СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Альтернативная Коммуникация" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Альтернативная Коммуникация" 3 класс»




Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:

игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными, групповыми и фронтальными.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Остальные реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Во 2 классе раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития всех учащихся, поэтому на втором году обучения формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.


Класс

Количество часов в четверть

Итого

в год

1

2

3

4

2

(3 часа в неделю)

25 ч.

21ч.

29ч.

21 ч.

96ч.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные: показ, иллюстрация, демонстрация, презентация;

- практические: работа с учебником, дидактические игры и упражнения.

Приемы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.

Специфика методов обучения заключается в их коррекционной направленности: замедленность обучения и частая повторяемость, подача учебного материала малыми порциями, максимальная развёрнутость и расчленённость материала, постоянная опора на опыт ребёнка.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии дифференцированного обучения, ИКТ.

Принцип построения занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1. Коммуникация с использованием вербальных средств:

      • Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением). Умение ответить на вопрос, поддержать диалог, задать вопрос словом (предложением).

  1. Коммуникация с использованием невербальных средств:

      • Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.

      • Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.

      • Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

      • Умение пользоваться системой мануальных знаков

      • Умение пользоваться системой графических символов.

      • Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения.

  2. Импрессивная речь:

      • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических символов.

      • Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

  3. Экспрессивная речь:

    • Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией.

    • Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.), собственное имя, называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающие понятия, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние; слов, обозначающих число, количество предметов называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении.

    • Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).

  1. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:

    • Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством зависимой или независимой коммуникации, при помощи вспомогательных устройств или без них.

    • Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия, состояния для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.) Составление простых предложений с ответы на вопросы по содержанию текста, составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям, составление рассказа по одной сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок, составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического, предметного символа или мануального знака. Составление рассказа о себе с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

  2. Чтение и письмо:

Элементы глобального чтения.

  • Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.

  • Умение использовать карточки с напечатанными словами как дополнительное средства коммуникации.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

  • Умение узнавать (различать) образы графем (букв).

  • Умение производить графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма.

  • Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).



Содержание учебного предмета

1 четверть.


Коммуникация с использованием вербальных средств.


День знаний. Имена детей. Слова приветствия, слова прощания. Определение источника звука. Игра «Громко-тихо». Узнавание буквы А. Конструирование буквы А. Слова «да», «нет»-жесты и символы. Узнавание буквы О. Конструирование буквы О. Выделение звука О. Шаблоны. Обводка фигур пальцем в воздухе, на доске, на парте. Узнавание буквы У. Конструирование буквы У. Выделение звука У.


Коммуникация с использованием невербальных средств.


Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на парте. Вопрос-ответ с использованием жеста. Трафарет «Домашние животные».

2 четверть.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Посуда» Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять и др.). Обводка по трафарету «Посуда». Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Посуда». Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка» Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч». Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка» Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов(пять, второй и др.). Штриховка «Бабочка». Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Обводка по трафарету «Снеговик». Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. Штриховка «Снеговик». Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения. Рисование снежинки по показу. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения. Рисование снежинки по точкам. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу по показу. Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок, мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету «Елочка». Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Штриховка «Елочка». Составление рассказа о себе с использованием графического изображения. Штриховка «Елочная игрушка».

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Рисование елочной игрушки по шаблону. Реагирование на собственное имя. Рисование еловой ветки по показу. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Рисование елки по точкам.

3 четверть.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо прямых линий с наклоном. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, транспорт, птицы и др.). Заполнение круга точками. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по трафарету «Одежда». Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно и др.). Обводка по трафарету «Одежда». Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по шаблону «Лиса». Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Обводка по шаблону «Медведь». Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Обводка по шаблону «Заяц». Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание предмета. Понимание сложных предложений (с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета. Понимание содержания текста. Рисование спирали.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Рисование предмета по точкам. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ). Штриховка «Звездочка». Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Рисование звездочки по точкам. Называние (употребление) обобщающих понятий. Рисование пирамидки по показу. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Рисование бордюров по показу. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Рисование бордюров по показу. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак. Рисование узоров по точкам. Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. Рисование узоров по точкам. Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Рисование узоров по точкам. Называние (употребление) простых предложений. Рисование машинки по точкам. Называние (употребление) сложных предложений. Рисование кубика по точкам. Ответы на вопросы по содержанию текста. Обводка по трафарету «Цветок». Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Письмо прямых линий.

4 четверть.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо прямых линий с закруглением. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо прямых линий с закруглением. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Штриховка буквы О. Составление рассказа о себе. Письмо буквы О по показу. Пересказ текста по плану, представленному графическими. Письмо элемента буквы А.

Чтение и письмо.

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Обводка по шаблону буквы А. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Письмо буквы А.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Письмо элемента буквы У. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Обводка по шаблону буквы У.

Начальные навыки чтения и письма.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы У. Соотнесение звука с буквой. Письмо элемента буквы М. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). ). Обводка по шаблону буквы М. Называние буквы. Письмо буквы М. Чтение слога (слова). Обводка по шаблону буквы С. Написание буквы (слога, слова, предложения). Письмо буквы С.
















Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. - М.: Просвещение, 2016.

Программно-методическое обеспечение:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. -181 с.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. – М.: Просвещение, 2007.

Особый ребенок. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, - Пермь, 2004

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. /Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой – С-Пб ЦДК, 2011 (электронный вариант)

Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.- Пособие для педагога – дефектолога.- Москва «Владос», 2013

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. – М.: Вако, 2007.

Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: «Академия», 2003. - 208 с.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. канд. пед.наук В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс Рудченко. –Волгоград: Учитель, 2007.

Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно- методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005.

Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976

Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.















































Календарно-тематическое планирование по предмету:

«Речь и альтернативная коммуникация» 3класс

Раздел. Учебные темы.

Кол. час

Дата проведения

По плану

По факту


1 четверть ( 26ч)





Коммуникация с использованием вербальных средств.

17



1

День знаний.

1

02.09


2

Слова – приветствия. Слова – прощания.

2

03.09,07.9


3-4

Определение источника звука. Игра «Громко – тихо»

2

09.09

10.09


5

Узнавание буквы А.

1

14.09


6

Конструирование буквы А.

1

16.09


7

Выделение звука А.

1

17.09


8

Слова «да», «нет» - жесты и символы.

1

21.09


9

Узнавание буквы О.

1

23.09


10

Конструирование буквы О.

1

24.09


11

Выделение звука О.

1

28.09


12

Шаблоны. Обводка фигур пальцем в воздухе, на доске, на парте.

1

30.09


13

Узнавание буквы У.

1

01.10


14

Конструирование буквы У.

2

05.10,07.10


15

Выделение звука У.

1

08.10



Коммуникация с использованием невербальных средств.

9



17

Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя.

1

12.10


18

Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на парте.

1

14.10


19

Вопрос-ответ с использованием жеста. Трафарет «Домашние животные»

1

15.10


20

Выполнение простых поручений по словесной инструкции учителя.

1

19.10


21

Простейшие словесные отчеты по выполненной инструкции.

1

21.10


22

Графическое изображение режимных моментов (вне урочный период)

1

22.10


23

Графическое изображение(таблицы, символы) режимных моментов (учебное время)

1

26.10


24

Выражение своих эмоций с помощью символов. Рисование по точкам.

1

28.10



Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

1



25

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Штриховка именных карточек.

1

29.10



2 четверть 21ч

21




Экспрессия с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации

18



27

Карточки, предметные и сюжетные картинки по теме: «Овощи»

1

09.11


28

Карточки, предметные и сюжетные картинки для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять и др.).

1

11.11


29

Карточки, предметные и сюжетные картинки для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).

1

12.11


30

Графическое изображение обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки и др.).

1

16.11


31-32

Графическое изображение признака действия, состояния (громко, тихо, быстро и др.).

2

18.11

19.11


33-34

Предметы. Соотнесение предметов и их названий.

2

23.11, 25.11


35

Шаблоны .

1

26.11


36

Рассказ о себе по графическому изображению.

1

30.11


37

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений.

1

02.12


38

Составление рассказа с использованием графического изображения.

1

3.12


39

Графические изображения в рассказах о бытовых событиях.

1

7.12


40

Рассказ по сюжетной картинке с использованием графического изображения.

1

9.12


41

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения.

1

10.12


42

Узнавание буквы М.

1

14.12


43

Формирование умения узнавать и писать букву М.

1

16.12


44

Умение узнавать и писать букву М.

1

17.12



Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

3




Импрессивная речь.




45

Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки.

1

21.12


46

«Да» и «Нет» в жестах и символах.

1

23.12


47

Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

1

24.12



3 четверть 29ч.

29




Импрессивная речь.

15



48

Предметы, соотнесение предметов и их названий.

1

11.01


49

Шаблоны.

1

13.01


50

Слова обозначающие действия предмета.

2

14.01, 18.01


51

Слова обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

2

20.01,21.01


52

Признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно и др.).

2

25.01, 27.01


53

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

2

28.01, 01.02


54

Узнавание буквы Л.

1

03.02


55

Умение узнавать и писать букву Л.

1

04.02


56

Конструирование буквы Л.

1

08.02


57

Практический контроль.

1

10.02


58

Понимание содержания текста.

1

11.02



Экспрессивная речь.

14



59

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.

1

15.02


60

Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов.

1

17.02


61

Называние собственного имени. Называние имён учащихся класса, педагогов.

1

18.02


62

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.

1

01.03


63

Слушание сказки «Колобок» с опорой на наглядность.

1

03.03


64

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета.

1

04.03


65

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета.

1

10.03


66

Узнавание буквы В.

1

11.03


67

Умение узнавать и писать букву В.

1

15.03


68

Конструирование буквы В.

1

17.03


69

Практический контроль.

1

18.03


70

Игра «Соотнеси слово и картинку»

1

22.03


71

Слушание сказки «Теремок» с опорой на наглядность.

1

24.03


72

Воспроизведение сказки «Теремок» по вопросам, с опорой на наглядность.

1

25.03



4 четверть 23ч

23




Экспрессивная речь.

7



73

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

05.04


74-75

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.

2

07.04, 08.04


76-77

Составление рассказа о себе.

3

12.04,14.04

15.04


78-79

Пересказ текста по плану, представленному графическими.

3

19.04, 21.04

22.04



Чтение и письмо.

Глобальное чтение.

8



80-81

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

2

26.04, 28.04



82-83

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

2

29.04, 05.05



Предпосылки к осмысленному чтению и письму.




84-85

Узнавание (различение) изученных образов графем (букв).

2

06.05, 12.05


86-87

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

2

13.05

17.05



Начальные навыки чтения и письма.

6



88

Узнавание звука в слоге (слове).

1

19.05


89-90

Соотнесение звука с буквой.

2

20.05, 24.05


91

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

1

26.05


92

Чтение слога (слова). Итоги года.

2

27.05, 31.05



Итого

99































Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. В.В.Воронкова, И.В. Коломыткина. - М.: Просвещение, 2016.

Программно-методическое обеспечение:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. -181 с.

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы. – М.: Просвещение, 2007.

Особый ребенок. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, - Пермь, 2004

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. /Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой – С-Пб ЦДК, 2011 (электронный вариант)

Зикеев А.Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.- Пособие для педагога – дефектолога.- Москва «Владос», 2013

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. – М.: Вако, 2007.

Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: «Академия», 2003. - 208 с.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. канд. пед.наук В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс Рудченко. –Волгоград: Учитель, 2007.

Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно- методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005.

Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976

Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР. Волгоград: КОРИФЕЙ

Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения для развития речи. М.: Книголюб

Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Сфера

Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Специальный учебный и дидактический материал

Графические и печатные изображения (картинки, фотографии, рисунки, схемы, пиктограммы и др.)

Настольные развивающие игры (лото, домино), викторины.

Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой.

Трафареты предметов, наборы для рисования.

Словари. Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Презентации. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор. Аудиоцентр/магнитофон.

Ноутбук или планшет (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).