СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и учебное планирование по предмету "Человек" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2).»


областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Рассмотрена и одобрена

на МО учителей - дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______ от _______

Руководитель_____ Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР филиала

ОГКОУШ №39

_______________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___ от ____

Директор______ Пономарева М.Н.




Рабочая программа по учебному предмету

«Человек»

предметная область «Окружающий мир»

5а класса



на 2021-2022 учебный год



Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вариант 2.





Составитель программы:

Ганяк Л.И.









Ульяновск, 2021


Содержание



Паспорт рабочей программы



Пояснительная записка

Планируемые предметные и личностные результаты

Базовые учебные действия.

Содержание рабочей программы

Учебно-тематическое планирование

Перечень материально-технического обеспечения

Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Лист внесения изменений






























Паспорт программы

Тип программы

Рабочая программа.

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:


- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;


- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);


- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15);


- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2021-2022 учебный год, ОГКОУШ №39;


- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).


Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2


Категория обучающихся

Учащиеся 5 класса с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2021 – май 2022 года)


Объем учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39


Форма обучения

Очная.


Режим уроков

2 часа в неделю.


Форма контроля

Текущий контроль, промежуточное тестирование.




Пояснительная записка

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи и направления.

— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

— представления о собственном теле

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

— отнесение себя к определенному полу

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы

— формировать представления о возрастных изменениях

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

— формировать умения обслуживать себя

— формировать умения следить за своим внешним видом

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.


Планируемые предметные и личностные результаты

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

· Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

· Представление о собственном теле.

· Отнесение себя к определенному полу.

· Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

· Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

· Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

· Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

· Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

· Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

· Умение следить за своим внешним видом.

Личностные результаты:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)

  • пользоваться учебной мебелью

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание предмета

Программа включает следующие разделы: «Представления о себе», «Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи».

Представления о себе:

-узнавание (различение) частей тела - голова, туловище, руки, ноги.

-узнавание (различение) частей головы - волосы, лицо, уши, затылок.

-узнавание (различение) частей лица - глаза, нос, рот, подбородок, щеки.

- знание назначения частей лица.

- узнавание себя в зеркале.

Гигиена тела:

- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук.

- соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.

- соблюдение последовательности действий при чистке зубов: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.

-очищение носового хода. Расчесывание волос.

Обращение с одеждой и обувью:

-узнавание (различение) предметов одежды - трусы, майка, футболка, штаны, свитер, сарафан, куртка.

-узнавание (различение) деталей предметов одежды - пуговицы, молния, заклепки, липучка, рукав, штанина.

- узнавание (различение) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, сапоги, ботинки.

-застегивание (расстегивание) деталей предметов одежды и обуви - пуговицы, молния, заклепки, липучка.

-надевание (снятие) предметов одежды - футболка, штаны.

-обувание (снятие) предметов обуви - сандалии, тапки, кроссовки, ботинки.

- различение обуви для правой и левой ног.

-различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды.

Туалет:

- соблюдение последовательности действий в туалете - поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи:

- сообщение о желании есть; еда с использованием ложки и вилки.

-правила поведения за столом.

-сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки: захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол.

-знакомство с сервировкой стола к завтраку, назначением посуды для сервировки стола к завтраку


















Учебно-тематическое планирование

5 класс – 68 часов (2 часа в неделю).



Тема урока

Кол – во часов

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на кукле.

2

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на картинке.

2

Части тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Ориентация на себе и на другом человеке (ребёнке)

2

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на кукле, картинке, себе, другом человеке.

2

Части лица: глаза, рот, нос, уши, подбородок. Ориентация на себе, другом человеке.

2

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с куклой.

2

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с картинкой.

2

Левая и правая половина тела: нога, рука, глаза, уши. Соотнесение с собой.

2

Предметы санитарии и гигиены, их назначении.

2

Слушание сказки «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

2

Просмотр мультфильма по сказке «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

2

12

Волосы. Уход за волосами: расчесывание.


2

13

Руки. Уход за руками: мытье, вытирание.


2

14

Нос. Значение носа. Уход за носом: пользование носовым платком. Уши. Значение уха. Уход за ушами.


2

15

Рот. Назначение рта. Уход за полостью рта: полоскание после еды.

2

16

Зубы. Значение зубов. Уход за зубами, чистка зубов.


2

17

Различение лицевой и изнаночной стороны одежды.


2

18

Застегивание пуговиц.


2

19

Застегивание замка.


2

20

Последовательность одевания одежды.


2

21

Упражнение в одевании.


2

22

Упражнения в застегивании пуговиц.


2

23

Упражнения в застегивании «молнии»


1

24

Обувь. Виды обуви по сезонам.


2

25

Различение обуви на правую и левую ноги.


2

26

Упражнение в обувании.


2

27

Упражнение в шнуровке.


2

28

Уход за одеждой: встряхивание от пыли.


2

29

Уход за обувью: вытирание от грязи, пыли мокрой тряпочкой.


2

30

Упражнение в застегивании металлической пряжки, липучки на обуви.


2

31

Упражнение в мытье и вытирание рук.


2

32

Упражнение в полоскании рта водой.


2

33

Упражнение в последовательном одевании и раздевании, убирании одежды в гардероб.


2

34

Упражнение в уходе за одеждой и обувью.


2

35

Повторение пройденного материала.


1

Итого: 68 часов


Перечень материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

- специально оборудованные санузлы для пользования ими обучающимися на инвалидных креслах-колясках;

- тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;

- посуда, кухонная утварь;

- картинки с изображениями контуров взрослых и детей;

- пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов;

- зеркало;

- предметные картинки: средства личной гигиены;

- предметные картинки: одежда и обувь.


Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.



Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.


В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.


Например,

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».



















Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины


Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено