СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по предмету "Окружающий мир"  4 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК "Школа России"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова (М. Просвещение, 2014). Согласно учебного плана ГБОУ СОШ№49 на 2017 – 2018 учебный год окружающий мир в 3-м классе изучается 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Для обучения используется :

1. Учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас, 3 класс. Москва. Просвещение. 2016 год.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь. 3 класс. Москва. Просвещение. 2017 год.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:


Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089),

Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312),

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;

Рекомендательным письмом МО РМ от 12.04.2010 №1718

Учебный план ГБОУ СОШ № 49 на 2017- 2018 учебный год.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуация

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Образовательная функция предмета заключается в фор­мировании разнообразных представлений о природе, челове­ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте­ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня­тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном и социальном мире, психическое и личностное разви­тие школьника; формирование предпосылок научного миро­воззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные при­знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по­нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю­бое событие происходит во времени и пространстве, фикси­ровать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эру­диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач со­циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ­но-положительного взгляда на мир, формирование нрав­ственных и эстетических чувств.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является сформированность следующих знаний и умений.


Обучающиеся научатся:

- различать что такое тела, вещества, частицы;

- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;

- компоненты живой природы: человек, растения, животные, рыбы, микроорганизмы;

- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений;

- растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки;

- животноводство как составную часть сельского хозяйства;

- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции, основы личной гигиены.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;

- устно описывать объекты природы;

- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

- измерять температуру воздуха с помощью термометра;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

- оперировать с моделями, указанными в программе;

- изготавливать кормушки 2 – 3 конструкций для птиц; развешивать кормушки;

- подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.


Содержание тем учебного предмета, курса

Как устроен мир? (6ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.


Учебно – тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Как устроен мир?

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

6

2

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

18

3

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

10

4

Наша безопасность

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

7

5

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

12

6

Путешествия по городам и странам

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

15


Итого

68






Контроль знаний

Практические работы


№ урока

Вид работы

По теме

7

Практическая работа № 1

«Тела, вещества, частицы»

9

Практическая работа № 2

«Состав и свойства воздуха»

10

Практическая работа № 3

«Свойства воды»

14

Практическая работа № 4

«Состав почвы»

21

Практическая работа № 5

«Размножение и развитие животных»

25

Практическая работа № 6

«Измеряем свой рост и массу тела»

27

Практическая работа № 7

«Исследуем нашу кожу»

30

Практическая работа № 8

«Учимся измерять пульс»

44

Практическая работа № 9

«Полезные ископаемые»

45

Практическая работа № 10

«Знакомство с культурными растениями»

49

Практическая работа № 11

«Знакомство с различными монетами»



Контрольные работы

№ урока

Вид работы

По теме

13

Контрольная работа №1

«Эта удивительная природа»

28

Контрольная работа №2

«Мы и наше здоровье»

47

Контрольная работа №3

«Наша безопасность»

63

Комплексная контрольная работа №1

«Чему учит экономика»

67

Контрольная работа №4

«Путешествия по городам и странам.»


Итого

4 + 1 (комплексная)

5

Входное контрольное тестирование №1 (20 мин)

«Как устроен мир»

31

Промежуточное контрольное тестирование №1. (20мин)

«Мы и наше здоровье»

65

Итоговый контрольный тест№2 (20мин).

«Путешествия по городам и странам.»


Итого

2 + 1



12