ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Рабочая программа
по предмету:
«Речь и альтернативная коммуникация»
1 класс
(2 вариант)
на 2018 – 2019 учебный год.
Составила: Федорова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации": - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,
- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,
- потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.
Предметные:
- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию,
- элементарные графо-моторные умения,
- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Умение обучающегося контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Блок | Тематика | Кол-во часов | Дата проведения |
Наш класс | 15 | |
1 | Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. | 3 | |
2 | Воспоминания о лете. | 4 | |
3 | Мои одноклассники. | 4 | |
4 | Сказочная страна. | 4 | |
Совместные дела | 23 | |
1 | Интересные истории. | 4 | |
2 | Красивые узоры. | 3 | |
3 | Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка. | 4 | |
4 | Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) | 4 | |
5 | Подарок для друга. | 3 | |
6 | Любимые считалочки. | 3 | |
7 | День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня | 2 | |
Диалоги | 30 | |
1 | Любимые сказки. | 5 | |
2 | Вместе слушаем сказки | 4 | |
2 | Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. | 5 | |
3 | Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. | 5 | |
4 | Ярмарка игрушек. | 4 | |
5 | Веселые картинки: книжка для малышей. | 3 | |
6 | Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки). | 2 | |
7 | Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. | 4 | |
| Школьные друзья | 28 | |
1 | Путешествие по Москве. Звук А. | 5 | |
2 | Путешествие в зоопарк. Звук У. | 5 | |
3 | Поездка на дачу. Звук М. | 5 | |
4 | Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. | 5 | |
5 | Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. | 4 | |
6 | Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. | 4 | |
Список используемой литературы:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Дидактический материал. Добукварный период. 1 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009г.
3.Комарова С. В. Устная речь. Методические рекомендации. 1-4 классы. (VIII вид) |
| | | Алышева Т. |