СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: Речь и альтернативная коммуникация

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для детей с умеренной умственной осталостью

Просмотр содержимого документа
«ктп2класс готово»

1 четверть

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1.

Звук и буква а.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

2.

Письмо буквы а.




3.

Звук и буква у.




4.

Письмо буквы у




5.

Звук и буква о.




6.

Письмо буквы о.




7.

Звук и буква м.




8.

Письмо буквы м.






9.

Звук и буква с.



10.

Письмо буквы с.




11.

Звук и буква х.




12.

Письмо буквы х.




13.

Образование слогов ау, уа. Письмо слогов.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту задач. Умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации: персональные компьютеры

14.

Образование слогов ам, ма. Письмо слогов ам, ма.




15.

Составление слов со слогами ам, ма.




16.

Письмо слогов и слов.




17.

Образование слогов ум, му. Письмо слогов.






18.

Составление слов со слогами ум, му. Письмо слогов и слов.




19.

Образование и чтение слогов ах, ха. Письмо слогов.




20.

Составление и чтение слов со слогами ах, ха. Письмо слогов и слов.




21.

Образование и чтение слогов ох, хо, ух. Письмо слогов.




22.

Составление чтение слов со слогами ох, хо, ух. Письмо слогов и слов.




23.

Образование слогов ас, са. Письмо слогов.




24.

Составление и чтение слов со слогами ас, са. Письмо слогов и слов.




25.

Образование слогов ос, со. Письмо слогов.




26.

Составление и чтение слов со слогами ос, со. Письмо слогов и слов.




27.

Образование слогов УС, су. Письмо слогов.





2 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности


Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Звук и буква Ш

1

Звук и буква ш в изолированной позиции. Письмо буквы ш по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

2

Образование и чтение слогов с буквой ш. письмо по образцу. Письмо буквы ш по образцу.




3

Составление и чтение слов с буквой ш. Письмо слов с буквой ш.




Звук и буква Л








4

Звук и буква л в изолированной позиции. Письмо буквы л по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

5.

Образование и чтение слогов с буквой л. Письмо буквы л по образцу.




6.

Составление и чтение слов с буквой л. Письмо слов с буквой л.




7.

Составление и чтение предложений из двух слов «Маша мала». Письмо предложений.




8.

Составление и чтение предложений из двух слов «Маша мала». Письмо предложений.




9.

Образование слогов ал, ла. Письмо слогов.




Звук и буква Ы








10.

Звук и буква ы в изолированной позиции. Письмо буквы ы по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

11

Образование и чтение слогов с буквой ы. Письмо буквы ы по образцу



12.

Составление и чтение слов с буквой ы. Письмо слов с буквой ы




13.

Составление и чтение предложений из двух слов «Мы малы». Письмо предложений.




14.

Составление и чтение предложений из двух слов «Мы малы». Письмо предложений.




Звук и буква Н








15.

Звук и буква н в изолированной позиции. Письмо буквы н по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

16.

Образование и чтение слогов с буквой н. Письмо слогов с буквой н.




17.

Составление и чтение слов с буквой н. Письмо слов с буквой н.




18.

Составление и чтение предложений из двух слов «Наша Маша» Письмо предложений




19.

Составление и чтение предложений из двух слов «Наша Маша» Письмо предложений




Звук и буква Р








20.

Звук и буква р в изолированной позиции. Письмо буквы р по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

21.

Образование и чтение слогов с буквой р. Письмо слогов с буквой р.




3 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

План

Фактически

Звук и буква «К»

1.

Звук и буква к в изолированной позиции. Письмо буквы к по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

2.

Образование и чтение слогов с буквой к. Письмо слогов с буквой к.




3.

Составление и чтение слов с буквой к. Письмо слов с буквой к.




4.

Составление и чтение слов с буквой к. Письмо слов с буквой к.




5.

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой к «На, кошка»». Письмо предложений.




Звук и буква «П»








6

Звук и буква п в изолированной позиции. Письмо буквы п по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

7

Образование и чтение слогов с буквой п. Письмо слогов с буквой п.




8

Составление и чтение слов с буквой п. Письмо слов с буквой п.




9

Составление и чтение слов с буквой п. Письмо слов с буквой п.




10

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой п «паша мал». Письмо предложений.




11

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой п «паша мал». Письмо предложений.



Звук и буква «Т»








12

Звук и буква т в изолированной позиции. Письмо буквы т по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

13

Образование и чтение слогов с буквой т. Письмо слогов с буквой т.




14

Составление и чтение слов с буквой т. Письмо слов с буквой т.




15

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой т «Там Тома». Письмо предложений




16

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой т «Там Тома». Письмо предложений




Звук и буква «И»








17

Звук и буква и в изолированной позиции. Письмо буквы и по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

18

Образование и чтение слогов с буквой. и. Письмо слогов с буквой и.




19

Составление и чтение слов с буквой и. Письмо слов с буквой и.




20

Составление и чтение слов с буквой и. Письмо слов с буквой и.




21

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой и «Иван мил». Письмо предложений.




22

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой и «Иван мил». Письмо предложений.




Звук и буква «З»








23

Звук и буква з в изолированной позиции. Письмо буквы з по обводке.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Усвоить рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв;

- сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

- соблюдать рабочую строку

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающие имена людей, название хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.

24

Образование и чтение слогов с буквой з. Письмо слогов с буквой з.




25

Составление и чтение слов с буквой з. Письмо слов с буквой з.




26

Составление и чтение слов с буквой з. Письмо слов с буквой з.




27

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой з «Коза ушла». Письмо предложений.




28

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой з «Коза ушла». Письмо предложений.




29

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой р «Мара мала». Письмо предложений.







30

Составление и чтение предложений из двух слов с буквой р «Мара мала». Письмо предложений.







4 четверть

№ п п

Тема урока

Количество часов

Региональный компонент

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

План

Фактически

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Повторение

1.

Образование, чтение слогов ау, уа. Письмо слогов.




Слушание объяснений учителя

Слушание и анализ выступления своих товарищей

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Просмотр учебных фильмов и презентаций

Работа с ТСО

Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту задач. Умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации: персональные компьютеры

2.

Образование, чтение слогов ам, ма, ом, мо, ум, му. Письмо слогов.




3.

Образование, чтение слогов ах, ха, ох, хо, ух, ху. Письмо слогов.




4.

Образование, чтение слогов ас, са, ос, со, ус, су. Письмо слогов.




5.

Чтение буквы ш. Письмо буквы ш.




6.

Чтение слов, состоящих из двух слогов: «Ма- ша». Письмо слов, состоящих из двух слогов.




7.

Чтение буквы л. Письмо буквы л.




8.

Чтение предложений, состоящих из двух слов «Маша мала». Письмо предложений, состоящих из двух слов.






9.

Чтение буквы «Ы». Письмо буквы ы.



10.

Чтение предложений, состоящих из двух слов «Мы малы». Письмо предложений, состоящих из двух слов.




11.

Чтение буквы «Н». Письмо буквы н.




12.

Чтение предложений, состоящих из двух слов «Наша Маша». Письмо предложений, состоящих из двух слов.




13.

Чтение буквы «Р». Письмо буквы р.




14.

Чтение предложений, состоящих из двух слов «Мара мала». Письмо предложений, состоящих из двух слов.




15.

Чтение буквы «К». Письмо буквы к





16.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.




17.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.






18.

Чтение буквы «П». Письмо буквы п.




19.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.




20.

Чтение буквы «Т». Письмо буквы т.




21.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.




22.

Чтение буквы «И». Письмо буквы и.




23.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.




24.

Чтение предложений, состоящих из двух слов. Письмо предложений, состоящих из двух слов.








Просмотр содержимого документа
«пояснительная готово»

Речь и альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной
жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Общая характеристика учебного предмета

Все учебные предметы, общеобразовательные, коррекционные и трудовые, для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости мак­симально индивидуализированы и направлены, прежде всего, на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, подчинять свою деятельность воле взрослого, в данном слу­чае учителя. Обучение речи как средству коммуникации заключается в формиро­вании умения общаться со взрослыми, с сверстниками, с детьми младшего возраста осуществляется поэтапно. Развивается лексическая сторона речи, синтаксическая, связная устная речь. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщающую функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных кате­горий. Одновременно с лексическойрешается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предло­жением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу прямым, а затем косвенным дополнением, определением, числи­тельным. Детей обучают вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

Обучение грамоте, т.е. первоначальным навыкам чтения и письма также направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты морально-этического плана. Они должны уметь читать и понимать несложные инст­рукции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в той последовательности, которая в них заложена. Дети должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, ини­циалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Чтение и письмо

Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).


Описание места предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Речь (чтение, письмо) и альтернативная коммуникация» относится к предметной области «Язык и речевая практика», на его изучение отводится в год следующее количество часов: 1 класс – 102 часа, 2 класс – 102 часа, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов, 5 класс – 68 часов, 6 класс – 68 часов, 7 класс – 68 часов, 8 класс – 68 часов, 9 класс – 68 часов, 10 класс – 68 часов, 11 класс – 68 часов, 12 класс – 68 часов.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 12 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.


Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» представлен блоками «Чтение», «Письмо».

Чтение

Письмо

Знакомство с классом и школой, с режимом дня.

Развитие устной речи: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и вопросам.

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрационного действия и действия, изображенного на картинке. Добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? Что? Куда? Где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорпошо-плохо, близко-далеко и др.

Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок.

Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, жужжание и др.) Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения.

Работа над звукопроизношением. Букварный период.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.

Образование из усвоенных звуков и букв слов, чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение местонахождения их в словах.

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь. И слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Чтение.

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками,со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания.

Внеклассное чтение.

Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя, рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора, ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?


Добукварный период

Привитие учащимся навыков учебной деятельности.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации.

Уточнение и развитие зрительного восприятия. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму). Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка, забор, елочка).

Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользовании карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам, их закраска и штриховка.

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях.

Букварный период:

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

Письмо по обводке, по образцу, по точкам новой буквы. Письмо по памяти изученных букв.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Деление предложений на слова. Схема.

Деление слова на слоги. Схема.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных.

Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

Звуки и буквы.

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е,ё, ю, я, и.

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Разделительный ъ.

Письмо и чистописание.

Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами.

Списывание слов. Предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов.


Региональный компонент включает в себя содержание образования:

-по родному языку,

-литературе родного края,

-по истории и культуре родного края.





Предметные результаты

По данной программе не предусматривается выставление оценок учащимся, контроль за уровнем освоения программы выполняется в ходе индивидуального и фронтального опроса учащихся на уроках, в зависимости от уровня их психофизического развития и глубины дефекта, при этом также необходимо учитывать:

  • Правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

  • Самостоятельность ответа;

  • Степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

В связи с этим можно запланировать следующие результаты:

- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными.

-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, пониманиесмысла узнаваемого слова.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучениечтению и письму.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Достаточный уровень:

 Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека.
 Умение самостоятельного использования усвоенного лексикограмматического материала в учебных и коммуникативных целях.

 Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
 Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).
 Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
 Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
 использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

 общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
 Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
 Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
 Начальные навыки чтения и письма.

Минимальный уровень:

-усвоить рукописные начертания изучаемых строчных и прописных букв;

-сличать печатные и письменные изображения букв, соотносить их с произносимым звуком;

-соблюдать рабочую строку;

-читать слова с изученными буквами;

-читать предложения с изученными буквами.

Система оценивания

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

 что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

 насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект»,

«не узнает объект».

Уровень усвоения учащимися программы по письму оценивается по результатам их проверочных работ, в зависимости от уровня их психофизического развития и глубины дефекта.

Проверочные работы по письму состоят из списывания и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий)

Оценивание контрольного списывания

Высокий уровеньнет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;

Хороший уровень — 1 ошибка и одно исправление;

Средний уровень — 2 ошибки и одно исправление;

Низкий уровень — 3 ошибки и 1 - 2 исправления или работа не выполнена.

Ошибки идентичного характера считаются за одну.

Не считается наличие неоднократно допущенных логопедических ошибок при соответствующем заключении учителя-логопеда.

Не считаются ошибки, обусловленные не сформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:

-пропуски букв и слогов;

-перестановки букв и слогов;

-не дописывание букв и слогов;

-наращивание слов лишними буквами и слогами;

-искажения слова – «наотух» (на охоту);

-слитное написание слов и их произвольное деление;

-слитное написание предложений;

-замена одной буквы на другую;

-нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли)

Оценивание выполнения грамматического задания

Высокий уровеньбезошибочное выполнение всех заданий;

Хороший уровень — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

Средний уровень — правильно выполнено не менее 1\2 задания;

Низкий уровень — не выполнено большинство грамматических заданий или задание не выполнено совсем.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка знаний. Наблюдения педагога за деятельностью учащихся на уроках фиксируются в карте отслеживания уровня усвоения программы по предмету (Приложение ).

Высокий уровень - ученик знает буквы, читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Хороший уровень - если ученик знает буквы, читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Средний уровень - если ученик знает буквы, читать затрудняется; допускает более пяти ошибок при чтении; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Низкий уровень – если ученик буквы не знает, на вопросы по прочитанному не отвечает, наизусть не заучивает.

В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.



© 2019, 216 0