СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014  г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебный план  АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс»




Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014  г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию положительных навыков и привычек.

Основная цель предмета – осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства решаются следующие задачи:

1.Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

2. Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.

3.Развитие познавательной активности.

4.Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

5.Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.

6.Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.

7.Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.

8.Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).

9.Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

-положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

-приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности

предметов искусства;

-воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

-умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво / некрасиво);

-представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

-стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасного труда;

-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений;

-проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачам одноклассников;

-стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

-стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

-стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

2. Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения в 3 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют знаниями:

названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);

названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);

приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными;

об осевой симметрии.

Обучающиеся овладеют умениями:

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом с помощью учителя;

планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции с помощью учителя;

находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;

с помощью учителя достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

изображать некоторые элементы городецкой росписи с помощью учителя;

соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;

владеть приемами осветления цвета;

рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года с помощью вопросов учителя.

Обучающиеся получат возможность овладеть знаниями:

названий частей конструкции изображаемого предмета (дерева дома тела человека);

названий некоторых народных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городец);

приемов передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с вблизи расположенными;

об осевой симметрии.

Обучающиеся получат возможность овладеть умениями:

самостоятельно сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;

самостоятельно планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, используя ластик;

самостоятельно достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

изображать элементы городецкой росписи самостоятельно;

соотносить форму предметов с геометрическими эталонами;

владеть приемами осветления цвета;

самостоятельно рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Содержание учебного предмета

Обучение композиционной деятельности.

Рисование на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». Иллюстрирование сказки «Колобок»: «Колобок лежит на окне», «Колобок катится по дорожке».

Выполнение аппликаций: «Закладка для книг» (узор из растительных форм), «Разная посуда» (коллективная работа, на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).

Выполнение узора с помощью «картофельного» штампа (элементы узора – растительные формы, снежинки и т.п. – выполняется с помощью учителя).

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Лепка: «Зайчик», «Гусь» (по мотивам дымковской игрушки); пирамида из шаров, круглых лепёшек, выделенных различной величины из пластилина: «Человек стоит – идёт - бежит» (преобразование вылепленной из пластилина фигурки человека).

Аппликация: «Бабочка» (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое, дорисовывание фломастером), «Узор в квадрате из листьев».

Рисование с натуры вылепленных игрушек: «Лошадка», или «Гусь» (по выбору учителя), рисование разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.

Рисование по образцу и наблюдению: «Деревья зимой», «Деревья осенью. Дует ветер».

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики: стоит, идёт, бежит.

Рисование элементов городецкой росписи: листья, бутоны. Цветы. Составление узора в квадрате: «Коробочка».

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Рисование с натуры 3 шаров, окрашенных в главные цвета.

Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами: лист тополя, апельсин, цветок и т.п.

Получение на палитре оттенков чёрного цвета: тёмно – серый, серый, светло – серый; зелёного цвета: светло-зелёный; окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.)

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов: посуда, игрушки простой формы (например, мяч, кубики и т.п.).

Рисование элементов городецкой или косовской росписи: листья, бутоны, цветы.

Работа в цвете на темы: «Осень. Птицы улетают», «Дети лепят снеговика», «Скворечник на берёзе. Весна», «Деревня. Дома и деревья в деревне летом». (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приёмов получения светлых оттенков цвета при изображении неба, земли, стволов деревьев).

Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

  1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?

  2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?

  3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?

  4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?

Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Бродского, А. Пластов, К. Коронина, Ф. Толстого.

Произведения декоративно – прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымкова, Хохломы, Каргополя.

Работа над развитием речи

В 3 классе закрепляется речевой материал 1 и 2 классов. Новые слова, словосочетания:

художник, природа, красота; белила, палитра;

ритм (в узоре); фон; украшение, движение;

загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;

уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;

идёт, бежит, стоит; развивается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);

светлый (светло – синий); голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;

форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ.

Новые фразы:

Приготовить рабочее место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по памяти. Работай кончиком кисти, вот так.

Помой кисточку в воде.

В узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на овал.

Сначала нарисую ствол, потом ветки… Машина загораживает дом.

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Изобразительное искусство» проводится в следующих формах:

-фронтальный опрос;

-творческие и практические работы;

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме творческой работы.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Знания и умения обучающихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических, творческих работ.

«5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, обучающийся умеет применить полученные знания в практической деятельности; верно передает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении   работы, гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«3» - выставляется за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя; предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.



















Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы


Базовый учебник:

Изобразительное искусство. 3 класс :учеб. Для общеобразоват. Организаций / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2018.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 3 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.


Литература для учителя:

- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 2005.

- Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.

- Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.

- Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 2015 г.

- Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 2008 г.

- Смирнова А.Н . «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 2012 г.

М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.

Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.

И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 2005 год.


Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации:

- Синь России. Гжель.

- Городецкая роспись.

- Роспись по дереву

- Что это за листья?

- Орнамент.

- Геометрические узоры

- Снежинки.


- Хохломская роспись. Узор в полосе.

- Рисуем листья, ветку, деревья

http://www.uroki.net/docnach.htm

Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download

Фестиваль «Открытый урок» [email protected]


Литература для учащихся:

Изобразительное искусство. 3 класс :учеб. Для общеобразоват. Организаций / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М. :Просвещение, 2018.

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 2004.Туберовская, О. М.

В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973. Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 2013.


Литература для родителей:

Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 2005.

Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 2008.

Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 2014.

.Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001

И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 2009. п-ма «Детство»

Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.







Контрольно- измерительные материалы.

Тесты для детей по развитию познавательных процессов: зрительного восприятия, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы. Найди закономерность и в пустых клетках нарисуй недостающие предметы:

1 четверть:
















2 четверть










3 четверть













4 четверть
































Поурочное планирование уроков учебного предмета «Изобразительное искусство»

в 3 классе 34 часа


п / п

Тема урока,

тип урока

Основные виды учебной деятельности

Основные термины и понятия.

Учебно – дидактическое обеспечение

1

Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе». Лепка по образцу Деревья осенью. Дует сильный ветер.

Наблюдение за изменениями в природе.

Работа с рассказом; составление предложений для характеристики изменений в природе. Лепка по образцу и наблюдению.

Листья, осень, ветер

Веточка дерева, образцы рисунка Презентация «Рисуем листья, ветки, деревья»

2

Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер.

Рисование по образцу после наблюдений, используя помощь учителя.

Листья, осень, ветер

Образец рисунка, натуральная веточка. Презентация

3

Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

Характеристика признаков осени, составление плана работы, работа цветными карандашами; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

Золотая осень

Веточка дерева, образцы рисунка Презентация «Журавли»

4

Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы.

Рассматривание картин художника, рассуждение о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию картин. Анализ формы и частей предмета, работа в технике акварели. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

«контраст, фон, осевая симметрия»

Образцы, презентация

5

Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани».

Работа цветными карандашами, акварелью и в технике аппликации, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Работа с понятием «узор». Работа с трафаретом.

Узор

Работа с трафаретом.

6

Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги.

Развивать декоративное чувство при выборе цвета, при совмещении материалов и заполнении формы.

Работа с геометрической формой простого плоскостного тела (бабочки); освоение работы в технике (объемной) аппликации (практические навыки).

гофрированная бумага (техника сгибания, скручивания при работе);

Образцы рисунков, презентации

7

Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов.

Обсуждение выбора цвета для одежды мальчика и девочки. Работа с трафаретом. Составление рисунка в соответствии с условиями творческого задания. Обсуждение творческих работ одноклассников; оценивание результатов своей работы и работ одноклассников.

«яркие цвета», «разбеленные цвета».

Образцы рисунков, презентации

8

Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья).

Работа над значениями понятий «цветовое пятно, насыщенность цвета» в рисунке; понятия «контраст». Использование прорисовки в работе. Последовательное выполнение рисунка согласно замысла и композиции; работа в технике акварели.

«цветовое пятно, насыщенность цвета»

Образцы рисунков, презентации

9

Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок.

Рисование цветовых пятен необходимой формы и нужного размера в технике рисования «по-сырому»; прорисовывание полусухой кистью по сырому листу; закрепление правил работы с акварелью; правильное смешивание краски во время работы. Оценивание своей работы.

«рисование по-сырому», «мазок»

Презентации, образцы рисунков

10

Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание.

Рассматривание иллюстрации картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег», в которых художник изобразил людей в движении; ответы на вопросы по теме. Называние частей тела человека; понимание расположения тела человека в движении относительно вертикальной линии. Работа с трафаретом. Овладение навыками работы с цветными мелками. Самостоятельное рисование.

статика (покой), динамика (движение)

Картин художника А. Дейнеки «Раздолье», «Бег».

11

Лепка на тему «Зимние забавы».

Рассматривание произведения художников, изобразивших зимние игры детей, состояние и настроение природы в зимнем пейзаже; выделение общего и различного в передаче движения детей, изображения зимних игр и зимнего пейзажа; выполнение работы в технике «лепка в рельефе»; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы.

Лепка в рельефе

Образцы, картины с изображением зимнего пейзажа

12

Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы».

Изображение фигур детей в движении, соблюдая пропорции; овладение навыками работы гуашью. Самостоятельная работа. Оценивание своей работы.

пропорции

Презентации, образцы рисунков

13

Рисование на тему «Дети лепят снеговиков».

Называние частей фигуры человека; объяснение, как выглядит снеговик; работа от общего к частному; анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении детей на рисунке, с соблюдением плановости (задний, передний планы), при создании рисунка; оценивание своей работы и работ одноклассников.

Техника акварель

Презентации, образцы рисунков

14

Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник).

Называние отличительных особенностей техники работы с краской гуашью от техники работы акварелью. Выполнение эскиза живописного фона для зимнего пейзажа; определение цвета для передачи радостного солнечного зимнего состояния природы; прорисовывание деталей кистью, фломастером; участие в подведении итогов работы; обсуждение работ одноклассников и оценка результатов своей и их деятельности.

Техника акварель

Образцы рисунка

15

Рисование угольком. Зима.

Называние разных художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, уголь); выполнение рисунка (зарисовки) деревьев зимой.

уголек

Картины о зиме, презентация «Зима»

16

Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

Знакомство с каргопольской игрушкой, промыслом; ответы на вопросы; изображение каргапольских лошадок; определение центра композиции рисунка; лепка лошадок, состоящих из нескольких частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Нарядная, гирлянда

Картины с изображением каргопольской игрушки- лошадки, презентации

17

Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова».

Анализ формы частей соблюдением пропорций. Составление предложений о красоте, зимнем состояние природы. Оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

воз

Образцы рисунка

18

Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша.

Рассматривание картин художников, ответы на вопросы по их содержанию

Называние фамилий художников; называние фруктов, разных по цвету и форме. Понимание значения «натюрморт»; работа с акварелью и в технике аппликации.

натюрморт

Образцы рисунков, картины художников

19

Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.

Анализ формы частей с соблюдением пропорций; работа в технике акварели с соблюдением пропорций при изображении; составление предложений о красоте, зимнем состояние природы; оценивание своей работы и работ

одноклассников.

Зимняя природа

Картины с изображением зимней природы

20

Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью.

Называние города, где изготавливают косовскую керамику; изделий косовской керамики; использование линии, точки, пятна как основы для выполнения узора косовской росписи; овладение первичными навыками в создании косовской росписи в технике акварели; работа с понятием «узор» («орнамент»); выполнение простых элементов косовской росписи; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

Косовская керамика, косовская роспись, узор

Презентация «Как изготавливают косовскую керамику», картины

21

Декоративное рисование. Орнамент в круге.

Украшение силуэта сосуда элементами косовской росписи; работа красками с максимальной самостоятельностью; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

сосуд, силуэт, узор, орнамент;

Презентация, образцы рисунков

22

Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица.

Называние имени художника И. Билибина; составление предложений о своих впечатлениях; ответы на вопросы по содержанию произведений художника; работа в технике акварели; оценка своей работы.

элемент росписи, силуэт;

Презентация, беседа по картине И.Билибина «Сказочная птица»

23

Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки.

Знакомство с видами орнамента, узора, его символами и принципами композиционного построения; выполнение орнаментальную композицию; работа с рассказом об отражении элементов природы в произведениях художника; украшение рамки для рисунка «Сказочная птица» красивым узором; работа в технике акварели.

Орнамент, узор

Образцы рамок с узором

24

Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна»

Ответы на вопросы по содержанию картин; составление предложений об изменениях в природе весной; работа в технике акварели.

Декоративное рисование

Презентации по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».

25

Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги.

Рассматривание разных узоров в закладках для книги; усвоение понятий: ритм, ритмично, повторение, чередование, элементы узора, штамп. Освоение процесса изготовления штампа.

Штамп

Образцы закладок для книг

26

Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде.

Беседа, ответы на вопросы; объяснение значения понятия «декоративность»; выполнение творческого задания согласно условиям; самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

Элементы узоров

Образцы посуды с орнаментом

27

Аппликация. Украшение изображений посуды узором.

Усвоение значений понятий «декоративность» и «изменение» (трансформация); работа в технике аппликации с определением центра композиции и характера расположения растительных мотивов, связь декора с формой украшаемого предмета.

Декор

Презентация, образцы рисунков, предметные картинки

28

Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи.

Ответы на вопросы по теме; сравнение своей работы с оригиналом (образцом); самостоятельность при работе; оценка своей работы, сравнение ее с другими работами.

роспись, расписывать, орнамент, Пасха, пасхальное яйцо

Презентация «Пасха»

29

Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи.

Объяснение смысла понятия «городецкая роспись». Обсуждении средств художественной выразительности для передачи формы, колорита. Работа гуашью самостоятельно.

Городецкая роспись

Образцы городецкой росписи

30

Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью.

Рисование по образцу, в технике гуаши; выполнение узоров росписи составными, осветленными цветами; участие в подведении итогов, обсуждении и оценке творческой работы.

Узор

Картины о весенней природе, образцы рисунков. Презентация

31

Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок».

Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев;

Роль цвета

Книги

32

Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью.

Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью; обсуждение и оценка творческой работы. Работа в технике акварели.

Элементы городецкой росписи

Образцы рисунков

33

Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами».

Самостоятельная работа в технике лепки и рисования акварелью.

Творческая работа

Образцы рисунков

34

Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом.

Рассматривание картин, беседа; составление предложений по теме.

Грибы

Картины, презентации


Календарно-тематическое планирование по предмету «ИЗО»

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

1

Беседа на тему: «Лето, осень. Изменения в природе». Лепка по образцу Деревья осенью. Дует сильный ветер.

1


2

Рисование по образцу. Деревья осенью. Дует сильный ветер.

1


3

Рисование на тему. Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином.

1


4

Аппликация. Бабочка. Рисование. Бабочка и цветы.

1


5

Рисование узора с использованием трафарета. «Бабочка на ткани».

1


6

Разные способы изображения бабочек. Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги.

1


7

Рисование по образцу. Одежда ярких и нежных цветов.

1


8

Рисование по образцу. Превращение цветового пятна в изображение (цветы, листья, деревья).

1


9

Рисование кистью по сырой бумаге. Небо, радуга, листья, цветок.

1


10

Рисование с натуры человека в положении статики и динамики (стоит, идет, бежит). Дорисовывание.

1


11

Лепка на тему «Зимние забавы».

1


12

Рисование с натуры вылепленного человечка на тему «Зимние забавы».

1


13

Рисование на тему «Дети лепят снеговиков».

1


14

Рисование гуашью по образцу. Деревья зимой в лесу (лыжник).

1


15

Рисование угольком. Зима.

1


16

Лошадка. Лепка и зарисовка вылепленной фигурки.

1


17

Рисование на тему «Лошадка везет из леса сухие ветки, дрова».

1


18

Аппликация с зарисовкой. Кружка, яблоко, груша.

1


19

Рисование по описанию. Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке.

1


20

Элементы косовской росписи. Декоративное рисование. Украшение силуэтов сосудов косовской росписью.

1


21

Декоративное рисование. Орнамент в круге.

1


22

Беседа по картинам. Сказочная птица на картинах И.Билибина. Декоративное рисование. Сказочная птица.

1


23

Декоративное рисование. Сказочная птица. Украшение узором рамки.

1


24

Беседа по картинам. И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели». Рисование на тему «Скворечник на березе. Весна»

1


25

Рисование с использованием картофельного штампа. Закладка для книги.

1


26

Беседа на тему «Красота вокруг нас. Посуда». Демонстрация образцов посуды с орнаментом. Рисование элементов узора на посуде.

1


27

Аппликация. Украшение изображений посуды узором.

1


28

Беседа на тему «Святой праздник Пасхи». Декоративное рисование. Украшение узором яиц к празднику Пасхи.

1


29

Беседа на заданную тему «Городецкая роспись». Рисование элементов городецкой росписи.

1


30

Декоративное рисование. Украшение силуэта кухонной доски городецкой росписью.

1


31

Беседа на тему «Иллюстрация к сказке, зачем нужна иллюстрация». Рисование эпизодов к сказке «Колобок».

1


32

Рисование красками, гуашью по образцу «Колобок на окне». Украшение элементов рисунка городецкой росписью.

1


33

Творческая работа Лепка, рисование на тему «Летом за грибами».

1


34

Беседа по картине. А. Пластов. Летом. Составление рассказа по теме «Поход в лес за грибами летом.

1