ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(Автор:А.А.Плешаков)
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2009.), с учётом Рабочей программы «Окружающий мир»- автор Плешаков А.А. . М.: Просвещение,2011. Разработана на основе УМК «Школа России»
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков для 3 класс (М. Просвещение , 2013г).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Курс «Окружающий мир» интегрирован с предметом регионально- краеведческим курсом «С азбукой по родному краю»
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народе в;
- воспитание гражданственности, уважение к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и о обществом.
Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю»-расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на паи взгляд, можно дать целостное представление об окружающем т ре, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Главная идея курса - всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Практическая реализация данного курса находит выражение:
1) в логике построения содержания курса: учебное пособие
содержит занимательные задания, актуализирующие ввод
краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;
2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой
работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;
3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике
построения курса.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечания (контрольные работы, проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии) | Дата | Коррек- тировка даты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Как устроен мир (6 ч) |
1 | Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке | Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека | | | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | | | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | Экскурсия. Проект | | |
4 | Общество. | | | |
5 | Мир глазами эколога. | | | |
6 | Природа в опасности. Охрана природы.Практическая работа № 1«Моделирование влияния человека на природу» | Практическая работа № 1 | | |
Эта удивительная природа(18 ч) |
1 (7) | Тела, вещества, частицы.Практическая работа № 2«Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Учащиеся должны уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений. Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. | Практическая работа № 2 | | |
2 (8) | Разнообразие веществ.Соль, сахар, крахмал, кислота | Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах. | | | |
3 (9) | Воздух и его охрана. Опыт «Расширение воздуха | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве | Опыт | | |
4 (10) | Вода и жизнь. Свойства воды. Практическая работа № 3«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | Практическая работа № 3 | | |
5 (11) | Превращения и круговорот воды в природе.Тестирование. Опыт: наблюдение за круговоротом воды. | Опыт: наблюдение за круговоротом воды. | | |
6(12) | Берегите воду! | | | |
7(13) | Как разрушаются камни! Что такое почва? | | | |
8(14) | Разнообразие растений.Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений» | Практическая работа № 4 | | |
9(15) | Солнце, растения и мы с вами.Практическая работа №5Определение органов растений, сравнение органов различных растений» | Практическая работа № 5 | | |
10 (16) | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 6«Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными | Практическая работа № 6 | | |
11 (17) | Охрана растений. | Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. | | | |
12 (18) | Разнообразие животных. | | | |
13 (19) | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» Практическая работа №7«Моделирование цепей питания» | Проект Практическая работа №7 | | |
14 (20) | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | | | |
15 (21) | Размножение и развитие животных. Практическая работа № 8«Моделирование этапов развития бабочки и (или) лягушки» | Практическая работа № 8 | | |
16 (22) | Охрана животных. | | | |
17 (23) | В царстве грибов. | Проект. | | |
18 (24) | Великий круговорот жизни. | | | |
Мы и наше здоровье (10 ч) |
1 (25) | Организм человека. | Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре | | | | |
2 (26) | Органы чувств. | Наблюдение за работой органов чувств. | | | |
3 (27) | Надёжная защита организма.Практическая работа № 9«Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Учащиеся должны знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. | Практическая работа № 9 | | |
4 (28) | Опора тела и движение. Проверочная работа. | | | |
5 (29) | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров» | Проект. | | |
6 (30) | О дыхании, о движении крови. Практическая работа № 10«Подсчет ударов пульса» | Практическая работа № 10 | | |
7 (31) | Умей предупреждать болезниПрактическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека» | Практическая работа № 11 | | |
8 (32) | Здоровый образ жизни. | | | | |
9 (33) | Проверочная работа | | | |
10 (34) | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Презентация | | |
Наша безопасность (7 ч) |
1 (35) | Огонь, вода и газ. | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | | | |
2 (36) | Чтобы путь был счастливым. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте | | | |
3 (37) | Дорожные знаки. | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | | | |
4 (38) | Проект «Кто нас защищает» | Проект | | |
5 (39) | Опасные места. | | | |
6 (40) | Природа и наша безопасность. | | | |
7 (41) | Экологическая безопасность | | | |
Чему учит экономика (12 ч) |
1 (42) | Для чего нужна экономика? | Личностные: понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | | | |
2 (43) | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | | | |
3 (44) | Полезные ископаемые. | | | |
4 (45) | Растениеводство. | | | |
5 (46) | Животноводство. | | | |
6 (47) | Какая бывает промышленность? | | | |
7 (48) | Проект « Экономика родного края» | Проект | | |
8 (49) | Что такое деньги? | | | |
9 (50) | Государственный бюджет. | | | |
10 (51) | Семейный бюджет. | | | |
11 (52) | Экономика и экология. | | | |
12 (53) | Взаимосвязь экономики и экологии. Проверь себя. | Проверь себя. | | |
Путешествие по городам и странам (15 ч) |
1 (54) | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов, Регулятивные: умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Познавательные конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно- стях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности | | | |
2 (55) | Города Золотого кольца. | | | |
3 (56) | Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | | | |
4 (57) | Проект «Музей путешествий» | | | |
5 (58) | Наши ближайшие соседи. | | | |
6 (59) | На севере Европы. | | | |
7 (60) | Что такое Бенилюкс? | | | |
8 (61) | В центре Европы. | | | |
9 (62) | Путешествие по Франции и Великобритании.(Франция) | Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности.знаменитые люди | | | |
10 (63) | Путешествие по Франции и Великобритании. (Великобритания) | | | |
11 (64) | На юге Европы. | | | |
12 (65) | По знаменитым местам мира. | | | |
13 (66) | «Проверим себя и оценим свои достижения» | Итоговая проверочная работа. | | |
14 (67) | Презентация проектов «Кто нас защищает», | | | |
15 (68) | «Экономика родного края», «Музей путешествий» | | | |