Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02 с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» На заседании методического объединения протокол№________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР _______ Е.Г. Сапожникова от_____________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_______________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Чтение и развитие речи
Класс: 6
Учебный год: 2021-2022
Квалификационная категория: нет
Учитель домашнего обучения:
Шагдарова Т.Д
с.Новая Брянь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии:
с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2021-2022 учебный год;
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся обеспечивает достижение планируемых предметных и личностных результатов освоения АООП.
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащегося чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимуся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Форма организации образовательного процесса: урок.
Формы обучения: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Приёмы обучения: осуществление индивидуального дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей.
Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие, информационно – коммуникационные, проблемно – поисковые.
За чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Программа ориентирована на использование учебника «Чтение» для учащихся 6 класса. Автор-составитель: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: «Просвещение», 2020г.
Чтение - один из основных предметов в обучении школьников. Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам школы.
Тематика произведений подобрана с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Изучаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме народа, что влияет положительно на формирование патриотических качеств личности обучающихся.
Ориентация обучающегося на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Меняются и формы организации. Наряду с работой над выразительностью чтения, школьника обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приѐмы обучения, применяются ТСО.
Также уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении. Называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Рабочая программа по предмету «Чтение» в 6 классе в составлена соответствии с учебным планом обучающихся на дому ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами в 6 классе является формирование следующих умений:
· формировать понимание важности процесса обучения;
· развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
· формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
· формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
· развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
· развивать умение составлять тексты в устной форме;
· развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
· развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
· совершенствовать мотивации к систематическому , самостоятельному чтению.
У учащихся будут сформированы умения:
Регулятивные:
· определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
· учиться планировать учебную деятельность на уроке;
· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· с помощью учителя давать самооценку своей деятельности;
· оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные:
· оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· слушать и понимать речь других;
· вступать в диалог на уроке и в жизни;
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации).
Предметные:
· читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;
· делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
· определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
· пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т.п.;
· самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;
· понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);
· заучивать наизусть стихотворения, басни;
· совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)
Содержание программы
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Моя Родина. | 1 |
2 | Золотая осень. | 6 |
3 | Великая радость - работа. | 3 |
4 | Страницы истории. | 4 |
5 | Что такое хорошо, что такое плохо.. | 2 |
6 | Здравствуй, гостья – Зима. | 9 |
7 | Весна – красна. | 4 |
8 | Рассказы о животных | 3 |
9 | Рассказы, сказки, стихи для детей | 2 |
| Итого: | 34 |
Навыки чтения
Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части, составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте. Выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи
Предметными результатами изучения курса «Чтение» в 6-м классе являются формирование следующих умений:
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя;
3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
1) читает, в основном, правильно, бегло;
2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки;
7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам;
2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя;
4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки;
6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения;
7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Для учачащихся:
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина -17-е изд. –М.: Просвещение, 2020
Для учителя:
Зикеев А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи.
Пособие для педагога - дефектолога.- Москва «Владос»,2013г.
Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР.
Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.
Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.: Вако, 2007.
Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению/С.В.Кутявина.-М.: Вако,2007
Вакуленко Ю.А. Физкультминутки/Ю.А.Вакуленко.-Волгоград, Учитель,2007
Карасева И.В. Литература 5 класс/И.В.Карасева, В.Н.Пташкина. –Волгоград, Учитель,2010
Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках.
Аксёнова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школы (с иллюстрациями)/ Э.В.Якубовская,А.К.Аксёнова.-М.: Просвещение, 2004
Наглядное пособие: Осень в картинках.
А.А. Стешиц. Работа по обучению грамоте и развитию техники чтения/ М.: Наука, 2004г.
Т.А. Подколзина. Чтение текста одновременно с учителем / М.: Просвещение, 2003г.
М.Е. Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2007.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика)
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и педагогов). Ярославль, «Академия развития», 2014.
Е.Д.Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи . – М., «Руссико»,2013.
Демонстрационные таблицы: иллюстрации учебника, иллюстративный материал на тему «времена года».
Раздаточный материал: карточки, сборники открыток, тесты.
Технические средства обучения: ПК.
Интернет ресурсы
Интернет-ресурсы: http://pedsovet.org
http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov
www.gramota.ru
http://www.uchportal.ru
http://pedsovet.su
http://www.openclass.ru/node/25903
http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3
http://www.k-yroky.ru/load/86
http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor
http://gigabaza.ru/doc/101972.html
http://www.sl-skosh.ru/
http://www.uralschool.ru/?category=51&class=edu_org&id=3330
III. Для родителей:
Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
В.В Бианки «Голубые лягушки».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки»
Рекомендуемая литература
1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка», «Злодейка».
4. Я. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
5. А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
6. В. В. Биапки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
7. А. М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
8. А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
9. Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
10. В. П. Катаев «Белеет парус одинокий».
11. С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
12. А. Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
13. Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Лупе».
14. К. К. Олеша «Три толстяка».
15. К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
16. Е., А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
17. М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
18. Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
19. Г. А. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
20. А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Проверка техники чтения в 5 – 9 специальных (коррекционных) классах VIII вида. Тексты для проверки техники чтения.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержание читаемого (выделяемой главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выделение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.
В начале года и в конце каждой четверти проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные для чтения учащихся тексты. В предлагаемой работе предлагаются тексты из произведений детской литературы, а для 7 – 9 классов предлагаются тексты из учебников истории, географии, биологии. Некоторые учащиеся читают хорошо, поэтому для 7 – 9 классов подобраны тексты с большим количеством слов, чем предусмотрено нормами для чтения. Учитель вправе сам определить, какой текст выбрать ему для своих учеников.
Объём текста для проверки техники чтения составляет:
5 класс – 45 – 60 слов;
6 класс – 70 – 80 слов;
7 , 8, 9 классы – 90 – 100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объём которых соответствует объёму текста предыдущего года.
Основные параметры для проверки техники и анализу техники чтения.
1.Правильность чтения:
невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);
побуквенное чтение;
замена слова другим, несходным по буквенному составу;
замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);
вставка согласных звуков;
добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
пропуск конечного гласного звука;
перестановка звуков;
замена гласных звуков;
замена оппозиционных звуков (звонкие-глухие, мягкие-твердые);
нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
2.Осознанность чтения:
непонимание значений отдельных слов;
фрагментарное понимание текста;
неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;
неумение установить смысловые связи между частями текста.
3.Беглость чтения:
5 класс – 45 – 60 слов;
6 класс – 70 – 80 слов;
7 – 9 классы – 90 – 100 слов.
комбинированное чтение;
чтение целыми словами;
слоговое чтение;
побуквенное чтение.
4.Выразительность чтения.
выразительное чтение (соблюдение в устной речи пауз, постановка логического ударения, интонация конца предложения, передача при чтении вопроса, восклицания);
монотонное чтение;
чтение как скороговорка.
6 класс. Начало учебного года.
Практикант Игорь Марков работал в отряде первое лето. В конце сентября мне привелось пойти с ним в маршрут. Я простудился. Болело горло, лицо изуродовал флюс. Есть я мог только то, что не нужно жевать. Из таких продуктов у нас имелась одна манная крупа. Сидеть вместе со мной на подобном питании здоровому Игорю не особенно привлекательно. А готовить отдельно для меня и для него мы не могли: кончался бензин. Когда я сказал об этом Маркову, он неожиданно обрадовался: «Это же моя любимая каша, мне её всегда не хватало!» И мы стали питаться одной манкой.
Вернулись мы домой, и я как-то пришёл к Маркову в гости. Его мать угостила нас обедом. Перед тем как принести второе, она сказала:
- А сейчас будет любимое блюдо Игорька!
- Манная каша? – догадался я.
- Что вы? Он с детства ненавидит её больше всего на свете!
(85 слов) Б. Лузгин.
Вопросы на понимание текста.
Что произошло с героем?
Почему, ненавидя манную кашу, Игорь Марков сказал, что это его любимая каша?
Карлуха (конец 1 полугодия).
Карлуха – беспокойный воронёнок. Он важно разгуливает по двору и прячет всё, что попадёт в клюв.
Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву, где густо разрослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу закрыть, а колосок распрямился. Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики сгибать, а они поднимаются.
Растерялся Карлуха. Так пуговицу любая сорока может украсть. А сорока уже близко, расхрабрилась, расшумелась.
Воронёнок решил кирпич использовать. Раскопал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху расположился. Пусть теперь сороки попробуют украсть!
84 слова. По Н.Сладкову.
Вопросы на понимание текста.
Кто такой Карлуха?
Чем он любил заниматься?
Что однажды нашел Карлуха?
Как он прятал пуговицу?
Кто хотел украсть у Карлухи пуговицу?
Как Карлуха спрятал пуговицу?
Четыре сестры (конец 3 четверти).
Жили на свете сёстры: Зима, Весна, Лето, Осень. Зима была седая, белая. Весна была молодая, в зелёном наряде, с голубыми глазами. Лето было загорелое, в пышном венке, зелёном платье. А Осень златоволосая, в красном платке.
Пришла Зима, Весна, Лето в гости к Осени. У неё на столе груши, яблоки, сливы, арбузы, дыни, пахучий мёд. Пообедали сёстры и стали благодарить Осень.
Осень и говорит: «Это я вас должна благодарить. Ты, Зима, землю снеговым одеялом укрыла. Ты, Весна, поле дождями поливала. Ты, Лето, ясное солнышко посылало, чтобы всё созрело».
Сёстры рады, говорят: «Все мы хорошо потрудились, чтобы люди собрали богатый урожай».
(99 слов). Павлышские сказки.
Вопросы на понимание текста:
О каких сёстрах говорится в тексте?
Как описаны сёстры?
Как Осень встретила сестёр?
За что осень поблагодарила сестёр?
Чему были рады сёстры?
Случай на охоте.
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.
( 95 слов). По Г. Скребицкому.
Вопросы на понимание текста:
1. Почему собаки не могли найти зайца?
2. Почему охотник не стрелял?
3. Как вы понимаете выражение «гоняют по лесу»? (Бегают, носятся в разных направлениях.)
4. Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
РЫЖИК (конец года).
У Веры был премилый бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, взбирался на абажур, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.
На Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орешки, конфеты и вышла принести свечки. Малыш приблизился к ёлке, схватил один орех, спрятал его. Второй орех положил под подушку, третий орех тут же разгрыз.
С этого дня зверёк с утра до вечера делал запасы. Увидит кусочек хлеба - припрячет, увидит семечки - набьёт полные щёки.
Приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в сибирской тайге не уродились кедровые орешки: птицы и белки переселились за горные хребты.
Но как Рыжик узнал об этом?
(106 слов) Г.Снегирев.
Вопросы:
Кто такой Рыжик?
Чем он любил заниматься?
Что сделал Рыжик в отсутствие Веры?
Что рассказал папин знакомый?
6 класс. Конец учебного года
Осколки доброты (Притча).
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
(101 слов). Автор неизвестен.
Подумай над вопросами.
Чему посвятила свою жизнь старушка?
Для чего она это делала?
Как люди относились к старушке, когда видели её?
Почему родители велели детям держаться от неё подальше?
Опасные игры.
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.
лова.) По В. Бологову.
ВОПРОСЫ:
1.От кого убегал журавль?
2. Как птица обманывала лисицу?
3. Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)
4. Что обозначает выражение «кинулась со всех ног» (Побежала, помчалась очень быстро.)
5. Объясните значение слова «взмыл» (Взлетел)
Яблонька.
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.
(96 слов.) По К. Ушинскому.
Вопросы:
1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
2. Как стало прорастать весной зернышко?
З. Как оказалась дикая яблонька в саду?
Спасение.
Один раз дети пошли гулять на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались, глядя на него.
Вдруг они увидели, что скачет охотник, а впереди него две собаки. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его. Охотник подскакал и отогнал собак.
(99 слов.) По Л. Толстому.
1. Куда пошли дети играть?
2. Что случилось на дороге?
З. Как Вася спас котенка?
4. Подберите заголовок к рассказу.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Темы уроков | Кол-во часов | Дом. задание |
по плану | по факту | |
| | | По В. Пескову «Отечество» М. Ножкин «Россия» М. Пришвин «Моя родина» | 1 | Стр. 3-4 Стр. 4 (наизусть) |
| | | В. Бианки «Сентябрь» | 1 | Стр. 5-7 |
| | | И. Бунин «Лес, точно терем расписной» Ю. Качаев. «Грабитель» | 1 | Стр. 8-11 |
| | | Б. Житков «Белый домик» | 1 | Стр. 11-14 |
| | | А. Белорусец «Звонкие ключи» | 1 | Стр. 15-22 |
| | | К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 | Стр. 23-29 |
| | | Е. Носов «Хитрюга» | 1 | Стр. 31-35 |
| | | С. Михалков «Будь человеком» Б. Заходер «Петя мечтает» По Д. Биссету «Слон и Муравей», «Кузнечик Денди» | 1 | Стр. 38 (наизусть) Стр. 39-43 |
| | | «Как один мальчик играл с палкой» | 1 | Стр. 44-46 |
| | | Д. Родари «Пуговкин домик» | 1 | Стр. 46-51 |
| | | «Илья Муромец и Соловей – разбойник» (отрывок из былины) В. Бианки «Ноябрь» | 1 | Стр. 52-53 Стр. 55 |
| | | По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу Невы» | 1 | Стр. 55-60 |
| | | Рассказы о русском подвиге С. Алексеев «Медаль», «Гришенька» | 1 | Стр. 60-64 |
| | | Великодушный русский воин. Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение» | 1 | Стр. 65-66 |
| | | По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял» | 1 | Стр. 70-74 |
| | | Е. Пермяк «Тайна цены» Д. Гальперина «Здравствуйте!» | 1 | Стр. 75-80 |
| | | В. Бианки «Декабрь», В. Никитин «Встреча зимы» | 1 | Стр. 81-83 |
| | | А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» Д. Хармс «Пушкин» | 1 | Стр. 85 (наизусть) Стр. 85-89 |
| | | В. Бианки «Январь» Г.Х. Андерсен «Ель» | 1 | Стр. 90-100 |
| | | А. Чехов «Ванька» | 1 | Стр. 101-105 |
| | | И.Никитин «Весело сияет». И. Суриков «Белый снег пушистый» | 1 | Стр. 106 (наизусть) |
| | | Ю. Рытхэу «Пурга», М. Зощенко «Елка» | 1 | Стр. 107-114 |
| | | Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» | 1 | Стр. 114-117 |
| | | В. Бианки «Февраль» С. Маршак «Двенадцать месяцев» | 1 | Стр. 117-130 |
| | | Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | 1 | Стр. 130-148 |
| | | С.Смирнов «Первые приметы». В. Бианки «Март». По В.Пескову «Весна идет» | 1 | Стр. 148 (наизусть) Стр. 149-151 |
| | | М.Пришвин «Жаркий час» Г.Скребицкий «Весенняя песня». В.Жуковский «Жаворонок» | 1 | Стр. 152-158 |
| | | Л.Толстой «Детство Никиты» | 1 | Стр. 158-160 |
| | | А.Твардовский «Как после мартовский метелей». А.Плещеев «И вот шатер свой голубой» Б.Бианки «Апрель», К.Паустовский «Стальное колечко» | 1 | Стр. 161 (наизусть) Стр. 162-170 |
| | | По В. Астафьеву «Злодейка» | 1 | Стр. 170-173 |
| | | Е. Баронина «Рассказы про зверей» Д.Хармс «Заяц и еж». И.Крылов «Зеркало и обезьяна» | 1 | Стр. 174-186 |
| | | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» М. Дудин «Наши песни спеты на войне» В. Бианки «Май» | 1 | Стр. 186-203 Стр. 205 (наизусть) Стр. 203-205 |
| | | В Набоков «Дождь пролетел» В. Медведев «Звездолет «Брунька» По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Стр. 206-218 |
| | | По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» В. Астафьев «Зорькина песня» Проверка техники чтения | 1 | Стр. 218-225 |