СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство", ЗПР, 3 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство", ЗПР, 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство", ЗПР, 3 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»




УТВЕРЖДАЮ

Директор_______ К.С. Махнач

Приказ №_______ от______2022














Рабочая программа

по предмету: «Изобразительное искусство»

3 Б класс











Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
















2022-2023 учебный год



Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 классов по АООП для обучающихся с ЗПР (7.2), РАС (8.2), НОДА (6.2), слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2.2) на уровне начального общего образования МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».

Варианты 2.2, 6.2, 7.2, 8.2. АООП НОО предполагают, что обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598);

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Для реализации данной программы используется линия учебников (авторов Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, УМК «Школа России»), включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).


Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебное оборудование:

технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

учебные  (столы, доска)

Учебные средства:

Учебник Изобразительное искусство. 3класс/ Л.А. Неменская/- М., «Просвещение», 2018 г.

Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса образовательных учреждений, авторы Б. М. Неменский, Л.А. Неменская  (УМК «Школа России»), Просвещение, 2018 г.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:

Осознание себя как гражданина России проявляется в:

  • освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов, проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре;

  • знании различных изобразительных промыслах народов России

- проявлении чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего народа, России;

  • стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимые эстетические ценности России,

  • стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира

Освоение социальной роли ученика проявляется в:

  • умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);

  • проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);

  • соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности);

  • соответствии поведения дисциплинарным требованиям;

  • социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;

Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

  • умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;

  • описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях,

  • умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов художественной деятельности мастера;

  • умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла;

  • умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;

  • способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

  • умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.

  • Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

  • умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется:

  • в стремлении украшать предметы окружающей действительности;

  • в интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира;

- проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой;

- использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

  • умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях.

Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

  • умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетической среды обитания;

  • осознании важности эстетической красоты окружающего мира;

  • демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы;

- знании функций профессий художественной направленности;

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:

  • осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),

  • умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности

Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:

  • рационально организовывать рабочее место

  • рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами.

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными источниками информации;

  • изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими фигурами, телами;

  • переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

  • стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

  • сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

  • понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации,

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

- в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,

  • в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;

- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи.

Метапредметные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  • с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • оперировать известными понятиями.

  • самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты

  • самостоятельно учителя отличать новое от уже известного;

  • самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

  • самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

- создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;

- использовать знаково-символические обозначения,

- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы для создания изображения;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях.

  • сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;

  • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютер для поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:

- самостоятельно определять цель выполнения заданий;

  • выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
    – самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
    – контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

- определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;

  • исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.

  • оценивать результат своих действий.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:

  • вести диалог по обозначенной теме;

  • договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;

  • приходить в обсуждении к общему решению;

  • учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

  • использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты

По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:

  • добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

  • узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

  • узнавать ведущие художественные музеи России.

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства)

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

  • - различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

  • применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;

- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Основное содержание учебного предмета


Виды художественной деятельности (8 часов)

Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).

Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.).

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 часов)

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.

Цвет. Практическое овладение основами цветоведения.

Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 часов)

Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.

Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности. (8 часов)

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.




Тематическое планирование


Наименование раздела

Количество часов

1

Виды художественной деятельности

8

2

Азбука искусства. Как говорит искусство?

7

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

11

4

Опыт художественно­творческой деятельности

8


Итого

34























Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание


Виды художественной деятельности (8 ч)




Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”

02.09



Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины

09.09



Твои игрушки. Украшение

16.09



Посуда у тебя дома

23.09



Обои и шторы у тебя дома

30.09



Обои и шторы у тебя дома

07.10



Иллюстрация твоей книжки

21.10



Открытки

28.10




Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)




Труд художника для твоего дома.

04.11

11.11


Памятники архитектуры

11.11



Парки, скверы, бульвары

18.11



Ажурные ограды

02.12



Волшебные фонари

09.12



Витрины

16.12



Праздничные украшения

23.12




Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (11 ч)




Удивительный транспорт

30.12



Труд художника на улицах твоего города...

13.01



Художник в цирке

20.01



Образ театрального героя

27.01



Театр кукол

03.02



Театр кукол

10.02



Театральные маски. Изготовление эскиза маски

17.02



Художник в театре

03.03



Художник в театре

10.03



Афиша и плакат

17.03



Обобщающий урок по разделу

24.03




Опыт художественно­

творческой деятельности (8ч)




Праздник смеха

31.03



Музей в жизни города

14.04



Картина-особый мир

21.04



Картина - пейзаж

28.04



Картина - портрет

05.05



Картина-натюрморт

12.05



Обобщающий урок

19.05



Музеи народного декоративно-прикладного искусства

26.05













СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения

От__________2022 г. №_____________

Председатель ШМО

____________________Малынова Э.С.