Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ №_______ от______2022 |
Рабочая программа
по предмету: «Изобразительное искусство»
3 Б класс
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 классов по АООП для обучающихся с ЗПР (7.2), РАС (8.2), НОДА (6.2), слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2.2) на уровне начального общего образования МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».
Варианты 2.2, 6.2, 7.2, 8.2. АООП НОО предполагают, что обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Для реализации данной программы используется линия учебников (авторов Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, УМК «Школа России»), включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
учебные (столы, доска)
Учебные средства:
Учебник Изобразительное искусство. 3класс/ Л.А. Неменская/- М., «Просвещение», 2018 г.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса образовательных учреждений, авторы Б. М. Неменский, Л.А. Неменская (УМК «Школа России»), Просвещение, 2018 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов, проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре;
- проявлении чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего народа, России;
стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимые эстетические ценности России,
стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);
проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности);
соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;
описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях,
умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов художественной деятельности мастера;
умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;
умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;
способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.
Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется:
в стремлении украшать предметы окружающей действительности;
в интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира;
- проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой;
- использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетической среды обитания;
осознании важности эстетической красоты окружающего мира;
демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- знании функций профессий художественной направленности;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности
Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
рационально организовывать рабочее место
рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными источниками информации;
изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими фигурами, телами;
переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации,
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,
в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.
Метапредметные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
оперировать известными понятиями.
самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
самостоятельно учителя отличать новое от уже известного;
самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
- создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;
- использовать знаково-символические обозначения,
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для создания изображения;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях.
сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;
понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютер для поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
самостоятельно ориентироваться в задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;
исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
оценивать результат своих действий.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:
вести диалог по обозначенной теме;
договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
приходить в обсуждении к общему решению;
учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:
добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
узнавать ведущие художественные музеи России.
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства)
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Основное содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).
Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 часов)
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Цвет. Практическое овладение основами цветоведения.
Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)
Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности. (8 часов)
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности | 8 |
2 | Азбука искусства. Как говорит искусство? | 7 |
3 | Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | 11 |
4 | Опыт художественнотворческой деятельности | 8 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Виды художественной деятельности (8 ч) | | | |
| Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете” | 02.09 | | |
| Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины | 09.09 | | |
| Твои игрушки. Украшение | 16.09 | | |
| Посуда у тебя дома | 23.09 | | |
| Обои и шторы у тебя дома | 30.09 | | |
| Обои и шторы у тебя дома | 07.10 | | |
| Иллюстрация твоей книжки | 21.10 | | |
| Открытки | 28.10 | | |
| Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч) | | | |
| Труд художника для твоего дома. | 04.11 | 11.11 | |
| Памятники архитектуры | 11.11 | | |
| Парки, скверы, бульвары | 18.11 | | |
| Ажурные ограды | 02.12 | | |
| Волшебные фонари | 09.12 | | |
| Витрины | 16.12 | | |
| Праздничные украшения | 23.12 | | |
| Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 ч) | | | |
| Удивительный транспорт | 30.12 | | |
| Труд художника на улицах твоего города... | 13.01 | | |
| Художник в цирке | 20.01 | | |
| Образ театрального героя | 27.01 | | |
| Театр кукол | 03.02 | | |
| Театр кукол | 10.02 | | |
| Театральные маски. Изготовление эскиза маски | 17.02 | | |
| Художник в театре | 03.03 | | |
| Художник в театре | 10.03 | | |
| Афиша и плакат | 17.03 | | |
| Обобщающий урок по разделу | 24.03 | | |
| Опыт художественно творческой деятельности (8ч) | | | |
| Праздник смеха | 31.03 | | |
| Музей в жизни города | 14.04 | | |
| Картина-особый мир | 21.04 | | |
| Картина - пейзаж | 28.04 | | |
| Картина - портрет | 05.05 | | |
| Картина-натюрморт | 12.05 | | |
| Обобщающий урок | 19.05 | | |
| Музеи народного декоративно-прикладного искусства | 26.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От__________2022 г. №_____________
Председатель ШМО
____________________Малынова Э.С.