СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» начального общего образования Базовый уровень 3 класс на 2021-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами,программой для начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Окружающий мир» начального общего образования Базовый уровень 3 класс на 2021-2022 учебный год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

На заседании методического

объединения учителей

_____________________

Протокол

от «__» __________ № ____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________Л.М.Козлицкая

«__» _____________ 2021г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ____________И.И.Сушков


«__» _____________ 2021г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

начального общего образования

Базовый уровень

3 класс

на 2021-2022 учебный год









Составитель рабочей программы:

Учитель высшей категории,

учитель - методист

А.Н.Царук










Донецк

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учетом учебно-методического комплекса «Школа России». ««Окружающий мир» 1-4 классы / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019», Примерной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 6-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 125с.; Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).

Основой рабочей программы учителя стала:

Примерная программа по учебному предмету «Окружающий мир» (включая УГДД). 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Донецкой Народной Республики, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.


Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к Донецкой Народной Республике, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;

4) содействие духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

5)формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.


Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознаниеи естествознание».

Количество часов

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе – 68 часов (34 недели.)


Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая,индивидуальная.


Технологии обучения:системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Освоение учебного курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:


в формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

в формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; в формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

в овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

в принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

в развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

в формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

в развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

в развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

в формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Освоение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких, как:


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При освоении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:


понимание особой роли России в мировой истории, места и роли истории Донецкого края в российской истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

урока

в теме

Наименование раздела,

тем уроков

Кол-во часов

на изучение темы

Дата проведения

Приме-чание

План

Факт

Тема 1. Как устроен мир

7


Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. С. 4-9

1

02.09



Человек. Человек — часть природы. С.10-15

1

07.09



Общество. Проект «Богатства, отданные людям» С.16-23

1

09.09



Общество. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества.

1

14.09



Что такое экология. Экологические связи, их разнообразие С. 24

1

16.09



Природа в опасности! Охрана природы.

1

21.09



Контроль знаний С.154-159

1

23.09



Тема 2. Эта удивительная природа

18


Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

С. 36-40

1

28.09



Разнообразие веществ. с. 40-44

1

30.09



Воздух и его охрана. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха С. 45-50

1

05.10



Вода. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды С. 51-54


1

07.10



Превращение и круговорот воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе С. 55-58

1

12.10



Берегите воду! С. 59-63

1

14.10



Что такое почва. С. 64-68

1

19.10



Разнообразие растений. . Виды растений. Ботаника — наука о растениях.

С. 69-77

1

21.10



Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой.

1

26.10



Размножение и развитие растений. Опыление. Роль насекомых в опылении растений. С.78-86

1

28.10



Охрана растений. Роль растений в природе и жизни людей. Проект «Разнообразие природы родного края».

1

09.11



Разнообразие животных.

С. 87-93

1

11.11



Кто что ест. Классификация животных по способу питания. С.94-97

1

16.11



Размножение и развитие животных.

С. 100-111

1

18.11



Охрана животных. Роль животных в природе и жизни людей.

1

23.11



В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов С. 112-117

1

25.11



Великий круговорот жизни. С.118-121

1

30.11



Контрольная работа №1

С.160-165

1

02.12



Тема 3. Мы и наше здоровье

15


Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека. С. 122-125

1

07.12



Органы чувств. . Гигиена органов чувств. С. 126-129

1

09.12



Надёжная защита организма. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов.

С. 130-133

1

14.12



Опора тела и движение.

С. 134-137

1

16.12



Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки

1

21.12



Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение)

1

23.12



Наше питание. С. 128-143

1

28.12



Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

1

11.01



Проект «Школа кулинаров»

1

13.01



Дыхание и кровообращение

С. 144-146

1

18.01



Умей предупреждать болезни

С. 146-149

1

20.01



Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

1

25.01



Здоровый образ жизни

С.150-153

1

27.01



Контроль знаний. Проверим себя и оценим свои достижения.

Проверка знаний и умений. С.166-170

1

01.02



Презентация проекта

«Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

03.02



Тема 4. Наша безопасность

7


Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. С. 4-8

1

08.02



Чтобы путь был счастливым. с.9-13

1

10.02



Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса С. 14-19

1

15.02



Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах. С.20-24 Проект «Кто нас защищает»

1

17.02



Природа и наша безопасность. С. 25- 31

1

22.02



Экологическая безопасность С.31-37

1

24.02



Контроль знаний С.154-158

1

01.03



Тема 5. Чему учит экономика

10


Для чего нужна экономика

С. 38-45

1

03.03



Природные богатства и труд людей — основа экономики

1

10.03



Полезные ископаемые.

С. 46-50

1

15.03



Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. С. 51-55

1

17.03



Животноводство. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

1

22.03



Какая бывает промышленность С. 56-63

1

24.03



Что такое деньги С. 66-70

1

05.04



Государственный бюджет. Семейный бюджет. С.71-80

1

07.04



Экономика и экология с.81-85

1

12.04



Контроль знаний. Проверим себя и оценим свои достижения С.159-163

1

14.04



Тема 6. Путешествие по городам и странам

12


Золотое кольцо России

1

19.04



Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.

С. 100-117

1

21.04



Страны севера Европы

С. 108-118

1

26.04



Страны центра Европы

С. 125-131

1

28.04



Страны юга Европы

С. 142-148

1

03.05



Что такое Бенилюкса

С. 118-124

1

05.05



По Франции и Великобритании С. 132-142

1

10.05



По знаменитым местам мира.

С. 149-153

1

12.05



Контрольная работа №2

1

17.05



Презентация проектов «Музей путешествий»

1

19.05



Обобщение и закрепление изученного в 3 классе

1

24.05



Итоговый урок.

1

26.05



















Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Окружающий мир» должны отражать сформированность умений:

· различать расходы и доходы бюджета семьи;

· показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

· приводить примеры памятников природы и культуры России, Донецкой Народной Республики, достопримечательностей России, родного края; народов России, мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;

· распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

· описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;

· группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков;

· использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;

· проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;

· использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);

· создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;

· соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);

· соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;

· соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2013

Учебники:

Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В

2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

• Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 3 кл. – В

2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая

тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение,2013.

Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая

тетрадь: 3 кл. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение,2013

Методические пособия

— Плешаков А.А., Ионова М.А., Кирпичева О.Б.,

Соловьева А.Е. Окружающий мир: метод.

рекомендации: 1 кл. – М.: Просвещение, 2012.

— Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий

мир: метод. рекомендации: 2 кл. – М.:

Просвещение, 2012.

— Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е.

Окружающий мир: метод. рекомендации: 3 кл. –

М.: Просвещение, 2012.

— Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.

Окружающий мир: метод. рекомендации: 4 кл. –

М.: Просвещение, 2013.

— Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-

определитель: пособие для обучающихся

общеобразовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 2013.

— Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для

обучающихся начальных классов. – М.:

Просвещение, 2013.

— Плешаков А. А., Румянцев А.А. Великан на

поляне, или Первые уроки экологической этики:

Пособие для обучающихся

общеобразовательных учреждений. – М.:

Просвещение, 2013

Электронное приложение к учебнику

«Окружающий мир», 3 класс

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по

природоведению, истории, обществоведению,

этнографии народов и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием

обучения (в том числе в цифровой форме

Термометры для измерения температуры воздуха,

воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас.

Часы с синхронизированными стрелками

Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное оборудование для проведения

опытов и демонстраций в соответствии с

содержанием обучения.