СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Физика" для 9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Физика»  предназначена для изучения физики в учреждении среднего профессионального образования, реализующем образовательную программу основного общего образования по новым ФГОСам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Физика" для 9 класса»

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

Ростовский колледж отраслевых технологий





Рассмотрена

на заседании МО

От «__»______2018 г.

Горожанина М.А.______


Утверждаю:

директор

_____Кудрявцева Т.Н.

«__»________2018 г.














рабочая ПРОГРАММа

по учебному предмету физика

для 9 класса








Разработал

преподаватель Бруннер Н.А.











2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Физика» предназначена для изучения физики в учреждении среднего профессионального образования, реализующем образовательную программу основного общего образования.

Рабочая программа по физике составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО http://минобрнауки.рф/documents/336

  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
    "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

  • Базисный учебный план образовательной организации;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»


УМК: Физика: учебник для 9 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2014 г.

В соответствии с этим реализуется предмет физика в объеме 102 часов.

Цели:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.



Задачи:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.



Информация о формах организации учебных занятий и основных видах учебной деятельности. Формы и методы контроля.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа, групповая работа. Методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка, работа с дидактическим материалом, решение проблемно-поисковых задач. Формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, олимпиады, секции, диспуты, круглые столы, соревнования, конференции, поисковые исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Формы и методы контроля. (Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: лабораторная работа; контрольная работа, практическая работа, письменная самостоятельная работа, диктант, тестирование, устный опрос, дифференцируемый зачёт, экзамен, индивидуальный проект)

Основные виды учебной деятельности (самостоятельная работа с учебников, подготовка выступлений и докладов, анализ графиков и схем, выполнение лабораторных и практических работ, подготовка презентаций и т.д.).

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.



Содержание учебного предмета

Законы взаимодействия и движения тел (31 ч.)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Механические колебания и волны. Звук (16 ч.)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Электромагнитное поле (26 ч.)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение атома и атомного ядра (19 ч.)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция.

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа №8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона»

Лабораторная работа №9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ

Строение и эволюция Вселенной (7 ч.)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы




Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

34

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

16

1

1

3

Электромагнитное поле

26

1

2

4

Строение атома и атомного ядра

19

1

4

5

Строение и эволюция Вселенной

7

1

-

ИТОГО

102

6

9













Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел (34 часа)

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отчета. §1, упр.1,2 вопросы

1

1/2

Перемещение. Определение координаты движущегося тела. §2,3, упр. 2,3

1

1/3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Мгновенная скорость §4 (с.16-18),

1

1/4

Графическое представление движения. §4 (с.18-19), упр.4

1

1/5

Решение задач по теме «Графическое представление движения».

Задачи в тетр.

1

1/6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. § 5, упр. 5

1

1/7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.§ 6, упр. 6, вопросы

1

1/8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. §7,8, упр. 7,8, вопросы

1

1/9

Решение задач по теме «Равноускоренное движение».

Задачи в тетр.

1

1/10

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

1/11

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. §9, упр. 9

1

1/12

Инерциальные системы отчета. Первый закон Ньютона. §10, упр. 10, вопросы

1

1/13

Второй закон Ньютона. §11, упр. 11, вопросы

1

1/14

Решение задач по теме «Второй закон Ньютона». Задачи в тетр.

1

1/15

Третий закон Ньютона. §12, упр. 12, вопросы

1

1/16

Решение задач на тему «Законы Ньютона». Задачи в тетр.

1

1/17

Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Законы Ньютона». Повторить формулы

1

1/18

Анализ контрольной работы и коррекция УУД.

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Ускорение свободного падения. Невесомость. §13, 14, упр.13,14

1

1/19

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

Повторить §13, 14

1

1/20

Решение задач по теме «Свободное падение тел. Ускорение свободного падения» Задачи в тетр.

1

1/21

Закон Всемирного тяготения. §15

1

1/22

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения». §15, упр.15

1

1/23

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. §16, упр.16, вопросы

1

1/24

Прямолинейное и криволинейное движение. §17, упр.17, вопросы

1

1/25

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. §18, упр.18, вопросы

1

1/26

Искусственные спутники Земли. §19, упр.19, вопросы

1

1/27

Решение задач по теме «Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью».

1

1/28

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. §20 (с.81-83)

1

1/29

Решение задач на тему «Закон сохранения импульса»

§20 (с.83-85) Упр. 20

1

1/30

Реактивное движение. Ракеты §21, упр.21, вопросы

1

1/31

Вывод закона сохранения механической энергии

§22, упр.22, вопросы

1

1/32

Решение задач на тему «Закон сохранения механической энергии» Задачи в тетр.

1

1/33

Урок обобщения и систематизации знаний

1

1/34

Контрольная работа №2 по темам «Закон всемирного тяготения», «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения механической энергии». Повторить §15, §20-22

1

Механические колебания и волны. Звук (16 ч)

1/35

Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. . §23, упр.23

1

1/36

Колебательная система. Колебания груза на пружине. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение (Амплитуда, период, частота колебаний) §24, упр.24, вопросы

1

1/37

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» Повторить §23-24

1

1/38

Гармонические колебания.
§25, вопросы

1

1/39

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. §26, упр.25, вопросы

1

1/40

Резонанс. §27, упр.26, вопросы

1

1/41

Распространение колебаний в упругих средах. Волны. Поперечные и продольные волны. §28, вопросы

1

1/42

Длина волны. Скорость распространения волн. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). §29, упр.27, вопросы

1

1/43

Решение задач по теме «Длина волны. Скорость распространения волн». Задачи в тетр.

1

1/44

Источники звука. Звуковые колебания. §30, упр.28, вопросы

1

1/45

Высота, тембр и громкость звука. §31, упр.29, вопросы

1

1/46

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. §32, упр.30, вопросы

1

1/47

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. §33, вопросы

1

1/48

Интерференция звука.

Вопросы на карточках

1

1/49

Решение задач по теме «Механические колебания и волны». Задачи в тетр.

1

1/50

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны» Повторить §23-33

1

Электромагнитное поле (26 ч)

1/51

Анализ контрольной работы. Однородное и неоднородное магнитное поле. §34, упр.31, вопросы

1

1/52

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. §35, упр.32, вопросы

1

1/53

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. §36, упр.33, вопросы

1

1/54

Решение задач на применение правил левой и правой руки. Задачи в тетр.

1

1/55

Индукция магнитного поля. §37, упр.34, вопросы

1

1/56

Магнитный поток. §38, упр.35, вопросы

1

1/57

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. §39, упр.36, вопросы

1

1/58

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» Повторить §39

1

1/59

Направление индукционного тока. Правило Ленца. §40, упр.37, вопросы

1

1/60

Явление самоиндукции

§41, упр.38, вопросы

1

1/61

Получение и передача переменного электрического тока. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. §42, упр.39, вопросы

1

1/62

Решение задач по теме «Трансформатор». Задачи в тетр.

1

1/63

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. §44-44, упр.40-41

1

1/64

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. §45, упр.42, вопросы

1

1/65

Принципы радиосвязи и телевидения. §46, упр.43, вопросы

1

1/66

Электромагнитная природа света. Интерференция света.

§47, конспект

1

1/67

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. §48, упр.44, вопросы

1

1/68

Преломление света. Конспект

1

1/69

Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп.. §49, упр.45, вопросы

1

1/70

Типы оптических спектров. Спектральный анализ. §50, упр.45, вопросы

1

1/71

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. §51, вопросы

1

1/72

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» Повторить §50-51

1

1/73

Решение задач по теме «Электромагнитное поле». Задачи в тетр.

1

1/74

Решение качественных задач по теме «Электромагнитное поле». Задачи в тетр.

1

1/75

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле» Повторить §34-51

1

1/76

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» Повторить §34-51

1

Строение атома и атомного ядра (19 ч)

1/77

Анализ контрольной работы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. §52, вопросы

1

1/78

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. §53, упр.46, вопросы

1

1/79

Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер». Задачи в тетр.

1

1/80

Экспериментальные методы исследования частиц. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

§54, вопросы

1

1/81

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. §55, упр.47, вопросы

1

1/82

Состав атомного ядра. Ядерные силы. Правило смещения для альфа- и бета-распада. Изотопы. §56, упр.48, вопросы

1

1/83

Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. §57, вопросы

1

1/84

Решение задач по теме «Правило смещения». Задачи в тетр.

1

1/85

Деление ядер урана. Цепная реакция.

§58, вопросы

1

1/86

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. §59, вопросы

1

1/87

Атомная энергетика. Ядерная энергетика. §60, вопросы

1

1/88

Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Биологическое действие радиации. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. §61, вопросы

1

1/89

Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада». Задачи в тетр.

1

1/90

Термоядерная реакция. §62, вопросы

1

1/91

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» Повторить §52-62

1

1/92

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям готовых треков» Повторить §52-62

1

1/93

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» Повторить §52-62

1

1/94

Инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Повторить §52-62

1

1/95

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра» Повторить §34-51

1

Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

1/96

Анализ контрольной работы. Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

§63, вопросы

1

1/97

Большие планеты Солнечной системы.

§64, вопросы

1

1/98

Малые тела Солнечной системы. §65, вопросы

1

1/99

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. §66, вопросы

1

1/100

Строение и эволюция Вселенной. §66, вопросы

1

1/101

Итоговая контрольная работа

1

1/102

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний за курс физики 9 класса.

1






14