областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №_______ от _______ Руководитель_____ Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 _______________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___ от ____ Директор______ Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
предметная область «Окружающий мир»
5а класса
на 2021-2022 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вариант 2.
Составитель программы:
Ганяк Л.И.
Ульяновск, 2021
Содержание
| Паспорт рабочей программы | |
| Пояснительная записка Планируемые предметные и личностные результаты Базовые учебные действия. Содержание рабочей программы Учебно-тематическое планирование Перечень материально-технического обеспечения Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов Лист внесения изменений | |
Паспорт программы
Тип программы | Рабочая программа. |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся | Учащиеся 5 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2021 – май 2022 года) |
Объем учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | Очная. |
Режим уроков | 2 часа в неделю. |
Форма контроля | Текущий контроль, промежуточное тестирование. |
Пояснительная записка
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Планируемые предметные и личностные результаты
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
· Представление о собственном теле.
· Отнесение себя к определенному полу.
· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
· Умение следить за своим внешним видом.
Личностные результаты:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание предмета
Программа включает следующие разделы: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи».
Представления о себе:
-узнавание (различение) частей тела - голова, туловище, руки, ноги.
-узнавание (различение) частей головы - волосы, лицо, уши, затылок.
-узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.
- знание назначения частей лица.
- узнавание себя в зеркале.
Гигиена тела:
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.
- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
-очищение носового хода. Расчесывание волос.
Обращение с одеждой и обувью:
-узнавание (различение) предметов одежды - трусы, майка, футболка, штаны, свитер, сарафан, куртка.
-узнавание (различение) деталей предметов одежды - пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина.
- узнавание (различение) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, сапоги, ботинки.
-застегивание (расстегивание) деталей предметов одежды и обуви - пуговицы, молния, заклепки, липучка.
-надевание (снятие) предметов одежды - футболка, штаны.
-обувание (снятие) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, ботинки.
- различение обуви для правой и левой ног.
-различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды.
Туалет:
- соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи:
- сообщение о желании есть; еда с использованием ложки и вилки.
-правила поведения за столом.
-сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол.
-знакомство с сервировкой стола к завтраку, назначением посуды для сервировки стола к завтраку
Учебно-тематическое планирование
5 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
| Тема урока | Кол – во часов |
| Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле. | 2 |
| Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке. | 2 |
| Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке) | 2 |
| Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке. | 2 |
| Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке. | 2 |
| Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой. | 2 |
| Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой. | 2 |
| Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой. | 2 |
| Предметы санитарии и гигиены, их назначении. | 2 |
| Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского. | 2 |
| Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского. | 2 |
12 | Волосы. Уход за волосами: расчесывание. | 2 |
13 | Руки. Уход за руками: мытье, вытирание. | 2 |
14 | Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами. | 2 |
15 | Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды. | 2 |
16 | Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов. | 2 |
17 | Различение лицевой и изнаночной стороны одежды. | 2 |
18 | Застегивание пуговиц. | 2 |
19 | Застегивание замка. | 2 |
20 | Последовательность одевания одежды. | 2 |
21 | Упражнение в одевании. | 2 |
22 | Упражнения в застегивании пуговиц. | 2 |
23 | Упражнения в застегивании «молнии» | 1 |
24 | Обувь. Виды обуви по сезонам. | 2 |
25 | Различение обуви на правую и левую ноги. | 2 |
26 | Упражнение в обувании. | 2 |
27 | Упражнение в шнуровке. | 2 |
28 | Уход за одеждой: встряхивание от пыли. | 2 |
29 | Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой. | 2 |
30 | Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви. | 2 |
31 | Упражнение в мытье и вытирание рук. | 2 |
32 | Упражнение в полоскании рта водой. | 2 |
33 | Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб. | 2 |
34 | Упражнение в уходе за одеждой и обувью. | 2 |
35 | Повторение пройденного материала. | 1 |
Итого: 68 часов |
Перечень материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;
- тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
- посуда, кухонная утварь;
- картинки с изображениями контуров взрослых и детей;
- пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;
- зеркало;
- предметные картинки: средства личной гигиены;
- предметные картинки: одежда и обувь.
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например,
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |