МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
начального общего образования
Базовый уровень
3 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории,
учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России». ««Окружающий мир» 1-4 классы / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019», Примерной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 6-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 125с.; Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).
Основой рабочей программы учителя стала:
Примерная программа по учебному предмету «Окружающий мир» (включая УГДД). 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Донецкой Народной Республике, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
4) содействие духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
5)формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознаниеи естествознание».
Количество часов
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе – 68 часов (34 недели.)
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая,индивидуальная.
Технологии обучения:системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, места и роли истории Донецкого края в российской истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Приме-чание |
План | Факт |
Тема 1. Как устроен мир | 7 | |
| | Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. С. 4-9 | 1 | 02.09 | | |
| | Человек. Человек — часть природы. С.10-15 | 1 | 07.09 | | |
| | Общество. Проект «Богатства, отданные людям» С.16-23 | 1 | 09.09 | | |
| | Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. | 1 | 14.09 | | |
| | Что такое экология. Экологические связи, их разнообразие С. 24 | 1 | 16.09 | | |
| | Природа в опасности! Охрана природы. | 1 | 21.09 | | |
| | Контроль знаний С.154-159 | 1 | 23.09 | | |
Тема 2. Эта удивительная природа | 18 | |
| | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества С. 36-40 | 1 | 28.09 | | |
| | Разнообразие веществ. с. 40-44 | 1 | 30.09 | | |
| | Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха С. 45-50 | 1 | 05.10 | | |
| | Вода. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды С. 51-54 | 1 | 07.10 | | |
| | Превращение и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе С. 55-58 | 1 | 12.10 | | |
| | Берегите воду! С. 59-63 | 1 | 14.10 | | |
| | Что такое почва. С. 64-68 | 1 | 19.10 | | |
| | Разнообразие растений. . Виды растений. Ботаника — наука о растениях. С. 69-77 | 1 | 21.10 | | |
| | Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. | 1 | 26.10 | | |
| | Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. С.78-86 | 1 | 28.10 | | |
| | Охрана растений. Роль растений в природе и жизни людей. Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 | 09.11 | | |
| | Разнообразие животных. С. 87-93 | 1 | 11.11 | | |
| | Кто что ест. Классификация животных по способу питания. С.94-97 | 1 | 16.11 | | |
| | Размножение и развитие животных. С. 100-111 | 1 | 18.11 | | |
| | Охрана животных. Роль животных в природе и жизни людей. | 1 | 23.11 | | |
| | В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов С. 112-117 | 1 | 25.11 | | |
| | Великий круговорот жизни. С.118-121 | 1 | 30.11 | | |
| | Контрольная работа №1 С.160-165 | 1 | 02.12 | | |
Тема 3. Мы и наше здоровье | 15 | |
| | Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека. С. 122-125 | 1 | 07.12 | | |
| | Органы чувств. . Гигиена органов чувств. С. 126-129 | 1 | 09.12 | | |
| | Надёжная защита организма. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. С. 130-133 | 1 | 14.12 | | |
| | Опора тела и движение. С. 134-137 | 1 | 16.12 | | |
| | Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки | 1 | 21.12 | | |
| | Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение) | 1 | 23.12 | | |
| | Наше питание. С. 128-143 | 1 | 28.12 | | |
| | Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. | 1 | 11.01 | | |
| | Проект «Школа кулинаров» | 1 | 13.01 | | |
| | Дыхание и кровообращение С. 144-146 | 1 | 18.01 | | |
| | Умей предупреждать болезни С. 146-149 | 1 | 20.01 | | |
| | Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | 1 | 25.01 | | |
| | Здоровый образ жизни С.150-153 | 1 | 27.01 | | |
| | Контроль знаний. Проверим себя и оценим свои достижения. Проверка знаний и умений. С.166-170 | 1 | 01.02 | | |
| | Презентация проекта «Школа кулинаров» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | 03.02 | | |
Тема 4. Наша безопасность | 7 | |
| | Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. С. 4-8 | 1 | 08.02 | | |
| | Чтобы путь был счастливым. с.9-13 | 1 | 10.02 | | |
| | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса С. 14-19 | 1 | 15.02 | | |
| | Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах. С.20-24 Проект «Кто нас защищает» | 1 | 17.02 | | |
| | Природа и наша безопасность. С. 25- 31 | 1 | 22.02 | | |
| | Экологическая безопасность С.31-37 | 1 | 24.02 | | |
| | Контроль знаний С.154-158 | 1 | 01.03 | | |
Тема 5. Чему учит экономика | 10 | |
| | Для чего нужна экономика С. 38-45 | 1 | 03.03 | | |
| | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | 10.03 | | |
| | Полезные ископаемые. С. 46-50 | 1 | 15.03 | | |
| | Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. С. 51-55 | 1 | 17.03 | | |
| | Животноводство. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | 1 | 22.03 | | |
| | Какая бывает промышленность С. 56-63 | 1 | 24.03 | | |
| | Что такое деньги С. 66-70 | 1 | 05.04 | | |
| | Государственный бюджет. Семейный бюджет. С.71-80 | 1 | 07.04 | | |
| | Экономика и экология с.81-85 | 1 | 12.04 | | |
| | Контроль знаний. Проверим себя и оценим свои достижения С.159-163 | 1 | 14.04 | | |
Тема 6. Путешествие по городам и странам | 12 | |
| | Золотое кольцо России | 1 | 19.04 | | |
| | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. С. 100-117 | 1 | 21.04 | | |
| | Страны севера Европы С. 108-118 | 1 | 26.04 | | |
| | Страны центра Европы С. 125-131 | 1 | 28.04 | | |
| | Страны юга Европы С. 142-148 | 1 | 03.05 | | |
| | Что такое Бенилюкса С. 118-124 | 1 | 05.05 | | |
| | По Франции и Великобритании С. 132-142 | 1 | 10.05 | | |
| | По знаменитым местам мира. С. 149-153 | 1 | 12.05 | | |
| | Контрольная работа №2 | 1 | 17.05 | | |
| | Презентация проектов «Музей путешествий» | 1 | 19.05 | | |
| | Обобщение и закрепление изученного в 3 классе | 1 | 24.05 | | |
| | Итоговый урок. | 1 | 26.05 | | |
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» должны отражать сформированность умений:
· различать расходы и доходы бюджета семьи;
· показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
· приводить примеры памятников природы и культуры России, Донецкой Народной Республики, достопримечательностей России, родного края; народов России, мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
· распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
· группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков;
· использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
· проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
· использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);
· создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
· соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);
· соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;
· соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013
Учебники:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В
2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
• Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В
2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочие тетради
Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая
тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение,2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая
тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение,2013
Методические пособия
— Плешаков А.А., Ионова М.А., Кирпичева О.Б.,
Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод.
рекомендации: 1 кл. – М.: Просвещение, 2012.
— Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий
мир: метод. рекомендации: 2 кл. – М.:
Просвещение, 2012.
— Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е.
Окружающий мир: метод. рекомендации: 3 кл. –
М.: Просвещение, 2012.
— Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.
Окружающий мир: метод. рекомендации: 4 кл. –
М.: Просвещение, 2013.
— Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-
определитель: пособие для обучающихся
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2013.
— Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для
обучающихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2013.
— Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на
поляне, или Первые уроки экологической этики:
Пособие для обучающихся
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2013
Электронное приложение к учебнику
«Окружающий мир», 3 класс
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по
природоведению, истории, обществоведению,
этнографии народов и мира.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием
обучения (в том числе в цифровой форме
Термометры для измерения температуры воздуха,
воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.
Часы с синхронизированными стрелками
Микроскоп (по возможности цифровой).
Лабораторное оборудование для проведения
опытов и демонстраций в соответствии с
содержанием обучения.