СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является приобщение младших школьников к истокам родной культуры,создание образовательно-воспитательного пространства  для самореализации детей в обще-интеллектуальном развитии, расширении кругозора, привитии любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родной русский язык"»

ПримернАЯ рабочая программа

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Родной русский язык» ФГОС НОО

(1-4 КЛАССЫ)


ВВЕДЕНИЕ


Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной русский язык» (далее – Программа) разработана в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373),

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/15 от 28.10.2015 г.)

  • Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №104 на 2019-2020 учебный год;

Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного, организационного.


разделы

виды

содержание

I

целевой

определяет общее назначение, цели и задачи, планируемые результаты освоения Программы. Целевой раздел включает общую характеристику учебного предмета «Родной русский язык» (Литературное чтение), место учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты и систему оценки достижений планируемых результатов.

II

содержательный

содержит общее содержание начального общего образования по учебному предмету «Родной русский язык» (Литературное чтение); примерное тематическое планирование. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал этих тем не является обязательным для усвоения (предлагается учителем с учетом уровня подготовленности и типа работы учеников) и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.

III

организационный

Содержит рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Родной русский язык» (Литературное чтение); список научно-методической литературы по родному языку.



I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Общая характеристика предмета «Родной русский язык»

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальных классах направлено на достижение следующих целей:

  • овладение правильным, беглым, выразительным и осознанным чтением;

  • углубление знаний о речевой деятельности и совершенствование всех видов речевой деятельности; овладение навыками работы с разными видами текстов;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к искусству слова и осмысление прочитанного;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников через произведения художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, сочувствии, дружбе, честности; умение достигать результата своей деятельности; приобщение к ценностям родной культуры;

  • формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к жизни и культуре народов многонациональной России и своего края;

  • ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов;

  • формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать.

Курс «Литературное чтение на родном языке» направлен на решение следующих задач:

  • Овладение навыками культуры чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению книг. Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование навыка осмысленного чтения. Учащиеся приобретают умение работать с различной информацией, что обеспечивает успешность обучения младшего школьника и по другим предметам.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения, учащиеся умеют высказывать свое собственное мнение на основе прочитанного и услышанного. Младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

  • Данная задача способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности.

  • Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности. Особое внимание уделяется языку литературного произведения, эмоциональной окрашенности сюжетных линий, использованию автором средств языка. В результате решения данной задачи, учащиеся получают навыки анализа произведения.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается после обучения грамоте. В предмете «Литературное чтение на родном языке» выделяются следующие разделы:


разделы

виды

содержание

I

«Виды речевой и читательской деятельности»

Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве, формирует культуру общения, включает работу с разными видами текста, формирование аналитических умений при работе над текстом.


II

«Круг детского чтения»

реализует принцип отбора художественных текстов для чтения, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и читательских предпочтений младших школьников.


III

«Литературоведческая пропедевтика»

определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление с видами и жанрами литературы, средствами выразительности языка.

IV

«Творческая деятельность обучающихся»

обеспечивает интерпретацию детьми полученных из литературных произведений знаний в самостоятельной творческой деятельности: чтение по ролям, драматизация, сочинение и т.д.


V

«Библиографическая культура»

способствует формированию умений работать с книгой, определять типы книг, выбирать необходимую книгу из списка рекомендованной литературы, находить оглавление, определять автора, художника, работать со словарями и справочной литературой.






Место учебного предмета «Родной русский язык» в учебном плане.

В соответствии с примерным учебным планом начального общего образования на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе отводится ориентировочно 17 часов ( для 1 классов – 16 часов) за счет часов части плана, формируемой участниками образовательного процесса.


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты).

Согласно Примерной Основной образовательной программе начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/15 от 28.10.2015 г.), в результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения учебного предмета в начальном общем образовании выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два - три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;

  • характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно, и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения; ‒ соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; ‒ в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Формирование ИКТ - компетентности обучающихся (метапредметные результаты).

В результате изучения учебного предмета на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание изучаемого предмета, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


Планируемые предметные результаты.

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.


Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; – использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: – для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно- популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов); – передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание). Круг детского чтения (для всех видов текстов).

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и вне учебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет). Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. Творческая деятельность (только для художественных текстов). Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).


Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Библиографическая культура

Выпускник научится:

работать с книгой; различать элементы книги (содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации);

пользоваться алфавитным каталогом, картотекой;

выбирать книги на основе рекомендованного списка из открытого доступа к детским книгам в библиотеке;

составлять отзыв на книгу.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление);

выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку);

объяснять назначение каталожной карточки;

составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

II. Содержательный раздел

Основное содержание

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)


Восприятие на слух звучащей балкарской речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение самому задать вопрос по содержанию прослушанного учебного, научно-познавательного и художественного произведений.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог - как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно- популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный темп беглого осознанного чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их интонационно.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя) Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Схожесть тем, идей героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.


разделы

виды

содержание

I

«Виды речевой и читательской деятельности»

содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

II

«Круг детского чтения»

реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников

III

«Литературоведческая пропедевтика»

определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление с видами и жанрами литературы, средствами выразительности языка.

IV

«Творческая деятельность обучающихся»

является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

V

«Библиографическая культура»

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: Научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно- иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


Примерное содержание планирования

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи,

адекватное понимание содержания

звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного

произведения; определение

последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений

Слушание фольклорных произведений: основная

сюжетная линия.

Характеристика героя сказки (положительный

или отрицательный). Описание героя.

Слушание поэтических произведений:

эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной

сюжет, главные герои.

Жанры художественных произведений.

Восприятие учебного текста: цель, осмысление

системы заданий.

Восприятие научно-популярного текста: основное

содержание (информация)

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические,

художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного

слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать

свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать

(моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность

учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного

художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами

одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков

Говорение (Культура речевого общения)

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и

формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование

изобразительно- выразительных средств

родного языка (синонимы, антонимы,

сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного

высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном

образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача

основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного Произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ

по рисункам, на заданную тему

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на

вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость - первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Монолог Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать).

Выразительные средства языка для высказывания.

Структура высказывания. Презентация высказывания окружающим.

Устный рассказ

Определение темы прочитанного произведения,

рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел рассказать автор).

Определение главной мысли произведения (что

самое главное хотел сказать автор).

Определение темы и главной мысли устного

сочинения. Выразительные средства языка для

высказывания. Структура высказывания.

Презентация своего высказывания окружающим

Участвовать в диалоге: понимать вопросы

собеседника и отвечать на них в соответствии с

правилами речевого этикета.

Учитывать в диалоге уровень владения

собеседниками балкарским языком.

Брать на себя роль помощника в выполнении

речевых заданий на балкарском языке детям, не

владеющим либо слабо владеющим балкарским

языком.

Формулировать вопросительные предложения

с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации как? когда? почему? Зачем?

Конструировать монологическое высказывание

(на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и

интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании

разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на

основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с

выделением смысловых пауз, интонации.

Практическое освоение умения отличать

текст от набора предложений; выделение

способов организации текста: заголовок,

абзац, автор. Прогнозирование

содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений);

деление текста на смысловые части, их

озаглавливание. Понимание заглавия

произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос:

«Почему автор так назвал своё произведение?»).

Участие в коллективном обсуждении:

умение отвечать на вопросы, выступать

по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу

беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных

иллюстративно-изобразительных

материалов.

Самостоятельное воспроизведение

сюжета с использованием

художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с

использованием специфической для

данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному

произведению.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление

поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному

плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение

главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ

эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой

части и всего текста, озаглавливание

каждой части и всего текста, составление

плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде

самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное

свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по

собственному выбору: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить

рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить

данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из

разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,

характеру поступков героев.

Виды текста: художественные, учебные,

научно-популярные.

Практическое сравнение различных

видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста)

пересказ учебного и научно-популярного

текстов.

Чтение вслух и про себя

Чтение вслух слогов, слов, предложений,

постепенный переход от слогового к плавному

осмысленному правильному чтению целыми словами.

Чтение про себя текстов разных жанров.

Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений.

Использование выразительных средств:

интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений Работа с разными видами текста

Текст

Текст и набор предложений. Художественный

текст. Научно-популярный текст. Учебный текст.

Отличие художественного текста от научно-

популярного.

Заголовок в тексте

Антиципация заголовка: предположение, о чём

будет рассказываться в данном тексте.

Цель и назначение заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем.

Подбор заголовка текста учащимися класса.

Тема текста

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.

Уточнение темы текста (на основе содержания

произведения: об участии детей в Великой

Отечественной войне, о пробуждении природы

весной, о взаимоотношениях взрослых и детей).

Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произведения

(коллективно, в парах, в группах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора.

Работа с текстом

Составление плана текста. Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части:

деление текста на части. Выделение опорных

слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Подробный пересказ текста. Определение

главной мысли. Определение темы каждой

части: деление текста на части. Выделение

опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента

текста. Пересказ текста.

Краткий или сжатый пересказ текста.

Определение главной мысли. Определение темы

каждой части: деление текста на части.

Выделение опорных слов фрагмента. Слова,

выражения текста для устного высказывания.

Сокращение текста. Краткий пересказ текста.

Выборочный пересказ текста.

Характеристика героя произведения: слова,

выражения из текста, характеризующие героя

произведения (выбор их в тексте с помощью

учителя).

Составление текста на основе отобранных

языковых средств (сначала с помощью учителя,

затем самостоятельно). Рассказ о герое по

коллективно составленному плану.

Рассказ о герое произведения по самостоятельно

составленному плану.

Пересказ фрагмента текста: отбор слов,

выражений из текста для характеристики места

действия, самого напряжённого момента в

развитии действия, времени действия героев

произведения, начала действия.

Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному

плану (с помощью учителя).

Рассказ по иллюстрации к тексту

Анализ иллюстрации (кто изображён, когда, где)

при помощи учителя. Подбор соответствующего

фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации.

Выделение опорных слов текста для рассказа по

иллюстрации, составление рассказа (с помощью

учителя, по коллективно составленному плану,

самостоятельно).

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно

увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы,

темп в соответствии с особенностями

художественного текста.

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный

текст, выделять в тексте основные логические

части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать текст: представлять,

предполагать (антиципировать) текст по

заголовку, теме, иллюстрациям; определять

тему, главную мысль произведения; находить в

тексте доказательства отражения мыслей и

чувств автора.

Сравнивать тексты (учебный, художественный,

научно-популярный): определять жанр,

выделять особенности, анализировать

структуру, образные средства. Сравнивать

произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения;

выбирать заголовок произведения из

предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части,

озаглавливать каждую часть, выделять опорные

слова, определять главную мысль произведения

(сначала с помощью учителя, затем

самостоятельно).

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех

сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно

(отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов - представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов

(на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Письмо (Культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра

произведения), использование в письменной речи выразительных средств

языка (синонимы, антонимы, сравнение)

в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-

рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва

Определение темы своего высказывания (то, о чём бы я хотел рассказать). Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моём

рассказе). Выразительные средства языка для

письменного высказывания. Типы высказываний:

текст-повествование, текст-рассуждение, текст-

описание. Структура письменного высказывания.

Устное сочинение в форме рассказа, отзыва

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные

выразительные средства языка в соответствии с типом текста

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков

родной литературы, классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России)

Историческая, приключенческая

литература, фантастика. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские

периодические издания.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях,

животных, добре и зле, юмористические и др.

Произведения устного народного фольклора русского и

других народов России. Малые формы устного

народного творчества: песни, загадки, считалки,

пословицы и поговорки, благопожелания,

скороговорки, дразнилки, считалки. Большие

формы устного народного творчества: сказки,

Сказания, мифы, легенды, предания. Классики

детской литературы. Произведения

отечественной и зарубежной авторской

литературы: рассказы, сказки, стихотворения.

Мифы, легенды.

Детские журналы: о природе, художественно-

развлекательные, художественно-публицистические.

Темы детского чтения

Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине,

приключенческая литература. Детская литература народов России (наиболее известные авторы и произведения).


Литературоведческая пропедевтика

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, олицетворение, метафора, гипербола,

повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ,

искусство слова, автор, сюжет, тема.

Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.

Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование,

описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев.

Прозаическая и стихотворная речь.

Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные

произведения.

Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (пословицы и поговорки, загадки, благопожелания,

скороговорки, дразнилки, считалки, песни); большие фольклорные формы

(сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни.

Литературная (авторская) сказка.

Художественные особенности сказок:

лексика, структура (композиция).

Рассказы, повести, стихотворения, басни,

очерки, статьи детской периодики-произведения классиков отечественной и

зарубежной литературы XIX—XX вв.

Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (разных народов России). Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и

стихотворная речь.

Тема произведения. Главная мысль произведения.

Развитие действия (сюжетная линия текста).

Герой произведения. Характер героя. Средства

выразительности. Сравнение. Метафора.

Гипербола.

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть

жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное

словесное рисование, знакомство с различными способами работы с

деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей,

последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении

действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по

серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Постановка живых картин

Определение фрагмента для постановки живых

картин. Освоение различных ролей в тексте.

Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям

Определение фрагмента для чтения по ролям.

Освоение различных ролей в тексте.

Выразительные средства (тон, темп, интонация)

для чтения по ролям. Чтение по ролям.

Инсценирование

Определение фрагмента для инсценирования.

Освоение ролей для инсценирования.

Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования.

Инсценирование.

Устное словесное рисование Определение фрагмента для устного словесного рисования.

Слова, словосочетания, отражающие содержание

этого фрагмента. Презентация фрагмента.

Устное сочинение Отражение в устном счете сочинении темы

прочитанного произведения (то, о чем хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что главное хотел сказать автор).

Определение темы и главное мысли устного

высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Презентация устного

сочинения.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства

(тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения,

выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

Библиографическая культура

Книга как источник необходимых знаний.

Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Типы книг (изданий): книга, произведение, сборник, собрание

сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,

словари, энциклопедии).

Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние

показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Выходные данные; структура книги:

автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и

послесловие; иллюстрации.

Работа с книгой

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги.

Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог.

Каталожная карточка, её назначение. Выбор

книги по рекомендованному списку. Отзыв на

книгу.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по

рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

1 класс


Кол-во часов

Тема

Авторы, литература, источники

1

1

«Первый раз – в первый класс»

В. Милославская «В первый раз», «Теперь я ученик». «В первый раз»

2

1

«Моя малая родина»

Б.Г. Коба «Мой город - Минводы»

3

1

Государственная символика. Символика Ставропольского края.


Герб города на карте нашего края.

Аудирование научного текста (посещение музея Бибика, материалы интернет-ресурсов)

В. Милославская «Мой город»

4

1

«Лермонтов…он-поэт русский в душе

Лермонтовские чтения

5

1

«Есть в осени первоначальной»

В. Милославская «Желтый лист», «Осень»

6

1

«Братья наши младшие»

В. Милославская «Кормушка»

7

1

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

В. Милославская «Приглашение на ёлку»

8

1

«Освобождение города Минеральные Воды от фашистских захватчиков»

Аудирование научного текста (посещение музея Бибика, материалы интернет-ресурсов)

9

1

«Книга первая –букварь. Прощание с Букварём»

В. Милославская. Азбука в стихах «Сочиняем вместе», Первый класс»

10

1

«Есть году весенний праздник»

В. Милославская «Спасибо маме»

11

1

«О ребятах и зверятах»

В. Милославская «Барсик»

12

1

«О друзьях-товарищах»

В. Милославская «Два дружка»

Г. Калинина «Быстро я расту»

13

1

«Путь твоей безопасности»

В. Милославская «Светофор»

14

1

«Устное народное творчество»

В. Милославская. Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

15

1

«Никто не забыт и ничто не забыто»

В. Милославская. Азбука в стихах «Ветеранский хор».

16

1

«А.С. Пушкин-поэт, писатель, гражданин»

Пушкинские чтения



Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

2 класс


Кол-во часов

Дата

Тема

Авторы, литература, источники

1

1

6.09.19

Моя малая Родина. Государственная символика. Символика Ставропольского края.


Герб города на карте нашего края.

Аудирование научного текста (посещение музея Бибика, материалы интернет-ресурсов)

В. Милославская «Мой город»

2

1

20.09.19

«Лермонтов…он-поэт русский в душе

Лермонтовские чтения

3

1

4.10.19

«Есть в осени первоначальной»

В. Милославская «В багряном наряде»

4

1

18.10.19

«Братья наши младшие»

В. Милославская «Лиса»,

Гаустов И.«Кукушонок».

5

1

8.11.19

«Родные просторы» Люди села. Нелёгкий труд хлебороба.

Геннадий Фатеев «Где родится каравай»

6

1

22.11.19

«Говорливый ручей»

Екимцев А.Е. «А мы реку встречали»,


7

1

6.12.19

«Край хлеборобов»

Ляшенко Н.«Степной корабль»

8

1

20.12.19

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Усов М.В. «Ласточонок» , «Сказ о белом лебеде»

9

1

10.01.20

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

В. Милославская «Новогодний праздник»

10

1

24.01.20

«Времена года»

Усов М. «Тополёнок» ,

В. Милославская «Снежинки»

11

1

14.02.20

Красная книга Ставропольского края

Байдерин В.А. «Зверь из Красной книги» 

12

1

28.02.20

Устное народное творчество

Екимцев А.Е. «Хоровод загадок, хоровод вопросов»

13

1

13.03.20

«Есть году весенний праздник»

В. Милославская «Помогу бабуле»

14

1

3.04.20

«О друзьях-товарищах»

В. Милославская «На рыбалку я ходил»

15

1

17.04.20

Стихи рассказы о природе родного края

Усов М.В. «Как меня опередили пчёлы»,

16

1

8.05.20

«Никто не забыт и ничто не забыто»

В. Милославская. «К мемориалу».

Арясова Н.И. «Памяти танкистов»

17

1

22.05.20

«А.С. Пушкин-поэт, писатель, гражданин»

Пушкинские чтения





Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

3 класс


Кол-во часов

Тема

Авторы, литература, источники

1

1

«Минеральные Воды на карте Родины и края»

В. Милославская «Любимый город». В.В. Безбородов «Город в алмазах»

2

1

«Как милую песню Отчизны своей люблю я Кавказ»

Лермонтовские чтения

3

1

«Картины родной природы»

В. Милославская «В багряном наряде»

Усов М.В. «Улыбка весны».

4

1

«Братья наши младшие»

В. Милославская «Майский жук»,

Линёв А.М. «Барсик».

5

1

«Откуда хлеб родится?»

Белоусов В. «Приключения Ломтика».

6

1

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Маликов В. «Лягушка – турлушка»

Екимцев А.Е. «Пожар на муравейнике»

7

1

«Времена года»

Весна. Усов М. «Зверьки-переселенцы» 

8


«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

В. Милославская «С Новым годом!»

9


«Ставрополье – житница России»

Михайлов Н. «Подвиг комбайнера» 

10


«Родные просторы» Люди села. Нелёгкий труд хлебороба.

Епанешников Л.Ф. «Солнышко в хлебе» ,

Кашпуров И.В. «Сенокос», «Мастерская».

11-12


«Времена года»

Весна. Усов М. «Тополёнок» 

Лето. Усов М. «Зверьки-переселенцы» 

Осень. Усов М. «Лесной кулик» 

Зима. Усов М. «Какой у снега голос?», «Как деревья в снежки играют»

13


«Есть году весенний праздник»

В. Милославская «На работу спешит мама»

14


«Родной край. Наши соседи»

«Два верных стража». История двух великанов – Эльбруса и Казбека.

15


«Устное народное творчество»

Пословицы и поговорки. Песня «Казачка». Старинные казачьи поверья 

16


«Никто не забыт и ничто не забыто»

В. Милославская. «Не возьмёшь Кавказ!».

17


«А.С. Пушкин-поэт, писатель, гражданин»

Пушкинские чтения


Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

4 класс


Количество часов

Тема

Авторы, литература, источники

1

1

«Минеральные Воды-врата Кавказа»

Н. Бондаренко «Мой город»

А. Зозуля «Хутор Красный пахарь»

2

1

«Как милую песню Отчизны своей люблю я Кавказ»

Лермонтовские чтения

3

1

«Есть в осени первоначальной»

В. Милославская «В багряном наряде».

Усов М.В. «Журавлиный день», «Очей очарованье».

4

1

«Братья наши младшие»

В. Милославская «Муравьиный поход»,

Усов М.В. «Драма в водосточной трубе»

Савин В. «Живая душа» 

5

1

«Я - гражданин»

Екимцев А.Е. «Про отважного Антошку».

6

1

«Сделай людям добро, и оно окупится тебе сторицей».

Пухальская Г.Н. «За ужином» 

«Подарок»

7

1

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Усов М.В. «Напрасные страхи» 

Баев Г.К. «Собака не виновата» 

8

1

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

В. Милославская «Новогодний почтальон»

9

1

«Каждой пичужке – по кормушке»

М.В. Усов «Дорожка в сугробах».

М.В. Усов «Перед дальней дорогой» 

10-11

2

«Человек – это звучит гордо»

Н. Бондаренко «Благословленно имя твоё»

Житейские истории. Публикации изданий газет «Время», «Минеральные Воды».

Эссе. Статья в газету, публикация на сайт

12

1

«Есть году весенний праздник»

В. Милославская «Моя мамочка», «Веточка мимозы»

13

1

«Посмотри вокруг»

Фатеев Г. «Звёздный зоопарк» 

14

1

«Мой край родниковый. Наши соседи»

Миф о возникновении нарзанных источников «Сано Нартов».

В.Б. Гриценко «Дорога на курорты»

15

1

«Тропою памяти». Развитие железнодорожного транспорта.

В. Гриценко «Тропою памяти»

Л. Климович «Зерно жизни»

16

1

«Никто не забыт и ничто не забыто»

В. Милославская. «Над мирным небом».

Календарно-тематическое планирование предмета

«Родной русский язык» (17 часов)

№п/п

Дата

Тема



Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 часов)

1

13.09.19

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

2

27.09.19

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг)

3

11.10.19

Слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

4

25.10.19

Слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

5

15.11.19

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).

6

29.11.19

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.

7

13.12.19

Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

8

27.12.19

Проектное задание: «Почему это так называется?».



Раздел 2. Язык в действии (4 часа)

9

17.01.20

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

10

31.01.20

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

11

21.02.20

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

12

6.03.20

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.



Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

13

20.03.20

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

14

10.04.20

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

15

24.04.20

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

16

15.05.20

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

17

29.05.20

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.