СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Речь и альтернативные коммуникации" (1 класс 2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Речь и альтернативные коммуникации" (1 класс 2 вариант)»

ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»









Рабочая программа

по предмету:

«Речь и альтернативная коммуникация»

1 класс

(2 вариант)

на 2018 – 2019 учебный год.















Составила: Федорова Е.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения  затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно  затруднено, либо невозможно.

    В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи предмета:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации": - совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

- коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия,

- интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником,

- потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.

Предметные:

- перенос способа действия с пишущим предметом в другую ситуацию,

- элементарные графо-моторные умения,

- потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Умение обучающегося контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

- готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками; - выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми

- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях

- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом





















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

   

Блок

Тематика

Кол-во часов

Дата проведения




Наш класс

15




1

Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.

3




2

Воспоминания о лете.

4




3

Мои одноклассники.

4




4

Сказочная страна.

4




Совместные дела

23




1

Интересные истории.

4




2

Красивые узоры.

3




3

Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка.

4




4

Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки)

4




5

Подарок для друга.

3




6

Любимые считалочки.

3




7

День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня

2




Диалоги

30




1

Любимые сказки.

5




2

Вместе слушаем сказки


4


2

Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове.

5




3

Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.

5




4

Ярмарка игрушек.

4




5

Веселые картинки: книжка для малышей.

3




6

Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки).

2




7

Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.

4





Школьные друзья

28


1

Путешествие по Москве. Звук А.

5




2

Путешествие в зоопарк. Звук У.

5




3

Поездка на дачу. Звук М.

5




4

Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

5




5

Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.

4




6

Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.

4






Список используемой литературы:


1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011. – 223 с.


2. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Дидактический материал. Добукварный период. 1 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2009г.


3.Комарова С. В. Устная речь. Методические рекомендации. 1-4 классы. (VIII вид)


Алышева Т.