Пояснительная записка
Учебная программа по письму и развитию речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, исправление недостатков общего и речевого развития.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой. Основная цель обучения письму и развитию речи в 7 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья, помочь им в понимании письменной и устной речи, умении пользоваться ими в жизни как основными средствами общения, а также сформировать у них умения и навыки грамотного письма.
Специфика работы школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья прослеживается в задачах, реализуемых учителем в процессе преподавания предмета:
-работать над развитием коммуникативных функций речи через обогащение, активизацию словарного запаса воспитанников;
-развитие способности грамотно оформлять устную и письменную речь, способность запрашивать и самостоятельно выискивать нужную информацию, используя различные источники;
-работать над формированием познавательных способностей учеников через развитие психологических функций;
-развивать деятельностно - коммуникативные способности учащихся через организацию различных форм работы на уроке: коллективная, групповая, парами;
-развивать интерес к изучению предмета через создание на уроках «ситуации успеха» для каждого воспитанника, вне зависимости от его способностей, осуществление различных форм поощрения, использование занимательного материала.
В системе школьного образования учебный предмет «Письмо и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности письмо и развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.
Овладение основными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по письму и развитию речи в 7 классе включает разделы:
«Повторение»
Звуки и буквы, текст.
Предложение. Текст.
« Состав слова. Текст»
Правописание гласных и согласных в корне. Правописание приставок.
Сложные слова.
«Части речи. Текст»
Существительное. Склонения существительных в единственном числе. Прилагательное. Склонение прилагательных мужского, среднего и женского рода Глагол. Время и число глагола. Неопределенная форма глагола. Частица не с глаголами. Местоимение. Лицо и число местоимений
«Предложение. Текст»
Простое предложение. Сложное предложение
Словарь
Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер. (24 слова)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения; названия частей речи, их значение;
наиболее распространённые правила правописания слов.
Формы организации учебного процесса:
дифференцированный подход;
проблемное обучение;
здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля:
диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник «Русский язык» - учебник 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы
Авторы: Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г.Москва: «Просвещение», 2019 год
Тематическое планирование
(4 часа в неделю)
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала. | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Повторение | | | |
1. | Повторение. Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 02.09. | |
2. | Разделительные мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах. | 1 | 03.09. | |
3. | Правописание безударных гласных в словах. | 1 | 06.09. | |
4. | Правописание звонких и глухих согласных в словах. | 1 | 07.09. | |
5. | Звуки и буквы. Закрепление знаний. | 1 | 09.09. | |
6. | Предложения нераспространённые и распространённые. | 1 | 10.09. | |
7. | Однородные члены предложения. | 1 | 13.09. | |
8. | Распространение предложений однородными членами. | 1 | 14.09. | |
9. | Составление предложений с однородными членами. | 1 | 16.09. | |
10. | Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. | 1 | 17.09. | |
11. | Развитие речи. Составление рассказа по началу и опорным рисункам. | 1 | 20.09. | |
12. | Обращение. Его место в предложении. | 1 | 21.09. | |
13. | Употребление обращения в диалоге. | 1 | 23.09 | |
14. | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | 24.09. | |
15. | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | 27.09. | |
16. | Работа над ошибками. | 1 | 28.09. | |
| Состав слова | | | |
17. | Корень. Однокоренные слова. | 1 | 30.09. | |
18. | Приставка. Образование слов с помощью приставок. | 1 | 01.10. | |
19. | Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | 04.10. | |
20. | Окончание. | 1 | 05.10. | |
21. | Безударные гласные в корне. | 1 | 07.10. | |
22. | Звонкие и глухие согласные в корне. | 1 | 08.10. | |
23. | Правописания в корне. Закрепление знаний. | 1 | 11.10. | |
24. | Гласные и согласные в приставках. | 1 | 12.10. | |
25. | Разделительный твёрдый знак (ъ) после приставок. | 1 | 14.10. | |
26. | Правописания в корне и приставках. Закрепление знаний. Развитие речи. Изложение по плану и опорным словосочетаниям | 1 | 15.10. | |
27. | Знакомство со сложными словами. | 1 | 18.10. | |
28. | Правописание сложных слов. | 1 | 19.10. | |
39. | Образование сложных слов. | 1 | 21.10. | |
30-31. | Состав слова. Закрепление знаний. | 2 | 22.10,25.10 | |
32. | Контрольная работа за Ι четверть. | 1 | 26.10 | |
33. | Работа над ошибками. | 1 | 28.10. | |
34. | Развитие речи. Изложение «Школа в Московской Руси» | 1 | 29.10. | |
| Части речи. Текст. | | | |
35. | Различение частей речи. | 1 | 08.11. | |
36. | Образование одних частей речи от других. | 1 | 09.11. | |
37. | Существительное. Значение существительных в речи. | 1 | 11.11. | |
38. | Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. | 1 | 12.11. | |
39. | Род и число существительных. | 1 | 15.11. | |
40. | Различение существительных женского и мужского рода с шипящей на конце (ж, ш, ч, щ). | 1 | 16.11. | |
41. | Правописание существительных с шипящей на конце. | 1 | 18.11. | |
42. | Существительные 1-го склонения. | 1 | 19.11. | |
43. | Определение склонения существительных по начальной форме. | 1 | 22.11. | |
44. | Существительные 2-го склонения. | 1 | 23.11. | |
45. | Существительные 3-го склонения. | 1 | 25.11. | |
46. | Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений. | 1 | 26.11. | |
47. | Ударные и безударные окончания существительных 1-го склонения. | 1 | 29.11. | |
48. | Замена существительных с ударным окончанием существительными с безударным окончанием. | 1 | 30.11. | |
49. | Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения. | 1 | 02.12. | |
50. | Ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения. | 1 | 03.12. | |
51. | Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. | 1 | 06.12. | |
52. | Ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения. | 1 | 07.12. | |
53. | Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 1 | 09.12. | |
54. | Текст. Установление последовательности фактов в тексте. | 1 | 10.12. | |
55. | Склонение существительных в единственном числе. Закрепление знаний. | 1 | 13.12. | |
56. | Существительное. Закрепление знаний. | 1 | 14.12. | |
57. | Контрольная работа за ΙΙ четверть. | 1 | 16.12. | |
58. | Работа над ошибками. | 1 | 17.12. | |
59. | Прилагательное. Значение прилагательных в речи. | 1 | 20.12. | |
60. | Описание предмета и его частей. | 1 | 21.12. | |
61. | Использование прилагательных для сравнения предметов. | 1 | 23.12. | |
62. | Словосочетания с прилагательными. | 1 | 24.12. | |
63. | Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. | 1 | 10.01. | |
64. | Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. | 1 | 11.01. | |
65. | Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. | 1 | 13.01. | |
66. | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | 1 | 14.01. | |
67. | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 17.01. | |
68. | Изменения прилагательных женского рода по падежам. | 1 | 18.01. | |
69. | Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. | 1 | 20.01. | |
70. | Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. | 1 | 21.01. | |
71. | Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. | 1 | 24.01. | |
72-73. | Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. | 2 | 25.01,27.01. | |
74. | Прилагательное. Закрепление знаний. | 1 | 28.01. | |
75. | Контрольная работа по теме «Прилагательное». | 1 | 31.01. | |
76. | Работа над ошибками. Прилагательное. Закрепление знаний. | 1 | 01.02. | |
77. | Глагол. Значение глаголов в речи. | 1 | 03.02. | |
78. | Использование глаголов для сравнения предметов. | 1 | 04.02. | |
79. | Различение глаголов по временам. | 1 | 07.02. | |
80. | Изменение глаголов по временам. | 1 | 08.02. | |
81. | Различение глаголов по числам. | 1 | 10.02. | |
82. | Изменение глаголов по числам. | 1 | 11.02. | |
83. | Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. | 1 | 14.02. | |
84. | Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. | 1 | 15.02. | |
85. | Время и число глаголов. Закрепление знаний. | 1 | 17.02. | |
86. | Текст. Составной план текста. | 1 | 18.02. | |
87. | Понятие о неопределённой форме глагола. | 1 | 21.02. | |
88. | Правописание глаголов в неопределенной форме. | 1 | 22.02. | |
89. | Постановка глаголов в неопределённую форму. | 1 | 24.02. | |
90. | Использование частицы не в значении отрицания. | 1 | 25.02. | |
91. | Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. | 1 | 28.02. | |
92. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 01.03. | |
93. | Глагол. Закрепление знаний. | 1 | 03.03. | |
94. | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | 04.03. | |
95. | Работа над ошибками. Глагол. Закрепление знаний. | 1 | 07.03. | |
96. | Местоимение. Личные местоимения. | 1 | 10.03. | |
97. | Значение личных местоимений в речи. | 1 | 11.03. | |
98. | Лицо и число местоимений. Местоимения 1-го лица. | 1 | 14.03 | |
99. | Контрольная работа за ΙΙΙ четверть. | 1 | 15.03. | |
100. | Работа над ошибками. | 1 | 17.03. | |
101. | Местоимения 2-го лица. | 1 | 18.03. | |
102. | Местоимения 3-го лица. | 1 | 31.03. | |
103. | Изменение местоимений 3-лица единственного числа по родам. | 1 | 01.04. | |
104. | Различение местоимений по лицам и числам. | 1 | 04.04. | |
105-106. | Личные местоимения. Закрепление знаний. | 2 | 05.04,07.04. | |
107. | Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» | 1 | 08.04. | |
108. | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | 11.04. | |
109. | Работа над ошибками. | 1 | 12.04. | |
110. | Развитие речи. Работа над деформированным текстом. | 1 | 14.04. | |
| Предложение. Текст. | | | |
111. | Простое предложение. Однородные члены предложения без союза и с союзом и. | 1 | 15.04. | |
112. | Однородные члены предложения с союзами а, но. | 1 | 18.04. | |
113. | Однородные члены предложения с союзами и, а, но. | 1 | 19.04. | |
114. | Обращение. | 1 | 21.04. | |
115. | Знаки препинания при обращении. | 1 | 22.04. | |
116. | Простое предложение. Закрепление знаний. | 1 | 25.04. | |
117-118. | Сложное предложение. Части сложного предложения. | 1 | 26.04. | |
119. | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 28.04. | |
120. | Составление сложных предложений. | 1 | 29.04. | |
121. | Простое и сложное предложение. Закрепление знаний. | 1 | 03.05. | |
122. | Контрольная работа по теме «Предложение» | 1 | 05.05. | |
123. | Работа над ошибками. | 1 | 06.05. | |
| Повторение. | | | |
124. | Состав слова. | 1 | 10.05. | |
125. | Правописание в приставке и корне. | 1 | 12.05. | |
126-127. | Существительное. Прилагательное. | 1 | 13.05. | |
128-129. | Глагол. Местоимение. | 1 | 16.05. | |
130. | Контрольная работа за ΙV четверть. | 1 | 17.05. | |
131-132. | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 | 19.05. | |
133. | Развитие речи. Изложение по плану «Сын полка» | 1 | 20.05. | |
134-135. | Правописание приставок и предлогов. Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости. | 1 | 23.05. | |
136. | Контрольная работа за год. | 1 | 24.05 | |
133. | Анализ и работа над ошибками. | 1 | 26.05. | |
134-135. | Обобщающий урок. Занимательный русский язык. | 1 | 27.05. | |