СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 3 класс для обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентирована на учебник «Речевая практика» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 3 класс для обучающихся с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»




УТВЕРЖДЕНО


Директор_______ И.Е. Мурашкина


Приказ №126 от 22.08.2025г.


М.П



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Речевая практика»

3 класс «А»

начальное общее образование







Составитель: Шимаева Л.В.

учитель начальных классов

















2025-2026 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Ориентирована на учебник «Речевая практика» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2021г.

Количество часов по программе 2 часа в неделю, 66 часов в год.


Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах:


-развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

-заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.


Задачи курса «Речевая практика»:


- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);

- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалоги-ческой) и контекстной (монологической) форм речи;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсцени-рования сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта.


Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод (рассказ, объяснение,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;творческий метод.

I. Планируемые предметные результаты освоения обучающимися предмета «Речевая практика»


Предметные результаты


Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.


Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план



Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.

14)освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

15)осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

16)формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

17)формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.


















































II.Содержание учебного предмета, курса

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.


Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.


Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.


Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).


Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».


Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.


Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».


Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».


Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).


Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»


















III. Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Количество самостоятельных и практических работ

1

«Снова в школу!».

5

-

-

2

«Мы собрались поиграть».

5

-

-

3

«В библиотеке».

7

-

-

4

«Сказки про Машу».


6

-

1

5

«Отправляюсь в магазин».

5

-

-

6

«Снегурочка».

5

-

-

7

«Телефонный разговор».

6

-

-

8

«Я - зритель». .

6

-

1

9

«Какая сегодня погода?».

6




10

«Узнай меня».

5

-

-

11

«Учимся понимать животных».

5

-

-

12

«Веселый праздник».

6

-

1

ИТОГО:

66

-

3







Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Стр. учебника

Примечание

1модуль


1

«Снова в школу!»

Речевое общение со старшими и с

друзьями.

5

1

01.09.


Стр.7-9


2

«Снова в школу!». Правила речевого общения.

Освоение норм и правил общественного поведения.

1

03.09.

Стр.8-9


3

«Снова в школу!». Правила речевого общения.

1

08.09.

Стр.10-11


4

«Вспоминаем каникулы». Давайте расскажем историю. Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми.

1

10.09.

Стр.12-13


5

Обобщение по теме: «Снова в школу!».

1

15.09.

Стр. 7- 13.


6

«Мы собрались поиграть».

«Мы собрались поиграть». Упражнения на активизацию словаря. Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5

1

17.09.

Стр.15



7

«Мы собрались поиграть». Составление предложений по картине.


1

22.09.

Стр.16


8

«Мы собрались поиграть». Составление устного рассказа по плану.


1

24.09.


Стр. 17



9

«Мы собрались поиграть». Составление предложений по картине.

1

27.09.

Стр. 15


10

«Мы собрались поиграть». Общение с друзьями.

1

29.09.

Стр.18-19


11

Обобщение по теме: «Мы собрались поиграть».

1

01.10.

Стр. 15-19


2модуль

12

«В библиотеке».

«В библиотеке». К уроку внеклассного чтения. Моя любимая книга. Формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

7


1

13.10.


Стр.21-23


13

Правила поведения в библиотеке.

1

15.10.

Стр. 24


14

Экскурсия в школьную библиотеку. Ролевая игра «В библиотеке».


1

20.10.

Стр.25


15

Обобщение по теме: «В библиотеке».

1

22.10.

Стр. 21-25


16

«Сказки про Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь».Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми.

6

1

27.10.

Стр.27-29


17

«Сказки про Машу». Слушание аудиозаписей сказки «Три медведя»

1

29.10.

Стр.28-29



18

«Сказки про Машу». Рассказывание сказки «Маша и медведь», «Три медведя».

1

01.11

Стр.30-31


19

Собеседование по итогам 1 триместра

1

05.11.



20

«Сказки про Машу». Инсценировка сказок..

1

10.11.

Стр.30-31


21

Обобщение по теме: «Сказки про Машу».

1

12.11.

Стр.28-31


3 модуль

22

«Отправляемся в магазин».

«Отправляюсь в магазин». Упражнения на активизацию словаря. Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.

5

1

24.11.

Стр.33-35


23

«Отправляюсь в магазин». Конструирование возможных диалогов с продавцом.

1

26.11.

Стр.36



24

«Отправляюсь в магазин». Упражнения на активизацию словаря.

1

29.11.

Стр.33-35


25

«Отправляюсь в магазин». Конструирование возможных диалогов с продавцом.


1

01.12.

Стр.37


26

«Отправляюсь в магазин». Ролевая игра «В магазине».

1

03.12.

Стр.36-37


27

Обобщение по теме: «Отправляюсь в магазин».

1

08.12.

Стр.33-37


28

«Снегурочка». Знакомство со сказкой « Снегурочка».

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

5

1

10.12.

Стр.58-59


29

"Снегурочка". Составление предложений по картине.

1

15.12.

Стр.60-61


30

"Снегурочка". Рассказывание сказки.

1

17.12.

Стр.58-61


31

Инсценировка сказки.

1

22.12.

Стр.58-61


32

Обобщение по теме: "Снегурочка".

1


24.12.

Стр.58-61


33

Конкурс «Мастер сказки сказывать».

1

29.12


4 модуль

34

»Телефонный разговор»

"Телефонный разговор". Уточнение и расширение представлений по теме. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

6

1

12.01.

Стр.39


35

"Телефонный разговор". Знакомство с правилами общения по телефону.

1

14.01.

Стр.40


36

"Телефонный разговор". Упражне-ния на активизацию словаря.

1

19.01.

Стр.41



37

Сказка К. Чуковского «Телефон».

1

21.01.

Стр.42-43


38

"Телефонный разговор". Ролевая игра.

1

26.01.

Стр.40-43


39

Обобщение по теме: "Телефонный разговор".

1

28.01.

Стр.40-43


40

«Я – зритель».

"Я - зритель". Уточнение и расширение представлений по теме.

Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе.

6

1

02.02.

Стр.45


41

"Я - зритель". Игра « Я дарю тебе билет».

1

04.02.

Стр.46-47


42

"Я - зритель". Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре.

1

09.02.

Стр.48


43

"Я - зритель". Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя.

1

11.02

Стр.49


44

Собеседование по итогам 2 триместра.

1

16.02



45

Обобщение по теме: "Я –зритель.

1

18.02

Стр.45-49


46

Собеседование по итогам 2 триместра.

1

21.02



5 модуль

47

«Какая сегодня погода?»

Уточнение и расширение представлений по теме.

6

1

02.03.

Стр.51.


48

«Какая сегодня погода?» Погода и я.


1

04.03.

Стр. 52


49

«Какая сегодня погода?» Составление предложений о погоде.

1

11.03.

Стр. 53.


50

Прогноз погоды (виртуальная экскурсия на метеостанцию)

1

16.03.

Стр. 54


51

Составление рассказа «На прогулку».

1

18.03.

Стр. 55


52

Обобщение по теме; «Какая сегодня погода?».

1

23.03.

Стр. 51-55


53

«Узнай меня!»

«Узнай меня! «Уточнение и расширение представлений по теме.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

5

1

25.03.

Стр.75


54

«Узнай меня!» Подготовка к составлению описания внешности человека .

1

30.03.

Стр.76-77



55

"Узнай меня!». Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.


1

01.04.

Стр. 78


6 модуль

56

"Узнай меня!». Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

1

13.04.

Стр.79


57

Обобщение по теме: «Узнай меня!».


1

15.04.

Стр. 75-79


58

«Учимся понимать животных».

"Учимся понимать животных". Упражнения на активизацию словаря. Воспитание бережного отношения к природе.

5

1

20.04.

Стр. 69


59

Беседа о домашних животный по теме «Интересный случай»

1

22.04.

Стр.70


60

Учимся понимать животных". Упражнения на активизацию словаря.

1

25.04.

Стр. 69


61

Друзья наши меньшие.

1

27.04.

Стр. 71


62

Моделирование поведения животных в различных ситуациях.

1

29.04.

Стр. 72-73


63

Обобщение по теме: «Учимся понимать животных».

1

04.05.

Стр.69-73


63

«Веселый праздник»

"Веселый праздник". Я иду на день рождения.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

6

1

06.05.

Стр.63-65


64

Правила хорошего тона.

1

11.05.

Стр. 66-67


65

Собеседование по итогам учебного года.

1

13.05.



66


Как выбрать подарок.


1

18.05.




67

Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей».

1

20.05.

Стр.66-67


68

Обобщение по теме:"Веселый праздник".

1

25.05.

Стр.63-67