Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по праву для 10 класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-70 ч, в неделю-2ч.
Количество контрольных работ- 3
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по праву в 10 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.
Изучение права в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
· развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
· воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
· освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
· овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
· формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному
отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа по праву в 10 классе рассчитана на 70 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий:
Контрольные работы.
Зачет.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
-опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
-выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
-характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
-различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как
вида социальных норм;
-различать субъекты и объекты правоотношений;
-дифференцировать правоспособность, дееспособность;
-оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы;
-оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
-характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
-осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
-формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
-устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
-называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской
Федерации;
-выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
-описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
-характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
-объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного
самоуправления в Российской Федерации;
-характеризовать и классифицировать права человека;
-объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
-характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
-характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-
правовые формы предпринимательской деятельности;
-иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
-иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать
виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового
договора;
-иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
-характеризовать права и обязанности членов семьи;
-объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
-характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
-раскрывать содержание трудового договора;
-разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
-иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;
-различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
-дифференцировать виды административных наказаний;
-дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
-выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
-различать права и обязанности налогоплательщика;
-анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения;
-различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
-высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
-различать виды юридических профессий.
Выпускник получит возможность научиться:
-различать предмет и метод правового регулирования;
-выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
-различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в
рамках других отраслей права;
-выявлять особенности референдума;
-различать основные принципы международного гуманитарного права;
-характеризовать основные категории обязательственного права;
-целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
-выявлять способы защиты гражданских прав;
-определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
-различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
-описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
-соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
-применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Личностные результаты:
-мотивированность и направленность на активное и осознанное выполнение основных законов РФ, использование в различных жизненных ситуациях знаний основных кодексов РФ: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, семейного, налогового и других;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
-на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
-на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
-на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
-на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
-на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умении сознательно организовывать свою деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) в соответствии с требованиями права;
-умении объяснять правовые явления и процессы с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
познавательной
-относительно целостное представление о государстве, праве и человеке, знание ряда ключевых понятий правоведения, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
-знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности и правового поля;
-умения находить нужную правовую информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия;
-преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, -систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
-давать оценку событиям, процессам с позиций одобряемых современной правовой доктрины;
ценностно-мотивационной
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (21 ч)
Тема 1. История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско- правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствова- ние Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой.
«Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права (13 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (23 ч)
Тема 3. Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека (13 часов)
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека. 8
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема V. Избирательное право
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, дебатов, проблемного обучения, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах и олимпиадах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
- контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Учебник. «Право. 10—11 кл. Базовый и углублённый уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина»: Дрофа; Москва; 2018г.
Конституция Р.Ф. – М., 2012.
Электронные ресурсы
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации –http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт – http://www.president.kremlin.ru
Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт – http://www.duma.gov.ru /
Информационно-аналитический портал «Наследие» – http://www.nasledie.ru
Права человека в России – http://www.hro.org /
Соционет: информационное пространство по общественным наукам – http://socionet.ru /
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт – http://www.rfdeti.ru /
общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс –http://www.consultant.ru
Гарант. Информационно-правовой портал – http://www.garant.ru /
Современное право. Научная сеть – http://www.nauka-pravo.com
Образование и право – http://education.law-books.ru /
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Коли-чество часов | Дата | Примечание |
План | Факт |
БЛОК №1. Происхождение государства и права (21 час) |
1 | Введение. Юриспруденция - важная область человеческих знаний. | 1 | 03.09 | | |
2 | Роль права в жизни человека и общества | 1 | 06.09 | | |
3 | Особенности и закономерности возникновения права. | 1 | 10.09 | | |
4 | Происхождение государства. | 1 | 13.09 | | |
5 | Сущность права: понятие, признаки, определение. | 1 | 17.09 | | |
6 | Основные направления учения о праве | 1 | 21.09. | | |
7 | Право древнего мира. | 1 | 24.09 | | |
8 | Право средневековой Европы | 1 | 27.09 | | |
9 | Становление права Нового времени. | 1 | 1.10 | | |
10 | Развитие права в России в IX-XIXвеках | 1 | 4.10 | | |
11 | Российское право в XIX-нач.XXвека. | 1 | 08.10 | | |
12 | Советское право в 1917-1953 гг. Советское право в 1954-1991 гг | 1 | 11.10 | | |
13 | Современное российское право | 1 | 10/15/19 | | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Происхождение государства и права» | 1 | 18.10 | | |
15 | Контрольная работа: «Происхождение государства» | 1 | 22.10 | | |
БЛОК №2.Вопросы теории государства и права (13 часов) |
16 | Государство как публичная политическая власть . Признаки власти. | 1 | 10/25/19 | | |
17 | Государство, его признаки и формы. | 1 | 05.11 | | |
18 | Политический режим. | 1 | 8.11 | | |
19 | Практикум: Формы государственного устройства. | 1 | 12.11 | | |
20 | Административно-территориальное устройство государств. | 1 | 15.11 | | |
21 | Правовая норма. Виды нормативно-правовых актов. | 1 | 19.11 | | |
22 | Источники права. | 1 | 22.11 | | |
23 | Понятие и признаки правового государства. | 1 | 26.11 | | |
24 | Верховенство закона. Разделение властей. | 1 | 29.11 | | |
25 | Гражданское общество, право и государство. | 1 | 03.12 | | |
26 | Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. | 1 | 06.12 | | |
27 | Практикум по теме: Правовое государство и гражданское общество | 1 | 10.12 | | |
28 | Право в системе социального реагирования: виды социальных норм. | 1 | 13.12 | | |
29 | Право и другие сферы общества. | 1 | 17.12 | | |
30 | Право и мораль | 1 | 20.12 | | |
31 | О российской философии права | 1 | 12/24/19 | | |
32 | Естественное право и позитивизм. | 1 | 27.12 | | |
33 | ПОУ: «Теория государства и права» | 1 | 01/14/19 | | |
34 | Контрольная работа № 2 «Теории государства и права» | 1 | 17.01 | | |
БЛОК №3.Конституционное право (23 часа) |
35 | Понятие Конституции, ее виды. | 1 | 21.01 | | |
36 | Конституционализм. | 1 | 24.01 | | |
37 | Конституции в России. | 1 | 28.01 | | |
38 | Урок-практикум: «Конституция -основной нормативно-правовой акт» | 1 | 31.01 | | |
39 | Общая характеристика Конституции РФ | 1 | 04.02 | | |
40 | Основы конституционного строя. | 1 | 07.02 | | |
41 | Практикум: решение практических задач по конституционному устройству. | 1 | 11.02 | | |
42 | Конституционные права и обязанности гражданина. Гражданство РФ. | 1 | 14.02 | | |
43 | Конституционные права и обязанности гражданина. Гражданство РФ. | 1 | 18.02 | | |
44 | Федеративное устройство. | 1 | 21.02 | | |
45 | Практикум: «Работа с документом». | 1 | 25.02 | | |
46 | Президент РФ. | 1 | 28.02 | | |
47 | Полномочия Президента РФ. | 1 | 04.03 | | |
48 | Органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание. | 1 | 07.03 | | |
49 | Совет Федерации. Государственная дума | 1 | 11.03 | | |
50 | Законотворческий процесс в РФ. | 1 | 14.03 | | |
51 | Субъекты законотворческой деятельности. | 1 | 18.03 | | |
52 | Исполнительная и судебная власть в РФ. | 1 | 21.03 | | |
53 | Урок-практикум: «Полномочия субъектов РФ» | 1 | 01.04 | | |
54 | Местное самоуправление. | 1 | 04.04 | | |
55 | Полномочия органов местного управления. | 1 | 08.04 | | |
56 | ПОУ: «Конституционное право». | 1 | 11.04 | | |
57 | Зачет: «конституционное право и государство» | | 15.04 | | |
БЛОК №4.Права человека (13 часов) |
58 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | 18.04 | | |
59 | Международные договоры о правах человека | 1 | 22.04 | | |
60 | Гражданские права | 1 | 25.04 | | |
61 | Политические права. | 1 | 29.04 | | |
62 | Экономические, социальные и культурные права. | 1 | 02.05 | | |
63 | Право на благоприятную окружающую среду. | 1 | 06.05 | | |
64 | Права ребенка | 1 | 10.05 | | |
65 | Нарушения прав человека. | 1 | 13.05 | | |
66 | Защита прав человека | 1 | 16.05 | | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 20.05 | | |
68 | Зачет: «Права человека» | 1 | 23.05 | | |
69 | Защита прав человека в мирное время | 1 | 27.05 | | |
70 | Практикум: решение практических задач | 1 | 30.05 | | |