СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»
Утверждаю Князева С.Г.
директор МБОУ «СШ №15»
Приказ № 348-ОД от 30.08. 2021г.
Рассмотрена на заседании ПМО учителей истории, обществознания, географии.
МБОУ «СШ №15», протокол № 1 от 29.08.2021г.
Рассмотрена на заседании методического совета МБОУ «СШ №15»,
протокол № 1 от 29.08.2021г.
Принята педагогическим советом МБОУ «СШ №15»
протокол № 1 от 29.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРАВУ
Курс обучения:10-11 класс
Срок реализации: 2021-2023 учебный год
Авторы: Белых И.В., учитель истории и обществознания высшей категории
г. Нижневартовск, 2021
ОглавлениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В 10 КЛАССЕ 20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В 11 КЛАССЕ 37
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ 60
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ 61
Программа курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10—11 классов общеобразовательной школы разработана в соответствии со ст. 5 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом МБОУ «СОШ №15», Основной образовательной программой школы, на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и авторской программы А.И. Матвеева, 2010 год.
Концепция (основная идея) программы: Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве.
Актуальность данной программы: «Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности, создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника и т.п.).
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
К важнейшим личностным результатам освоения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования относятся следующие убеждения и качества:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Право»
Выпускник на углубленном уровне научится:
выделять содержание различных теорий происхождения государства;
сравнивать различные формы государства;
приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
характеризовать особенности системы российского права;
различать формы реализации права;
выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
различать способы мирного разрешения споров;
оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
выделять структурные элементы системы российского законодательства;
анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
различать формы наследования;
различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
выделять права и обязанности членов семьи;
характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
толковать государственно-правовые явления и процессы;
проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
различать принципы и виды правотворчества;
описывать этапы становления парламентаризма в России;
сравнивать различные виды избирательных систем;
анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
анализировать институт международно-правового признания;
выявлять особенности международно-правовой ответственности;
выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
различать опеку и попечительство;
находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный. В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и
лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 10-11 классах, контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к экзаменам: 1. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая тетрадь ФИПИ/А.Ю.Лазебникова, Е.С.Королькова, Е.Л.Рутковская. – М.: издательство «Экзамен», 2012. 2. ЕГЭ 2012. Обществознание: экзаменационные задания /сост. Е.Л.Рутковская, О.В.Кишенкова, Е.С.Королькова. – М.: Эксмо, 2012. 3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2010. Обществознание. Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И. Городецкая. Е.С., Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 20102
Согласно базисному учебному плану для среднего (полного) общего образования программа профильного курса «Право» рассчитана на два года изучения — 2021-2013 гг. в 10 и 11 классах, на что отводится 136 ч. учебного времени (по 68 ч в год).
10 класс (68 ч)
Раздел 1. Право и государство (12 ч)
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функции государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Раздел 2. Форма и структура права (10 ч)
Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
Источники права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Раздел 3. Становление и развитие отечественного права (4 ч)
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция советского законодательства. Этапы становления советского законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском законодательстве. Советский суд
Формирование права современной России. Становление современного российского федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и уголовно-процессуальное право.
Раздел 4. Правотворчество и правореализация (14 ч)
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.
Раздел 5. Право и личность (10 ч)
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.
Раздел 6. Основы конституционного права (16 ч)
Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, с органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
Итоговое повторение — 2 ч.
11 класс (68 ч)
Раздел 1. Гражданское право (18 ч)
Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.
Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.
Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд, оказание услуг).
Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Раздел учебного курса 2. Семейное право (6 ч)
Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
Раздел учебного курса 3. Правовое регулирование трудовых отношений (10 ч)
Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность.
Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.
Раздел учебного курса 4. Административное право (8 ч)
Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
Административные правонарушения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административной ответственности.
Раздел учебного курса 5. Уголовное право (8 ч)
Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие.
Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Раздел учебного курса 6. Экологическое право (3ч)
Право охраны окружающей среды. Понятие экологического права. Структурный характер экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологического права.
Ответственность за экологические правонарушения. Понятие экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения.
Раздел учебного курса 7. Международное право (5 ч)
Международные правоотношения. Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Международный договор.
Международная защита прав человека. Права человека как отрасль современного международного права. Международные документы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени.
Права человека и гуманитарное право. Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Раздел учебного курса 8. Процессуальное право (8 ч)
Гражданский процесс. Понятие процессуального права. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде.
Арбитражный процесс. Понятие арбитражного процесса. Правила арбитражного процесса. Исполнение судебных решений.
Уголовный процесс. Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Особенности административной юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров. Понятие конституционного судопроизводства. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный Суд РФ. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Профессия — юрист
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика юриста.
Итоговое повторение — 2 ( ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В 10 КЛАССЕ (внесены изменения с учетом программы воспитания)
№ п\п | Тема | Основное | Характеристика основных видов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
Раздел I. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО (12 ч) | |||||
1-2 | Тема 1. Вводный урок. Происхождение права и государства | Общественная власть и виды социальных норм в древнем мире. | Называть первичные формы права и первичные базовые правовые термины. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (2 ч) |
3-4 | Тема 2. Сущность права | Право как объективное | Право как объективное явление, воздействующее на человеческую деятельность. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и ценность права. Право — мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль права в защите и совершенствовании демократии | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | (2 ч) |
5 | Тема 3. Сущность государства | Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных политических | Называть основные признаки, присущие государству. Раскрывать смысл понятий «публичная власть», «государственный суверенитет», «суверенитет народа», «народовластие», «элитные группы». Объяснять различия в подходах | | (1 ч) |
6 | Тема 4. Формы государства | Понятие формы государства. Формы правления. | Раскрывать суть понятия «формы государства». | | (1 ч) |
7 | Тема 5. Функции государства | Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции государства. Социально значимые функции государства | Характеризовать основные функции государства. Определять значимость различных функций государства. Показывать изменение ряда функций государства на современном этапе | | (1 ч) |
8 | Тема 6. Правовое государство | Правовое государство. | Характеризовать правовое государство как условие реализации демократии. Называть основные | | (1 ч) |
9-10 | Тема 7. Гражданское общество | Понятие гражданского | Определять понятие гражданского общества. Объяснять идею гражданского общества. Показывать её развитие. | День народного единства | (2 ч) |
11-12 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | Практикум, лабораторные занятия, семинарские занятия, защита рефератов, проектов | | 2 ч |
Раздел II. ФОРМЫ И СТРУКТУРА ПРАВА (10 ч) | |||||
13-14 | Тема 8. Право в системе | Понятие нормы. Виды | Раскрывать понятие нормы. Указывать типичные признаки социальных норм. Объяснять, почему социальные нормы представляют собой систему. | Международный день толерантности | (2 ч) |
15 | Тема 9. Нормы права | Понятие нормы права. | Характеризовать основные признаки правовой нормы. Давать определение правовой нормы. | | (1 ч) |
16 | Тема 10. Источники права | Понятие источника | Давать определение источника | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
17-18 | Тема 11. Система права | Понятие системы права. | Раскрывать понятие системы права. | | (2 ч) |
19-20 | Тема 12. Правовые системы современности | Понятия «система права» и «правовая система». Понятие и классификация правовых | Объяснять различия между «системой права» и «правовой системой». | | (2 ч) |
21-22 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | | | 2 ч |
Раздел III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВА (4 ч) | |||||
23 | Тема 13. Формирование и развитие | Основные этапы формирования русского права. | Характеризовать основные правовые документы, указывать их специфику. Раскрывать основные | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
24 | Тема 14. Эволюция | Этапы становления советского законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском законодательстве. | Характеризовать советское право как специфический этап развития правовой системы в нашей | | (1 ч) |
25 | Тема 15. Формирование права | Становление современного российского федерализма. Реформа системы | Называть причины изменения | | (1 ч) |
26 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | | | 1 ч |
Раздел IV. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ (14 ч) | |||||
27-28 | Тема 16. Правотворчество | Понятие правотворчества. Основные принципы и виды правотворчества. Стадии (этапы) | Раскрывать смысл понятия «правотворчество». | | (2 ч) |
29-30 | Тема 17. Реализация и толкование права | Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические обязанности. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание | Давать обоснование понятию | | (2ч) |
31 | Тема 19. Законность и правопорядок | Понятие законности. Основные принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка | Раскрывать понятие законности. | | (1 ч) |
32 | Тема 20. Механизм правового регулирования | Виды и средства правового регулирования. | Характеризовать виды и средства | День начала Нюрнбергского процесса | (1 ч) |
33-34 | Тема 21. Правонарушение | Правомерное поведение | Раскрывать смысл понятия «правонарушение». | | (2 ч) |
35 | Тема 22. Преступление и наказание | Понятие и признаки | Разъяснять понятия «преступление» и «преступность». | | (1 ч) |
36 | Тема 23. Органы охраны правопорядка | Виды государственных | Описывать различные виды | | (1 ч) |
37-38 | Тема 24. Правосознание и правовая культура | Понятие правосознания. | Раскрывать смысл понятия | | (2 ч) |
39-40 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | | | 2 ч |
Раздел V. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (10 ч) | |||||
41-42 | Тема 25. Права человека: понятие, сущность, структура | Понятие и сущность | Объяснять понятие и сущность | Единый урок «Права человека» | (2 ч) |
43 | Тема 26. Правовой статус человека и гражданина | Понятие правового | Объяснять понятие правового статуса. Указывать основания юридического статуса личности. | | (1 ч) |
44 | Тема 27. Юридические механизмы защиты прав человека | Система органов защиты | Объяснять смысл понятия «механизм защиты прав человека». | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
45-46 | Темы 28—29. Особенности социального государства | Необходимость социального государства. | Объяснять необходимость социального государства. Указывать гуманистический смысл социального государства. Характеризовать основные концепции социального качества. Раскрывать особенности, этапы становления социального государства в России | | (2 ч) |
47-48 | Тема 30. Международная защита прав человека | Устав ООН и Международный билль о правах | Охарактеризовать цели правовых | День защитника Отечества | (2 ч) |
49-50 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | | | 2 ч |
Раздел VI. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (16 ч) | |||||
51-52 | Тема 31. Конституционное право | Место конституционного | Указывать источники конституционного права. Обосновывать | День Конституции Российской Федерации | (2 ч) |
53-54 | Тема 32. Основы конституционного строя | Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Народ как носитель суверенитета и единственный | Объяснять понятие конституционного строя. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (2 ч) |
55-56 | Тема 33. Система органов государственной власти | Понятие государственного органа. Органы | Раскрывать понятие государственного органа. | | (2 ч) |
57 | Тема 34. Судебная власть | Понятие суда. Принципы | Характеризовать суд, его статус, | | (1 ч) |
58 | Тема 35. Судебная система | Понятие и характеристики судебной системы. | Характеризовать понятие судебной системы. Характеризовать | | (1 ч) |
59 | Тема 36. Система конституционных прав и свобод | Конституционный | Разъяснять смысл понятия «конституционный статус личности». | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
60 | Тема 37. Институт гражданства. | Понятие гражданства. | Раскрывать понятие «институт | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
61-62 | Тема 38. Избирательное право | Выборы, их значение | Объяснять значение публичных | | (2 ч) |
63-64 | Тема 39. Избирательный процесс | Стадии избирательного | Характеризовать основные стадии | | (2 ч) |
65-66 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний. | | | | 2 ч |
67-68 | Итоговое повторение | | | | 2 ч |
(внесены изменения с учетом программы воспитания)
№ п\п | Тема | Основное | Характеристика основных видов | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
ГЛАВА I. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (18 ч) | |||||
1 | Тема 1. Общие положения гражданского права | Гражданское право | Характеризовать гражданское право | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
2 | Тема 2. Гражданско-правовые отношения | Понятие гражданского правоотношения. | Давать определение понятия «гражданское правоотношение». | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | (1 ч) |
3-4 | Тема 3. Субъекты и объекты гражданского права | Физические лица. | Раскрывать смысл понятий «физические лица», «гражданская правоспособность», «гражданская дееспособность». Характеризовать объём гражданской дееспособности в зависимости | Международный день распространения грамотности | (2 ч) |
5-6 | Тема 4. Предпринимательская деятельность | Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы | Раскрывать смысл понятия «предпринимательская деятельность». Характеризовать роль предпринимательства | | (2 ч) |
7 | Тема 5. Сделки в гражданском праве | Понятие сделки. | Раскрывать смысл понятия «сделка». | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | (1 ч) |
8 | Тема 6. Гражданско-правовой договор | Понятие и значение | Раскрывать смысл понятия «гражданско-правовой договор». Объяснять | | (1ч) |
9-10 | Тема 7. Наследование и его правовая регламентация | Понятие наследования и наследуемого | Раскрывать смысл понятий «наследование», «завещание», «наследственная | | (2 ч) |
11-12 | Темы 8—9. Право интеллектуальной собственности | Роль интеллектуальной собственности | Характеризовать роль интеллектуальной собственности в современном | | (2 ч) |
13-14 | Темы 10—11. Авторское право | Субъекты и объекты | Характеризовать функции и принципы авторского права. Указывать | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | (2 ч) |
15-16 | Тема 12. Защита гражданских прав и ответственность | Формы и способы | Характеризовать формы защиты | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (2 ч) |
17-18 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Гражданское право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. | День народного единства | 2 ч |
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (6 ч) | |||||
19-20 | Тема 13. Семейное право как отрасль | Особенности семейного права. Юридические понятия семьи | Раскрывать смысл понятия «семейное | | (2 ч) |
21-22 | Тема 14. Права, обязанности и ответственность | Правоотношения | Называть (перечислять) особенности | День добровольца (волонтера) | (2 ч) |
23-24 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Семейное право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2 ч |
ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (10 ч) | |||||
25 | Тема 15. Трудовые правоотношения | Самостоятельный и | Раскрывать смысл понятия «трудовое | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
26-27 | Тема 16. Трудоустройство и занятость | Трудовой договор. | Раскрывать смысл понятия «трудовой | | (2 ч) |
28 | Тема 17. Дисциплина труда | Дисциплина труда и | Раскрывать смысл понятий «дисциплина труда», «дисциплинарная и | Единый урок «Права человека» | (1 ч) |
29-30 | Тема 18. Защита трудовых прав работников | Способы защиты | Называть (перечислять) основные способы защиты трудовых прав и свобод | | (2 ч) |
31-32 | Тема 19. Правовые основы социальной защиты | Понятие права социальной защиты и | Объяснять связь между социальной | | (2 ч) |
33-34 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Правовое регулирование | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2 ч |
ГЛАВА IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО (8 ч) | |||||
35-36 | Тема 20. Административно-правовые отношения: понятие и | Административноправовые отношения. | Раскрывать признаки понятия «административно-правовые отношения». | | (2 ч) |
37-38 | Тема 21. Административно-правовой статус гражданина | Понятие административно-правового | Раскрывать смысл понятия «административно-правовой статус гражданина». Характеризовать права граждан | | (2 ч) |
39-40 | Тема 22. Административные правонарушения. Административная ответственность | Признаки административных правонарушений. Виды | Раскрывать смысл понятий «административное правонарушение», «административная ответственность». | | (2 ч) |
41-42 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Административное право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2 ч |
ГЛАВА V. УГОЛОВНОЕ ПРАВО (6ч) | |||||
43-44 | Тема 23. Уголовный закон | Понятие уголовного права. Основные | Раскрывать смысл понятия «уголовное право». Раскрывать содержание | | (2 ч) |
45-46 | Тема 24. Преступление | Понятие и состав | Давать определение понятия «преступление». Пояснять на примерах, чем | | (2 ч) |
47-48 | Тема 25. Наказание | Цели наказания. Виды наказаний. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. | На основе работы с документом и | | (2 ч) |
49-50 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Уголовное право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2ч. |
ГЛАВА VI. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (8 ч) | |||||
51-52 | Темы 26—27. Экологическое право | Общая характеристика экологического | Характеризовать особенности предмета, субъектов и главного объекта | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (2 ч) |
53-54 | Тема 28. Международное право | Понятие международного права. | Давать определение понятия «международное право». Характеризовать | День воссоединения Крыма с Россией | (2 ч) |
55 | Тема 29. Международное гуманитарное право | Что такое международное гуманитарное | Определять понятие «международное гуманитарное право». Характеризовать цель, субъектов и объекты | | (1 ч) |
56 | Тема 30. Международное гуманитарное право в условиях | Основные принципы | Называть (перечислять) и иллюстрировать примерами основные принципы международного гуманитарного | | (1 ч) |
57-58 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Экологическое и международное | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2 ч |
ГЛАВА VII. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (8 ч) | |||||
59 | Тема 31. Гражданский процесс | Понятие гражданского процесса. | Характеризовать процессуальное право как совокупность норм, регламентирующих порядок (процедуру) исполнения и защиты материального | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов | (1 ч) |
60-61 | Темы 32—33. Прохождение дела в суде | Исковое заявление. | Описывать стадии прохождения дела | | (2 ч) |
62 | Тема 34. Уголовный процесс | Уголовное преследование. Меры процессуального принуждения. Досудебное | Давать определение понятия «уголовное преследование». Раскрывать цель | | (1 ч) |
63 | Тема 35. Конституционное судопроизводство | Понятие конституционного судопроизводства. Компетенция | Определять понятие «конституционное судопроизводство». Раскрывать | | (1 ч) |
64 | Тема 36. Профессия — юрист | Юридическая деятельность как форма | Характеризовать юридическую деятельность как форму выражения права. Высказывать аргументированное | | (1 ч) |
65-66 | Урок обобщения. Контроль и оценка знаний к главе «Процессуальное право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой | | 2 ч |
67-68 | Итоговое обобщение по курсу «Право» | | Решать учебно-познавательные задачи, выполнять познавательные и практические задания, защищать рефераты. Продуктивно взаимодействовать со сверстниками в групповой работе и обсуждении результатов проектной работы по проблемам курса «Право» в 11 классе | | 2 ч |
Планируемые результаты освоения курса «Право» по итогам обучения в 11 классе на углублённом уровне
Личностные результаты включают:
— сформированность гражданской позиции выпускника
как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок;
— сформированность правового мышления;
— осознание важности правового регулирования общественных отношений, в том числе международных;
— становление непримиримого отношения к общественно опасным, преступным действиям в социальной жизни;
— способность и готовность следовать предписаниям отраслей российского права на основе осознания их сущности и социальной значимости.
Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия:
— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности по различным отраслям права;
— умение участвовать в коллективном обсуждении проблем по актуальным проблемам права, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками;
— умение ориентироваться в различных источниках юридической информации, критически оценивать и интерпретировать её;
— умение переводить информацию об отраслях материального права и порядке применения его норм из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу или схему);
— умение анализировать возникающие ситуации и моделировать правомерное поведение;
— умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность по вопросам отраслевого и процессуального права;
— способность к построению индивидуальной образовательной траектории, связанной с отраслевым и процессуальным правом.
Предметные результаты включают:
— владение юридическими понятиями;
— владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
— сформированность знаний об основах гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического, международного права;
— способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
— сформированность представлений о гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах
применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
— понимание юридической деятельности как формы реализации права и специфики основных юридических профессий;
— сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации;
— сформированность умений применять правовые знания для оценки конкретных правовых норм с точки зрения
их соответствия законодательству Российской Федерации;
— умение применять правовые знания для выработки и доказательной аргументации собственной позиции при
изучении нормативных актов;
— умение применять правовые знания в ситуациях повседневной жизни.
Учебники
Боголюбов Л.Н., Лукащева Е.А., Матвеев А.И. Право: учебник для 10 класса образовательных учреждений. Профильный уровень. –М.: Просвещение
Боголюбов Л.Н., Лукащева Е.А., Матвеев А.И. Право: учебник для 11 класса образовательных учреждений. Профильный уровень. –М.: Просвещение
Баранов П.А., Воронцов А.В., Романов К.С., Право 10-11 классы, профильный уровень, учебник для учащихся 10-11 классов/ под редакцией Г.А. Бордовского.- М.: Вентана – Граф
Методическая литература для учителя
Кожин А.Ю., Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». - М.: Русское слово
Варывдин В.А., Право: схемы, таблицы, определения. - М.: Педагогическое общество России
Кашанин А.В., Кашанина Т.В., Поурочные разработки по экономике и праву. – М.: Просвещение
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской федерации
Уголовный кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Кодекс об административных правонарушениях
Семейный кодекс
Цифровые образовательные ресурсы по Праву
1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.
Обществознание. Большая детская энциклопедия. [Электронный ресурс].-ООО «Издательство», Россия, 2008г.
Интернет-Ресурсы
1.humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
2.ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
3.sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на профильном уровне.
76