Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Общая характеристика учебного предмета
Все учебные предметы, общеобразовательные, коррекционные и трудовые, для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости максимально индивидуализированы и направлены, прежде всего, на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, подчинять свою деятельность воле взрослого, в данном случае учителя. Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, с сверстниками, с детьми младшего возраста осуществляется поэтапно. Развивается лексическая сторона речи, синтаксическая, связная устная речь. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщающую функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий. Одновременно с лексическойрешается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу прямым, а затем косвенным дополнением, определением, числительным. Детей обучают вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
Обучение грамоте, т.е. первоначальным навыкам чтения и письма также направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты морально-этического плана. Они должны уметь читать и понимать несложные инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в той последовательности, которая в них заложена. Дети должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Описание места предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Речь (чтение, письмо) и альтернативная коммуникация» относится к предметной области «Язык и речевая практика», на его изучение отводится в год следующее количество часов: 1 класс – 102 часа, 2 класс – 102 часа, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов, 5 класс – 68 часов, 6 класс – 68 часов, 7 класс – 68 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов, 10 класс – 68 часов, 11 класс – 68 часов, 12 класс – 68 часов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен блоками «Чтение», «Письмо».
Чтение | Письмо |
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Развитие устной речи: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и вопросам. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрационного действия и действия, изображенного на картинке. Добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? Что? Куда? Где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорпошо-плохо, близко-далеко и др. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия. Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, жужжание и др.) Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения. Работа над звукопроизношением. Букварный период. Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова. Образование из усвоенных звуков и букв слов, чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение местонахождения их в словах. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь. И слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Чтение. Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками,со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. Внеклассное чтение. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя, рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора, ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается? | Добукварный период Привитие учащимся навыков учебной деятельности. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации. Уточнение и развитие зрительного восприятия. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка, забор, елочка). Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользовании карандашом. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам, их закраска и штриховка. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях. Букварный период: Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв. Письмо по обводке, по образцу, по точкам новой буквы. Письмо по памяти изученных букв. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Деление предложений на слова. Схема. Деление слова на слоги. Схема. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Звуки и буквы. Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е,ё, ю, я, и. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Разделительный ъ. Письмо и чистописание. Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами. Списывание слов. Предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов. |
Региональный компонент включает в себя содержание образования:
-по родному языку,
-литературе родного края,
-по истории и культуре родного края.
Предметные результаты
По данной программе не предусматривается выставление оценок учащимся, контроль за уровнем освоения программы выполняется в ходе индивидуального и фронтального опроса учащихся на уроках, в зависимости от уровня их психофизического развития и глубины дефекта, при этом также необходимо учитывать:
Правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
Самостоятельность ответа;
Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
В связи с этим можно запланировать следующие результаты:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными.
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, пониманиесмысла узнаваемого слова.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучениечтению и письму.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Достаточный уровень:
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Минимальный уровень:
-усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;
-сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;
-соблюдать рабочую строку;
-читать слова с изученными буквами;
-читать предложения с изученными буквами.
Система оценивания
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Уровень усвоения учащимися программы по письму оценивается по результатам их проверочных работ, в зависимости от уровня их психофизического развития и глубины дефекта.
Проверочные работы по письму состоят из списывания и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий)
Оценивание контрольного списывания
Высокий уровень – нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
Хороший уровень — 1 ошибка и одно исправление;
Средний уровень — 2 ошибки и одно исправление;
Низкий уровень — 3 ошибки и 1 - 2 исправления или работа не выполнена.
Ошибки идентичного характера считаются за одну.
Не считается наличие неоднократно допущенных логопедических ошибок при соответствующем заключении учителя-логопеда.
Не считаются ошибки, обусловленные не сформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:
-пропуски букв и слогов;
-перестановки букв и слогов;
-не дописывание букв и слогов;
-наращивание слов лишними буквами и слогами;
-искажения слова – «наотух» (на охоту);
-слитное написание слов и их произвольное деление;
-слитное написание предложений;
-замена одной буквы на другую;
-нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли)
Оценивание выполнения грамматического задания
Высокий уровень – безошибочное выполнение всех заданий;
Хороший уровень — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
Средний уровень — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
Низкий уровень — не выполнено большинство грамматических заданий или задание не выполнено совсем.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка знаний. Наблюдения педагога за деятельностью учащихся на уроках фиксируются в карте отслеживания уровня усвоения программы по предмету (Приложение ).
Высокий уровень - ученик знает буквы, читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Хороший уровень - если ученик знает буквы, читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Средний уровень - если ученик знает буквы, читать затрудняется; допускает более пяти ошибок при чтении; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Низкий уровень – если ученик буквы не знает, на вопросы по прочитанному не отвечает, наизусть не заучивает.
В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.