СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(Автор:А.А.Плешаков)


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного стандарта общего образования» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2009.), с учётом Рабочей программы «Окружающий мир»- автор Плешаков А.А. . М.: Просвещение,2011. Разработана на основе УМК «Школа России»

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков для 3 класс (М. Просвещение , 2013г).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.


Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю — 68ч (34 учебные недели).


Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Курс «Окружающий мир» интегрирован с предметом регионально- краеведческим курсом «С азбукой по родному краю»

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народе в;

- воспитание гражданственности, уважение к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и о обществом.

Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю»-расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так, на паи взгляд, можно дать целостное представление об окружающем т ре, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

Главная идея курса - всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1) в логике построения содержания курса: учебное пособие
содержит занимательные задания, актуализирующие ввод
краеведческого материала, расположенные в алфавитном порядке;

2) в методическом подходе к совершенствованию краеведческой
работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3) в системе учебных заданий, которые подчинены логике
построения курса.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс


№ п/п

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые результаты

Примечания (контрольные работы,  проектные работы, практические работы, ИКТ, экскурсии)

Дата

Коррек-

тировка даты

1

2

3

4

5

6

7

Как устроен мир (6 ч)

1

Разнообразие природы. Значение природы для людей.

Личностные:

формирование личного отношения к окружающему миру

Регулятивные:

выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Наблюдение за предметами живой и неживой природы. Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека




2

Человек. Ступеньки познания.




3

Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия.

Экскурсия.

Проект



4

Общество.




5

Мир глазами эколога.




6

Природа в опасности. Охрана природы.Практическая рабо­та № 1«Моделиро­вание влияния чело­века на природу»

Практическая рабо­та № 1



Эта удивительная природа(18 ч)

1

(7)

Тела, вещества, частицы.Практическая рабо­та № 2«Моделиро­вание расположения частиц в твердом, жидком и газообраз­ном веществе»

Личностные:

формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Регулятивные

Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

Познавательные

Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему

Коммуникативные

Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми













Учащиеся должны

уметь устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений.


Учащиеся должны

знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.


Пронаблюдать, какая деятельность человека приводит к исчезновению растений.





Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Размножение и развитие животных разных групп.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Практическая рабо­та № 2



2

(8)

Разнообразие веществ.Соль, сахар, крахмал, кислота

Практическое занятие: умение определять наличие крахмала в продуктах.




3

(9)

Воздух и его охрана.

Опыт «Расширение воздуха

Учащиеся должны

уметь определять причины разрушения твёрдых тел.

Учащиеся должны

знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве

Опыт



4

(10)

Вода и жизнь. Свойства воды.

Практическая рабо­та № 3«Свойства воды. Очистка загряз­ненной воды с помо­щью фильтра»

Практическая рабо­та № 3



5

(11)

Превращения и круговорот воды в природе.Тестирование.

Опыт: наблюдение за круговоротом воды.

Опыт: наблюдение за круговоротом воды.



6(12)

Берегите воду!




7(13)

Как разрушаются камни!

Что такое почва?




8(14)

Разнообразие растений.Практическая рабо­та № 4 «Рассматри­вание живых и гербарных растений»

Практическая рабо­та № 4



9(15)

Солнце, растения и мы с вами.Практическая рабо­та №5Определение органов растений, сравнение органов различных растений»

Практическая рабо­та № 5



10

(16)

Размножение и развитие растений. Практическая рабо­та № 6«Рассматри­вание плодов и семян растений. Опреде­ление признаков их приспособленно­сти к распростране­нию ветром, живот­ными

Практическая рабо­та № 6



11

(17)

Охрана растений.


Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию.




12

(18)

Разнообразие животных.




13

(19)

Кто что ест?

Проект «Разнообразие природы родного края»

Практическая рабо­та №7«Моделиро­вание цепей питания»

Проект

Практическая рабо­та №7



14

(20)

Невидимая сеть и невидимая пирамида.




15

(21)

Размножение и развитие животных. Практическая работа № 8«Моделирование этапов развития бабоч­ки и (или) лягушки»

Практическая работа № 8



16

(22)

Охрана животных.





17

(23)

В царстве грибов.


Проект.



18

(24)

Великий круговорот жизни.





Мы и наше здоровье (10 ч)

1

(25)

Организм человека.

Личностные

конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Регулятивные

Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

Познавательные

характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья

Коммуникативные

отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре





2

(26)

Органы чувств.

Наблюдение за работой органов чувств.




3

(27)

Надёжная защита организма.Практическая рабо­та № 9«Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи»



Учащиеся должны

знать органы пищеварительной системы. Уметь соблюдать правила питания. Уметь устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Практическая рабо­та № 9



4

(28)

Опора тела и движение.

Проверочная работа.




5

(29)

Наше питание. Ор­ганы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»

Проект.



6

(30)

О дыхании, о дви­жении крови. Практическая рабо­та № 10«Подсчет ударов пульса»

Практическая рабо­та № 10



7

(31)

Умей предупреждать болезниПрактическая рабо­та № 11 «Моделиро­вание строения орга­низма человека»

Практическая рабо­та № 11



8

(32)

Здоровый образ жизни.





9

(33)

Проверочная работа




10

(34)

Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Презентация



Наша безопасность (7 ч)

1

(35)

Огонь, вода и газ.

Личностные:

усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Регулятивные:

умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

Познавательные:

усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д.

Коммуникативные:

уметь слаженно действовать в ситуациях опасности

Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа




2

(36)

Чтобы путь был счастливым.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте




3

(37)

Дорожные знаки.

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.




4

(38)

Проект «Кто нас защищает»

Проект



5

(39)

Опасные места.




6

(40)

Природа и наша безопасность.




7

(41)

Экологическая безопасность




Чему учит экономика (12 ч)

1

(42)

Для чего нужна экономика?

Личностные:

понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Регулятивные:

умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить



Познавательные:

знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

Коммуникативные:

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке


Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов.




2

(43)

Природные богатства и труд людей – основа экономики.




3

(44)

Полезные ископаемые.




4

(45)

Растениеводство.




5

(46)

Животноводство.




6

(47)

Какая бывает промышленность?




7

(48)

Проект

« Экономика родного края»

Проект




8

(49)

Что такое деньги?




9

(50)

Государственный бюджет.




10

(51)

Семейный бюджет.




11

(52)

Экономика и экология.




12

(53)

Взаимосвязь экономики и экологии.

Проверь себя.

Проверь себя.



Путешествие по городам и странам (15 ч)

1

(54)

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

Личностные:

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Регулятивные:

умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

Познавательные

конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательно-

стях

Коммуникативные:


формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев –Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности




2

(55)

Города Золотого кольца.




3

(56)

Экскурсия

«Достопримечательности нашего города»




4

(57)

Проект «Музей путешествий»




5

(58)

Наши ближайшие соседи.




6

(59)

На севере Европы.




7

(60)

Что такое Бенилюкс?




8

(61)

В центре Европы.




9

(62)

Путешествие по Франции и Великобритании.(Франция)

Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности.знаменитые люди




10

(63)

Путешествие по Франции и Великобритании.

(Великобритания)




11

(64)

На юге Европы.




12

(65)

По знаменитым местам мира.





13

(66)

«Проверим себя и оценим свои достижения»

Итоговая проверочная работа.



14

(67)

Презентация проектов «Кто нас защищает»,




15

(68)

«Экономика родного края», «Музей путешествий»