое слово пропущено?

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его определили.

С3. Получение и порядок получения гражданства в РФ. Укажите порядок получения гражданства.

Вводный контроль по праву, базовый уровень, 2 вариант, 11 класс.


A 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

1) Президент 2) Правительство 3) Федеральное собрание 4) Народ России А 2. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

Во Всеобщей декларации прав человека:

А. Собраны все документы о правах человека.

Б. Определены международные стандарты прав и свобод человека.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верно А и Б 4) Оба суждения неверны



А 3. Полная дееспособность в России наступает в:

1) 18 лет 2) 14 лет 3) 15 лет 4) 16 лет А 4. Правоспособность человека наступает:

1) в момент рождения 2) после наступления совершеннолетия

3) после вступления в брак 4) при получении образования А 5. Свобода совести предполагает:

  1. возможность не отвечать за собственные проступки

  2. право исповедовать любую религию или быть атеистом

  3. возможность говорить неправду родителям

  4. право обманывать близких

А 6. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

1) конституционное право 2) уголовное право

3) гражданское право 4) парламентское право

А 7. Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголовным, в отличие от административных проступков:

  1. оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

  2. нецензурная брань в общественном месте

  3. управление автомобилем в нетрезвом состоянии

  4. неуставные отношения в армии

А 8. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений А 9. Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

  1. право на заботу и воспитание

  2. право выбора способа воспитания

  3. право на свободное распоряжение собственностью родителей

  4. право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни А10. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

  1. высшее профессиональное образование обязательно

  2. принудительный труд запрещен

  3. предпринимательская деятельность обязательна

  4. владение, пользование и распоряжение землей на началах частной собственности запрещены Задания уровня В.

В1. Вставьте пропущенное слово:



Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.

В 2. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

В 3. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

Ветвь власти

Полномочие

1. Законодательная власть

А. Создает законы

2. Исполнительная власть

Б. Защищает право

3. Судебная власть

В. Реализует принятые решения

1

2

3




Задания уровня С.

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите три любых признака гражданского общества. С2. Назовите три признака правового государства.

С3. Что такое юридический факт?

Итоговый контроль по праву, базовый уровень, 1 вариант, 11 класс

А1. По признаку территориально - государственного устройства Россия является

  1. унитарным государством

  2. федеративным государством

  3. правовым государством

  4. республиканским государством

A2. Гражданин К. пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?

  1. дисциплинарное

  2. уголовное

  3. административное

  4. гражданское

А3. Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?

  1. наличие действующих законов

  2. верховенство закона

  3. господство принципа разделения властей



  1. единая государственная идеология

А4. Получение наследства регулируется правом:

1) административным 2) семейным 3) трудовым 4) гражданским А5. Верны ли суждения о субъектах гражданского права?

1) Конвенция о правах ребенка 2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции? Президент является:

А. Определяет основные направления внутренней и внешней политики Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А9. Верны ли суждения о нормах конституционного права?

А К политическим правам относятся право на собрание, митинги, демонстрации

Б.К экономическим правам относятся право на свободу труда.выбора деятельности и профессии, право частной собственности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

  1. опоздание на занятия без уважительной причины

  2. невыплата заработной платы сотрудникам

  3. оскорбление гражданина в транспорте

  4. проезд на автомобиле с превышением скорости Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется ...

В2. Запишите пропущенное слово:

Примером нормы ... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого Незаконного владения».

ВЗ. Какое слово пропущено?

... права — обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.



В4. Вставьте пропущенное слово:

Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.

В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Задания уровня С

«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулированокриминологической наукой, преступность не сумма преступлений,но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельноесоциально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям,имеет свои причины ... Для понимания природы преступностиважно иметь ввиду, что она отражает особенности, противоречия и деформациисоциального бытия. Правомерно сказать, что преступность естькрайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такиенегативные последствия для общества и его членов, которые

не влечетни одно из других явлений социального процесса. Преступность наноситущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным ииным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересамличности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельностиобщества его членов. Преступность-явление социальное, ибокоренится в недрах

общественных отношений, но она еще и явление правовое,ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотреныуголовным законом.

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний,переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам вборьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождаетответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессиядолжны быть экономны, разумны и гуманны».( В.И. Карnец)

Сl. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуютразвитию преступности?

С2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественнойжизни и жизни граждан, которым преступность наносит

ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативноевлияние преступности на общественную жизнь или жизньграждан. С3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведитетри аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состоянияобщества, условий жизни.

Итоговый контроль по праву, базовый уровень, 1 вариант, 11 класс

А1. По признаку территориально - государственного устройства Россия является

  1. унитарным государством

  2. федеративным государством

  3. правовым государством

  4. республиканским государством

A2. Гражданин К. пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?

  1. дисциплинарное



  1. уголовное

  2. административное

  3. гражданское

А3. Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?

  1. наличие действующих законов

  2. верховенство закона

  3. господство принципа разделения властей

  4. единая государственная идеология

А4. Получение наследства регулируется правом:

1) административным 2) семейным 3) трудовым 4) гражданским А5. Верны ли суждения о субъектах гражданского права?

1) Конвенция о правах ребенка 2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции? Президент является:

А. Определяет основные направления внутренней и внешней политики Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны А9. Верны ли суждения о нормах конституционного права?

А К политическим правам относятся право на собрание, митинги, демонстрации

Б.К экономическим правам относятся право на свободу труда.выбора деятельности и профессии, право частной собственности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

  1. опоздание на занятия без уважительной причины

  2. невыплата заработной платы сотрудникам

  3. оскорбление гражданина в транспорте

  4. проезд на автомобиле с превышением скорости Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного



принуждения называется ...

В2. Запишите пропущенное слово:

Примером нормы ... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

ВЗ. Какое слово пропущено?

... права — обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт. В4. Вставьте пропущенное слово:

Субъектами правоотношений являются физические и ... лица.

В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Задания уровня С

«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулированокриминологической наукой, преступность не сумма преступлений,но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельноесоциально-правовое явление, которое

подчиняется определенным закономерностям,имеет свои причины ... Для понимания природы преступностиважно иметь ввиду, что она отражает особенности, противоречия и деформациисоциального бытия. Правомерно сказать, что преступность естькрайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такиенегативные последствия для общества и его членов, которые не влечет

ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наноситущерб экономическим, идеологическим, социально- культурным ииным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересамличности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельностиобщества его членов. Преступность-явление социальное, ибокоренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое,ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотреныуголовным законом.

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний,переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам вборьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождаетответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессиядолжны быть экономны, разумны и гуманны».( В.И. Карnец)

Сl. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуютразвитию преступности?

С2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественнойжизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативноевлияние преступности на общественную жизнь или жизньграждан.

С3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведитетри аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состоянияобщества, условий жизни.