Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УТВЕРЖДЕНО
Директор_______ И.Е. Мурашкина
Приказ №126 от 22.08.2025г.
М.П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Речевая практика»
3 класс «А»
начальное общее образование
Составитель: Шимаева Л.В.
учитель начальных классов
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Ориентирована на учебник «Речевая практика» 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2021г.
Количество часов по программе 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах:
-развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
-заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Задачи курса «Речевая практика»:
- развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи (обогащение, закрепление, активизация словаря);
- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной (диалоги-ческой) и контекстной (монологической) форм речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий;
- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсцени-рования сказки;
- обогащать лексический запас учащихся словами;
- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
- научить составлять рассказы из личного опыта.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
словесный метод (рассказ, объяснение,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;творческий метод.
I. Планируемые предметные результаты освоения обучающимися предмета «Речевая практика»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
14)освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
15)осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
16)формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
17)формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
II.Содержание учебного предмета, курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
III. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Количество самостоятельных и практических работ |
1 | «Снова в школу!». | 5 | - | - |
2 | «Мы собрались поиграть». | 5 | - | - |
3 | «В библиотеке». | 7 | - | - |
4 | «Сказки про Машу». | 6 | - | 1 |
5 | «Отправляюсь в магазин». | 5 | - | - |
6 | «Снегурочка». | 5 | - | - |
7 | «Телефонный разговор». | 6 | - | - |
8 | «Я - зритель». . | 6 | - | 1 |
9 | «Какая сегодня погода?». | 6 | | |
10 | «Узнай меня». | 5 | - | - |
11 | «Учимся понимать животных». | 5 | - | - |
12 | «Веселый праздник». | 6 | - | 1 |
ИТОГО: | 66 | - | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | Дата | Стр. учебника | Примечание |
1модуль |
1 | «Снова в школу!» Речевое общение со старшими и с друзьями. | 5 1 | 01.09. | Стр.7-9 | |
2 | «Снова в школу!». Правила речевого общения. Освоение норм и правил общественного поведения. | 1 | 03.09. | Стр.8-9 | |
3 | «Снова в школу!». Правила речевого общения. | 1 | 08.09. | Стр.10-11 | |
4 | «Вспоминаем каникулы». Давайте расскажем историю. Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми. | 1 | 10.09. | Стр.12-13 | |
5 | Обобщение по теме: «Снова в школу!». | 1 | 15.09. | Стр. 7- 13. | |
6 | «Мы собрались поиграть». «Мы собрались поиграть». Упражнения на активизацию словаря. Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | 5 1 | 17.09. | Стр.15 | |
7 | «Мы собрались поиграть». Составление предложений по картине. | 1 | 22.09. | Стр.16 | |
8 | «Мы собрались поиграть». Составление устного рассказа по плану. | 1 | 24.09. | Стр. 17 | |
9 | «Мы собрались поиграть». Составление предложений по картине. | 1 | 27.09. | Стр. 15 | |
10 | «Мы собрались поиграть». Общение с друзьями. | 1 | 29.09. | Стр.18-19 | |
11 | Обобщение по теме: «Мы собрались поиграть». | 1 | 01.10. | Стр. 15-19 | |
2модуль |
12 | «В библиотеке». «В библиотеке». К уроку внеклассного чтения. Моя любимая книга. Формирование негативного отношения к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам. | 7 1 | 13.10. | Стр.21-23 | |
13 | Правила поведения в библиотеке. | 1 | 15.10. | Стр. 24 | |
14 | Экскурсия в школьную библиотеку. Ролевая игра «В библиотеке». | 1 | 20.10. | Стр.25 | |
15 | Обобщение по теме: «В библиотеке». | 1 | 22.10. | Стр. 21-25 | |
16 | «Сказки про Слушание аудиозаписей сказки «Маша и медведь».Формирование готовности и способности вести диалог со сверстниками, другими людьми. | 6 1 | 27.10. | Стр.27-29 | |
17 | «Сказки про Машу». Слушание аудиозаписей сказки «Три медведя» | 1 | 29.10. | Стр.28-29 | |
18 | «Сказки про Машу». Рассказывание сказки «Маша и медведь», «Три медведя». | 1 | 01.11 | Стр.30-31 | |
19 | Собеседование по итогам 1 триместра | 1 | 05.11. | | |
20 | «Сказки про Машу». Инсценировка сказок.. | 1 | 10.11. | Стр.30-31 | |
21 | Обобщение по теме: «Сказки про Машу». | 1 | 12.11. | Стр.28-31 | |
3 модуль |
22 | «Отправляемся в магазин». «Отправляюсь в магазин». Упражнения на активизацию словаря. Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе. | 5 1 | 24.11. | Стр.33-35 | |
23 | «Отправляюсь в магазин». Конструирование возможных диалогов с продавцом. | 1 | 26.11. | Стр.36 | |
24 | «Отправляюсь в магазин». Упражнения на активизацию словаря. | 1 | 29.11. | Стр.33-35 | |
25 | «Отправляюсь в магазин». Конструирование возможных диалогов с продавцом. | 1 | 01.12. | Стр.37 | |
26 | «Отправляюсь в магазин». Ролевая игра «В магазине». | 1 | 03.12. | Стр.36-37 | |
27 | Обобщение по теме: «Отправляюсь в магазин». | 1 | 08.12. | Стр.33-37 | |
28 | «Снегурочка». Знакомство со сказкой « Снегурочка». Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | 5 1 | 10.12. | Стр.58-59 | |
29 | "Снегурочка". Составление предложений по картине. | 1 | 15.12. | Стр.60-61 | |
30 | "Снегурочка". Рассказывание сказки. | 1 | 17.12. | Стр.58-61 | |
31 | Инсценировка сказки. | 1 | 22.12. | Стр.58-61 | |
32 | Обобщение по теме: "Снегурочка". | 1 | 24.12. | Стр.58-61 | |
33 | Конкурс «Мастер сказки сказывать». | 1 | 29.12 | | |
4 модуль |
34 | »Телефонный разговор» "Телефонный разговор". Уточнение и расширение представлений по теме. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | 6 1 | 12.01. | Стр.39 | |
35 | "Телефонный разговор". Знакомство с правилами общения по телефону. | 1 | 14.01. | Стр.40 | |
36 | "Телефонный разговор". Упражне-ния на активизацию словаря. | 1 | 19.01. | Стр.41 | |
37 | Сказка К. Чуковского «Телефон». | 1 | 21.01. | Стр.42-43 | |
38 | "Телефонный разговор". Ролевая игра. | 1 | 26.01. | Стр.40-43 | |
39 | Обобщение по теме: "Телефонный разговор". | 1 | 28.01. | Стр.40-43 | |
40 | «Я – зритель». "Я - зритель". Уточнение и расширение представлений по теме. Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе. | 6 1 | 02.02. | Стр.45 | |
41 | "Я - зритель". Игра « Я дарю тебе билет». | 1 | 04.02. | Стр.46-47 | |
42 | "Я - зритель". Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. | 1 | 09.02. | Стр.48 | |
43 | "Я - зритель". Ролевая игра «Кинотеатр». Правил вежливого зрителя. | 1 | 11.02 | Стр.49 | |
44 | Собеседование по итогам 2 триместра. | 1 | 16.02 | | |
45 | Обобщение по теме: "Я –зритель. | 1 | 18.02 | Стр.45-49 | |
46 | Собеседование по итогам 2 триместра. | 1 | 21.02 | | |
5 модуль |
47 | «Какая сегодня погода?» Уточнение и расширение представлений по теме. | 6 1 | 02.03. | Стр.51. | |
48 | «Какая сегодня погода?» Погода и я. | 1 | 04.03. | Стр. 52 | |
49 | «Какая сегодня погода?» Составление предложений о погоде. | 1 | 11.03. | Стр. 53. | |
50 | Прогноз погоды (виртуальная экскурсия на метеостанцию) | 1 | 16.03. | Стр. 54 | |
51 | Составление рассказа «На прогулку». | 1 | 18.03. | Стр. 55 | |
52 | Обобщение по теме; «Какая сегодня погода?». | 1 | 23.03. | Стр. 51-55 | |
53 | «Узнай меня!» «Узнай меня! «Уточнение и расширение представлений по теме. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | 5 1 | 25.03. | Стр.75 | |
54 | «Узнай меня!» Подготовка к составлению описания внешности человека . | 1 | 30.03. | Стр.76-77 | |
55 | "Узнай меня!». Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. | 1 | 01.04. | Стр. 78 | |
6 модуль |
56 | "Узнай меня!». Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. | 1 | 13.04. | Стр.79 | |
57 | Обобщение по теме: «Узнай меня!». | 1 | 15.04. | Стр. 75-79 | |
58 | «Учимся понимать животных». "Учимся понимать животных". Упражнения на активизацию словаря. Воспитание бережного отношения к природе. | 5 1 | 20.04. | Стр. 69 | |
59 | Беседа о домашних животный по теме «Интересный случай» | 1 | 22.04. | Стр.70 | |
60 | Учимся понимать животных". Упражнения на активизацию словаря. | 1 | 25.04. | Стр. 69 | |
61 | Друзья наши меньшие. | 1 | 27.04. | Стр. 71 | |
62 | Моделирование поведения животных в различных ситуациях. | 1 | 29.04. | Стр. 72-73 | |
63 | Обобщение по теме: «Учимся понимать животных». | 1 | 04.05. | Стр.69-73 | |
63 | «Веселый праздник» "Веселый праздник". Я иду на день рождения. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | 6 1 | 06.05. | Стр.63-65 | |
64 | Правила хорошего тона. | 1 | 11.05. | Стр. 66-67 | |
65 | Собеседование по итогам учебного года. | 1 | 13.05. | | |
66 | Как выбрать подарок. | 1 | 18.05. | | |
67 | Сюжетно-ролевая игра «Приём гостей». | 1 | 20.05. | Стр.66-67 | |
68 | Обобщение по теме:"Веселый праздник". | 1 | 25.05. | Стр.63-67 | |